Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эндопсихика и экзопсихика






<...> Анализируя и сравнивая между собой те бесконечно разнооб­разные по содержанию и по степени сложности проявления, из которых строится наше представление о человеческой личности, мы можем раз­бить их на две большие группы. Во-первых, проявления, свидетельствую­щие о большем или меньшем развитии у данного человека тех или иных психологических (психофизиологических) элементов личности, а также о способах взаимного соединения этих элементов. Так, например, сопостав­ляя дерзкую и необдуманную выходку какого-нибудь человека с другими аналогичными его поступками, мы заключаем, что в основе разбираемого проявления лежит чрезмерно повышенная аффективная возбудимость


Лазурский А.Ф. Классификация личностей 321

данного человека, а также слабое развитие у него задерживающих им­пульсов, благодаря чему внезапно возникающие побуждения осуществ­ляются прежде, чем в сознании могли появиться мотивы противополож­ного характера; наблюдая за ходом умственной работы школьника, например, за тем, как он заучивает стихотворение, или проделывая над ним аналогичный по содержанию психологический эксперимент, мы су­дим о степени развития у него способности запоминания, о сосредоточен­ности его внимания и т.п. Такого рода проявления мы будем называть в дальнейшем изложении эндопсихическими1, так как они выражают внут­реннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности. Соответственно этому и ту сторону личности, которая обнаруживается в этих проявлениях и которая обычно обозначается терминами «темперамент», «характер» и «умствен­ная одаренность», мы будем называть эндопсихикой. Сюда войдет, следо­вательно, вся совокупность таких основных психических (психофизиоло­гических) функций или способностей, как восприимчивость, память, внимание, комбинирующая деятельность (мышление и воображение), аф­фективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т.п.

Эндопсихика составляет, несомненно, ядро человеческой личности, главную ее основу, отражаясь в значительной степени (хотя и не всегда одинаково сильно) также и на экзопсихических ее проявлениях.

Вторую, также очень существенную сторону личности составляют другого рода проявления, которые можно назвать, в отличие от первых, экзопсихическими. Содержание их определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие «среды» или «объектов» бе­рется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности, и к чему личность может так или иначе от­носиться; сюда входят и природа, и материальными вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага — наука, искусство, религия, — и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также мо­жет быть объектом известного отношения со стороны личности. Очевид­но, что индивидуальность человека определяется не только своеобразием его эндопсихических черт, вроде особенностей памяти, воображения и т.п., но в не меньшей мере и его отношениями к окружающим явлениям, тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен, т.е., согласно нашей терминологии, его экзопсихическими проявлениями. <...>

В то время как эндопроявления являются выражением внутренних, субъективных соотношений между отдельными психологическими resp.

1 Термины «эндо-» и «экзопсихический» заимствованы из написанной нами совме­стно с С.Л.Франком статьи (Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912).


322 Тема 9. Типология индивидуальности

психофизиологическими элементами данной личности, будучи в то же время всегда связаны более или менее тесно с индивидуальными особен­ностями центральной нервной системы данного индивидуума, экзопсихи-ческие проявления, наоборот, всегда отражают на себе в большей или меньшей степени внешние, окружающие человека условия, ту обстановку, среди которой он живет и действует. Возьмем, например, характерный эндокомплекс (сочетание нескольких тесно связанных между собой ос­новных психофизиологических функций), предрасполагающий обыкно­венно человека к занятию искусством: сильно развитое воображение, вос­производящее и отчасти творческое, повышенная восприимчивость к внешним впечатлениям, значительная аффективная возбудимость, разви­тое эстетическое чувство. Все эти черты тесно, органически связаны меж­ду собою, составляя вместе одно неразрывное целое, так что значительное развитие одной из них почти неизбежно влечет за собой хотя бы некото­рое развитие также и остальных. Совсем иное получится, если мы возьмем какой-либо хотя бы также очень типичный и часто встречаю­щийся экзокомплекс. Так, например, условия больших художественных центров способствуют возникновению так называемой художественной и литературной «богемы», основные черты которой всем хорошо известны: молодежь, еще не успевшая как следует устроиться в материальном от­ношении, обычно холостая (так как не на что содержать семью), живущая компанией (так как одному в пустой, неуютной каморке скучно и тоск­ливо), неряшливая в своем костюме и домашнем обиходе (так как нет жены, которая следила бы за хозяйством), беззаботная (так как не о ком и не о чем особенно заботиться), живущая то впроголодь, то устраиваю­щая кутежи (если кому-нибудь удастся выгодно продать картину или иным каким-нибудь способом достать денег), — все эти характерные чер­ты обусловлены, очевидно, не столько внутренним психическим складом каждого из этих молодых людей, сколько теми внешними обстоятельства­ми, среди которых им приходится жить и работать.

