Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лексические игры






 

Рассмотрим универсальные приемы, позволяющие активизировать различные серии лексических единиц.

1. Игра по принципу «снежного кома». Учитель или ученик произносит первую фразу, например: «J’ai é té au zoo et j’ai vu un é lé phant.» Участники поочередно воспроизводят фразу, добавляя каждый раз новые слова: «J’ai é té au zoo et j’ai vu un é lé phant et une girafe.» Или: «Je viens du marché et j’ai dans mon panier des pommes.» «Je viens du marché, j’ai dans mon panier des pommes et des oranges.» Etc. Выигрывает тот, кто последним скажет фразу, точно все воспроизведя и добавив еще одно слово.

2. В игре «Аукцион» (например, «C’est l’hiver...») играющие не наращивают фразы, а произносят их поочередно: «Il neige. / Il gè le. / C’est bientô t Noë l. / On fait du ski et on patine. / J’aime jouer à la neige...» Выигрывает тот, за кем осталось последнее слово.

3. «Теннисный турнир». Соперники «подают» и «отбивают» слова или фразы по определенной теме (можно делать движение «ракеткой»). Например, тема «Le sport»: «Je pratique la natation. / Nous jouons au volley. / N. fait du jogging, etc.» Проигрывает команда, не сумевшая быстро ответить на «подачу».

4. «Переходим реку». Чтобы «не утонуть», необходимо сделать 5, 7 или 10 шагов, называя предметы (например, мебель, или фрукты, или школьные принадлежности).

5. «Эрудит». По команде учителя все пишут в течение определенного времени известные им слова по заданной теме (допустим, «Цветы»). Затем откладывают ручки и начинают читать вслух свои слова, причем те, которые встречаются у других, нужно зачеркнуть (biffer). Выигрывает тот, у кого осталось большее количество слов.

Вариант: задается ситуация, например «Идем в поход, пишем списки необходимых вещей». / «Мы были на книжной ярмарке, купили много книг разных жанров».

6. «Ассоциации». Игрок одной команды называет прилагательное (например, цвет), а противник должен быстро сказать подходящее существительное: «Bleu!» «Le ciel.» «Jaune!» «Un citron.» «Rouge!» «Une tomate.» «Vert!» «Une grenouille.» «Gris!...» Etc.

Можно называть глаголы и отзываться короткими фразами: «Chanter.» «Les oiseaux chantent.» «Ré colter.» «On ré colte des fruits.» «Ecrire.» «Nous avons é crit une dicté e.» «Sauter...» Etc.

Вариант: «Аукцион». «Qu’est-ce qui brille?» «Le soleil brille. Les fenê tres brillent, etc.» / «Qu’est-ce qui est rond?» «La terre est ronde. Les disques sont ronds. Les boules de neige sont rondes, etc.»

7. «Je ferme les yeux et je vois...». Играющие закрывают глаза и представляют себя где-то (на пляже, в музее, в зоопарке...). Вслух один ученик говорит: «Je ferme les yeux et je vois... (des arbres, des champignons, des fleurs...).» Нужно угадать, где он находится: «Tu es dans un bois!...»

8. «J’aime... je n’aime pas…» В большой коробке много карточек с картинками (или словами: personnages, objets, lieux). Играющие по очереди вытаскивают карточку и говорят: «J’aime les citrons, ils ont beaucoup de vitamines». Или: «Je n’aime pas le mé tro. Il y a trop de monde.» Каждая правильная реплика с аргументацией приносит очко.

9. Игра «Свидетели» («Les té moins»). Учащиеся в течение 1—2 минут рассматривают картинку (слайды, фотографию из журнала, кадр из видеофильма). На ней может быть изображено уличное происшествие, группа людей, витрина магазина, интерьер комнаты и т. д. Их задача запомнить как можно больше деталей. Затем по сюжету игры ученики будут давать «свидетельские показания». Эта идея может быть использована для мотивированного употребления лексики по самым разным темам.

10. На продвинутом этапе очень интересно проходит конкурс на лучшую ассоциограмму. На больших плакатах в центре пишется ключевое слово (например, printemps ). «Quels mots et expressions sont é voqué s (vous viennent à l’esprit) quand vous pensez au printemps?» Каждая группа пишет как можно больше слов и словосочетаний, связанных с этим словом, например: les perce-neige, le ciel bleu, un coup de foudre (любовь с первого взгляда), les muguets, les ruisseaux, l’espoir, les examens, la verdure, les pommiers en fleur, l’heure d’é té, Pâ ques, le 1 mai, la Fê te des mè res / les oiseaux reviennent / les grandes vacances approchent / on va planter des lé gumes / on va camper, etc. Выигрывает команда, y которой возникло больше ассоциаций и которая может их прокомментировать.

11. «Dé finitions». Интересные игровые виды работы могут быть основаны на использовании словаря — французского одноязычного, толкового, например учебный Dictionnaire fondamental (G. Gougenheim), Petit Larousse или Micro Robert.

1) Один ученик открывает словарь, выбирает слово и читает вслух его определение. Остальные должны угадать слово. Можно заранее оговорить тему или какие-либо условия: определенный звук, буква. Например, назначено буквосочетание «ch». Звучит дефиниция: «Animal domestique qui tire des voitures ou qui porte des cavaliers.» Один из играющих называет слово «cheval», берет словарь и дает следующее определение, например: «Celui qui commande, qui est à la tê te d’un groupe («chef»)». И т. д.

