Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы характера: непродуктивные ориентации






Рецептивная ориентация

Человек, обладающий рецептивной ориентацией, полагает, что «ис-чник всех благ» находится во внешнем мире, и считает, что единствен- ifi путь обрести желаемое — будь то нечто материальное или какое-то 'вство, любовь, знание, удовольствие — это путь получения извне. В этом [учае проблема любви почти исключительно сводится к тому, чтобы! ыть любимым», а не любить самому. Такие люди неразборчивы в выбо-> любовных партнеров, поскольку быть любимым для них настолько охватывающее переживание, что они отдаются любому, кто дает им лю-> вь или по крайней мере нечто похожее на любовь.

Они крайне чувствительны к уходу от них или резкому разрыву гношений с ними со стороны любимых ими. В сфере мышления рецеп-ивная ориентация проявляется аналогичным образом. Если такие люди мны, они будут лучшими слушателями, поскольку их ориентация связа-а с поглощением идей, а не с их выработкой; предоставленные самим ебе, они чувствуют себя несостоятельными. Таким людям свойственно кжать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию, вместо того [тобы приложить хотя бы минимум усилий и получить ее самостоятель-го. Если же такие люди религиозны, то их понимание Бога таково, что все, гего они ожидают, они ожидают от Бога, а не от собственной деятельнос­ти. Если же они не религиозны, то их отношение к людям или к обще-: твенным институтам все равно то же самое: они всегда ищут «доброго золшебника». К руке дающей они всегда испытывают особое чувство пре­данности и вечно испытывают страх ее потери. Но поскольку они нужда­ются в поддержке многих, чтобы чувствовать себя в безопасности, то они вынуждены проявлять преданность к большинству людей. Им трудно сказать «нет», и они легко, в подтверждение своей преданности, дают обе­щания. Поскольку они не могут сказать «нет», они любят говорить «да» всем и каждому; но постигающий их вследствие этого паралич критичес­кой способности делает их в высшей степени зависимыми от других.

Они зависимы не только от авторитетов в делах знания или помощи, но и вообще от людей, оказывающих им хоть какую-то поддержку. В оди­ночестве они чувствуют себя совсем потерянными, ибо не в состоянии ни-

1 Все приводимые описания непродуктивных ориентации, за исключением рыноч­ной, основаны на клинических данных изучения прегенитального характера, получен­ных Фрейдом и другими. Теоретические расхождения станут очевидными при обсужде­нии накопительского характера.


352 Тема 9. Типология индивидуальности

чем заниматься без посторонней помощи. Эта беспомощность сказывается особенно в тех делах, которые по самой своей природе требуют самостоя­тельности, а именно в деле принятия решений и несения ответственности за них. Что же касается межличностных отношений, то они спрашивают со­вета именно у тех, в отношении кого должны принять то или иное решение.

Субъекты с рецептивной ориентацией любят хорошо поесть и вы­пить. Чтобы справиться с волнением или подавить депрессию, они все время что-нибудь едят или пьют. Наиболее выдающаяся и выразительная черта их лица — их рот; губы полуоткрыты так, словно они все время готовятся к принятию пищи. И даже в их снах сытость часто символи­зирует для них любовь, а голод — депрессию и разочарование.

В целом лица с рецептивной ориентацией обладают оптимистичес­ким мировоззрением и дружелюбием. Они испытывают определенное доверие к жизни, но впадают в состояние тревоги и даже безумия, если «источник их поддержки» находится под угрозой. Они часто бывают иск­ренне сердечны и испытывают искреннее желание помочь другим, но по­мощь другим предполагает определенную поддержку со стороны тех, кому оказывается благорасположение.

Эксплуататорская ориентация

Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, основана на посту­лате, что источник всех благ находится вовне, что все, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не добиваться собственными силами. Разница между ними заключается в том, что люди с эксплуататорской ори­ентацией не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или об­маном. Эта ориентация проявляется во всех сферах деятельности.

В области любви и чувств эти люди имеют тенденцию захватывать и воровать. Они испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого. Привлекательность для них обусловлена привязанностью чело­века к кому-то другому; они, как правило, не влюбляются в тех, кто не принадлежит никому другому.

То же самое проявляется и в отношении интеллектуальной деятель­ности. Такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их. Это мо­жет быть сделано либо грубо — в виде плагиата, либо более тонко — путем словесного варьирования в разных формах чужой идеи, а затем преподне­сения ее как своей собственной. Поразительно, как часто многие достаточ­но интеллектуальные люди поступают таким образом, тогда как если бы они полагались на собственные возможности, то могли бы иметь и свои идеи. Недостаток собственных оригинальных идей или независимых ре­зультатов у одаренных в других отношениях людей объясняется скорее типом ориентации их характера, чем врожденным недостатком ориги­нальности. То же самое верно и в отношении их к материальным вещам. Вещи, которые можно отнять у других, всегда кажутся им привлекательнее


