Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АРТЕ-ФАКТЫ






Рис. 1

ными, не противостоят друг другу: каждая из них адекватна своим иссле­довательским задачам, приемам психотерапии.

Второе основание относится к позициям психолога при изучении субъекта (личности). Этих позиций, как минимум, две. В теоретической и практической работе они обязательно сочетаются, однако в принципе их следует различать. Первая позиция — исследователь, он не вторгается в психическую жизнь изучаемого субъекта, за исключением, конечно, экспе­риментального исследования, но и оно не должно здесь быть формирую­щим. Цель исследователя — выявить индивидуальные свойства или процес­сы, механизмы, закономерности их создания такими, какими они сложились без его участия. Вторая позиция — организатор, он, напротив, имеет дело с регуляцией поведения субъекта, и если нужно — активно участвует в его психической, личностной жизни и развитии. Цель организатора — выде­лить у субъекта наличные средства управления своим поведением, способы решения личностных проблем, а затем создать и, предложив ему более эф­фективные приемы — психологической коррекции, помощи, консульти­рования — испытать их возможности и ограничения.

Пересечение двух предложенных оснований образует четыре части раздела «Субъект деятельности» (см. рис. 1). Конечно, выделение соответст­вующих предметных областей требует уточнений при их изучении: оно не строго, но эвристично. Так, первая часть определяется как исследование фактов, наличных свойств, т.е., прежде всего, психодиагностика, предмет которой «Индивидуальные особенности человека: способности, темпера­мент, характер». Житейский вопрос, символизирующий эту часть — «Чем я отличаюсь от других?», с которого, по-видимому, и начинается познание человеком самого себя. В данную часть раздела входят тема 8 — «Личность как индивидуальность: способности, темперамент, характер» и тема 9 — «Типология индивидуальности».


Предисловие

Установление наличных свойств и способов поведения редко быва­ет самостоятельной целью и, как правило, связано с их регуляцией, кор­рекцией. Так мы переходим во вторую часть раздела — к организации изучаемых фактов. Форм регуляции поведения, конечно, немало, но пси­холога интересует, прежде всего «Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля». Понятен и важен личный вопрос, соответствующий дан­ной части: «Как управлять своим поведением?» Конечно, эмоционально-волевая сфера личности в теории и на практике рассматривается как це­лое, однако здесь каждая из форм регуляции изучается самостоятельно: в теме 10 — «Психология эмоций» и в теме 11 — «Психология воли».

Теперь заметим, что когда эмоционально-волевая регуляция дея­тельности сталкивается с трудностями и оказывается неэффективной, сле­дует обратиться к фундаментальным причинам, ее побуждающим, т.е. к третьей части раздела — исследованию артефактов, процессов и законо­мерностей создания личностных свойств. Центральной здесь становится проблема побуждения субъекта к деятельности, изучение потребностно-мотивационной сферы, а значит и иерархии мотивов, определяющей строение личности. Отсюда и название части — «Потребности и моти­вы: строение личности», которой соответствует уже личностный воп­рос о подлинных причинах собственных поступков: «Кто я есть?» Эта часть включает тему 12 — «Психология мотивации» и тему 13 — «Стро­ение личности».

Анализ и осознание действительных мотивов личности тесно связаны с четвертой, заключительной частью раздела. Ее определение покажется непосвященному странным — организация артефактов: ведь в быту слово «артефакт» относится к досадным случайностям, а то и к неожиданным де­фектам — частым последствиям неумелых действий наивного «организа­тора». Однако мы понимаем, что здесь речь идет об участии психолога в создании субъектом своих личностных свойств, в разрешении собственных проблем, в том числе — о психологической помощи, консультировании. «Развитие личности: личностный рост» — таково название этой части и включенной в нее темы 14. И если до сих пор осознание подлинных моти­вов — того, кто же я есть на самом деле — предполагало, что я все-таки есть, то для развивающейся личности, находящейся в процессе решения соб­ственной проблемы, вопрос прозвучит пожестче: «Есть ли Я?», т.е. суще­ствую ли не только как природный и социальный индивид, но и как лич­ность в точном смысле слова. Теперь части раздела названы, структура тома определена (см. рис. 2).

