Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наркотическая зависимость






Наркотики по их клиническому действию делят на следующие группы: опиаты, стимуля-
торы, успокаивающие, каннабиоиды и галлюциногены.

Интоксикация опиатами (опий, морфин, героин, кодеин, метадон): эйфория, дремота,
дизартрия, анальгезия, анорексия, сужение зрачков, снижение либидо. Синдром отмены: на-
стойчивые поиски препарата, зевота, выламывающие мышечные боли, боли в пояснице, сле-
зотечение, насморк, рвота, потливость, понос, лихорадка, «гусиная кожа», слюноотделение,
расширение зрачков, бессонница.

Интоксикация стимуляторами (кокаин, крэк, фенамин, эфедрой, первитин, «лед», «шир-
ка»): эйфория, возбуждение, болтливость, расширение зрачков, сердцебиение, потливость,
озноб, тремор, лихорадка, сухость во рту, рвота, анорексия, импотенция, судороги, гиперак-
тивность, раздражительность, агрессивность, паранойяльность, зрительные и тактильные гал-
люцинации. Синдром отмены: тревожная подозрительность, дисфория, утомляемость, ажита-
ция, расстройство сна, настойчивые поиски препарата.

Интоксикация седативными, снотворными и анксиолитическими средствами (транквилиза-
торы, барбитураты): невнимательность, сонливость, обильное потоотделение, сужение зрачков,
расторможенность влечений, нарушение координации и артикуляции; возможен делирий с пос-
ледующей амнезией. Синдром отмены: рвота, слабость, тревога, раздражительность, повышен-
ная чувствительность к свету и звуку, крупноразмашистый тремор, бессонница, припадки.


 


Интоксикация каннабисом (марихуана, гашиш, анаша, «план», «дурь», «паль», «травка»),
идеоррея, эйфория, дисфория, тревога, подозрительность, неуместный смех, дезориенти-
ровка во времени, неадекватная оценка происходящего, искажение формы и размеров пред-
метов, сухость во рту, повышение аппетита, сердцебиение, отрешенность от окружающего с
грезоподобными фантазиями; большие дозы вызывают делирий с паническими проявления-
ми. Синдром отмены: астения, депрессия, сенестопатии, сжимающие боли в области головы
и сердца, спазмы в животе с тошнотой, озноб, проливной пот, тремор, возможны гипертони-
ческий криз, дисфория.

Интоксикация галлюциногенами (ЛСД, псилобицин, мескалин, циютодол, паркопан, ар-
тан, астматол, димедрол): иллюзии, галлюцинации, деперсонализация-дереализация, подав-
ленность, тревога, страх сумасшествия, панические реакции, идеи отношения, расширение
зрачков, сердцебиение, потливость, тремор, нарушение координации. Галлюциногены упот-
ребляют, как правило, эпизодически.

Токсикомания - зависимость от ингалянтов (эфир, бензин, ацетон, хозяйственный клей,
краски, лаки, аэрозоли, полироли). Симптомы легкой интоксикации подобны интоксикации
алкоголем, седативными и снотворными препаратами и включают эйфорию, зрительные гал-
люцинации, искажение оценки окружающего с дезориентировкой, агрессивность, импульсив-
ность; характерны атаксия, спутанность сознания, дизартрия, головокружение; могут развить-
ся делирий и припадки. Синдром отмены не описан.

Происхождение и течение

В развитии наркомании важное значение придается отсутствию родительского образца,
эмпатических отношений в семье, объекта заботы. Основные мотивы начала злоупотребления -
гедонистические, атарактические (противотревожные) и субмиссионные (под влиянием окру-
жающих). У подростков и молодежи наблюдается групповая психическая зависимость, когда
влечение проявляется только в «своей» компании. Главную роль в приобщении подростков к
наркотикам играют делинквентные и криминальные группы, компании наркоманов, дельцы
наркобизнеса.

В течении наркоманий выделяют три стадии. На 1-й стадии быстро формируется психи-
ческая зависимость от наркотика: без него нет душевного комфорта, трудно сосредоточиться,
страдают память и мышление. Абстиненция (воздержание) вызывает дисфорию и усиление
влечения, растет толерантность (переносимость).