Фромм Э. [Типы социальных характеров] 353

и лучше, чем свои собственные. Они эксплуатируют всех и вся, от кого или из чего они могут извлечь что-нибудь для себя. Их девиз — «краденое все­гда слаще». Поскольку они стремятся использовать людей, постольку они ♦ любят» только тех, кто явно и неявно может быть объектом эксплуатации, и получают максимум, выжимая из людей все до последней капли. Ярким примером этого типа ориентации могут быть клептоманы, которым нравят­ся только краденые вещи, хотя бы у них и были деньги, чтобы купить их. Символом этого типа ориентации может быть злобная линия рта. Они часто делают ядовитые замечания в адрес других. Их отношение к дру­гим окрашено смесью враждебности и стремления манипулировать ими. Любой человек является для них объектом эксплуатации и воспринимает­ся только с точки зрения его полезности. Вместо доверительности и опти­мизма, свойственных лицам с рецептивной ориентацией, эти люди подозрительны, циничны и источают зависть и ревность. Поскольку их удовлетворяют только те вещи, которые они отнимают у других, то они, как правило, недооценивают то, что есть у них, и переоценивают то, чем облада­ют другие.

Накопительская ориентация

В то время как рецептивный и эксплуататорский типы ориентации одинаковы в том, что направлены на внешний источник получения тре­буемого для жизни, накопительская ориентация в этом отношении суще­ственно от них отличается. Все новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера чувство недоверия. Безопасность этих людей основывается на накоплении и сохранении уже накопленно­го, тогда как траты воспринимаются ими как угроза. Они как бы ограж­дают себя от внешнего мира оборонительной стеной, а их главная цель — привнести как можно больше внутрь этой крепости и как можно меньше вынести из нее. Их скупость одинаково распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли. Любовь для них — это владение, обладание; они не дают любви, а стараются овладеть «возлюбленным». Лица с накопи­тельской ориентацией часто проявляют своего рода преданность к людям и привязанность к воспоминаниям. В силу сентиментальности прошлое видится ими как золотые дни; они держатся за него и предаются удоволь­ствию воспоминаний о прошлых чувствах и переживаниях. Они многое знают, но бесплодны и не способны к продуктивному мышлению.

Этих людей также можно опознать по мимике и жестам. Они мол­чаливы, их жесты свидетельствуют об их замкнутости. Если у людей с ре­цептивным типом ориентации жесты округлы и манящи, а у лиц с эксп­луататорским типом ориентации агрессивны и резки, то у людей с накопительским типом ориентации они угловаты и чопорны, как будто они хотят установить границу между ними и внешним миром. Другая ха­рактерная черта этих людей — приверженность к порядку до педантиз­ма. У человека такого типа всегда порядок в вещах, мыслях и чувствах,


354 Тема 9. Типология индивидуальности

но, как и в случае с памятью, его аккуратность бесплодна и ригидна. Он не терпит, когда вещи находятся не на их привычном месте и автоматически раскладывает и расставляет все по своим местам. Внешний мир для него всегда содержит угрозу проникновения за воздвигнутую им границу, поэто­му аккуратность означает способ избавления от этой угрозы путем оттал­кивания и сохранения определенной дистанции по отношению к внешнему миру во избежание возможности его вторжения. Фанатичная чистоплот­ность — еще одно проявление потребности человека с этим типом ориен­тации «очиститься» от контактов с внешним миром. Все, что не принадле­жит его миру, кажется ему опасным и «нечистым», и он постоянно моет руки, моется, совершая что-то вроде ритуада религиозного омовения, пред­писанного после каждого прикосновения к «нечистым» людям или вещам. Что касается вещей, то они не только должны находиться на своем месте, но также и в свое время. Навязчивая пунктуальность, которая тоже есть один из способов избежать угрозы со стороны внешнего мира, — характер­ная черта людей с этим типом ориентации.

Если внешний мир воспринимается ими как угроза, то логической реакцией на нее оказывается упрямство. Постоянное «нет» — это почти автоматическая защитная реакция. Эти люди думают, что у них вполне определенный запас сил, энергии, умственных способностей и что этот за­пас постепенно уменьшается и истощается и никогда уже не восстановит­ся. Они не понимают, что живой субстанции присуща функция самовос­полнения и что активность и трата сил приводит к их увеличению, тогда как стагнация — к полной их парализации. Для них смерть и раз­рушение представляются более реальными, чем жизнь и рост. Акты твор­чества — это чудо, о котором они слышали, но в которое не верят. Их самые высшие ценности — это порядок и безопасность; их девиз — «нет ничего нового под луной». В отношениях с другими людьми близость тоже воспринимается ими как угроза; поэтому безопасность гарантирует­ся либо отдалением от человека, либо его овладением. Люди с этим ти­пом ориентации склонны к подозрительности и обладают своеобразным чувством справедливости, которое, в сущности, может быть выражено сло­вами: «мое — это мое, а ваше — это ваше».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.