Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Психологические проблемы взаимодействия человека с новыми информационными технологиями.






Вопросы к семинарским занятиям:

 

1. Что такое «человеко-компьютерный интерфейс» и в чем состоит его «дружественность»?

2. Какие психологические проблемы возникают при взаимодействии с компьютером на естественном языке?

3. Какие новые категории пользователей компьютеров появились в последнее время? Каковы психологические особенности их деятельности?

4. Что нового вносит Интернет в жизнь современных детей, подростков, взрослых людей?

5. Преимущества и опасности «виртуальной реальности» и «виртуального общения».

Задания для самостоятельной работы:

1. Сформулируйте инженерно-психологические требования к диалогу человека и компьютера. Какие требования не всегда выполняются в операционной системе WINDOWS?

2. Оцените с точки зрения инженерной психологии некоторые сайты по своему выбору.

Литература:

 

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М.: Сканрус, 2003.

2. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. – М., 1994.

3. Тихомиров О.К, Бабанина Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М., МГУ, 1986.

4. Шнейдерман Б. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных машинных системах. М., «Радио и связь», 1984.

 

Дополнительная литература:

5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, № 1.

6. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, програмных средств и среды. – М.: Логос, 2001.

7. Пономаренко В.А., Турзин П.С., Рысакова С.Л. Проектирование диалога «оператор-ЭВМ» (психологические аспекты). – М.: Машиностроение, 1993.

8. Человек и ЭВМ. / Под ред. Тихомирова O.K. - М., «Экономика», 1974.

Примерная тематика рефератов, докладов, контрольных работ.

 

1. Человек в информационном обществе: психологические проблемы.

2. «Компьютерная революция» и психология.

3. Профессиональная ориентация на профессии, связанные с техникой.

4. Когнитивные стили и стратегии принятия решений в деятельности операторского типа.

5. Учет инженерно-психологических закономерностей в организации рекламы.

1. Психологическое обеспечение деятельности операторов атомных станций.

2. Психологический анализ причин летных происшествий.

3. Внешние и внутренние причины ошибочных действий человека.

4. Склонность к риску как индивидуально-психологическое качество.

5. Профессиональная ответственность и надежность работы человека.

6. Качества личности, влияющие на развитие стресса в деятельности операторского типа.

7. Профилактика стресса в профессиональной деятельности.

8. Взаимодействие с компьютером на естественном языке.

9. Индивидуально-психологические особенности личности программиста.

10. Искусственный интеллект и психология.

11. Ребенок и компьютер.

12. Подросток и компьютер.

13. Психологические проблемы общения в Интернете.

14. Проблемы компьютерной и Интернет-зависимости.

15. Виртуальная реальность и виртуальное общение.

 

 

Примерный перечень вопросов зачету по курсу «Инженерная психология».

1. Предмет и задачи инженерной психологии и эргономики.

a. Этапы развития инженерной психологии и эргономики в Советском Союзе, России и за рубежом.

2. Специфика методов инженерной психологии как системной дисциплины.

3. Проблема распределения функций между человеком и машиной.

4. Основные принципы в организации работы оператора и пользователя.

5. Принцип активного оператора и его реализация в современных условиях.

6. Особенности психических процессов человека при работе в человеко-машинных системах.

7. Понятие оперативного мышления и его исследование в инженерной психологии.

8. Проблема принятия решений на разных уровнях и этапах деятельности.

9. Основные подходы к инженерно-психологическому проектированию.

10. Инженерно-психологические требования к средствам отображения информации.

11. Инженерно-психологические требования к средствам ввода информации.

12. Организация рабочего пространства и рабочей среды человека.

13. Понятие и процедура инженерно-психологической оценки.

14. Понятие ошибки оператора.

15. Классификация и способы профилактики ошибок.

16. Надежность человека в технической системе.

17. Самоконтроль и саморегуляция в профессиональной деятельности.

18. Специфика профессионального стресса.

19. Исследования и оценка информационного стресса.

20. Психологические проблемы человеко-компьютерных интерфейсов.

21. Психологические особенности их деятельности пользователей новых информационных технологий.?

22. Психологические проблемы использования Интернет.

Примеры тестов для самоконтроля

1. Эргономика – это:

а) наука об информационном взаимодействии человека и автоматизированной системы управления;

б) правила учета человеческих факторов при проектировании программных средств;

в) комплексная дисциплина, изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве;

г) наука о закономерностях трудовой деятельности.

 

2. Множество сигналов, несущих оператору информацию об управляемом объекте и организованных в соответствии с определенной системой правил, это:

а) образно-концептуальная модель;

б) обратная связь;

в) образ-цель;

г) информационная модель.

 

3. Оптимальное расстояние от глаз человека до экрана монитора:

а) 30 см;

б) 70 см;

в) 110 см;

г) не имеет значения.

 

4. Признаками Интернет-зависимого поведения не являются:

а) пренебрежение здоровьем, в частности, временем на сон, ради общения в Интернете;

б) неспособность человека отвлечься от работы в Интернете;

в) владение в совершенстве многими прикладными программами и правилами работы в Интернете;

г) склонность забывать о деловых и личных планах во время работы в Интернете.


 

ЧАСТЬ III.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.