Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выгоды и потери стран при использовании прямых иностранных инвестиций






Увеличение роли и масштабов потоков ПИИ в международной экономике вызвано возможностью получения взаимной выгоды от ПИИ как для стран-доноров, так и для стран — реципиентов ПИИ. По данным Международного валютного фонда, вывоз ПИИ в миро­вом масштабе увеличился за период с 1981 по 2000 г. более чем в 23 раза, ввоз — более чем в 20 раз.

Крупные национальные компании, развиваясь, имеют большой потенциал роста за счет снижения средних издержек производ­ства и действия положительного эффекта масштаба производства. Но увеличение производства ограничивается рамками емкости спроса на национальном рынке. В этих условиях расширение про­изводства за счет выхода на мировой рынок открывает новые перс­пективы продажи товаров на зарубежных рынках и получение дополнительной прибыли за рубежом. На этом этапе стали органи­зовываться транснациональные корпорации, которые ориентирова­лись на внешнеторговую деятельность и организацию производства в странах, предъявляющих спрос на продукцию транснациональной корпорации. Переводя производство за рубеж, транснациональные корпорации стали замещать экспорт товаров экспортом самого про­изводства, прибегая к стратегии ПИИ. Организация собственного производства за рубежом может стать более предпочтительной формой экспансии, чем товарный экспорт, так как организация Производства за рубежом:

— ведет к экономии на импортном тарифе и транспортных рас­ходах;

—происходит экономия транзакционных издержек;

—развитые страны имеют возможность использовать более дешевую рабочую силу и сырье стран — реципиентов ПИИ;

—страны — доноры ПИИ зачастую используют возможность
получения дополнительной прибыли за счет использования более
низких экологических стандартов в стране — реципиенте ПИИ.

Страны — реципиенты ПИИ откликнулись на возможность пе­рейти на догоняющую модель развития за счет привлечения ПИИ. Были оценены преимущества использования современного запад­ного менеджмента; более совершенных, чем доморощенные, произ­водственных технологий для увеличения темпов и качества роста национальной экономики. Спрос на ПИИ со стороны стран-реципи­ентов возрос, и стали формироваться и использоваться специаль­ные программы, использующие побудительные механизмы для усиления выгодности иностранного инвестора. Странами — реци­пиентами ПИИ сегодня используется широкий спектр мер, при­званных увеличить объемы ПИИ. Среди этих мер можно выделить прежде всего:

—гарантирование государством инвестиционных рисков;

—государственную организационно-правовую поддержку, при­званную снизить транзакционные издержки;

—налоговые льготы и субсидии;

— льготы по вывозу оборудования на организуемые предприятия.
Считается, что ПИИ может стать мощным рычагом увеличения

темпов развития экономики. Выделяют следующие выгоды привлечения ПИИ для принимающей страны:

—результатом привлечения ПИИ может быть мультиплика­тивный эффект развития смежных производств. ТНК начинают вкладывать средства не только непосредственно в производство и торговлю, но и в развитие смежных производств. Организовывают­ся ремонтные и обслуживающие отрасли, вкладываются средства в формирование рыночной инфраструктуры, необходимой для продвижения товаров на рынок и увеличения конкурентных пре­имуществ выпускаемых товаров. В этом случае увеличение ВВП происходит на большую величину, чем величина ПИИ, за счет мультипликативного эффекта развития смежных производств.

Таким образом, ПИИ может явиться импульсом дальнейшего увеличения темпов роста экономики в целом;

иностранные инвесторы часто делают ставку на успех проек­та не только за счет привлечения дополнительного капитала в про­изводство, но и за счет сочетания финансовых вложений с использо­ванием эффективных навыков управления производством. Таким образом, перенос навыков управления инвестора на предприятия

— получатель ПИИ становится нефинансовым рычагом развития производства. Понимая значение грамотного управления для развития экономического потенциала страны, в Китае была принята программа, согласно которой иностранные инвесторы должны были в обязательном порядке Уз управленческого персонала фор­мировать из китайских служащих, что позволило Китаю в дальнейшем перенять западный опыт управления производством и вырастить отечественных специалистов-управленцев западного об­разца;