Необходимо, впрочем, оговориться, что вопрос о делении личности на эндо- и экзопсихику не следует смешивать с вопросом о различном про­исхождении отдельных элементов личности. Было бы, например, совер­шенно неправильно думать, что все решительно эндочерты являются при­рожденными (унаследованными), тогда как экзопроявления всецело сводятся к отпечатку, накладываемому на человека воспитанием и внеш­ней средой. В общем, конечно, такое соотношение можно считать безус­ловно преобладающим. Тем не менее бывают нередко случаи, когда вос­питание и внешние условия могучим образом способствуют усилению и дальнейшему развитию такой эндочерты, которая без них осталась бы заглохшей и совершенно неразвитой. С другой стороны, тот или иной ха­рактерный экзокомплекс также неизбежно предполагает усиление у дан­ного человека соответствующих ему элементарных психических свойств (например, в приведенном выше примере — общительности, беспорядоч-


Лазурский А.Ф. Классификация личностей 323

ности поступков, склонности к чувственным наслаждениям и т.д.); вся суть лишь в том, что сочетание этих элементарных психических свойств определяется в данном случае не их внутренней, органической связью, а посторонними, вне человека находящимися условиями.

Деление по психическим уровням

Всякий человек в своем физическом и духовном развитии прохо­дит последовательно целый ряд определенных ступеней, причем каждая последующая ступень характеризуется большим богатством и интенсив­ностью душевной жизни по сравнению с предыдущей. Этот процесс «пси­хического роста» или «психического развития» отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте, по мере же приближения к 25—30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершенно останавливается; ос­новное ядро личности окончательно определилось, психический уровень человека более или менее выяснился. В дальнейшем ему предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разнообразную деятельность, но это будут лишь обнаружения уже сформировавшейся личности, сводящи­еся преимущественно к ее экзопроявлениям.

Сравнивая между собой процесс психического роста у разных инди­видуумов, нетрудно убедиться, что высшие, предельные границы этого ро­ста, определяющие собой то, что мы называем психическим уровнем че­ловека, отличаются у разных людей крайним разнообразием.

При нормальных внешних условиях и соответствующем воспита­нии и образовании уровень этот определяется, как уже сказано, прирож­денной одаренностью человека, сводящейся, в конце концов, к общему по­тенциальному запасу его нервно-психической энергии или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности.

Если, таким образом, повышение психического уровня имеет в сво­ей основе увеличение общего запаса нервно-психической энергии (связан­ное, по всей вероятности, также с усиленным развитием и морфологичес­ким совершенствованием коры головного мозга), то внешние проявления различных уровней отличаются друг от друга уже не только в количе­ственном, но и в качественном отношении.

Необходимо рассмотреть подробнее признаки, характеризующие со­бой повышение психического уровня.

На первом плане здесь следует поставить большее или меньшее бо­гатство личности, общее количество психической продукции, проявляюще­еся вовне обилием, разнообразием и сложностью (или, наоборот, бедностью, однообразием и примитивностью) отдельных психических проявлений. Сюда относится, например, то, что мы называем «объемом интереса» или широтой области, на которую он распространяется.


324 Тема 9. Типология индивидуальности

Не менее важное значение имеет также «уровень развития или диф-ференцированности интереса». Сюда относится прежде всего «обилие в нем оттенков: например, религиозное сознание может быть смутным, бед­ным по содержанию, или развитым в целую религиозную систему с отве­тами на многие вопросы: так же может различаться чувство любви, друж­бы и т.п.».