2-я стадия развивается через несколько недель. Формируется физическая зависимость,
резко возрастает толерантность, приходится резко повышать дозы. Наркотик нужен как до-
пинг, выражены соматовегетативные нарушения, утрачиваются аппетит и либидо. Деньги на
наркотик помогают добывать гомосексуализм, проституция, воровство и разбои. Высоки смер-
тность от суицида, передозировки наркотика, СПИДа и других соматических осложнений. При
отсутствии наркотика в организме развивается абстинентный синдром - «ломка», ярко опи-
санный в рассказе М. Булгакова «Морфий».

«Сердце начинает стучать так, что я чувствую его в руках, в висках... а потом оно провали-
вается в бездну, и бывают секунды, когда я мыслю, о том, что более доктор Поляков не вер-
нется к жизни...

...Не «тоскливое состояние», а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только
вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя... В теле нет


 




клеточки, которая бы не жаждала... Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Словом,
человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не
мыслит, кроме морфия. Морфия!

Смерть от жажды - райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Так
заживо погребенный, вероятно, ловит последние ничтожные пузырьки воздуха в гробу и раз-
дирает кожу на груди ногтями. Так еретик на костре стонет и шевелится, когда первые языки
пламени лижут его ноги... Смерть, сухая, медленная смерть...»

3-я стадия встречается редко из-за высокой летальности 2-й стадии. Больные нетрудос-
пособны из-за крайнего истощения (залеживаются в постели) и сужения круга интересов вок-
руг добычи наркотика, который необходим, чтобы самостоятельно поесть и элементарно себя
обслужить.

Ранняя диагностика: подросток необычно долго разговаривает по телефону, у него
появляются таинственные знакомые, он уходит с последних уроков (уменьшается способность
к концентрации внимания из-за абстиненции); в доме пропадают деньги, вещи, подросток
часто врет. Молодые люди уменьшают контакты, изолируются, ведут себя по-детски, повторя-
ются в разговоре, залеживаются в постели, у них снижается выразительность речи, появляют-
ся немотивированные колебания настроения.

Лечение наркомании

Лечение наркомании, в отличие от токсикомании, является в нашей стране обязатель-
ным и при отказе больного осуществляется принудительно. Лечение проводится в закрытом
стационаре в несколько этапов: дезинтоксикация, купирование абстинентного синдрома, об-
щеукрепляющая терапия, подавление патологического влечения с помощью неулептила, со-
напакса и аверсионной терапии (с формированием рвотного и других неприятных рефлектор-
ных реакций на наркотик). Реабилитация строится на длительном (5 лет) наблюдении участко-
вого нарколога, который содействует трудоустройству пациентов, проводит индивидуальную,
семейную и групповую терапию (в том числе группу взаимопомощи «Анонимные наркома-
ны»).

А. и И. Данилины, 2001 большое значение придают избавлению родителей наркоманов
от созависимости. Авторы предлагают родителям следующую программу.

1. Четко определите обязанности ребенка в семье, поручите ему заботу о младшем ребен-
ке или домашнем животном, не подстраховывайте его в этом.

2. Перестаньте контролировать его общение с другими и его расходы, подслушивать его
телефонные разговоры, диагностировать его состояние по глазам или венам, требовать
от него учиться или работать, снабжать его деньгами, если он тратит их на наркотики,
оплачивать его долги.

3. Создайте в семье атмосферу открытых и теплых отношений, без упреков и навязывания
своих оценок и мнений, интересно проводите вместе время; во время разногласий по-
старайтесь понять и по возможности разделить точку зрения ребенка. Выражая собствен-
ные негативные чувства, начинайте с признания положительного в ребенке, обсуждайте
лишь конкретный случай, говорите корректно и закончите разговор дружелюбным конст-
руктивным предложением.

4. Обязательно убедите сына получить медицинскую помощь; используйте для этого его
жалобы на здоровье, страх перед призывом в армию и т. п.