—привлечение ПИИ дает возможность использовать передо­вые иностранные или внедрять новые отечественные технологии производства. Таким образом, происходит смена экстенсивного типа развития производства за счет вовлечения в него дополни­тельных ресурсов на интенсивный тип развития, основанный на смене технологии производства и выпуске товаров более высокого качества. Именно это привлекает страны догоняющего развития:

— становятся орудием прорыва на более высокий уровень технологического развития;

—ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, улучшению качества производственной, рыночной и социальной инфраструктуры и, наконец, росту благосостояния работников. В конечном счете увеличивается социально-экономическая стабильность региона в целом;

— ПИИ способствуют улучшению макроэкономического и финансового состояния страны за счет роста товарного предложения

ВНП. Последствиями этого для страны, принимающей ПИИ, ста­новятся: рост доходов населения, сокращение безработицы и инфляции; рост собираемости налогов увеличивает доходную часть государственного бюджета, сокращает угрозу дефицита государ­ственного бюджета и уменьшает потребность в государственных заимствованиях. Кроме того, рост доходов у отечественных предприятии, скооперированных с иностранными инвесторами, приводит к росту денежной массы и к снижению процентных ставок. Удешевление кредита, в свою очередь, приводит к стимулированию инвестиционной активности в национальной экономике и к укреп­лению национальной валюты.

Возможность получить столь очевидные преимущества при­влечения ПИИ привлекает развивающиеся страны пуститься в по-; гоню за мировыми ПИИ потоками. Однако ПИИ могут обернуться Для принимающей страны серьезными проблемами, если не учи­тывать возможного негативного влияния ПИИ на развитие нацио­нальной экономики. К негативным последствиям привлечения ПИИ для принимающей страны можно отнести:

—крупные иностранные инвесторы, и прежде всего ТНК, могут
видеть в отечественных предприятиях не партнера по бизнесу,
а прямого конкурента. В этом случае для ТНК весьма соблазни­
тельной стратегией завоевания рынка сбыта собственной продук­ции становится выкуп предприятия-конкурента для его дальней­шего банкротства и закрытия. Зная это, страны, принимающие
ПИИ, как правило, законодательно вводят ограничения, защи­щающие отечественные предприятия от подобного развития сце­нария. Проводятся инвестиционные конкурсы, по условиям кото­рых иностранные инвесторы не только получают право выкупить долю отечественного предприятия, но им вменяются обязанности инвестировать средства в развитие производства. Несоблюдение обязанностей развития производства дает право предприятию, принимающему ПИИ, расторгнуть сделку и отобрать у иностран­ного владельца право владения долей предприятия;

—кроме прямого «обанкрочивания» отечественных конкурен­тов иностранными конкурентами, существует опасность сворачи­вания отечественного производства, которое не выдерживает це­новой конкуренции и конкуренции качества крупного ТНК, ис­пользующего преимущества положительного эффекта масштаба, налаженной системы управления и продвижения товара на рынок.
Сокращение отечественного производства является крайне нега­тивным последствием проникновения на рынок иностранных кон­курентов, так как каждое государство заинтересовано прежде все­го в развитии собственного производства, а не в его подавлении. Поэтому иностранные инвестиции можно пускать только на те рынки, развитие которых в настоящий момент за счет собственных источников затруднительно. Тогда эти рынки сознательно отдают­ся иностранным инвесторам, поскольку производство с помощью привлечения ПИИ более выгодно для страны, чем импорт;

—ПИИ недопустимо применять на стратегически важных производствах, использующих секретные технологии, материалы или знания. В этих областях проникновение ПИИ может использовать­ся как инструмент промышленного коммерческого или военного шпионажа. Должна быть законодательно оговорена невозмож­ность проникновения ПИИ в стратегически важные для страны от­расли и сферы экономики;

—промышленно развитые страны имеют жесткие экологиче­ские нормы производства. Это может значительно снизить эффек­тивность проектов, в которых технология производства предпола­гает загрязнение окружающей среды или причинение вреда здоровью человека. В этих условиях бывает более выгодно перенести
производство в развивающуюся страну, где законодательство обременено жесткими экологическими стандартами, чем исполь­зовать дорогостоящие очистные сооружения у себя в стране.