Второй том нашего издания больше первого по объему и состоит из двух книг. Это связано с необходимостью обеспечить студентов литера­турой не только для семинарских занятий, но и для сдачи монографий, самостоятельного чтения. Перед вами — книга первая, включающая темы 8—11. Ключевые слова для них: индивидуальность (тема 8) — типология (тема 9) — эмоции (тема 10) — воля (тема 11).



Предисловие


ФАКТЫ


Индивидуальные особенности человека:

способности, темперамент, характер


Внутренняя регуляция деятельности: эмоции, воля


<

M

О


Потребности и мотивы: строение личности


Развитие личности: личностный рост


АРТЕ-ФАКТЫ Рис.2

Второй том (как и первый) содержит некоторые материалы лекцион­ного курса, важные для понимания и организации текстов в каждой из тем. Так, в теме 8 представлены основные подходы к изучению индивидуально­сти (личности). Личность здесь понимается, как правило, в широком смыс­ле, т.е. как индивидуальность — совокупность всех психических свойств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Тем самым центральное место в изучении способностей, темперамента, характера по праву принадлежит дифференциальной психологии, хотя их понятийные определения, факторы и закономерности развития суть предмет психологии общей. К этим двум полюсам и будут тяготеть излагаемые нами подходы (точные названия которых — в тексте), имеющие свою специфику, дополня­ющие друг друга. Так, при изучении способностей один подход занимается, прежде всего, их измерением, установлением наличия и степени выражен­ности индивидуальных свойств, а другой — возможностями развития, свя­занными, прежде всего, с развитием личности в целом. По-разному подхо­дят здесь и к пониманию характера: в одном случае акцентируется его связь с природной основой — темпераментом, а в другом — с культурным, собственно личностным развитием, когда характер создается как форма поведения, сохраняющая наличную иерархию мотивов.

Личность как индивидуальность рассматривается и в теме 9, при построении типологий, поэтому слова «характер» и даже «темперамент» часто выступают здесь как ее синонимы. Например, тип характера (или личности) следует отличать от простого набора («емкости») совпадающих индивидуальных свойств: это — целостная совокупность взаимосвязанных черт (и способов поведения), обладающая общей структурой. Различаются и стратегии построения типологий, классификаций индивидуальности:


Предисловие 11

одна из них — эмпирическая (путь «снизу») — создается индуктивно, от частных случаев к общим закономерностям, другая — теоретическая (путь «сверху») — дедуктивно, от выделения общих различительных признаков к их проверке и демонстрации на частных примерах. Представление о че­ловеке как природном, социальном и культурном субъектах (см. тему 3 в первом томе издания) определяет основные задачи построения типологий (классификаций) индивидуальности. Это задачи: а) объяснительная, иссле­довательская — установление психо-телесных соответствий, связи характе­ра (темперамента) с природным организмом; б) эмпирико-описательная — выявление полного и разнообразного набора индивидуальных типов (ано­малий) характера, испытывающих трудности в социальной жизни; в) пси­хотерапевтическая — выделение фундаментальных, противостоящих, но до­полняющих друг друга психологических типов для понимания человеком собственной индивидуальности и развития его личности.

В темах 10 и 11 рассматриваются единство эмоционально-волевой регуляции деятельности, основные аспекты изучения эмоций, а также об­щие ситуации, требующие (или нет) произвольной и волевой регуляции. Сейчас же еще раз подчеркнем, что разделение природного организма и социального индивида, собственно личности, совпадает с общепринятой очередностью рассмотрения основных классов эмоциональных состояний в теме 10. Так, во-первых, выделяют аффекты — кратковременные, ярко выраженные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности, близкие по изначальному содержанию понятия «стресс». Во-вторых, эмоциональные состояния и процессы нашей повседневной социальной жизни — собственно эмоции, которые связаны (как и аффекты) с конкретными ситуациями, но воз­никают уже при их представлении — воспоминании, предвосхищении. Заметим, что наиболее изучены среди них (в том числе — эксперимен­тально) отрицательные эмоции, вызывающие трудности при регуляции поведения. И в-третьих, чувства — устойчивые (т.е. уже внеситуативные), личностно значимые эмоциональные состояния, управляемые с помощью культурных (предметных, символических) средств. К сожалению, даже у чувств бывают свои негативные (патологические) альтернативы, однако в принципе чувства произвольны и являются собственно человеческими пе­реживаниями.