I


Медикаментозная зависимость,
никотинизм, кофеинизм

Медикаментозная, лекарственная зависимость, лекомания. Если наркотичес-
кая зависимость в России, по официальным данным, составляет 3 млн. человек, то медика-
ментозная - в 10 раз больше. Лекарственная зависимость пришла из медицины в следующей
последовательности:

- опиаты (морфий, промедол, омнопон в качестве оглушающих при болевом синдро-
ме);

- барбитураты (люминал, веронал, мединал в качестве снотворных);

- аналгетики (анальгин, пирамидон, фенацетин);

- психостимуляторы (кофеин, эфедрин, фенамин);

- транквилизаторы (противотревожные - седуксен, реланиум, валиум, либриум, эле-
ниум; включатели сна - ноксирон, эуноктин, радедорм; дневные, стимулирующего
действия - триоксазин, грандаксин, тофизепам);

- галлюциногены или психодизлептики, используемые в психолитичекой и психодели-
ческой терапии (ЛСД, псилобицин).

Побочные действия и явления передозировки при наступлении привыкания заставляют
больных комбинировать препараты-антагонисты. Например, после приема стимуляторов при-
нимают снотворные и наоборот, что приводит к поливалентной медикаментозной зависимос-
ти. В связи с этим опасно применять комбинированные препараты типа тройчатки (пирами-
дон, кофеин, люминал) или пятерчатки (+ анальгин и кодеин-опиат).

Все эти препараты вызывают физическую зависимость, повышение толерантности и аб-
стинентный синдром: головную боль, тревогу, расстройство сна, в том числе кошмарные снови-
дения из-за угнетения фазы быстрого сна. Эти явления развиваются уже через 2-3 недели регу-
лярного приема препарата. При дальнейшем употреблении наблюдаются вегетативные наруше-
ния: хронические и приступообразные, иногда - судорожные припадки и делирий.

Прием снотворных во время беременности может привести к тератогенным последстви-
ям (в том числе - уродствам) и развитию абстинентных симптомов у новорожденного. Психо-
стимуляторы, которые назначают также и для снижения аппетита, исчерпывают НЗ организ-
ма, в результате наступает выраженная астения, могут быть обмороки, а сочетания перегрева
с физической нагрузкой может вызвать коллапс и смерть.

С психиатрической точки зрения не существует показаний к назначению барбитуратов,
психостимуляторов и лекарств, подавляющих аппетит. Транквилизаторы и снотворные не сле-
дует применять более 2 недель. Анксиолитики лишь способствуют началу психотерапии, оглу-
шающие снотворные только облегчают мучительное времяпровождение без сна.

Лечение медикаментозной зависимости проводится в стационаре. Купируется абстинен-
тный синдром, ликвидируется физическое влечение, проводится психотерапия, направлен-
ная на выявление патологической, аддиктивной мотивации и поиск безвредной альтернативы.
Проводится групповая терапия (взаимопомощь, взаимоподдержка), что особенно важно для
профилактики рецидивов.

Никотинизм. Зависимость в 85 % случаев начинается после выкуривания первой
сигареты. Курильщики отличаются от некурящих психологически тем, что чаще разводят-
ся или покидают семью; они являются более импульсивными, менее образованными, эк-


 




стравертированными, внутренне враждебными и более склонны употреблять алкоголь и
кофе.

Никотиновый абстинентный синдром оазвивается в среднем через 90 минут после выку-
ривания последней сигареты. Через сутки после воздержания или попытки снизить дозу у
никотин-зависимого появляется по крайней мере 4 из следующих признаков: страстное жела-
ние закурить; раздражительность, фрустрация или злобность; тревожность; трудность сосре-
доточить внимание; беспокойство; урежение сердцебиения; повышение аппетита.

Противораковое общество США предлагает 2 рецепта отказа от курения.

Рецепт 1. Примите решение курить 1 сигарету в час. Затем постепенно увеличивайте
интервал без курения на полчаса. Затрудните себе доступ к сигаретам - например, оберните
пачку скотчем. Держите сигарету другой, непривычной для вас рукой. Покупайте сигареты,
которые вам особенно неприятны. Не покупайте больше 1 пачки. Измените условия курения,
места, где вы любите курить, откажитесь от сигарет с кофе. Сообщите близким, друзьям,
коллегам, что вы намерены бросить курить. Если вы не курите 1 день, можете не курить еще
1. Попробуйте! Если вы не выдержали и закурили, не огорчайтесь. Сделайте еще попытку.

