Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зак. 8J5







82 Тема 8. Личность как индивидуальность,..

экзистенциальной психологии — Мей1 — указывал, что акт творчества, мо­жет совершаться только в том случае, когда человек полностью поглощен соответствующим видом деятельности.

В рамках этого направления активные эмпирические исследования креативности проводятся Институтом по диагностике и изучению личнос­ти при Калифорнийском университете. Баррон в сотрудничестве с Вель-шем сконструировал тест, с помощью которого можно исследовать разли­чия в предпочтении сложных и простых объектов. Стимулом в этом тесте является набор черно-белых чернильных рисунков; испытуемый должен указать, какие из них ему больше нравятся. Предпочтение сложных рисун­ков (неправильных, асимметричных, нечетких) обнаружилось у художни­ков, талантливых научных исследователей, архитекторов, писателей. Бар­рон2 показал, что такое предпочтение положительно коррелирует с рядом черт, характерных для творческой личности: беглостью речи, импульсивно­стью, независимостью суждений, оригинальностью и широтой интересов.

Особое место занимают исследования мотивационных характеристик творчества (Кэттел3; Голлан4; Мак Киннон5; Мадди6). Они подчеркивают необходимость исследования индивидуальных различий в мотивации испы­туемых при выполнении тестов на креативность.

В заключение укажем одну из наиболее важных проблем, возника­ющих при исследовании креативности. Торндайк7, Воллах и Коган8 сфор­мулировали ее так: действительно ли тесты на креативность и тесты на IQ имеют дело с различными сферами познавательных процессов? На ос­нове анализа тестов Гилфорда, Торранса и других Воллах и Коган отве­чают на этот вопрос отрицательно. Они утверждают, что благодаря пря­мому перенесению тех тестовых моделей, которые успешно применялись для исследования интеллекта, классические тесты на креативность не выявляют ничего большего, чем тесты на IQ. В связи с этим они протес­туют против использования единственного критерия для правильного от-

1 См. May R. The nature of creativity // Creativity and its cultivation. N.Y., 1959.

2 Cm. Barron F. Discovering of creative personality // The Behavioral sciences and
education. N.Y., 1963.

3 Cm. Cattell R.B. Personality and motivation of the researcher from measurements of
contemporaries and from biography // Scientific creativity: Its recognition and development.
N.Y., 1963.

* Cm. Gollann S.E. The creativity motive // J. Pers. 1962.

6 Cm. MacKinnon D.W. Personality and the realization of creative potential // Amer.
Psychologist. N.Y., 1965. Vol. 20.

e Cm. Maddi S.R. Motivational aspects of creativity // J. Pers. N.Y., 1965. Vol. 33.

7 Cm. Thorndike R.L. Some methodological issues in the study of creativity // Proseedings
of the 1962 invitational conference in testing problems. N.Y., 1963.

8 Cm. Wallach M.S., Kogan N. A new look at the creativity-intelligence distinction //
J. Pers. N.Y., 1965. Vol. 33.


ГрикХ.Е Основные направления экспериментального изучения творчества 83

вета, жестких лимитов времени и атмосферы соревнования при иссле­довании творческих способностей.

Воллах и Коган попытались исправить некоторые из указанных не­достатков. При изучении креативности у 151 школьника они предостав­ляли испытуемым столько времени, сколько им потребуется для полно­го ответа на каждый вопрос; тестирование проводилось в форме игры, в ходе которой соревнование между испытуемыми сводились к минимуму. При этих условиях корреляция между показателями интеллекта и креа­тивности оказалась почти нулевой. Таким образом, для того чтобы тес­ты на креативность затрагивали собственно творчество, условия их вы­полнения должны приближаться к реальным «внетестовым» ситуациям.

Экспериментальное изучение творчества является сравнительно новой областью психологии, и поэтому несколько пессимистичное зак­лючение о современном состоянии дел не мешает нам смотреть в ее будущее с оптимизмом.


Р.Стернберг, Е.Григоренко

[ИНВЕСТИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ КРЕАТИВНОСТИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.