Переходя к теме 11, отметим, что если эмоциональная регуляция час­то бывает непроизвольной, то волевая является произвольной как мини­мум. Действительно, непроизвольны природные, натуральные психические функции, а функции высшие произвольны в своем формировании, связаны с усилием, задержкой естественного процесса, что, как правило, является результатом освоения культурных средств. Различие же между произволь­ной и волевой регуляцией состоит в следующем. При произвольной регуля­ции потребность, побуждающая субъекта к деятельности, дана ему естест­венно, и задача заключается в том, что при необходимости можно задержать,


12 Предисловие

отложить ее удовлетворение во времени. При волевой регуляции такая по­требность не спонтанно не обеспечена или не имеет, так сказать, достаточ­ной силы, и субъекту необходимо придать выполняемым действиям новые смыслы, что требует преобразований в мотивационной сфере. Волевая регу­ляция нередко связана с проблемой личностного выбора, разрешением мо-тивационных конфликтов, что закономерно вводит читателя в следующую тему, посвященную психологии мотивации. Остается добавить, что высшее развитие волевой регуляции приводит к особым психическим состояниям, названным послепроизвольными, когда деятельность протекает уже без усилий (см. тему 6 первого тома о феномене врабатываемости в деятель­ность) и мотивируется внутренне, самим осуществлением процесса (см. далее тему 12).

Материалы второго тома составлены с учетом программ для семинар­ских занятий, разработанных проф. А.Г.Асмоловым и проф. В.К.Вилюна-сом, при активном участии ст. преп. Н.И.Наенко, доц. Е.Е.Насиновской и доц. А.А.Пузырея. Редакторы глубоко благодарны А.Г.Макалатия, М.В.Фа-ликман и Р.С.Шилко за активную помощь при подготовке издания.

Изучение научной психологии личности — необходимый этап освое­ния общей психологии в целом, тесно связанный с личными интересами каждого. Кто знает, быть может успешное прохождение учебного материа­ла позволит вам правильно, уже профессионально рассматривать индиви­дуальные черты различных людей, опознавать их психологические типы, а значит более терпимо и с пониманием относиться к другим и себе, осозна­вать собственные эмоциональные переживания и быть способным к воле­вой регуляции своего поведения.

В.В.Петухов,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры общей психологии

факультета психологии

Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова


Тема 8

Личность как

индивидуальность: способности, темперамент, характер

Психология способностей. Определение способностей. Способности и их измерение. Общий интеллект. Умственный возраст и коэффициент интеллектуальности. Проблемы на­дежности и валидности тестов. Тесты на общий интеллект и специальные способности. Структура интеллекта. Проблема общего (генерального) фактора способностей. Интеллект и креативность. Развитие способностей. Способности и задатки. Способности как функциональные свойства индивида. Спо­собности и одаренность. Способности и развитие личности. Темперамент и характер. Темперамент как формально-дина­мическая сторона деятельности. Основные свойства нервной системы, их сочетания и типы высшей нервной деятельности. Синдромы свойств нервной системы. Общие характеристики темперамента: активность и эмоциональность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Характер и его форми­рование. Характер как система отношений человека к. миру, другим людям, самому себе. Характер как форма поведения, необходимая для сохранения структуры мотивов. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизнен­ный стиль.

Вопросы к семинарским занятиям:

О Общая и дифференциальная психология личности. © Понятие способностей: способности и задатки. Измере­ние и развитие способностей.

© Темперамент, его физиологические основы и психологи­ческое описание. Индивидуальный стиль деятельности.

О Характер и его формирование. Характер и личность. Психологические различия между полами.


О Общая и дифференциальная психология личности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.