Рецепт 2. Курите на 1 сигарету меньше каждый день. Каждый раз перед выкуриванием
сигареты принимайте по этому поводу специальное решение. Оттягивайте каждое курение.
Носите с собой только 1 сигарету, и вы убедитесь, что стремитесь не израсходовать ее. Отка-
житесь от курения только на 1 день. Затем еще на 1. И так день за днем. Сообщите окружаю-
щим о вашем намерении прекратить курение. Публичное заявление укрепит вашу решитель-
ность и ответственность. Назначьте себе точное время, когда вы прекратите курить, и сделай-
те это. Спрячьте все связанное с курением: сигареты, зажигалки, пепельницы. Переставьте
мебель в комнате, где вы курите особенно часто. Запаситесь жевательной резинкой, караме-
лью, семечками, орехами, тем, что вы любите, и используйте их, когда захочется закурить.

Трансактный анализ курения по В. В. Макарову, 2001 выглядит следующим образом. Для
Ребенка сигарета - атрибут взрослости и мужественности; владение запретным плодом, ма-
гическое обладание огнем и дымом. Запреты Родителя лишь укрепляют порочный круг. Когда
Взрослый решает бросить курить, Ребенок заговорщически нашептывает: все курят, ради чего
отказываться от удовольствия, брошу с понедельника, с Нового года, «кто не курит и не пьет...»
Когда прекращение произошло, Ребенок провоцирует: давай закурим, ну только одну затя-
жечку, зачем так мучиться? Когда через несколько недель курить почти не тянет, Ребенок
предлагает: надо испытать, действительно не потянет? Раз не тянет, можно себе позволить
разок и покурить и т. д.

5-шаговая система отказа от курения В. В. Макарова начинается с диагностики - человек
отвечает себе на вопрос: «Насколько я вовлечен в курение?» Имеется 3 уровня.

1. Курю иногда, но прекращать совсем не хочется. Когда не курю, даже не вспоминаю об
этом. Так продолжается недели и месяцы. Затем снова закуриваю.

2. Курю регулярно, каждый день или почти каждый. Могу прекратить курение. На само-
чувствии это не отражается. Я легко прекращаю курение, но почему-то начинаю снова.

3. Курю регулярно. Прекратить курение трудно. Когда делаю перерыв, ищу возможность
закурить. Курение отрицательно отражается на моем здоровье.

1 -и уровень - вредная привычка, 2-й - можно прекратить лишь с психологической помо-
щью, 3-й - необходимо лечение.

Подготовка к прекращению курения состоит из 5 шагов.

1-й шаг. Разделить лист бумаги на 2 части: «Польза курения» и «Вред курения». Под
каждым заглавием столбиком перечислите все аргументы за и против курения для вас. Попро-


сите близкого человека добавить свои пункты. Подберите пищевые добавки для уменьшения
вреда курения в соответствии с нарушенными функциями.

2-й шаг. Как курить меньше? Позволять себе курить, только когда очень хочется. Сделать
курение самостоятельным делом, не курить во время работы, на ходу, при чтении, за телеви-
зором, за рулем.

3-й шаг. Как курить еще меньше? Сменить стереотип: курить в непривычных для себя
местах, постоянно менять сорта сигарет, изменить характер манипуляций: если курил в ком-
пании, курить в одиночестве и наоборот. Заменить приятные ощущения во рту и руках: грызть
семечки, орешки, сладости.

4-й шаг. Удастся ли мне сейчас прекратить курение? Расширить территории, свободные
от курения: место работы, дом, улица. Полностью отказаться от курения один день в неделю.
Затем увеличить число таких дней. Ослаблять желание курить путем глубокого дыхания, от-
влечения, самовознаграждения, сна. При мысли «Как хочется курить!» думать: «Какой же я
сильный, раз побеждаю даже такое сильное желание!»

5-й шаг. Полный отказ от курения. Выбрать удобное время и место для прекращения
курения: поездка, интенсивная работа и т. п. условия, где меньше обычного хочется курить.

В своей практике мы применяли при гипносуггестивной терапии пациентов с никотино-
вой зависимостью следующие формулы внушения.

