Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Области применения экспертных систем






Военное дело Метеорология

Геология Промышленность

Инженерное дело Сельское хозяйство

Информатика Управление процессами

Компьютерные системы Физика

Космическая техника Химия

Математика Электроника

Медицина Юриспруденция

Наиболее уязвимы экспертные системы в распознавании границ своих возможностей и демонстрируют ненадежное функционирование вблизи границ их применимости. Дальней­ший прогресс в области искусственного интеллекта со временем предложит способы выявления границ своих возможностей. Другим недостатком экспертных систем являются значительные трудозатраты, необходимые для пополнения базы знаний. По­лучение знаний от экспертов и внесение их в базу знаний пред­ставляет собой сложный процесс, сопряженный с значительны­ми затратами времени и средств. Проектирование экспертных систем 'также имеет определенные трудности и ограничения, которые влияют на их разработку.

Зарубежный опыт показывает, что экспертные системы раз­рабатываются в основном в университетах, научно-исследова­тельских центрах и коммерческих организациях, в том числе и для финансовой индустрии. В сфере финансового обслуживания эти системы помогают страховым компаниям анализировать и оценивать коммерческий риск, устанавливать размеры ссуд при кредитовании организаций, составлять сметы проектов и т.д.

Область применения экспертных систем расширяется. Кро­ме охвата различных областей деятельности, одним из наиболее важных последствий разработки экспертных систем является модификация знаний. По мере того как разработчики будут строить большие, сложные базы знаний, появляется рынок зна­ний, независимых от компьютерных систем. Появятся средства обучения для изучающих определенную прикладную область. Коммерческим продуктом станут метазнания, т.е. знания об оп­тимальных стратегиях и процедурах использования предметных знаний. Развитие экспертных систем в интеллектуальные состо­ит в слиянии концепций оборудования, средств их создания (языков) и самих экспертных систем. Объединение интеллекту­альных систем особенно эффективно в сложных инфраструкту­рах. Интеллектуальные системы уже разрабатываются и вне­дряются за рубежом для коммерческого использования.

Экспертная система FOLIO (Стенфордский университет, США) помогает консультантам по инвестициям определять цели клиентов и подбирать портфели ценных бумаг, наиболее соответ­ствующие этим целям. Система определяет нужды клиента в ходе интервью и затем рекомендует, в каких пропорциях надо распреде-

лить капиталовложения между разными фондовыми инструмента­ми, чтобы наилучшим образом удовлетворить запросы клиента. Система различает небольшое число классов ценных бумаг (напри­мер, ориентированные на дивиденды акций с невысоким уровнем риска или ориентированные на акции с высоким уровнем риска) и содержит знания о свойствах (например, годовых процентах на ка­питал) ценных бумаг каждого класса. В системе применена осно­ванная на правилах схема представления знаний с прямой цепоч­ной рассуждений для '«•m'ypi целей и схема линейного программи­рования для максимизации соответствия между целями и предла­гаемым портфелем. Система доведена до уровня демонстрацион­ного прототипа.

Искусственная компетентность экспертных систем не заменяет полностью человека. Эксперт-человек способен реорганизовать информацию и знания и использовать их для синтеза новых зна­ний. В области творческой деятельности лкщи обладают большими способностями и возможностями по сравнению с самыми умными системами. Эксперты справляются с неожиданными поворотами событий и, используя новые подходы, способны проводить анало­гии из других предметных областей. Эксперты адаптируют к изме­няющимся условиям и приспосабливают свои стратегии к новым обстоятельствам в более широком диапазоне проблем и задач. Экспертные системы менее приспособлены к обучению на уровне новых концепций и новых правил. Они оказываются не столь эф­фективны и мало пригодны в тех случаях, когда надо учитывать всю сложность реальных задач.

Эксперты могут непосредственно воспринимать весь комплекс входной информации: символьной, визуальной, графической, тек­стовой, звуковой, осязательной, обонятельной. У экспертной сис­темы есть только символы, с помощью которых представлены базы знаний, воплощающие те или иные концепции. Преобразование сенсорной информации в символьную сопровождается потерей части информации.

Но главное, что огромный объем знаний, которым обладают эксперты-специалисты (профессиональные знания и знания о ми­ре и действующих в нем законах), не удается пока встроить в ин­теллектуальную систему, тем более столь специализированную, ка­кой является любая экспертная система.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.