Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Высший уровень






Благодаря значительному богатству, сознательности и координиро-ванности душевных переживаний, экзопсихическая сторона личности, в ее высших идеальных проявлениях, достигает здесь необычайного развития; эндопсихика, находящаяся с ней в полном согласии, составляет лишь ес­тественную ее подоснову. Таким образом, деление производится здесь по экзопсихическим категориям, именно по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. При этом во вся­ком отдельном типе выдвигаются на первый план уже не конкретные, более или менее случайные экзопроявления, зависящие от эпохи, местных


332 Тема 9. Типология индивидуальности

условий и т.п. (как это бывает обычно на среднем уровне), а более глубо­кие основные черты, логически между собой связанные и сохраняющие свое значение для всех времен и народов.

Так как герои и идеалы вырастают на почве обычных, естественных человеческих отношений, составляя лишь результат дальнейшего, более высокого их развития, то и типы-идеалы высшего уровня по своему со­держанию соответствуют в значительной степени психосоциальным ком­плексам среднего уровня. В частности, важнейшими из них являются следующие:

1. Альтруизм.

2. Знание:

а) индуктивное,

б) дедуктивное.

3. Красота.

4. Религия.

5. Общество, государство.

6. Внешняя деятельность, инициатива.

7. Система, организация.

8. Власть, борьба1.

Рассудочные (низший уровень)

Характерная особенность рассудочного типа состоит в том, что вся­кое действие или поступок сопровождается предварительным и иногда весьма обстоятельным обсуждением мотивов. Интеллектуальная дея­тельность направлена здесь, следовательно, не столько на расширение ум­ственного кругозора или на выяснение тех или иных теоретических про­блем, сколько на решение разных практических, прикладных вопросов, имеющих непосредственно отношение к повседневной, обыденной жизни («интеллект практического склада», или благоразумие, по Бэну). Это об­стоятельство делает представителей данного типа расчетливыми, система­тическими в своих действиях, и спокойно рассудительными в речах и во всем их поведении. Бережливые, аккуратные, склонные к порядку, они обычно отличаются значительной предусмотрительностью, стараясь зара­нее высчитать выгоды и невыгоды всякого предстоящего им поступка. Всегда склонные к рассуждениям, они пространно и подолгу обсуждают в разговорах с окружающими как свои, так и чужие дела и поступки; в тех же случаях, когда возраст или положение дают к этому повод, охотно

1 В последующих главах книги А.Ф.Лазурский дает подробный анализ и обоснова­ние каждого из перечисленных типов всех трех уровней. Ниже мы приводим в качестве примера описания двух типов низшего уровня («рассудочного» и «активного»). Иллюс­трация одного из типов высшего уровня («альтруиста») дана в кн.: Психология личнос­ти. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. (Примечание редактора источника.)


Лазурский А.Ф. Классификация личностей 333

и с важностью берут на себя роль ментора, поучая окружающих и выска­зывая целый ряд более или менее глубокомысленных сентенций.

Однако принадлежность к низшему психическому уровню наклады­вает резкий, характерный отпечаток как на их рассуждения, так и на все вообще их действия. Не обладая наблюдательностью или сколько-нибудь развитым мышлением, люди эти медленно и туго воспринимают, плохо соображают и недостаточно осмысливают; благодаря этому они лишены возможности самостоятельно относиться к явлениям окружающей жиз­ни, по-своему их передумывать и истолковывать. Рассуждения их обык­новенно бесплодны, мысли их неоригинальны; подобно одному из чехов­ских героев, они всегда говорят лишь то, что уже всем известно. Иногда, впрочем, и они пытаются высказать какую-нибудь собственную мысль или пуститься в сложное рассуждение, но из этого обыкновенно ничего на выходит, кроме скучного, бесплодного резонерства. В интеллигентном обществе такие неумные резонеры бывают обыкновенно оценены по дос­тоинству; в среде же невежественной, малокультурной, они нередко про­изводят впечатление и слывут за умных людей, в особенности если их имущественное и общественное положение возвышает их над другими.

То же самое следует сказать и относительно их действий, всегда отли­чающихся подражательностью, отсутствием какой бы то ни было инициа­тивы. Удачное копирование чужого («все как у людей») они считают выс­шим, к чему только можно и должно стремиться, всякое же новое, смелое начинание пугает их и представляется им совершенно неприемлемым. В то же время деятельность их, несмотря на постоянные расчеты и рассуждения, далеко не всегда носит целесообразный характер. Недалекие в умственном отношении, лишенные изобретательности и остроумия, они очень часто ошибаются в своих — казалось бы весьма обстоятельных — расчетах и сплошь и рядом упускают из виду если не самое главное, то, по крайней мере, очень существенные детали. Благодаря этому их успехи в деятельно­сти и жизни даже в случае удачи бывают лишь посредственны и никогда не могут достигнуть той степени, как у более одаренных представителей рассудочного типа.