Когда вы ощущаете запах табачного дыма, вы чувствуете... Когда ваш рот наполняется
табачным дымом, во рту появляется вкус... Когда табачный дым попадает в горло, он вызыва-
ет у вас чувство жжения, как будто тысячи мелких иголочек колют легкие. Внутри саднит,
печет, начинается неудержимый кашель. Вы задыхаетесь в табачном дыму, им невозможно
дышать. Копоть от табачного дыма осаждается на легких, воспаляет, разрушает их. Из-за
курения вы часто кашляли, легко простуживались, болели. Никотин отравлял ваш мозг, разру-
шал ваши нервы, ослаблял вашу волю. Вам противно и стыдно сосать эту соску для слабонер-
вных взрослых. У вас хватит сил и решимости навсегда бросить эту вредную привычку - ку-
рить. Ваше решение бросить курить - твердое и окончательное. Вам легко обходиться без
курения. Без него вы чувствуете себя свободным и самостоятельным. Вид курящего человека
вызывает у вас лишь снисходительную улыбку. Вы спокойно проходите мимо табачных киос-
ков. Вы теперь некурящий, и это наполняет вас радостью и гордостью.

Кофеинизм. Злоупотреблением считается 4-5 чашек кофе в день при весе 70 кг. Сим-
птомы передозировки: сужение сознания, тревога, двигательное беспокойство, тремор, го-
ловная боль, потливость, учащенное мочеиспускание. Осложнения: ХИБС (хроническая ише-
мическая болезнь сердца, стенокардия) и синдром усталости.

Синдром отмены: головная боль, возбудимость, раздражительность, физическая сла-
бость и снижение психической работоспособности, снижение настроения, тревога, сонли-
вость или бессонница. Развивается через 12 -16 часов после последнего употребления кофе-
ина (в виде кофе, какао, шоколада, чая или колы).

Для выхода из зависимости нужны следующие меры.

1. Постоянно следить за тем, чтобы не превышалась переносимость. Об опасном увеличе-
нии говорит то, что одна чашка кофе уже не повышает тонус, не поднимает настроения,
не вызывает ощущения прилива тепла в теле, не дает мочегонного эффекта.

2. Заменить несколько приемов кофе другими любимыми напитками без кофеина или кофе
без кофеина.

3. В свободные дни полностью отказаться от кофе. Затем выделить один рабочий день без кофе.

4. Параллельно заменять эффект кофе другими способами.


 




Клинические иллюстрации

На экзамене испытуемый сообщает о своем случае: г-н X., 38 лет, управленческий слу-
жащий, внезапно «преследуем масонами», в состоянии возбуждения агрессивен к жене, при-
нудительно госпитализирован. Юность больного омрачена семейными конфликтами. Он горд
тем, что здесь у него самого лучше: гармония брака, удовлетворенность профессией, скоро
заканчивается строительство собственного дома; последние два года испытывает «нервные
боли в желудке», лечится успокоительными средствами. Испытуемый повторил диагноз отде-
ления: «параноидный психоз», но в чем-то был недоволен.

Группа испытуемых и экзаменатор превращаются с помощью ролевой игры в бригаду
отделения: что сделало испытуемого недовольным? Что вызвал в нем г-н X?

- Мне бросилась в глаза его напряженность. Он как-то воспринимал каждый мой вопрос
как нападение и защищался от этого. Вообще он подчеркивал, как много усилий стоил ему его
успех (символ - собственный дом) и что его жизнь действительно в порядке. Это стало мне
подозрительно.

- Вы проанализировали свои и его чувства?

- Я думаю, это была моя ошибка: я почувствовал напряженность, но не сделал ее темой
обсуждения, не дал себя заразить его напряженностью. Чем больше я «сверлил», тем лучше
он защищался. Мы заводили друг друга, и г-н X. выиграл.

Кто-то спрашивает об алкоголе. Испытуемый: «Ах, да, я забыл: бутылка пива по вече-
рам». Группа собирает теперь все, что говорит за алкоголь: чрезмерные усилия по социальной
адаптации, потребность гармонизации и защиты; честолюбивое стремление сделать лучше
родителей, напряженная фиксация в этих усилиях, недовольство силой своей жены, лечение
транквилизаторами, наконец, тенденция уходить от расспросов.

- Как я должен был сделать это лучше? Как мне найти тон, при котором он почувствовал
бы себя не разоблаченным, а понятым?

Группа дает следующее предложение: «Г-н X., я вижу, какого напряжения вам стоил этот
успех в жизни. И сейчас в разговоре я чувствую ваше напряжение. Это меня прямо-тЪки зара-
жает. Какие возможности отдыха, разгрузки или расслабления есть в вашем распоряжении?»

