Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поиски социального контакта






Известно множество различных интерпретаций того факта, что ин­дивид ищет общества себе подобных. Причем такой контакт также мо­жет иметь самые различные формы <...>. Некоторые авторы, например, Мак-Дауголл2, ссылались при этом на стадный инстинкт. В настоящее время существует тенденция рассматривать социальные мотивы как про­изводные, обусловленные вторичным подкреплением некоторых физио­логических потребностей. Индивид ищет общества других индивидов, поскольку таким образом он сможет удовлетворить свою потребность в пище. Посредством процесса генерализации связь одного индивида с другим, с помощью которого была удовлетворена его потребность, распро­страняется и на других представителей того же вида.

1 См.: Sensory Deprivation // A symposium held at Harvard Medical School. Cambridge,
1961. P. 9.

2 См.: McDougall W. An introduction to social psychology. L.: Methuen & Co., 1908;
28 ed. 1948.


Нюттен Ж. [Познавательная и социальная мотивации] 125

Такое объяснение подтверждается многими данными. Известно, на­пример, что овца не обязательно в силу врожденного инстинкта следует за бараном или за стадом; если человек будет ухаживать за овцой и кор­мить ее, она привязывается к этому человеку и уже больше не является неотъемлемым членом группы себе подобных. У этологов можно найти многочисленные данные о таких «пусковых механизмах» поведения, а также о времени, когда такие связи устанавливаются (Imprinting).

Что касается человека, то тот факт, что ребенок удовлетворяет свои многочисленные потребности благодаря взрослому, создает меж­ду ребенком и взрослым совершенно особые аффективные отноше­ния. Тем не менее факты говорят о том, что объяснение социальных тенденций удовлетворением первичных потребностей едва ли право­мерно. Известно, что начиная с определенного возраста ребенок ищет не столько общества взрослых, сколько товарищей в игре, которые не способствуют ему в удовлетворении его органических потребностей. Андерсон1 и другие подчеркивали, что в этом случае необходимо ис­кать иные факторы. После периода, когда ребенок играет один с ка­кими-то предметами, наступает период, когда ему хочется «делать что-либо» вместе с другими. Он явно ищет общества других с целью со­вместной реализации того или иного игрового замысла, сложность которого увеличивается с возрастом2.

Кроме того, систематические наблюдения Спитца3 показывают, что удовлетворение органических потребностей не является, видимо, доста­точным условием для формирования социальных контактов ребенка. Несмотря на то что в условиях больницы ребенок получает со стороны взрослых все необходимое для удовлетворения его «первичных» потреб­ностей, отсутствие матери отрицательно сказывается на эмоциональном и социальном контактах ребенка и даже на его интеллектуальном и физическом развитии. Таким образом, для нормального развития ре­бенка необходима, видимо, сложная сеть человеческих взаимоотноше­ний, которая представляет собой самостоятельную ценность. (Критичес­кие замечания к работам Спитца см. в статье Пинно4; см. также ответ Спитца5.)

1 См.: Anderson H. Social development // Cartnichael L. (Ed.). Manual of child psychology.
1954. P. 1162-1215.

2 См. также: Murphy L.B. Social behavior and child personality. N. Y.: Columbia Univ.
Press, 1937.

3 См.: Spitz RA. Hospitalism. An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in
early childhood // Psychoanal. Stud. Child. 1945. 1. P. 53-74.

4 См.: Plnneau S.R. The infantile disorders of hospialism and anaclitic depression //
Psychol. Bull. 1955. 52. P. 429-452.

5 См.: Spitz RA. Reply to Dr. Pinneau // Psychol. Bull. 1955. 52. P. 453-459.


126 Тема 12. Психология мотивации

2. Аффективное значение человеческого лица

Эту ценность и особое значение человеческих контактов, не связан­ных с удовлетворением физиологических потребностей, еще более нагляд­но показало изучение первых аффективных реакций ребенка на челове­ческое лицо. Конкретным примером такой эмоциональной реакции яв­ляется первая социальная улыбка ребенка (в отличие от гастрической улыбки, описанной Гезеллом) в двухмесячном возрасте.

Некоторые авторы пытались объяснить эту первую аффективную реакцию образованием условных связей на основе удовлетворения пер­вичных потребностей или физического контакта1. Напротив, К. Бюлер2, исследовавший вместе со своими многочисленными сотрудницами эту проблему, считает социальную улыбку специфической и первичной ре­акцией на человеческое лицо. Деннис3 пытался решить эту проблему, установив безусловный раздражитель, вызывающий социальную улыбку. С этой целью он провел наблюдение за двумя близнецами в строго экспе­риментальных условиях и был вынужден прийти к выводу, что не суще­ствует более первичного раздражителя, чем присутствие человека. Спит-цу и Вольфу4 удалось даже определить те части человеческого лица, ко­торые являются особенно важными и вызывают реакцию ребенка.

Несмотря на отрицательные результаты, Деннис продолжал считать, что ребенок улыбается при виде человеческого лица потому, что воспри­нимает его как сигнал, предвещающий удовлетворение той или иной физиологической потребности. Однако все попытки заставить ребенка улыбнуться при виде соски, из которой он регулярно получал пищу, окончились неудачей5. С точки зрения Бюлера, человеческое лицо имеет для ребенка особое значение. Можно говорить, вероятно, о специфичес­кой восприимчивости у человека, лежащей в основе некой первичной по­требности в социальном контакте. Как показал Спитц, исчезновение лица человека сопровождается у ребенка реакциями неудовольствия.

1 См.: Watson J.B. Behaviorism. N. Y.: People's Inst. Publ. Co., 1924.

2 См.: Biihler С Die ersten sozialen Verhaltungsweisen des Kindes // Soziologische und
psychologische Studien ilber das erste Lebensjahr (Quellen und Studien zur Jugendkunde,
№ 5). Jena: Fischer, 1927. P. 1-102; Biihler C. The social behavior children // Murchison С
(Ed.). Handbook of child psychology. Worcester: Clark Univ. Press, 1933. P. 374-416.

3 См.: Dennis W. A comparison of the rat's first and second exploration of a maze unit /
/ Amer. J. Psychol. 1935. 47. P. 488-490.

4 См.: Spitz RA., Wolf KM. The smiling response // Genet. Psychol. Monogr. 1946. 34.
P. 57-125.

5 См.: Dennis W. A comparison of the rat's first and second exploration of a maze unit
// Amer. J. Psychol. 1935. 47. P. 220.


X. Хекхаузен

[ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ АФФИЛЯЦИИ, ВЛАСТИ, ПОМОЩИ И АГРЕССИИ]1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.