Благодаря узости умственного кругозора и полному почти отсут­ствию высших идейных интересов все расчеты этих людей бывают обык­новенно направлены на удовлетворение и обеспечение ближайших непос­редственных — чаще всего материальных — запросов и потребностей. Отсюда их эгоизм, постоянная забота о себе, тем более бросающиеся в гла­за, что сами они, по-видимому, далеко не всегда отдают себе в них отчет; так, постоянно думая и заботясь лишь об удовлетворении своих собствен­ных интересов, они в то же время могут с пафосом повторять избитые фразы о долге и самоотвержении, совершенно искренне считая себя людь­ми благородными и весьма добродетельными. Иногда, правда, заботы их распространяются так же и на других людей, почему-нибудь им близких


334 Тема 9. Типология индивидуальности'

I i

(семья, родственники); но это бывает лишь в тех случаях, когда люди эти нужны для них самих, представляясь чем-то вроде жизненной обстанов­ки, необходимой для спокойного и довольного их существования.

Благодаря своей расчетливости и благоразумию рассудочные низше­го уровня, несмотря на свою умственную недалекость, могут все же, при благоприятных обстоятельствах, достигнуть некоторого успеха в жизни. В таких случаях они делаются обычно крайне самодовольными и само­уверенными, чему в значительной степени способствует их глупость, ме­шающая видеть свои промахи и критически относиться к своим недостат­кам. Наоборот, в тех случаях, когда жизнь их не особенно балует, на первый план выступают другие, противоположные черты, тесно связанные со всей их эндопсихикой: робость и неуверенность в себе, склонность к по­стоянным колебаниям, преувеличенная осторожность и неспособность ре­шиться на что-либо определенное. Отсюда их консерватизм, принимаю­щий, вследствие их недомыслия, крайне узкие и часто совершенно бессмысленные формы. Хорошим образчиком такого консерватизма мо­жет служить чеховский «человек в футляре» — учитель греческого язы­ка Беликов, который боялся буквально всего и своей мнительностью да­вил не только себя, но и всех окружающих. Его лейтмотивом было «ах, как бы чего не вышло».

Развитию и сформированию подобных типов способствует, прежде всего, такая обстановка, где все сосредоточено на удовлетворении элементар­ных, чисто материальных потребностей, причем руководящими правилами жизни и поведения служат застывшие, раз навсегда установленные шабло­ны, мешающие всякому сколько-нибудь живому проявлению личности. Точно так же и в общественной жизни рутина и преобладание формы над содержанием, а также отсутствие живых и энергичных людей, могущих стать руководителями общественного мнения, благоприятствуют усилению и процветанию рассудочных типов низшего психического уровня.

В качестве образца можно привести одно из действующих лиц «Вой­ны и мира» Толстого, именно жениха, а затем мужа Веры Ростовой — Берга.

Активные (низший уровень)

У этих людей всякого рода чувства и желания отличаются значи­тельной импульсивностью, заставляющей стремиться, и при этом очень энергично, к немедленному их осуществлению; какие бы то ни было со­мнения и колебания, борьба мотивов и предварительное обдумывание им почти совершенно несвойственны. Этим основным качеством в значи­тельной степени определяются экзопроявления данного типа, его социаль­ное значение, его важнейшие достоинства и недостатки.

Склонность к активному вмешательству в окружающую жизнь, к немедленному и притом энергичному осуществлению своих желаний ска-


Аазурский А.Ф. Классификация личностей 335

зывается у представителей данного типа буквально во всем, за что они возьмутся: во всякого рода имущественных делах и предприятиях, в лю­бовных похождениях, в отношении к отдельным людям и общественным делам, наконец, даже в тех областях, где они обычно очень мало смыслят, например в науке и искусстве. При этом они отличаются обычно значи­тельной самоуверенностью и зачастую смелостью («море по колено»!), вы­текающей из недостаточного взвешивания последствий своего поступка. Так, Хлестаков, совершенно неожиданно для него принятый чиновника­ми за ревизора, быстро освоился со своей новой ролью и немедленно же начал пользоваться ее преимуществами, т.е. обирать деньги у чиновников и ухаживать за женой и дочерью городничего; когда Осип, хорошо пони­мавший всю шаткость и опасность их положения, доказывает ему, что уже пора ехать, он сначала не соглашается и лишь потом сдается на его уговоры.