Дальнейший разговор в этом стиле помогает выяснить, что г-н X. в действительности по
меньшей мере четыре года массивно злоупотребляет алкоголем, что остается незамеченным
окружающими, ему успешно удается скрыть это и от жены. (К. Дернер. У. Плог, 1997).

Почему мне был необходим героин?

1. Так было легче жить, потому что все проблемы казались какими-то далекими, многие
из них я просто не замечала.

2. С героином жизнь воспринимается гораздо лучше, чем на самом деле. Это уход от нее.

3. Мы расстались с моим молодым человеком, я никак не могла его забыть. С героином
это получилось. Без героина у меня были трудности с сексом, масса комплексов. Мне все это
было неприятно, а мой молодой человек этого хотел. С героином это прошло. Теперь никакого
особенного удовольствия я не получаю, но и противно быть перестало.

4. Возможно, у меня много страхов: я боюсь, что мне скажут «нет», я всегда думаю, как
обо мне судят другие люди, беспокоюсь, как я выгляжу и т. д. Героин все это победил. С
героином ты не чувствуешь никакого страха вообще.

5. Героин позволил мне не думать о себе и о своей жизни. «Под героином» ты вообще не
думаешь ни о чем, и в какой-то мере это здорово, так как до этого я изводила себя мыслями:
какая я, какая у меня жизнь и т. п.


 

6. Сначала я думала, что наркотики дают мне шанс выделиться из общей массы. Я дума-
ла, что это круто и т. д. Потом я поняла, что это не так, но все равно продолжала чувствовать
определенную избранность.

7. Когда я рассталась со своим молодым человеком, я осталась одна, так как еще до этого
практически потеряла связь со своими подругами. Одиночество - страшнее смерти. Это то,

, чего я боюсь больше всего. Я не могу быть одна. Наркотики и наркоманы подменили мне все
и всех. Я уходила из дома с утра и приходила поздно вечером. Целый день я где-то была,
куда-то ездила, я встречала кучу людей, сидела на чьих-то квартирах, я была в гуще событий
и в центре «маленькой вселенной». Мне это в наркотиках нравилось больше всего. Если чест-
но, то я скучаю по этому до сих пор.

8. Среди наркоманок я была очень симпатичной, даже, можно сказать, красивой, ухо-
женной и хорошо одетой, поэтому у меня было много кавалеров среди молодых ребят (прав-
да, таких же наркоманов, как и я). Это давало мне чувство собственной привлекательности, в
чем я была крайне не уверена после разрыва с моим молодым человеком.

9. Героин - это какое-то дело. Это, если хотите, своего рода работа, которую надо вы-
полнять каждый день. И это трудная работа, потому что найти хороший героин, когда он тебе
нужен, очень трудно. Поэтому мне казалось, что, если я могу это, то я смогу многое другое. Я
казалась себе умной, самостоятельной и способной добиться чего-то сама.

 

10. Из-за того, что меня бесит моя мама. Она хороший человек и меня очень любит (даже
слишком), но она достает меня каждый день, каждую минуту. Иногда мне казалось, что я ее
ненавижу. Кроме того, она постоянно искала наркотики в моих вещах. Мне всегда хотелось
заткнуть уши и закрыть глаза. Опять-таки за меня это сделал героин.

11. У нас очень напряженная обстановка в доме. Мама пилит не только меня, но и папу,
поэтому они частенько пререкаются. Кроме того, папа всегда защищает меня, что тоже не
нравится маме. На улице мне было лучше, чем дома, - там до меня никому не было дела.

12. Я очень люблю своего папу. У нас прекрасные отношения с детства, считайте, что это
он меня воспитал. Для меня существовал только один идеал - мой папа. Я всегда хотела быть
похожей на него и очень хотела, чтобы он мною гордился. Я училась на пятерки в школе,
танцевала в ансамбле, выступала, играя на фортепиано, но казалось, он этого не замечал. Он
и мама хотели большего от меня. Я думала, что я ничего не могу.

