Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания. 1. У наивного пользователя (незнакомого с теориями) также имеются свои представления о том






1. У " наивного пользователя" (незнакомого с теориями) также имеются свои представления о том, как устроен коммуникативный процесс. Можно ли разделить таких коммуникаторов на две условные группы: Слушай, что говорю! и Давайте вместе подумаем!? Какие теоретические подходы это напоминает? Понаблюдайте за руководителями фирм и предприятий, политиками и общественными деятелями, детьми и родителями, предложите свои варианты.

2. Понаблюдайте за поведением вашего домашнего животного, за поведением маленького ребенка, за поведением группы подростков. Каким образом они общаются? Какие элементы коммуникации, общие для поведения животных и человека, вам удалось узнать?

 

Тема 2.

Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме. Развитие средств коммуникации. Гипотезы о происхождении языка. Возникновение письменности, печати, электронных средств коммуникации

 

Способы отражения действительности, средства коммуникации, механизмы регуляции поведения, деятельность современного человека формировались в течение миллиона лет, начиная с четвертичного периода, ознаменовавшегося появлением первых людей.

Питекантроп был признан промежуточным звеном, объединяющим представителей различных ступеней эволюции. Предположительно средства взаимодействия питекантропов имели сигнально-двигательный характер и основывались на механизме подражания и имитации.

Синантропы жили группами в пещерах, умели разводить и сохранять огонь, приготавливали на огне пищу. Для регуляции совместной деятельности в этот период средства коммуникации должны были выйти за пределы жестов и мимики.

Членораздельная речь начала формироваться у неандертальцев.

Регуляция поведения на уровне инстинкта уступала место более совершенным механизмам социальной регуляции посредством нового социального объединения (род) у кроманьонцев. Расширение первобытной коммуны сделало необходимым введение упорядочивающих правил и норм поведения. Социальные мотивы деятельности становились более сильными, чем биологические.

Итак, в процессе эволюции формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представителей животного мира. Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад называют «первая коммуникативная революция». За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообщений: возникновение письменности, изобретение печатного станка; развитие электронных СМИ.

Проблема происхождения языка решается, в основном, с помощью гипотез. Одной из первых появилась звукоподражательная гипотеза. Демокрит и Платон считали, что человек в ранние периоды своего развития подражал звукам окружающего мира: крикам птиц, зверей, шуму воды и т.п. Следующая теория, близкая к звукоподражательной – междометная. Сторонниками этой гипотезы были древнегреческий философ Эпикур и биолог Чарльз Дарвин, языковеды Вильгельм фон Гумбольдт и А.А.Потебня. Первотолчком к созданию слов они считали не внешний мир, а внутренние эмоциональные состояния человека. При этом эмоциональные состояния человек выражал не только с помощью звуков, но и с помощью жестов.

Одним из недостатков упомянутых теорий явилось преувеличение сугубо биологического аспекта происхождения языка. Собственно ими изучалось происхождение механизма говорения и ассоциации внешних впечатлений и внутренних переживаний с языковыми знаками.

Еще одна теория – теория инстинктивных трудовых выкриков - добавила, с одной стороны, деятельностный аспект (мышление и действие были первоначально неразрывны), а с другой – аспект социальный (трудовые выкрики во время совместной работы становились символами трудовых процессов).

Социальный аспект преобладал в теории социального договора, которая рассматривала язык как сознательное изобретение и творение людей, утверждаемое договором между ними. Сторонниками этой теории были Адам Смит, Жан Жак Руссо.

Развитие языка в процессе общественной производственной деятельности подчеркивалось и Фридрихом Энгельсом: труд и затем членораздельная речь превратили постепенно мозг обезьяны в мозг человека. Труд, язык и сознание (мышление) развивались одновременно, во взаимодействии.

Следует признать, что происхождение языка – явление многофакторное. Здесь сыграли роль как биологические предпосылки, так и социальные факторы. Не следует забывать и о факторах чисто лингвистических.

Итак, в процессе развития формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представителей животного мира. Речь становилась ведущим средством:

- познания окружающего мира, инструментом мышления, позволяющим присваивать образам определенные значения и знаки;

- передачи накопленного знания и опыта;

- регуляции взаимодействия: непосредственного побуждения к действию или его прекращению (принуждения и запрета); информирования о чем-то (убеждения); оценки, систематизации и организации ответных действий;

- внутренней самоорганизации и самоуправления человека.

В дальнейшем для интенсификации коммуникаций потребовалось изобретение средств связи, которые позволили бы осуществлять требуемые коммуникации и без публичного соприкосновения.

Письменность. Ранними формами письма были предметное и узелковое письмо. Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое и иероглифическое письмо. В пиктографии простые изобразительные знаки обозначают отдельные предметы, действия, процессы и т.д. В иероглифическом письме каждый отдельный знак обозначает слово или словосочетание.

Подлинной революцией в письменности стало изобретение фонетического письма, в котором особым символом обозначался каждый отдельный звук. Оно связало устную речь и письмо.

С помощью письменности люди получили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации.

Книгопечатание. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание значительно увеличило размах коммуникаций. Наборная печать была открыта в Германии И. Гуттенбергом.

С точки зрения коммуникативистики книга оказалась надежным средством коммуникации — хранилищем информации и средством ее трансляции, увеличивая возможности коммуникационных контактов как между современниками, так и между поколениями и представителями различных культур.

Электронная коммуникация. Четвертая коммуникативная революция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации. Электронные СМИ решали ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объему передаваемой на большие расстояния информации.

Начало было положено созданием техники телеграфии. С созданием системы телеграфных коммуникаций тысячекратно повысилась скорость коммуникаций, а главное резко возросло число коммуникантов.

Более быстрый и более дешевый, чем телеграфная и телефонная, способ передачи сообщений на большие расстояния обеспечила беспроводная связь. С изобретением радио скорость передачи информации достигла скорости света, информация и данное средство коммуникации стали массовыми.

Телевидение. Новое средство коммуникации по своей эффективности значительно превзошло все предыдущие, стал складываться новый тип культуры — экранной, сочетающей звуковые и визуальные способы передачи и восприятия сообщений.

Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники. В настоящее время компьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными. Ключевым моментом такого схождения стало превращение информации в цифровую, т.е. ее выражение в последовательности двоичных чисел. Цифровую информацию можно хранить, копировать, изменять, подвергать иным манипуляциям без потери качества.

Спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей. Она приобрела поистине глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволяют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме — звуком, текстом, цифрами или изображением — любому человеку, находящемуся в любой точке планеты. Информационное пространство одновременно увеличивает интенсивность коммуникаций и начинает ограничивать межличностные коммуникации и переводить их в виртуальную плоскость.

Контрольные вопросы

1. Назовите пять коммуникативных революций, обозначенных М. Маклюэном.

2. Охарактеризуйте каждый из этапов развития коммуникации в социуме.

3. Какие дополнительные преимущества получило человечество в результате развития средств коммуникации? С какими проблемами столкнулось?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.