Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магнит размагнитился.

Это вещество горюче.

Это вещество — углерод.

2. Все ягоды — плоды.

Черника — ягода.

Черника — плод.

3. Все металлы — твердые тела.

Ртуть — металл.__________

Ртуть — твердое тело.

I. Восстановить следующие энтимемы до полного категорического силлогизма.

1. Внимание — важное и необходимое условие всех видов деятельности человека, а произвольное внимание есть вид внимания.

2. Все перелетные птицы зимой улетают на юг, поэтому грачи зимой улетают на юг.

3. Все представители отряда хоботных — млекопитающие, так как хоботные вскармливают детенышей молоком.

4. Кобра — змея, следовательно, кобра не имеет ног.

 

III. Определить вид умозаключения,

1. Все, что способствует закаливанию людей, укрепляет здоровье.

Водные процедуры способствуют закаливанию людей.

Водные процедуры укрепляют здоровье.

Плавание — водная процедура.

Плавание укрепляет здоровье.

2. Все, что способствует прогрессу общества, полезно.

Наука способствует прогрессу общества.

Значит, наука полезна

«Психология — наука»

Психология полезна,

3 Все кенгуру — сумчатые.

Все сумчатые — животные.

Все животные обладают обменом веществ.

Все кенгуру обладают обменом веществ.

4. Все, что требует мужества и героизма, есть подвиг.

Первый полет человека в космос требовал мужества и

Героизма.

Первый полет человека в космос есть подвиг.

 

Подвиги бессмертны.

Первый полет человека в космос есть подвиг.

Первый полет человека в космос бессмертен.

 

5. Память ЭВМ бывает внутренней или внешней.

Длинам память ЭВМ не является внутренней.

Данная память ЭВМ является внешней.

 

6. Прилагательные бывают качественными, или относительными, или притяжательными.

Данное прилагательное не относится ни к качественным, не к относительным.

Данное прилагательное притяжательное.

IV. Определить вид умозаключения, написать формулу, доказать, является ли она законом логики.

1. Если весна наступила, то в школьном саду предстоит много работ.

Весна не настудила.

В школьном саду не предстоит много работ.

2. «Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись» (А. С. Пушкин).

Жизнь тебя обманула.

Ты не печалься, не сердись.

 

3. Если стройматериалы не будут доставлены вовремя, то план ввода жилья не будет выполнен.

Если план ввода жилья не будет выполнен, многие не получат своевременно квартиру.

Если стройматериалы не будут доставлены вовремя, многие не получат своевременно квартиру.

4. Если подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуется родничок.

Подземная вода в местах обнажения вышла наружу.,

Образовался родничок.

5. Если магнит ударить, он размагнитится.

Магнит размагнитился.

Магнит ударили.

 

6. Придумайте умозаключение, построенное по формуле ((а- b) a b)< +a).

 

 

7. Постройте условно-категорические умозаключения на основе следующих русских пословиц:

Кто в кони пошел, тот и воду вези.

Кто ест скоро, тот и работает споро.

Кто другому яму роет, тот сам в нее попадет.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Куй железо, пока горячо.

Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.

Ласковый теленок двух маток сосет.

Лбом стены не прошибешь.

8. Постройте условно-категорическое умозаключение на основе следующего сложного суждения: «Попробуй-ка научить сострадать, если человек с детства не страдал, если боится даже самой малой, боли, пустякового неудобства и если его всю жизнь предохраняли от сострадания» (С.Алексеев. Рой). Первая условная посылка этого умозаключения такая:

«Если человек с детства не страдал, боится даже самой малой боли, пустякового неудобства, его всю жизнь предохраняли от сострадания, то попробуй-ка научить этого человека страдать». Формула этой посылки:

(a b c d)-е.

 

Сформулируйте вторую посылку и заключение.

 

Вопросы для повторения

1. Что такое умозаключение? Какова его структура?

2. Каким образом связаны между собой правильность умозаключения и истинность полученного с его помощью следствия, заключения?

3. Какие умозаключения называют дедуктивными?

4. Что такое категорический силлогизм?

5. Назовите термины категорического силлогизма.

6. Зависит ли правильность категорического силлогизма от местоположения среднего термина в его посылках? Что такое фигура силлогизма?

7. Каким образом связаны модус и фигура силлогизма друг с другом?

8. Что такое «учетверение терминов»?

9. В каких случаях вывод категорического силлогизма может быть только отрицательным (только частным)?

10.Можно ли сделать вывод из двух отрицательных посылок?

11.Возможен ли вывод, если обе посылки — частные суждения?

12.Что такое «энтимема»? Приведите пример энтимемы, в которой пропущена одна из посылок.

13.Чем отличаются сорит и полисиллогизм друг от друга? Как получить сорит из полисиллогизма? Можно ли получить полисиллогизм из сорита?

14.Какие виды условных умозаключений Вы знаете?

15.Приведите примеры правильных, но различных по своей структуре условно-категорических умозаключений.

16.В каких случаях разделительно-категорическое умозаключение дает достоверный вывод, а в каких — вероятностный?

17.Чем отличаются друг от друга по своей структуре конструктивная и деструктивная дилеммы?

18.Приведите примеры трилемм. наиболее часто встречающихся в русских народных сказках.

19.В чем вы видите роль и значение дедуктивных умозаключений в общении, обучении, научном познании?

20.Что такое индуктивное умозаключение? Чем оно отличается от дедуктивного?

21.В чем суть полной индукции и какова ее роль в познании?

22. Попробуйте привести пример, когда математическая индукция «не работает», когда ее применение приводит к парадоксам.

23. Каким образом строится умозаключение по аналогии?

24. Какие виды умозаключений по аналогии вы знаете?

25. Назовите условия, способствующие повышению степе­ни вероятности выводов по аналогии.

26. Приведите примеры использования моделирования. Можете ли вы обосновать утверждение: «Моделирование есть аналогия»?

27. Что такое математическое моделирование?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разделительные и непрямые умозаключения | Упражнения. Учебно-методическое пособие




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.