Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы определения формы правления в РФ






 

Форма правления – совокупность способов организации верховной государственной власти и её распределения между центральными органами государства, определяющими степень участия населения в формировании этих органов. Как эти органы формируются, как эти органы организованы, как властные полномочия между этими органами распределяется. Монархия – вся полнота верховной власти формально или фактически принадлежит монарху, который осуществляет власть на основании принципов наследуемости и несменяемости. Республика (дело общее от латинского) - это форма правления, при которой органы верховной государственной власти организуются на основе выборности, срочности и сменяемости.

Существуют 3 разновидности республиканской формы правления: президентская, парламентарная, смешанная (в зависимости от способа формирования правительства и контроля за её деятельностью). Президентская республика – избирается народом, функции правительства осуществляет администрация президента. Парламентарная республика – правительство формируется парламентом, из числа той партии, которая получила большинство мест на выборах в парламент, пост президента может быть предусмотрен а может быть не предусмотрен. Правительство либо однопартийное либо коалиционное. Глава правительства – глава партии парламентского большинства. В парламентарной республике у президента есть право роспуска парламента (или его нижней палаты). Смешанная республика – совмещает черты и президентской и парламентарной республики (полномочия в отношении правительства распределяются между президентом и парламентом).

Форма правления в России – смешанная. ч.1 ст.10 Конституции РФ – Президент РФ – глава государства, но нигде не говорится о том, что он возглавляет Правительство. Из анализа норм конституции следует, что Президент РФ выведен за систему разделения властей. Ч.2 ст. 10 Конституции РФ, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование всех органов государственной власти. Так же подтверждение смешанного характера формы правления России можно проследить на основании последних изменений, которые были внесены в Конституцию в декабре 2008 года – ст.109 Конституции РФ (полномочия государственной думы), и статья, где говорится о полномочиях правительства. Глава правительства ежегодно отчитывается перед государственной думой о деятельности правительства. Но никаких рычагов воздействия у парламента на правительство нету. Единственный механизм – это постановка вопроса о недоверии правительству.

 

Хотя в литературе говорят о том, что в России не смешанная и не парламентерская форма правления, а суперпрезидентская республика. Впервые этот термин был введен в начале 20 века для характеристике формы правления Мексики. Суперпрезидентская республика характеризуется гиперболизацией полномочий президента (в руках президента сосредотачивается вся полнота государственной власти). Президент становится фигурой несменяемой. Парламент либо распускается и новые выборы в Парламент не проводятся, либо он превращается в «декоративный орган», основное назначение которого законодательное оформление решений Президента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.