13. Мне нравилось жить двойной жизнью: дома и в институте ты - примерная девочка, а
на улице ты - дрянная девчонка. Мне нравилось почувствовать себя плохой. Для меня это
была скорее игра, чем реальный мир. Мне нравилось играть, делать то, чему меня учили. К
тому же здорово было иметь какую-то тайну.

14. Героин дает определенную простоту: тебе не надо думать, что сказать, не надо ду-
мать, что делать. Когда ты встречаешься с другими людьми, тебе не надо думать, чем занять-
ся, - все уже решено. По большей части наркоманы, которых я встречала, это необразован-
ные люди, многие не закончили одиннадцати классов, и я сначала думала, что мне с ними
будет неинтересно. Но потом я обнаружила среди них вполне образованных людей. Это было
странно. Героин раскрепощает. Это смешно выглядит со стороны. Люди идут за героином и
по дороге обсуждают рассказы А. П. Чехова или различные философские школы, или начина-
ют читать стихи свои и чужие - было и такое, на героине особенно тянет на философию и
поэзию. Когда я думаю, что, если бы мы встретились в другой обстановке, все было бы по-
другому.

15. Мысли о самоубийстве появились у меня еще в довольно раннем возрасте, лет в
пятнадцать. Меня ничего не держало в этой жизни тогда, не держит и сейчас. Мне говорят, что


надо просто жить. Но я так не могу, поскольку считаю, что жить надо зачем-то, то есть иметь
хоть какую-нибудь цель. Я люблю своих родителей, но жить так же, как они, в какой-то беско-
нечной серости, я не могу.

Конечно, никто не знает, зачем мы здесь, но просто плыть по течению - это глупо, это и
есть самоубийство, но только самоубийство личности, души. Я считала, что как личность я -
ничто и никто, я не смогу сделать что-нибудь стоящее, поэтому мне всегда хотелось уснуть и
больше не просыпаться. Даже в детстве, засыпая, я представляла, что я - в могиле (может, у
меня что-то с головой?). Героин - это сон. Сон - это смерть. Жизнь?.. Я не помню, что это
такое.

Р.5. Писать больше не могу, так как очень разволновалась и могу заплакать. Я и так тут
много чего написала сокровенного. Я очень не люблю, когда лезут в душу, потому что это
больно. Я не люблю кому-то что-то рассказывать, я держу все в себе. Это трудно. Одно -
трудно, другое - больно. Что выбрать? Но копаться в душе человека - это как-то слишком,
хотя Вы - доктор, Вам видней. Но я думаю, что Вы образованный человек и знаете, что «не
стоит заглядывать чересчур глубоко в душу, иначе скоро наткнешься на решетку, которая ве-
дет в подземные каналы, где текут нечистоты» (А. Данилин, И. Данилина, 2001 б).

Тесты

1-4. Обозначьте следующее:

А. привыкание

Б. потенцирование

В. абстиненция

Г. зависимость

Д. наркомания.
7. Факторы, поддерживающие употребление вещества.

2. Потребность в большей дозе препарата для достижения того же эффекта.

3. Состояние, которое развивается после прекращения или уменьшения использования пре-
парата.

4. Синдром, заключающийся в появлении клинически значимых симптомов после прекраще-
ния использования препаратов.

5. Диагноз алкогольной зависимости включает все следующее, кроме:

А. нарушения социального или профессионального функционирования
Б. необходимости ежедневного употребления алкоголя для нормального функциониро-
вания

В. утраты толерантности к алкоголю
Г. невозможности остановиться и прекратить пить
Д. патологического употребления алкоголя.

6. Все следующие утверждения по поводу алкоголизма верны, кроме:

А. современные классификации алкогольных расстройств базируются на этиологических
факторах

Б. для выявления алкоголизма большее значение имеют последствия применения алко-
голя, чем истинное количество употребляемого алкоголя
В. культуральная среда может влиять на заболеваемость алкоголизмом
Г. тенденция к семейной предрасположенности к алкоголизму хорошо известна
Д. описанная частота алкоголизма у женщин значительно ниже, чем у мужчин.


7. Правильное описание алкогольного галлюциноза включает:

А. отмечается у лиц, которые пьют редко, но много
Б. наблюдается через несколько недель после последнего принятия алкоголя
В. редко продолжается более часа
Г. в типичных случаях не нарушает ориентировку во времени, месте и собственной лич-
ности
Д. характеризуется слуховыми, а не зрительными галлюцинациями.

