Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы потока






Основным, определяющим, фактором Чиксентмихайи считает соот­ветствие воспринимаемых требований ситуации и возможностей для дей­ствия воспринимаемым способностям к действию и умениям субъекта. При нарушении этого оптимального соотношения в сторону превосходства умений над требованиями деятельность перестает приносить удовольствие и становится скучной. Сдвиг в противоположную сторону, т.е. когда тре­бования превышают умения, тоже сопровождается сменой знака пережи­вания на отрицательный: в таких случаях человек испытывает тревогу, чувство беспомощности перед захлестывающими его требованиями. Зави­симость качества опыта от соотношения требований (вызовов) и умений схематически показана на рис. 1.

На горизонтальной оси графика рис. 1 представлены умения, а по вертикальной — требования (вызовы). В случае их соответствия (зона, вы­деленная штриховкой) человек испытывает так называемый оптимальный

1 Там же. С. 86.


270 Тема 12. Психология мотивации

тревога


03 ; н I. , g i беспокои-х
ство

О

5| /\\\V скука

g hOxY тревога
03 l\\> -__________________________

Способности к действию (умения)

Рис 1. Модель состояния потока (по: Csikszentmihalyi, 1975, с. 49)

опыт, наслаждение от деятельности или состояние потока. При нарушении этого соответствия в сторону превосходства требований (область над диаго­налью) возникает сначала беспокойство, а затем чувство тревоги. Отклоне­ние в противоположную сторону вначале приводит к скуке, которая пере­ходит в тревогу, когда несоответствие становится слишком большим.

Как отмечалось выше, соответствие между требованиями и умениями является чисто субъективным и, хотя в какой-то мере зависит от объектив­ных показателей успешности деятельности, не определяется ими полнос­тью. Возможность достижения такого баланса в данный момент в свою оче­редь определяется двумя независимыми факторами: характеристиками де­ятельности и личностными свойствами субъекта.

Рассмотрим фактор деятельности. Как уже было отмечено, суще­ственной чертой опыта потока является его независимость от конкретно­го содержания той деятельности, в которой он возникает. Однако поток появляется внутри одних деятельностей чаще, чем внутри других. Общи­ми характеристиками таких активностей являются:

1) четкая структурированность деятельности, т.е. объективное нали­
чие в ней ясных целей и быстрой, однозначной обратной связи;

2) в деятельности должна присутствовать в явном виде возможность
для субъекта самому варьировать требования и ставить себе задачи;

3) стимулы, релевантные деятельности, должны быть легко отличи­
мы от нерелевантных; искусственное ограничение стимульного поля тоже
облегчает вхождение в поток.

Возникновению опыта потока способствует также предрасположен­ность человека воспринимать данную деятельность как приносящую удо­вольствие, самоценную, не ориентированную на результат. В действи-


Макалатия А.Г, Опыт аутотелической деятельности 271

тельности, количество активностей, мотивированных чисто внутренне, срав­нительно невелико. Большинство деятельностей так или иначе подкрепля­ется извне, но, согласно самоотчетам, в подавляющем числе случаев потока ведущую роль играет внутренняя мотивация. Предрасположенность к вос­приятию той или иной деятельности как внутренне мотивированной во многом зависит от культуры, в которой живет индивид и его социального окружения. Любое общество предоставляет своим членам особые деятель­ности досуга, специально предназначенные для получения удовольствия. Существуют и более специфические культурные влияния. Так, например, во многих восточных культурах существуют особые системы религиозных предписаний, выполняющих, по сути, функцию ориентации на поток. Ос­новными для них являются ориентация на настоящее: «не жалей о про­шлом и не тревожься о будущем» и принцип «действуй, не думая о резуль­татах», т.е. как бы выделение себя из временной и причинно-следственной перспективы1. Подобные рекомендации встречаются и в современных пси­хотерапевтических системах, например, знаменитое «действуйте здесь и те­перь» или «ориентация на бытие»2.

Свободный выбор деятельности, исходное (до возникновения потока) отсутствие конкурирующей мотивации так же выступает как фактор ауто-теличности, хотя, по мнению Чиксентмихайи, не является обязательным. Даже вынужденный труд может доставлять удовольствие при достижении баланса требований и умений. Но возможность трансформации первона­чально неприятной деятельности в приносящую удовольствие вплотную зависит от личностных свойств самого человека. Путем так называемого когнитивного переструктурирования, включающего в себя: (а) направление внимания на другие аспекты ситуации и собственной деятельности в ней, (б) постановку дополнительных задач или наоборот, (в) игнорирование не­посильных требований, возможно достичь переживания потока в любой де­ятельности, ничего не меняя в реальной ситуации. Показано, что даже мо­нотонная работа на конвейере некоторым людям может приносить поло­жительные переживания3.

Было выявлено, что люди различаются в своей способности к когни­тивному переструктурированию. Эта способность коррелирует с некоторы­ми личностными чертами, т.е. люди определенного типа склонны чаще пе­реживать подобный опыт. По наблюдениям Р. Логана, этим людям обыч­но свойственны большая направленность вовне, на окружающее, отсутствие склонности к рефлексии и высокий уровень самоконтроля4. Им удается с

1 См.: Судзуки Д. Основы Дзен-Буддизма. Бишкек, 1993.

2 См. напр.: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

3 См.: Csikszentmihalyi M., Graef R. The Experience of Freedom in Everyday Life //
American Journal of Community Psyhology. 1980. Vol. 8. P. 401-414.

' См.: Logan R. // Csikszentmihalyi M., Csikszentmihaliy I. (ed.). Optimal Experience. Psyhological Studies of Flow in Consciousness. Cambridge, 1988.


272 Тема 12. Психология мотивации

помощью когнитивного переструктурирования достичь потока даже в са­мых нерасполагающих к этому условиях. Более того, для такой аутотели-ческой личности потоком может стать вся жизнь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.