Несмотря, однако, на всю свою энергию, представители данного типа совершенно не способны к сколько-нибудь серьезному, систематическому ТРУДУ- Причины ясны: с одной стороны, принадлежность к низшему пси­хическому уровню и вытекающие отсюда слабая идейность, неспособность понимать серьезные запросы жизни, неустойчивость и поверхностность чувствований и интересов, с другой — свойственная этому типу импуль­сивность, заставляющая их стремиться к немедленному выполнению вся­кого пришедшего им в голову желания. Поэтому деятельность их — хо­зяйственная, административная, научная — бывает обычно беспорядочна и бестолкова. Зато все, что связано с возбуждением и азартом, влечет их к себе неудержимо. На первом плане здесь следует поставить охоту. У Ноздрева все хозяйство находилось в полнейшем запущении, зато собак, всякого рода мастей и пород, было бесчисленное множество, и «Ноздрев был среди них совершенно, как отец среди семейства...».

Склонность к возбуждению и азарту сказывается также на их раз­влечениях и вообще на всем их времяпрепровождении. В своих «Школь­ных характеристиках» мне уже приходилось отмечать, что мальчики энергичного типа больше бывают склонны к азартным играм, чем дру­гие. Хлестаков пользуется всяким удобным случаем, чтобы «сразиться в картишки»; из-за своей страсти к картам он засел без копейки денег в гостинице незнакомого городка. Ноздрев также каждую минуту готов был засесть за карты и, несмотря на свое шулерство, то и дело спускал в игре все, что с ним и на нем было.

Склонность если не к дракам, то к столкновениям в той или иной форме также характерна для энергичных, и притом не только низшего, но и более высоких уровней. Энергия вообще порождает склонность к борьбе, которая у лиц более высокого душевного склада направляется на достижение определенных, более или менее устойчивых целей. У предста­вителей же низшего уровня, благодаря общей беспорядочности и импуль-


336 Тема 9. Типология индивидуальности

сивности их проявлений, данное качество выражается в наиболее примитивных, грубо нелепых формах. Ноздрев «был в некотором роде исторический человек», так как «ни в одном собрании, где он был, не обходилось без истории», в результате которой или он бил, или его били, а чаще всего и то, и другое вместе. У лиц, менее распустившихся, склон­ность к борьбе проявляется в своего рода бретерстве, в стремлении зади­рать других без всякого повода и т.п.

Как уже сказано было выше, энергичные низшего порядка от­личаются обычно крайней самоуверенностью, доходящей нередко до смешного.

В тесной связи с этим стоит и их тщеславие, склонность к хвастов­ству, которые у лиц этого типа бывают обычно выражены очень резко. Всем известно, до чего заврался Хлестаков среди благоговейно слушав­ших его чиновников («тридцать пять тысяч одних курьеров!.. Меня сам государственный совет боится... Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...»). Ноздрев, показывая Чичикову границу своего имения, говорит, что не только все, находящееся по сю сторону границы принад­лежит ему, но что и дальше, за границей, тоже все его. И если даже счи­тать это карикатурой, преувеличением, то несомненно, что нечто подобное в жизни у таких людей встречается сплошь и рядом.

Такая самоуверенность и хвастовство могут иногда импонировать окружающим, производить на них впечатление. Но для этого нужны или исключительно благоприятные условия, как у Хлестакова, или зеленая, неопытная молодежь. Мало-мальски опытный человек тотчас их раску­сит. То же следует сказать и относительно их частых успехов в любви, или, вернее, в легких любовных интрижках, так как к сколько-нибудь глубокой, серьезной страсти они совершенно не способны. На женщину они смотрят в большинстве случаев очень цинично, как на самку, создан­ную исключительно для их удовольствия; такого сорта женщин они ищут, и среди такого сорта женщин они и пожинают свои легкие лавры. Если же им случайно удастся (подобно Анатолю Курагину — см. ниже) увлечь девушку или женщину более серьезного душевного склада, то в результате получается одна из тех трагедий, которыми так изобилует ис­тория любви.

В качестве образца разбираемого типа приведем краткую харак­теристику Анатоля Курагина (из «Войны и мира»), совмещающего в себе большинство перечисленных нами выше характерных особенностей.

