Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабильный тип






Этот тип наиболее полно описан под разными наименованиями «эмоционально-лабильный», (Schneider, 1923), «реактивно-лабильный» (Ганнушкин, 1933) или «эмотивно-лабильный» (Leongard, 1964, 1968) и др. <...>

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяют­ся среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфек­ционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные «простуды», хронические пневмонии, ревма­тизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно, фактор «соматической инфантилизации» играет важ­ную роль во многих случаях формирования лабильного типа.

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настрое­ния. <...>

Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелест­но сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, не­кстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протя­жении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вско­ре радостную улыбку.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и са­мочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одно­му или только вместе с близким человеком или же устремиться в шум­ное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и


Аичко А.Е. [Определение и типы психопатий и акцентуаций характера] 277

будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется се­рым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспомина­ний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливос­тей. Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхностности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует исти­не. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на боль­шую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их от­ношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, расска­зать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что «все не так страшно», но и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внима­ния, благодарности, похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомне­нию. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятно­сти, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяже­ло, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невро­тическим срывам.

Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство. <...>

Им чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность кол­лекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости умений и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. <...>

Самооценка отличается искренностью (Ефременкова, Иванов, 1971). Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они — «люди настроения» и что от настроения у них все зависит. От­давая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию — сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком та­ится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отноше­ние возникает незамедлительно и без попыток его утаить. <...>


278 Тема 9. Типология индивидуальности

Астено-невротический тип

У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнару­живаются признаки невропатии — беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной ану-рез, заикание и т.п.

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохонд-ричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказывают­ся невыносимыми. Раздражительность неврастеников существенно отли­чается от гневности эпилептоидов и вспыльчивости гипертимов и более всего сходна с аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Раздражение, нередко по ничтожному поводу, легко изливается на окру­жающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. В отличие от эпилептоидов аф­фект не отличается ни постепенным накипанием, ни силой, ни продолжи­тельностью. В отличие от вспыльчивости гипертимов поводом для вспы­шек вовсе не обязательно служит встречаемое противодействие, бурного неистовства аффект также не достигает. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой. Такие подростки внимательно при­слушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятро-гении, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце (Кургановский, 1965).

Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. Но это не означает, что специфически подростковые поведенческие реакции у них отсутствуют. Стремление к эмансипации или тяга к группированию со сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности, утомля­емости и т.п., могут исподволь подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще, побуж­дать к обвинению родителей в том, что их здоровью уделяется мало внима­ния, или же порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых специ­фически-подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и открыто. Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и быстро истощающимися вспышками. К сверстникам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или об­щества с близким другом.

Самооценка астено-невротических подростков обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настро­ения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, раз­битость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают за­боты о собственном здоровье. Они сознают также, что утомляемость и


1\тко А.Е. [Определение и типы психопатий и акцентуаций характера] 279

раздражительность глушат их интерес к новому, делают непереносимыми критику и возражения, стесняющие их правила. Однако далеко не все особенности отношений подмечаются достаточно хорошо. <...>

Сенситивный тип

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуж­даются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно под­вижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детс­ких компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в вовой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомы­ми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгоро­женности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизо­идам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко пред­почитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокой­нее. Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, «детская энциклопедичность». Многие чтению охотно предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иног­да обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном от­ношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушани­ем, часто слывут «домашним ребенком».

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учат­ся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, что­бы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложне­ний. Трудности адаптации чаще возникают в 16—19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П.Б.Ганнушкиным, — «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выра­женное чувство собственной недостаточности» (Ганнушкин, 1964).

Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают сле­зы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. <...>

Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких мораль­ных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверст­ники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится


280 Тема 9. Типология индивидуальности

множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Возникают самообвинения в «гнусности» и «распутстве», жестокие укоры себя в неспособности удер­жаться от пагубной привычки. Онанизму приписываются также собствен­ное слабоволие во всех областях, робость и застенчивость, неудачи в учебе вследствие якобы слабеющей памяти или свойственная иногда периоду роста худоба, диспропорциональность телосложения и т.п.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут са­моутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувству­ют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязно­сти и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой ре­шительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними до­верительный контакт и они чувствуют от собеседника симпатию и под­держку, то за спавшей маской «все нипочем» оказываются жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.

В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т.п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидер­ство в таких коллективах достается другим. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта: борьбой, гантельной гимнастикой и т.п.

В отличие от шизоидов, сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть «белой вороной» в обычной подростковой среде. Они раз­борчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой ком­пании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью. <...>

Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинк-вентному поведению сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, как правило, даже не курят, алкогольные напитки же способны внушать им отвращение. <...>

Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружить-


ичко А.Е. [Определение и типы психопатий и акцентуаций характера] 281

я с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, еприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым щущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям.)ни подчеркивают, что не склонны ни легко ссориться, ни быстро мирить-я. У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут опреде-[ить своего отношения или не хотят сделать это. Чаще всего этими про-лемами являются отношение к друзьям, к своему окружению, к критике; свой адрес, к деньгам, к спиртным напиткам. Видимо, все это бывает вязано с окрашенными эмоциями, затаенными переживаниями. Питая ^вращение ко лжи и маскировке, сенситивные подростки отказ предпо-штают неправде.

Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним исружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они ста-ювятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, согда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергают-: я несправедливым обвинениям. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.