Вторым существенным признаком повышения психического уров­ня являются сила, интенсивность отдельных психических проявлений. Если мы сравним какого-нибудь плохонького музыканта-любителя с вы­дающимся композитором или виртуозом-исполнителем, то увидим, что у последних в большинстве случаев и слух тоньше, и музыкальная память значительно более развита, и чувства, вызываемые звуковыми сочетания­ми, гораздо ярче и интенсивнее и т.п. Эта более значительная степень развития отдельных способностей ведет к тому, что и проявления, и про­дукты деятельности таких людей ярко выделяются среди других, анало­гичных им, но более слабых обнаружений, свойственных окружающим индивидуумам.

Само собой разумеется, что, пользуясь яркостью и силой психических проявлений в качестве критерия, определяющего принадлежность челове­ка к тому или иному психическому уровню, мы должны всегда иметь в виду проявления именно таких психических функций, которые у данного чело­века являются преобладающими. Известно, например, что Дарвин, обладая громадной способностью к анализу и индуктивным умозаключениям, в то же время был очень мало восприимчив ко всякого рода эстетическим впе­чатлениям; и тот, кто захотел бы о психическом уровне Дарвина судить по его эстетическим проявлениям, впал бы, конечно, в самую грубую ошибку.

Третьим признаком, определяющим принадлежность человека к высшему или низшему психическому уровню, является большая или меньшая сознательность и идейность его психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, чем более богатой и интенсивной душевной жизнью живет он, тем более способен он ориентироваться сре­ди явлений окружающего мира и тем сознательнее определяет свое от­ношение как к отдельным явлениям, так и ко всей вообще окружающей жизни. В результате получается наличность определенных, сознательно выработанных или усвоенных принципов — нравственных, социальных и др., а на более высоких ступенях — наличность общего миросозерцания, обнимающего все важнейшие стороны жизни и соответствующего в сво­их главных чертах основным потребностям и индивидуальным особен­ностям данного человека.

Постепенное усиление идейных, более абстрактных процессов и пре­обладание их над чувственными (связанными с ощущениями) составляет, вообще говоря, характерную особенность повышения психического уров­ня. На более низких ступенях дело обыкновенно ограничивается тем, что человек, наряду с непосредственными, чисто органическими влечениями,


Аазурский А.Ф. Классификация личностей 325

ставит себе также и некоторые более отдаленные задачи, относящиеся к обеспечению своего Я в более или менее отдаленном будущем. Затем мало-помалу круг идейных целей и интересов постепенно расширяется, обнимая собой уже заботы о других людях, людских отношениях, а также более или менее бескорыстный интерес к явлениям природы, эстетичес­ким и этическим ценностям и т.п. Наконец, на высших ступенях дело доходит до того, что человек, увлекшись какой-нибудь идеей, готов пожер­твовать для нее не только своими чувственными влечениями, своими ма­териальными выгодами и удобствами, но и своими отношениями к людям и даже своей жизнью. И это обозначает в подобных случаях вовсе не от­каз от своей собственной личности и ее потребностей, а, напротив, высшее, наиболее яркое и интенсивное проявление личности, требующее от чело­века максимального напряжения всех его духовных сил, всей его мораль­ной энергии. Как справедливо замечает Достоевский, «сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имею­щая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, т.е. никакого более употребления, как отдать ее всю всем, что­бы и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями. Это закон природы, к этому тянет нормального человека». Вполне соглашаясь с этим утверждением, мы, со своей стороны, добавили бы только, что идейные стремления высокоодаренных личностей могут быть направлены не только на содействие и помощь другим людям, но также и на иные более абстрактные цели: познание, красоту, самосовер­шенствование и т.п.

Само собой разумеется, что и на высоких психических уровнях чув­ственные органические влечения тоже могут быть развиты, и иногда даже очень значительно (мы знаем, что некоторые гениальные люди были раз­вратниками, обжорами, пьяницами и т.п.); но все-таки центр тяжести лич­ности, главное направление ее деятельности заключается не в них, а в ка­ких-нибудь других более идейных интересах, иначе никакой гений не удержится на свойственной ему высоте, а быстро и неуклонно начнет опус­каться, теряя постепенно то богатство и напряженность душевной жизни, которые отличают его от людей менее одаренных.

