Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория социального научения






Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального на­учения, ведут свое происхождение от теоретических представлений S—It-типа (прежде всего от Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответствен­ные за его побуждение и направление. Наиболее влиятельными предста­вителями этого течения являются Берковитц и Бандура. Первоначально Берковитц2 стоял на позициях, тесно связанных с фрустрационнои теорией агрессии. Отказавшись от не выдерживающего критики постулата о том, что фрустрация всегда ведет к агрессии, он ввел две промежуточные пере­менные, одна из которых относилась к побуждению, а другая — к направ­ленности поведения, а именно гнев (как побудительный компонент) и пус­ковые раздражители (запускающие или вызывающие реакцию ключевые признаки). Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направле­но действие субъекта, блокируется извне. Однако сам по себе он еще не

1 См.: Dollard J., Doob L., Miller N.E., Mowrer H.O., Sears R.R. Frustration and Aggression.
New Haven, Yale, 1939.

2 См.: Berkowitz L. Aggression: A Social Psychological Analysis. N. Y., 1962.


Хекхаузен X. [Исследования мотивов аффиляции...] 153

ведет к поведению, определяемому побуждением данного типа. Чтобы это поведение осуществилось, необходимы адекватные ему пусковые раздражи­тели, а адекватными они станут лишь в случае непосредственной или опос­редованной (например, установленной с помощью размышления) связи с ис­точником гнева, т.е. с причиной фрустрации. Таким образом, осново­полагающей для Берковитца здесь оказывается концепция поведения как следствия толчка (push), вписывающаяся в парадигму классического обус­ловливания. Сам он дает следующее определение:

«Сила агрессивной реакции на какое-либо препятствие представляет собой совместную функцию интенсивности возникшего гнева и степени связи меж­ду его побудителем и пусковым признаком»1.

Позднее Берковитц2 расширил и видоизменил свою соответствую­щую лоренцовской модели врожденного запускающего механизма меха­нистическую концепцию толчка. Пусковой раздражитель уже не являет­ся необходимым условием перехода от гнева к агрессии. Далее, допуска­ется побуждение к агрессии раздражителями, связанными с обладающими подкрепляющим значением последствиями агрессивных действии, ины­ми словами, в качестве дополнительной опоры своей концепции Берко­витц привлекает парадигму инструментального обусловливания. Кроме того, предполагается, что появление релевантных агрессии ключевых раз­дражителей может повысить интенсивность агрессивного действия, на­пример, замечаемое оружие в ситуации, воспринимаемой человеком как провокационная, так называемый эффект оружия3.

Бандура4 больше ориентирован на парадигму инструментального обусловливания, причем центральное место он отводит научению путем наблюдения за образцом. Эмоция гнева не является, по его мнению, ни необходимым, ни достаточным условием агрессии. Поскольку гнев пред­ставляет собой с точки зрения Бандуры всего лишь состояние возбужде­ния, получающее обозначение лишь постфактум, всякое эмоциональное возбуждение, идущее от негативно воспринимаемой стимуляции (скажем, шум, жара), может влиять на интенсивность агрессивных действий, если только действие вообще пойдет по пути агрессии. Ход такого действия не связан с простым запуском условных реакций, зависящих от предвос­хищаемых последствий возможных действий, и никакое состояние эмо­ционального возбуждения, никакой побудительный компонент не явля­ются для него необходимыми. Теоретическая позиция Бандуры, будучи

1 Berkowitz L. Aggression: A Social Psychological Analysis. N. Y., 1962. P. 33.

2 См.: Berkowitz L. Some determinants of impulsive aggression: The role of associations
with reinforcement for aggression // Psychological review. 1974. 81.

3 См.: Berkowitz L., LePage A. Weapons as aggression-eliciting stimuli // Journal of
Personality and Social Psychology. 1967. 7.

4 См.: Bandura A. Aggression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffs, 1973.



Тема 12. Психология мотивации


ТЕОРИИ ВЛЕЧЕНИЯ ФРЕЙД (1905, 1930)


агрессивное влечение, влечение к смерти


—^агрессивное поведение


ЛОРЕНЦ (1963)


агрессивное влечение


Т

запускающими тимул


—^агрессивное поведение


ФРУСТРАЦИОННАЯ, ТЕОРИЯ АГРЕССИИ ДОЛЛАРДи др. (1939)


фрустрация -


—^J агрессивное влечение L


► агрессивное поведение


ТЕОРИИ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.