Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д) Интересные и неинтересные задания






Потребностное напряжение в наших опытах создается намерением. К моменту опроса оно сохраняется в силу того, что действие было пре­рвано до своего естественного окончания.

Мы обсудили сейчас ряд случаев, когда, несмотря на внешнюю за­конченность действия, оно оставалось, по тем или иным причинам, внут­ренне незавершенным. Подобного же сохранения потребностного напря­жения можно ожидать и в случае тех заданий, которые вызывают есте­ственное желание заниматься ими. Поэтому у таких заданий, называемых обычно «интересными», также следует ожидать высокой частоты запо­минания законченных действий (33). Соответственно, их коэффициент ЗН/33 должен оказаться низким.

Если мы хотим эмпирически проверить этот вывод, то нам следует не просто считать одни задания интересными, а другие неинтересными, но отдельно выяснять у каждого испытуемого, какие задания были ему ин­тересны, а какие — безразличны.

К интересным заданиям мы будем относить те, о которых испыту­емый сказал, что они ему интересны. Часть из этих заданий может быть интересна испытуемому не только в контексте опыта (по сравнению с другими заданиями), но и может принадлежать к кругу его интересов в реальной жизни.

Таблица 7

ЗН и 33 для интересных и безразличных действий

 

Вид заданий Я ЗН 3 33 ЗН/3: 33/3 ЗНв% 33 в %
интересные неинтересные 36 130 23 96 49 155 32 60 1 1, 9   65 39

Проведенное в табл. 7 сопоставление показывает, что для интересных заданий коэффициент ЗН/33 фактически равен единице1, причем именно интерес поднимает показатель запоминания законченных действий выше среднего уровня. (Для интересных заданий 33 (= ЗН) = 65 %, что пример­но равно среднему значению ЗН (= 67, 8 %) для всей совокупности зада­ний, в то время как среднее значение 33 составляет лишь 39 %.) Если

1 Поскольку количество законченных и незаконченных случаев было для этих зада­ний различным, то при вычислении ЗН/33 мы разделили ЗН на общее число незакончен­ных случаев, а 33 — на общее число законченных случаев.


Зейгарник 6.6. Запоминание законченных и незаконченных действий 227

задание интересно, то, выполнив его один раз, испытуемый стремится про­должить им заниматься. (В ходе опытов, так же, как и в повседневной жиз­ни, можно было наблюдать, как испытуемые снова и снова дотрагивались до интересной работы или брали ее в руки.)

2. Внешне не готовые, но внутренне законченные задания

В случае незаконченных заданий важна не их внешняя незакончен­ность, но сохранение потребности к завершению задания. При опреде­ленных обстоятельствах могли наблюдаться случаи, когда хотя задание и оставалось внешне незаконченным, но потребность к завершению была уже удовлетворена или исчезла в силу каких-либо других причин.

Вообще, в определенном смысле можно говорить о том, что при каж­дом прерывании возникает желание хоть как-нибудь «поставить точку» в этом задании и, тем самым, уменьшить силу, толкающую к его завер­шению. Помимо этой общей тенденции, стоит выделить прежде всего сле­дующие случаи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.