Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ассоциативная психология






ЭТАП

Браун в «Лекциях о философии человеческого духа» продвинул доктрину ассоциаций. (был закон вибрации под влиянием внешних воздействий).

а) ввёл вторичные законы ассоциаций, т.е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других. К числу таких факторов относил силу исходного ощущения, новизну, природные способности индивида, состояние его здоровья и др.

б) предпринял анализ мышления как процесса решения задач, основанных на течении ассоциаций: задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых соответствует решению. (В системе Гартли нет мышления как процесса).

в) развил учение об ощущениях, указал, что мускульное чувство имеет большое значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира.

В условиях, когда усилились нападки на материализм, Браун отрывает душевные явления от их материальной основы, от мозга и ставит задачей изучение их с помощью чисто внутренних законов самонаблюдения. Браун избегает употребления термина «ассоциация», сохраняя этот термин лишь для объяснения простейших связей между наличными ощущениями и предшествующими обстоятельствами. (Например, вид человека вызывает в памяти его имя и т.д.)

Все остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями. Так терминологически закрепляется разделение всех душевных операций на ассоциации (или простые внушения) и относительные внушения, предпринимаемое для очищения учения об ассоциациях от материализма.

Единственным методом исследования духа по Брауну, является самонаблюдение.

Сравнивает интеллектуального аналитика по отношению к духу с анализам химика по отношению к материи. Но анализ в отношении духа не может дать реального расчленения психических явлений: самое сложное чувство всегда есть одно чувство, нет половины чувства радости или скорби.

Таким образом, идеализм сочетается у Брауна с механицизмом в объяснении душевных явлений и проявляется в том, что всякое сложное психическое явление он сводит к сумме составляющих его простых. Наглядно это проявляется в объяснении сравнений и потребностей. Познавательную деятельность, потребности трактует механистически.

Джеймс Милль (1773-1836) историк и экономист, опубликовал книгу «Анализ явлений человеческого духа», которая стала вершиной английского ассоцианизма.

Он сводит всю психологическую жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: в психическом мире есть только одно явление ­­– ощущение и только один закон - ассоциации.

Ощущения, идеи, ассоциации, изменяясь бесчисленными способами, группируясь, составляют механизм человеческого духа.

В учении об общем законе ассоциаций и причинах их закрепления выступают характерная для ассоцианизма полная пассивность организма, механицизм в трактовке психики.

Джеймс Милль построил ментальную механику, т.е. теорию сложных ментальных соединений по типу механики.

Милль борется с активностью личности. Например, воспоминание и интеллектуальную деятельность он представлял так: Есть задача что-то вспомнить. От этого эмоционального представления идут многочисленные ассоциации. Если «попадём» на идею, с которой ассоциировалось представление, которое мы хотим вспомнить, то вспомним его. Таков же механизм интеллекта.

ЭТАП Джон Стюарт Милль, сын Джеймса Милля, экономист, философ, оформил индуктивную логику. Защищая ассоциативную психологию, фактически пришёл к выводу о её теоретической несостоятельности.

а) Считая как в химии по продукту нельзя судить об исходных элементах, а знание свойств элементов не избавляет от необходимости изучить свойство целого, анализ явлений сознания как продуктов психического синтеза не может дать нам представлений об исходных компонентах.

Но как открыть эти элементы? Экспериментальное исследование необходимо. Например, «знание кислорода и серы не позволяет нам без специального опыта вывести свойства серной кислоты».

Поскольку в психологии нет средств для реального анализа сознания, она не может существовать как наука. Её описание тем не менее имеют практическую полезность.

б) Милль критически анализирует также понимание предмета в ассоциативной психологии.

Начиная с различия физического и духовного делает вывод: Милль замечает, что физиологи утверждают, что мысль есть результат первой деятельности, как и ощущение. Только кажется, что одна мысль вызывает другую посредством ассоциаций, на самом деле не мысль вызывает мысль: ассоциация не между мыслями, а между состояниями мозга. «Не существует самостоятельных психических законов – «законов духа» … психология есть просто ветвь физиологии, высшая и наиболее трудная для изучения».

Этот вывод означает, что ассоциативная психология не имеет своего предмета. Однако замечает, что в настоящее время физиология ещё далека от того, чтобы объяснить явления сознания.

Психология же, несмотря на все свои несовершенства «значительно более продвинута вперёд, чем соответствующая ей часть физиологии».

Его окончательное определение психологии таково: «предметом психологии служат единообразия последовательности – те законы, по которым одно психическое состояние идёт за другим, вызывается другим (или о крайней мере следует за ним)».

в) Вводит в ассоциативную психологию «Я» в качестве субъекта сознания, отступая тем самым от классического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания.

Во всех уточнениях, которые вносит Милль, фактически содержится признание несостоятельности ассоциативной психологии, как научной системы.

