Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все идеи происходят или из одного, или из другого источника. Локк различает их, но не отделяет: ощущение- начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений.






«Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве» - этот сенсуалистический тезис, который высказывал Гоббс защищает и материалистически разрабатывает Локк.

Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция (смотрю внутрь).

В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания. Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах, различая три рода качеств.

Хотя и не всегда, но в целом Локк верен тезису о пассивности познающего субъекта при восприятии простых идей: внешние воздействия влияют на сознание, минуя деятельность познающего субъекта. В отличие от простых сложные идеи (суть их сочетания) образуются умом произвольно в результате действий: соединение идей, сопоставление, сравнение, обобщение через абстракцию. Локк дал схему обобщения, которая включает операции:

  1. Выделение свойств объектов.
  2. Сравнение их по свойствам.
  3. Идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием).
  4. Те идеи, которые повторяются, суммируя они составляют общую идею, которую называем словом.

Эта теория восхождения от простых идей к сложным, путём выделения общего долгое время использовалась в практике научного исследования. Однако этой теории свойственна ограниченность.

Психологическую критику эмпирической теории обобщения дал В. В. Давыдов и противопоставил ей теоретическое обобщение.

Локк впервые ввёл термин «ассоциация идей» как механизм образования сложных идей. Несмотря на то, что Локк ввёл понятие ассоциаций ограничено, после него этот механизм получил наибольшую разработку, на базе которой развивалась ассоциативная психология.

Личность по Локку есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию, и может рассматривать себя как себя. Сознание неотделимо от мышления. Учение Локка возбудило споры и завоевало огромную популярность.

Интересна полемика немецкого философа-идеалиста, учёного Лейбница (1646-1716).

Разногласия касаются довольно важных вопросов. Действительно ли душа, подобна чистой доске, как это думают Аристотель и Дж. Локк.

Лейбниц сравнивал душу с глыбой мрамора, прожилки которого уже содержат основные контуры будущей фигуры, т. е. признаёт врождённые интеллектуальные идеи, склонности, предрасположенности. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только изиндивидуального опыта, приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимыхпонятий, как это думал Локк.

По Локку, в познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром. По Лейбницу «активность имеется также и в ощущениях». Апперцепция- (особая сила духа) как активность присоединяется к перцепции. Это понятие было продолжено в немецких философии и психологии (Конт, Герборт, Вундт).

Лейбниц выступил против отождествления всей психикис сознанием и впервые в истории произвёл различие между бессознательным и сознательным состоянием духа.

Согласно Лейбницу, всё в мире подчиняется закону непрерывности. Поэтому наряду с ясно осознаваемыми- апперцепируемыми- восприятиями в душе есть малозаметные восприятия. Малые восприятия не сознаются ввиду их недостаточной силы, но «мы могли бы отлично сознавать их и размышлять над ними, если бы они не затемнялись более сильными восприятиями». Сознание не отличается от бессознательного какой-то особой сущностью в душе постоянно происходят переходы сознательных представлений в бессознательные и обратно.

Эта полемика углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания.

 

Становление ассоциативной психологии.

 

В 18 в. английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма, Гартли.

Дж. Беркли (1685-1753) интересен теорией восприятия пространства («Опыт новой теории зрения»).

Беркли писал «нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трёх его измерениях». На самом деле пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц (называет осязанием). Зрение и осязание вступают в связь. Ассоциация между ними становится привычной. Поэтому впоследствии осязаемые качества- расстояние, величина, фигура нами воспринимается и зрительно. Т. о. то, что мы называем зрительным ощущением, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Сравнивает зрительные образы с языком: зрение стало для осязания языком.

Зрительные ощущения т. о. имеют знаковую природу, однако поскольку эта связь образуется, в опыте обеспечивают правильное поведение.

Юм (1711-1776) в «Трактате о человеческой природе» 1739г. и в труде «Исследование о человеческом познании» 1749г. попытался представить всё человеческое познание как ассоциацию идей.

Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путём ассоциаций. Ассоциации случайные и неправильные- это ассоциации по закону смежности в пространстве или времени, а сочетание идей естественные и правильные- это ассоциации по закону сходства и причинности.

Д. Гартли (английский врач, священник) (1705-1757) дал первую законченную систему ассоциативной психологии. При её построении опирался на Ньютона. В главном труде- «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» 1749г. Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Все духовные способности (восприятие и др.) мозга. Существуют три простейших элемента душевной жизни: ощущение (сенсации), идеации (идеи ощущений, т. е. повторение ощущений без предметов), простейший аффективныйтон (аффекции)- удовольствие, неудовольствие. Из этих трёх элементов строится душевная жизньс помощью механизма ассоциации.

В основе психологического механизма ассоциаций лежат вибрации, т. е. материальные физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. Если в мозгу одновременно две вибрации возбуждение распределяется во все стороны и они оказывают воздействие друг на друга.

Между двумя центрами прокладывается более прочная связь. В последующем, если по какой-нибудь причине будет вызвана одна из вибраций, вызывающаяся другая вибрация.

Т. о., ассоциации являются пассивным отражением первых связей в мозгу.

Сочетаются собственно не ощущения или идеи, а состояния мозга, которые сопровождаются ими- вибрации.

На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение.

В системе Гартли нет мышления как процесса. Новые мысли- это только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных.

Проблема страстей занимает большое место в системе Гартли.

Не существует врождённых дурных и благородных страстей. Страсти продукт воспитания и возникают по механизму ассоциации.

Например, чувство страха первоначально неизвестно ребёнку. Но если однажды он испытал какой-то ущерб, «после этого идея страдания, ассоциируется с идеей обстоятельств, при которой он получил ущерб». Даёт классификацию страстей. И поскольку страсти выступают в качестве побуждений к действиям, он учит как беречь и улучшать хорошие аффекты и искоренять аморальные, исправлять то, что плохо».

С позиции ассоцианизма Гартли объясняет возникновение произвольных движений.

Итак, Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение- все они выводятся из внешних впечатлений, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциации, взятых вместе и действующих друг на друга.

Важная роль в истории ассоцианизма принадлежит Дж. Пристли (1733-1804). Пристли популяризировал теорию Гартли, боролся с его противниками и вульгаризаторами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.