Наконец, четвертым существенным признаком, характеризующим повышение психического уровня, следует считать все возрастающую ко­ординацию психических элементов, составляющих в своей совокупности человеческую личность. Мы знаем, что у маленьких детей отдельные впе­чатления, чувства, желания и поступки еще до такой степени мало связа­ны между собой, так мало вытекают друг из друга, что личность как един­ство, в настоящем смысле этого слова, у них почти не существует. То же самое наблюдается при некоторых болезненных формах (например, при истерии), а также у извращенных типов. Наоборот, у чистых типов, т.е. у таких, где личность развивалась естественно, в соответствующей обстанов­ке, где общие условия жизни благоприятны и род занятий отвечает основ-


326 Тема 9. Типология индивидуальности

ным стремлениям и задаткам данного индивидуума, всегда замечается тенденция к известному объединению личности, к установлению связи между отдельными ее проявлениями.

Особенно отчетливо тенденция к такому объединению выступает на высшем психическом уровне, у людей богато одаренных и обнаружива­ющих интенсивную и разностороннюю душевную деятельность. Здесь; различные побочные, менее развитые у данного индивидуума эндо- и эк-зочерты не только не отвлекают силы человека от главного дела, состав­ляющего основную задачу его жизни, но, наоборот, способствуют этому делу, дополняя его существенными и важными деталями. Так, например, выдающийся государственный деятель, принадлежащий к типу энергич­ных, может серьезно и без всяких предвзятых мыслей интересоваться вопросами философии и религии, но в то же время он невольно почерп­нет в них глубокие, принципиальные основы для своей политики, будучи одарен творческим воображением, способностью к комбинированию яр­ких, конкретных образов, он воспользуется этим для того, чтобы придать силу и убедительность своим речам, произносимым в публичных собра­ниях и т.п. Получается, таким образом, то, что можно было бы назвать концентрацией личности, т.е. сосредоточением всех (или, по крайней мере, большинства) ее важнейших функций в направлении какого-нибудь одного широкого, разностороннего и захватывающего рода деятельности.

Отношение между эндо- и экзопсихикой на разных уровнях

Отношение между личностью и окружающей ее средой, а вследствие этого и отношение между эндо- и экзопсихическими элементами личнос­ти бывает на разных уровнях далеко не одинаковым.

На низшем уровне влияние внешней среды и внешних обстоя­тельств является безусловно преобладающим. Подчиняя себе слабую, раз­розненную психику малоодаренного человека, среда накладывает на нее свой отпечаток, насильственно приспособляя ее к своим запросам и тре­бованиям и очень мало считаясь с эндоособенностями каждого отдельно­го индивидуума. Благодаря этому часто получается значительное несоот­ветствие между основными задатками и способностями данного человека, с одной стороны, и усвоенными им профессиональными навыками, взгля­дами и способами деятельности — с другой. В результате личность часто не дает и того немногого, что она могла бы дать при более самостоятель­ном и независимом отношении к окружающему. Общая приспособ­ленность ее к окружающей среде оказывается настолько неполной и нестойкой, общий вес и ценность ее в социальной жизни настолько незна­чительными, что представителей низшего уровня (и при том не только из­вращенных, но даже и чистых) можно в общем охарактеризовать, как не­достаточно приспособленных.


Лазурский А.Ф. Классификация личностей 327

В противоположность этому люди, принадлежащие к среднему психи­ческому уровню, обладают гораздо большей способностью приноровиться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее для своих це­лей. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и ини­циативой, они выбирают себе род занятий, соответствующий их склонности и задаткам, работают продуктивно и с интересом, и в конце концов, будучи полезны обществу, успевают в то же время и себе обеспечить не только ма­териальное благосостояние, но и некоторый комфорт, физический и духов­ный. Их можно назвать поэтому приспособившимися.