Александр Бен (1818-1903).

а) Использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился возможно теснее связать психические процессы с телесной организацией.

б) Считая, что в психологии необходимо применять методы естественных наук, т.е. давать описания фактов и их классификацию, Бен дал полное аналитическое изложение душевных явлений на основе наблюдений.

в) Бен отступает от свойственного ассоцианизму механизма в трактовке психической жизни. В учении об образовании произвольных движений Бен использует понятие удерживающей силы духа. «Когда какое-либо движение более одного раза совпадает с состоянием удовольствия, то удерживающая сила духа устанавливает между ними ассоциации».

г) Он приписывает духу некоторые прирождённые функции, которые называл первичными актами, свойствами ума: различение, нахождение свойства, удержание впечатлений. С их помощью потом вырастает вся интеллектуальная активность. Без них невозможны ассоциации.

В учении о первичных актах Бен отступает от основных принципов ассоцианизма, в котором нет места актам.

5 отступление В учении о видах ассоциаций продолжается отступление от позиций а.п.

Он вводит понятие «творческие ассоциации», как способность ума составлять новые комбинации. Он трактует открытия в науках, художественное творчество, как ассоциативные процессы, что противоречит пониманию ассоциации как комбинации прежних впечатлений.

Так в творчестве А.Бена происходит деградация ассоцианизма.

Герберт Спенсер (1820-1903).

Взгляды Спенсера представляют ассоцианизма на эволюционной основе. Это эволюционный ассоцианизм.

а) Спенсер сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю Вселенную и применяет к пониманию психики. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической.

б) Первичной единицей психики считал Спенсер является ощущение. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нём толчок, который и имеет субъективный эффект – чувствование, т.е. простейшее ощущение.

в) Психика по Спенсеру, как и жизнь в целом является приспособлением внутренних отношений к внешним, т.е. к внешней среде.

г) Таким образом предметом психологии являются «не соотношения между внешними явлениями, не соотношения между внутренними явлениями, но соотношения между этими соотношениями».

Спенсер справедливо подчёркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, устанавливая связи между нервными процессами и психическими.

д) В психологии Спенсера психика берётся в её отношение к внешней среде и получает функцию осуществления связи организма со средой.

Эти положения развили американские психологи-функциалисты, бихевиористы.

На вопрос о том, каким образом происходит приспособление внутренних отношений к внешним, отвечает теория ассоциаций идей.

Принцип ассоциаций, рассматривает как закон развития психики.

Внешние отношения и связи производят внутренние. Они образуются в индивидуальном опыте. Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, привычки.

К индивидуальному опыту присоединяется наследственный опыт предшествующих поколений, закреплённый нервной системой, а также некоторые знания и умения, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений.

Человеческую психику рассматривает в основных понятиях биологической эволюции, хотя и подчёркивает, что человек в отличии от животных существует в социальной среде. У человека в отличие от животных две формы опыта: 1 - индивидуальный, 2 – наследственный видовой. Знания и умения частично передаются по наследству. К ним относятся те формы сознания – пространство и время, по вопросу о происхождении которых спорили эмпиристы и априористы (Кант, Фихте).

По Спенсеру, каждое поколение от рождения имеет знания о пространстве и времени, но они были приобретены в продолжении длительного периода, через которое прошло человечество.

Значит нет абсолютно прирождённого.

Так Спенсер спорит с Кантом.

Но не согласен и с Локком, где знания исчерпываются только индивидуальным опытом. Сознание не чистый лист, оно полно ассоциаций, которые являются результатом действия закона наследственности.

Так Спенсер примиряет априоризм и эмпиризм.

Идеи Спенсера о возрастающей роли мышления (по сравнению с восприятием и действием) являются прогрессивными.

Однако само понимание развития и его механизмов отмечено печатью натурализма и биологизации человека.

Биологизация в понимании законов развития человеческой психики привела Спенсера к отправным реакционным идеям, расистским выводам.

Построенная на основах позитивистского эволюционизма теория Спенсера натуралистически трактует его развитие.

Фактически усвоение знаний идёт в форме социального наследия. Каждый индивид должен усвоить их. Усвоение является той формой опыта, которой нет у животных и которая занимает основное место в становлении человеческой психики.

(Исторически оценивая) итоги ассоцианизма:

1. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека.

2. Описание ассоциаций и условий их образования и сохранения повлияли на понимание на учения, процесса приобретения знаний.

3. Прикладное знание Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашёл применение в психике, педагогике заучивания, повторения и др.

Но не смотря на серьёзные достижения ассоцианизм развиваясь обнаруживал свою несостоятельность. Это направление было замкнуто в сознании и не отрывало путей для его исследования.

Ассоциативную психологию отличает описательность, она не имеет средств для объяснения душевной жизни.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.