Сын знатного придворного интригана, умного и энергичного, но хит­рого, эгоистичного и бессердечного. Отец его тратит на Анатоля до 40 000 в год, воспитывает его за границей, старается устроить ему карьеру. Сам Анатоль — высокий, стройный красавец, молодой и здоровый. Он всегда весел и спокойно-самоуверен, всегда доволен собой и своими поступками: весело улыбаясь, разговаривает со стариком Волконским, решения кото-


Аазурский А.Ф. Классификация личностей 337

рого с таким трепетом ждет его отец; единственный из всех спал спокой­но в ночь перед сватовством; застигнутый княжной Болконской (которой он сделал предложение) в тот момент, когда он обнимал француженку, нисколько не смутился. Только перед похищением Наташи он чувство­вал, что сердце его бьется несколько сильнее обыкновенного. К аффектам он вообще мало склонен, хотя однажды вдруг вспылил на ямщика: «Ну, я тебе морду разобью, ты не шути!» Всякое свое желание он привык удов­летворять немедленно, не считаясь с препятствиями. Решив овладеть На­ташей, он сразу же приступает и делу: при втором свидании уже объяс­няется в любви, затем подготовляет похищение и настойчиво старается осуществить его, несмотря на отговоры Долохова; после неудачи он все-таки продолжает совещаться с Долоховым и сестрой о том, как попра­вить дело и довести его до конца. Ту же быстроту и натиск он проявля­ет и в ухаживании за француженкой Бурьен, сразу пробудившей и нем ♦ то странное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам». Ко­нечно, эту смелость не следует смешивать с сознательной, идейной стой­костью: этой последней мы напрасно стали бы искать у Анатоля. Когда Пьер в бешенстве пригрозил ему тяжелым пресс-папье, если он не вернет писем Наташи и не обещает завтра же уехать из Москвы, Анатоль стру­сил и сразу на все согласился. Его смелость есть лишь результат полной неспособности и нежелания сколько-нибудь подумать о последствиях сво­их поступков. Похищая Наташу, собираясь жениться на ней вторым, не­законным (так как первая его жена была жива) браком, ломая таким образом всю судьбу, как свою, так и молодой, неопытной девушки, он ни разу не задумался над тем, что из всего этого выйдет. Также беспечно относится он и к своей службе. На вопрос старика Болконского, где он служит, Анатоль отвечает: «Я числюсь. При чем я числюсь, папа?» Он очень глуп, — что неоднократно подчеркивает автор: отец, говоря с ним, называет его дураком; ухаживая за Наташей, он совершенно не находит, о чем говорить с ней, и только его красота и спокойная самоуверенность мешают ему стать смешным; любовное письмо сочинил ему Долохов; он же организует для Анатоля план похищения и ведет его денежные сче­та. Этой полной неспособностью рассуждать и объясняется то обстоятель­ство, что Анатоль, в нравственном отношении павший очень низко (жи­вет паразитом, на чужой счет, ради своей прихоти готов, не задумываясь, сделать несчастным другого человека, не останавливается перед преступ­лением — двоеженством), тем не менее был убежден, что живет хорошо, считал себя безукоризненным человеком и искренне презирал подлецов и дурных людей. У него даже есть свой кодекс чести, заставляющий его требовать у Пьера взять свои слова («подло» и т.п.) обратно и позволяю­щий ему, однако, вслед за этим у того же Пьера брать деньги на дорогу. Анатоль не был честолюбив, не заботился о своей карьере и своих выго-

22 Зак. 835


338 Тема 9. Типология индивидуальности |

дах. Он любил на свете только одно: веселье и женщин. Веселье выража­лось в кутежах, которыми он, вместе с Долоховым, прославился на обе сто­лицы: он мог пить напролет ночи, перепивая всех, с наслаждением вспо­минает, как они однажды мчались из Твери на тройках так, что дух захватывало, наехали на обоз, перескочили через два воза и т.д. На жен­щин он смотрит только как на средство наслаждения, в обращении с ними он усвоил себе «манеру, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, — манеру презрительного сознания своего превосходства» («А уж вы бы рады!»); всем московским барыням он явно предпочитал цыганок и француженок. Такое отношение, соеди­ненное с его выдающейся физической красотой, создало Анатолю заслу­женную репутацию ловеласа и сердцееда, от которого всякая серьезная, уважающая себя женщина должна держаться подальше.


© Социально-типическое и индивидуальное в лично­сти. Социальный и национальный характер






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.