Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Либертарно-юридическая концепция Нерсисянца






- В основе либертарно-юридического понимания права и государства лежит принцип формального равенства.

Равенство представляет собой определенную абстракцию, т. е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т. е. возможность и необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия) уравнивания.

Так, уравнивание разных объектов по числовому основанию (для определения счета, веса'и т. д.) абстрагируется от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых).

В этом русле сформировалась математика, где составление и решение уравнений играет ключевую роль и где равенство, «очищенное» от качественных различий, доведено до абсолютной абстракции количественных определений.

Правовое равенство не столь абстрактно, как числовое равенство в математике. Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и правосубъектности. В этом и состоит специфика правового равенства и права вообще.

Правовое равенство в свободе как равная мера свободы означает и требование соразмерности, эквивалента в отношениях между свободными индивидами как субъектами права.

Правовое равенство — это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права и на них принцип правового равенства не распространяется.
2.Подходы отечественных ученых к понятию права

- Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства.В первобытном обществе поведение людей определялось обычаями, которые формировались в процессе общения людей друг с другом, отражали нравственные устои и принципы.С усложнением социальной структуры общества, появлением разнообразных и противоположных интересов обычаи уже не могли обеспечить единообразное поведение, удовлетворить интересы разных социальных групп.Возникла потребность в новом социальном регуляторе, который бы имел общеобязательную силу.Таким социальным регулятором явилось право, создаваемое государством.Право было необходимо для установления и поддержания единого для всего населения общественного порядка, единых отношений собственности, развития всех сфер общественной жизни. Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем: а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения, в ходе общественной практики; б) право выражает государственную волю, обычай первобытного общества - волю всех членов родовой общины; в) право гарантируется гос. принуждением, обычай - общественным осуждением; г) право приобретает официально-документальную форму, записывается, обычай имеет устный характер. Право построено на трех китах: нравственность, государство и экономика. Право возникает на базе нравственности(совокупности норм поведения человека в обществе), государство придает ему официальность и гарантированность, экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, так как эта та сфера, где нравственность как регулятор не состоялась. В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях: 1. Правом называют социально-правовые притязания людей. Эти притязания обусловлены природой человека и общества, и считаются естественными правами. 2. Под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. 3. Названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо. Здесь речь идет о праве в субъективном смысле, то есть о праве принадлежащем отдельному лицу. 4. Термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Самые большие разногласия в правопонимании(сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения, связь с государством, причины происхождения, назначение) возникают при определении права как идеального и реального объектов познания.Два подхода к определению права: эмпирический и рационально-идеалистический. 1) Эмпирический подход предполагает изучение права во всем его историческом многообразия и выделения на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм и обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др. Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм. 2) Рационально-идеалистический подход-существует универсальное определение права, выражающее его сущность и задача ученых состоит в том, чтобы раскрыть идеальную природу права. ПРАВО-система норм, правил поведения, которые исходят от гос-ва, выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества, сформулированы в специальных гос документах-нормативных актах, охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения. Содержание понятия «право» – это совокупность существенных признаков, на основании которых можно отличить право от морали, нравственности, религиозных норм и предписаний и от всех других понятий.Признаки: 1)регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. 2)общеобязательная нормативность-в отличии от других социальных норм является обязательной правовой нормой. 3)Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права. 4)Системность-всегда выступает как система юридических норм, состоящая из элементов, связанных отношениями и взаимодействием друг с другом. 5)Формальная определенность-выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. 6)Интеллектуально-волевой характер-выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп
3.Пробелы в праве.

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.