Страны, принимающие ПИИ, по-разному реагируют на возможность существенного ухудшения экологической обстановки: одни страны ужесточают экологические нормы, другие — как, например, Индия, — сознательно идут на прием экологически опасных ПИИ, в надежде любыми средствами увеличить темпы роста национальной экономики;

— и наконец, существует опасность приема криминального капитала, который может быть нацелен не на развитие законопо­слушного производства за рубежом, а на распространение за рубеж своей криминальной деятельности. Чтобы избежать этого, странам, принимающим капитал, приходится проверять легальность происхождения ввозимого капитала.

Основная выгода использования ПИИ странами-донорами сводится к возможности получения большей нормы прибыли, чем при использовании инвестиций в национальной экономике. Если раскрыть этот вопрос более подробно, то к числу выгод от ПИИ для страны-донора капитала следует отнести:

— в период бурного экономического роста возможен «перегрев»
экономики, когда в экономику вкладывается слишком много инвестиций, что может привести к перепроизводству товаров и дальнейшему глубокому экономическому спаду. В этом случае использование капитала не у себя в стране, а за рубежом позволяет снизить остроту проблемы перенакопления капитала и сделать экономический рост более длительным и постепенным;

— с помощью размещения производства в разных странах про­изводители получают возможность экономии на средних издержках производства за счет действия положительного эффекта мас­штаба;

—возможность экономии затрат за счет более низкой стоимости рабочей силы, сырья, снижения транспортных расходов и т. п.;

—возможность с помощью ПИИ получить монопольную прибыль, недоступную на национальном рынке. Такая ситуация возможна, когда на национальном рынке существует жесткая конку­ренция, выпускаемая продукция не является уникальной, так как конкуренты производят аналогичную продукцию такого же ка­чества. Но на зарубежном рынке эта продукция может быть уникальной, что позволяет инвестору, производя и реализуя продук­цию за рубежом, получать монопольную прибыль;

— возможность получать доход от морально устаревшего и
вредного производства. Выпускаемая продукция может оказаться соответствующей экологическим стандартам или же морально устаревшей и неконкурентоспособной на внутреннем рынке. В этом случае перемещение производства в экономически менее разви­тую страну, не обладающую передовыми технологиями или не об­ремененную высокими экологическими нормами, может оказаться весьма успешной бизнес-стратегией, позволяющей значительно увеличить жизненный цикл товара и получать прибыль, недоступ­ную на внутреннем рынке страны экономической или политической ситуации в своей стране. Если возни­кает угроза конфискации или потери капитала в своей стране, то ка­питал вывозится за рубеж. В этом случае можно говорить о «бегстве капитала», так как основным критерием вывоза капитала становит­ся не увеличение прибыли, а снижение риска потери капитала. При бегстве капиталов происходит сдерживание экономического роста страны, так как необходимые для поддержания экономического рос­та инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж.

Наряду с выгодами использования ПИИ для страны-донора возможны и потери:

—возможно сдерживание экономического роста страны в слу­чае «бегства капитала», так как необходимые для поддержания экономического роста инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж;

—отток капитала делает его более дорогим фактором произ­водства. увеличение цены капитала неизбежно приводит к сниже­нию инвестиционной активности и темпов экономического роста.
Это может быть не выгодно стране, если она находится на стадии экономического кризиса или оживления экономики, когда необхо­димость инвестиций для страны высока;

—вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занято­сти в стране — доноре капитала;

—отток капитала отрицательно сказывается на платежном ба­лансе страны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.