2) Ведущий выбирает слово, наверняка незнакомое всем участникам игры, и выписывает его определение из словаря. Учащимся предлагается дать свое определение (написать его на листке). Записки собирают вместе, среди них кладут определение из словаря и читают их вслух одну за другой. Если кто-то считает, что данное определение правильное, автору начисляется очко, а игрок должен обосновать свой выбор. Затем чтение продолжается, пока кто-то не опознает словарное определение.

Примечание: чтобы игра протекала успешно, учащиеся должны быть знакомы с технологией составления дефиниций и давать такие определения, которые не слишком контрастировали бы с настоящими. Поэтому этот вид работы больше подходит для продвинутого этапа.

 

Чтобы активизировать лексику по конкретным темам, нужно создавать учебно-речевые ситуации для ее мотивированного употребления в собственных высказываниях учащихся.

1. Воображаемая ситуация (ролевая игра) «Интерклуб» даст возможность повторить названия стран, столиц, народов. Хозяева и гости интерклуба обмениваются следующими репликами: «Vous ê tes Anglaise?» «Oui, je suis de la Grande Bretagne, j’habite Londres.» «Et vous, parlez-vous anglais?» «Non, je ne parle pas anglais.» (На вопрос «Vous ê tes de la Pologne, n’est-ce pas?» гость отвечает: «Oui. Je suis Polonais(-e).» И т. д.)

2. «Предлагаемые обстоятельства» (тема «Les meubles»). «Мы приехали в другой город и поселились в гостинице. Вы звоните друг другу по телефону и обмениваетесь впечатлениями от комнат, в которых вы живете». У каждого играющего — картинка с изображением комнаты: «Dans ma chambre il у a une table ronde, des chaises, un fauteuil, un lit, un tapis. Il y a un poste de radio.» «Dans ma chambre il y a une armoire, une é tagè re... Il y a un poste de té lé, mais il n’y a pas de radio.» Можно предложить участникам игры найти 3—5 различий или определить, у кого из них одинаковые комнаты.

3. Игра «Имя-портрет». На доске пишется имя одного из присутствующих. Все вместе описывают его черты (внешность и характер) по буквам, составляющим его имя.

Например: Claire. Elle est: charmante (curieuse, courageuse) / laborieuse et loyale / aimable (appliqué e, attentive) / intelligente (impulsive) / rieuse (rusé e) / é nergique et enthousiaste. Конечно, высказывания должны быть доброжелательными, а неблаговидные черты можно называть в отрицательной форме («Il n’est jamais grossier»).

Приводим словарик по теме «Portrait moral» для этой игры.

 

A droit, aimable, attentif, ambitieux, amusant, autoritaire, aventureux, assidu, appliqué, avare. B ruyant, bavard, bon, bienveillant, beau, bien é levé, bonvivant. C harmant, cré atif, calme, cultivé, compé tent, capricieux, curieux, chanceux, consciencieux, courageux, chaleureux, cordial. D oué, dé voué, dynamique, doux, discret, distrait/dissipé, drô le, dé licat, dé brouillard, discipliné. E nergique, excentrique, entousiaste, enjoué, effronté, entê té, é motif, é tourdi, exacte, enfantin. F idè le, franc, fort, flegmatique, ferme, fonceur, fort en.... G ai, gentil, grossier, galant, gé nial, gé né reux, gourmand. H abile, hardi, honnê te, hautain, hypocrite, humain. I ntelligent, ingé nieux, indé pendant, individualiste, indé cis, indulgent, impulsif, impré visible, irritable, intrigant. J eune, jovial, jaloux. L oyal, laborieux, lunatique. M odeste, moqueur, malin, malicieux, maladroit. N aï f, noble, nerveux, nonchalent, narcissique, né gligent, naturel. O ptimiste, obstiné, ouvert, original, orgueilleux, ordonné. P essimiste, patient, poli, prudent, paresseux, pré tentieux, pé dant, ponctuel, peureux, plein de tact. R omantique, ré servé, renfermé, rê veur, rieur, rancunier, ré flé chi, ré solu, rusé. S ensible, sentimental, sé rieux, secret, sé vè re, souriant, sot, spirituel, sociable, sportif, spontané, superficiel, sympatique. T endre, timide, travailleur, turbulent, taciturne, tranquille. U topique, unique. V if, vaillant, volubile, vulné rable, vaniteux, vantard, veinard.

 

4. Принцип алфавита, или первых букв, можно использовать и для активизации других ЛЕ. Например, «Les repas»: a) J’ai mangé des a bricots, du b eurre, du c amambert, un d essert, des f raises, etc. b) Au buffet de la gare de BREST on mange du b ifteck, des r adis, des e ndives (on boit de l’ e au miné rale), du s aucisson et on prend du t hé.

5. По теме «Цветы»: Pour la fê te d’OLGA on lui a donné des œ illets, des l ilas, des g laï euls et des a sters.

6. Можно обыгрывать только первую букву, например: «Tu vas à A miens. Qu’est-ce que tu vas y faire?» «A cheter des a llumettes à A ndré. (En C oré e — c ultiver des c arottes / c hercher des c aramels / c hanter des c antates).»

7. «Ni oui, ni non». Водящий должен быстро отвечать на любые вопросы играющих, ни в коем случае не употребляя слова «oui» и «non». Например: «Tu as douze ans, n’est-ce pas?» «Tu as raison.» «Tu es à la leç on de franç ais?» «Evidemment.» «Tu as une sœ ur?» «Tu te trompes, j’ai un frè re.» Etc. Игра полезна для активизации разговорных клише (pas du tout, ç a va, sans dire, bien sû r, naturellement, c’est juste, c’est faux, sû rement pas, tout à fait, etc.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.