Несколько иные отношения встречаем мы на высшем психическом уровне. Люди талантливые, высокоодаренные, разумеется, в еще большей степени, нежели представители среднего уровня, обладают данными, необ­ходимыми для того, чтобы приспособиться к окружающей среде, восполь­зоваться ее выгодами и преимуществами и устроить себе жизнь удобную и материально обеспеченную. В некоторых случаях так это и бывает. Но обычно дело осложняется здесь еще тем, что значительная напряженность, интенсивность душевной жизни заставляет человека не ограничиваться одним только приспособлением к среде, но стремиться и саму эту среду переделать, видоизменить сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Другими словами, здесь мы всегда встречаемся с более или менее ярко выраженным процессом творчества, в какой бы области оно ни проявлялось — в духовной или материальной, в области науки, искус­ства или практической жизни и т.п.

Если, таким образом, низший психический уровень дает нам по преимуществу индивидуумов, недостаточно приспособленных, средний уровень — приспособившихся, то представителей высшего уровня можно назвать, в отличие от предыдущих, приспособляющимися. Необходимо только помнить, что процесс творчества, переработка действительности сообразно своим идеалам и стремлениям никогда не даются им даром, а почти всегда сопровождаются упорной борьбой и различными лишени­ями, духовными или материальными. Интенсивная концентрация душев­ной деятельности в известном направлении в связи с повышенной идей­ностью стремлений заставляет их зачастую без достаточного внимания относиться не только к различным чисто материальным потребностям, но и вообще к обеспечению ровного, спокойного течения своей жизни. Благодаря этому представители высшего уровня, даже в случае успеха своих планов и стремлений, нередко оказываются в социальном отноше­нии устроившимися гораздо хуже, нежели обыкновенные, средние люди.

Принадлежность человека к тому или иному психическому уровню еще не определяет собой его типа (деление по психическому содержанию — см. выше): такие основные типы, как аффективно-деятельные, энергичные, рассудочные, мечтатели и т.п., встречаются одинаково на всех уровнях, хотя, конечно, проявления их существенно меняются в зависимости от степени


328 Тема 9. Типология индивидуальности

одаренности человека и от большего или меньшего богатства и интенсив­ности его душевной жизни.

После всего того, что было сказано нами относительно степеней ду­шевного развития и признаков повышения психического уровня, неволь­но напрашивается вопрос: нельзя ли воспользоваться принадлежностью индивидуума к тому или иному психическому уровню в качестве мерила для его этико-социальной оценки? Другими словами, если принадлежность к высшим уровням (психическая одаренность, умственная, эмоциональ­ная или волевая) характеризуется большим богатством душевной жиз­ни, большей идейностью, работоспособностью, наличностью сознательного миросозерцания и т.п., то не следует ли принять, что люди более одарен­ные являются, уже по этому самому, и в социальном отношении более полезными, и в этическом смысле лучшими? Несмотря на всю соблазни­тельность подобной точки зрения, нам она представляется, однако, совер­шенно неприемлемой.

Даже на самых высших ступенях душевного развития имеются свои извращенные типы, и психическое падение их зачастую оказывается и в социальном отношении более вредным, и с моральной стороны более от­талкивающим, чем у людей, обладающих более примитивной психикой. Кому много дано, с того много и спросится. Мне кажется поэтому, что в качестве критерия моральной оценки необходимо выставить совсем иной признак, а именно большую или меньшую тенденцию к повышению пси­хического уровня, большее или меньшее стремление к совершенствова­нию. Если ни один человек не может дать в своих психических проявле­ниях больше того, что в него вложено от природы (прирожденные особенности нервно-психической организации), то зато имеющиеся от при­роды духовные силы могут или остаться неразвитыми, в зачаточном со­стоянии, или, наоборот, развернуться как в количественном, так и в каче­ственном отношении. И этот именно «священный огонь», это стремление к возможно более полному и всестороннему развитию и проявлению сво­их духовных сил мы считаем одинаково ценным, будет ли оно проявлять­ся в яркой и разнообразной психике богато одаренного человека, или же в бедной, примитивной душе индивидуума, принадлежащего к низшему психическому уровню. <...>

Деление на группы и типы

Вторым не менее существенным принципом нашей классификации является, как уже сказано было вначале, деление личностей по их психи­ческому содержанию — на группы и типы. Основу этого деления состав­ляет, прежде всего, преобладание в каждом отдельном случае какой-либо одной группы тесно между собой связанных основных психических функ­ций, накладывающих на весь характер данного индивидуума своеобраз­ный отпечаток. <...>


Лазурский А.Ф. Классификация личностей 329

Классификаторы характеров обычно выдвигают в этих случаях прежде всего преобладание ума, чувства или воли, разделяя, таким обра­зом, характеры на интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Соглаша­ясь в основе с таким делением, мы, однако, считаем его слишком упро­щенным, схематичным, и вот на каком основании.

Всякий душевный процесс, интеллектуальный, эмоциональный или волевой, всегда представляет собой сложное целое, в составе которого мо­гут преобладать те или иные отдельные стороны, или элементы. Так, на­пример, в процессе восприятия, кроме ощущений и их комбинаций, не менее важную роль играют также воспроизведенные образы, сопутствую­щие ассоциации, сосредоточенность и устойчивость внимания, направле­ние интересов, синтезирующая деятельность сознания; в сложном воле­вом акте, наряду с сознательным волевым усилием, существенными элементами являются взаимодействие и борьба мотивов (сводящаяся в конце концов к взаимодействию чувствований, связанных с теми или иными конечными целями), а также мыслительный процесс — обдумыва­ние способов и конечных результатов совершаемого поступка.

Преобладающее развитие у индивидуума тех или иных сторон раз­личных сложных процессов имеет чрезвычайно важное значение для об­разования типов и их разновидностей. Так, значительное развитие мыш­ления, индуктивного или дедуктивного, способствует занятию науками, естественными или гуманитарными, сильно развитое воображение ведет обычно к возникновению художественного типа, преобладание в волевых актах эмоциональных или, наоборот, рассудочных элементов лежит в ос­нове подразделения всякого рода практических деятелей на два совершен­но различных типа и т.д.

И вот оказывается, что у некоторых типов (особенно принадлежа­щих к высшим психическим уровням) интеллектуальные и эмоциональ­ные (эмоциональные и волевые) элементы так тесно и неразрывно меж­ду собой связаны, что было бы большой натяжкой и односторонностью зачислить эти типы в группу интеллектуальных, или эмоциональных, или волевых. Так, например, тип мечтателей (художников, религиозных созер­цателей), чрезвычайно яркий и определенный, характеризуется преобла­данием у них воображения, т.е. процесса столь же интеллектуального, как и аффективного; тип аффективно-деятельных, не менее важный, цель­ный и часто встречающийся, не может быть зачислен ни в группу эмоци­ональных, ни в группу волевых, а должен быть выделен в качестве осо­бой разновидности и т.д. Поэтому если на низшем уровне еще возможно принять (и то с некоторой модификацией — см. ниже) упомянутое схе­матическое деление на три главные группы, с подразделением каждой от­дельной группы в зависимости от преобладания в ней тех или иных эле­ментов, то на более высоких уровнях, с их сложной психикой, такой схематизм представляется уже совершенно невозможным.


330 Тема 9. Типология индивидуальности

Чистые типы различных уровней

Наиболее яркие «чистые» типы получаются в тех случаях, когда экзо-и эндопсихика взаимно соответствуют друг другу, т.е. когда интересы и профессиональная деятельность человека, развитие его знаний и навыков, его взглядов и миросозерцания, происходят именно в том направлении, ка­кое диктуется прирожденными особенностями его нервно-психической организации. В этих случаях наиболее характерные субъективные и объек­тивные черты данной личности сливаются в один цельный, отчетливо вы­раженный «психосоциальный комплекс», достаточно устойчивый и обык­новенно очень типичный. <...>

Что же касается типов высшего уровня, то здесь, как мы увидим даль­ше, на первый план выступает уже идейная сторона психосоциальных ком­плексов, их общий смысл и значение как для человека, так и для всей вооб­ще окружающей жизни, поэтому классификация личностей превращается на этом уровне в классификацию человеческих идеалов и их психологичес­ких (характерологических) разновидностей.

В результате получается следующее подразделение чистых типов, которые мы здесь только наметим, так как подробное описание различ­ных типов и их разновидностей будет дано в соответствующих главах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.