8. 35-летний мужчина, спотыкаясь, заходит в палату неотложной помощи. Его пульс достигает
100 уд/мин, а артериальное давление - 170/90 мм рт. ст.; кроме того, у него отмечаются
выраженная потливость, тремор, трудности при изложении анамнеза. Он не спит в течение
последних двух ночей и принимает занавеску за привидение в комнате; отмечает алкоголиза-
цию с 19-летнего возраста, но заявляет, что не пил 4 дня. Наиболее вероятным диагнозом
является:

А. расстройство адаптации
Б. атипичный психоз
В. алкогольный делирий
Г. алкогольная интоксикация
Д. непереносимость алкоголя.

9. Алкогольный делирий, который может развиться у лиц, прекративших пить после длитель-
ного запоя, обычно характеризуется следующим,
кроме:

А. брадикардии

Б. тремора

В. ярких зрительных галлюцинаций

Г. дезориентировки в месте и времени

Д. длительности от 3 до 7 дней.

10. Неблагоприятная реакция после употребления марихуаны включает следующее, кроме:

А. острой паники

Б. делирия

В. переживания расстройства последовательности мыслей

Г. хронического психоза

Д. брадикардии (замедления пульса).

11. Правильные утверждения по поводу синдрома отмены стимуляторов, таких, как кокаин и
амфетамины, включают следующие,
кроме:

А. он может постепенно развиться, несмотря на то, что пациент продолжает принимать
стимулятор

Б. он может включать мышечные боли

В. в первые 9 ч - 14 дней характеризуется «ломкой» с выраженным желанием употре-
бить препарат, возбуждением, депрессией и бессонницей

Г. вслед за острой фазой реакции наступает период, характеризующийся утомляемос-
тью, тревогой и ангедонией, который длится до 10 недель
Д. обычно лечение включает отмену препарата путем постепенного снижения доз.

12. Правильные утверждения по поводу природы и эффективности кофеина включают следу-
ющие,
кроме:

А. он часто усугубляет симптомы панического расстройства и агорафобии

Б. после внезапного прекращения хронического использования развивается синдром

отмены


 




В. при токсических реакциях, обусловленных передозировкой, наблюдаются расстрой-
ства мышления

Г. передозировка связана с тревогой, дереализацией, головокружением и шумом в ушах
Д. период полураспада многих препаратов кофеина составляет от 3 до 7 ч.

13. Какими из нижеследующих утверждений ( больше одного) может быть описано злоупот-
ребление клеем и другими летучими растворителями:

А. ингаляция клеем наиболее распространена у детей и подростков

Б. ингаляция клеем приводит к интоксикации, идентичной таковой при употреблении

алкоголя; может отмечаться амнезия эпизода

В. ингаляция летучих растворителей может вызвать необратимое повреждение мозга,

печени и почек

Г. ингаляция летучих веществ может привести к смерти вследствие остановки дыхания.

14. Все следующие симптомы обычно связаны с синдромом отмены седативных средств,
кроме;

А. снижения частоты пульса, дыхания и температуры тела

Б. тремора

В. больших судорожных припадков

Г. мышечных болей

Д. желудочно-кишечных расстройств.

15. 25-летняя женщина сообщает, что принимала в сутки по 30 мгдиазепама на протяжении
последних 20 мес. Какое из следующих утверждений наиболее вероятно является верным:

А. маловероятно, что у нее отмечается физическая зависимость
Б. она почти точно имеет физическую зависимость
В. она, вероятно, не имеет психической зависимости

Г. она, вероятно, не имеет физической зависимости, но психологически привыкла к пре-
парату

Д. учет возможности физической зависимости не является необходимым при такой дози-
ровке.

16. Правильные утверждения по поводу токсичности и зависимости при клиническом приме-
нении бензодиазепинов включают следующие,
кроме:

А. эти препараты вызывают высокую летальность при передозировке
Б. эти препараты вызывают более высокую летальность при сочетании с алкоголем
В. вероятность развития зависимости относительно низкая
Г. вероятность возникновения привыкания относительно низкая
Д. в комбинации с седативными препаратами эти средства должны применяться с боль-
шой осторожностью.

Ответь/

1-4. Правильные ответы 1-Д, 2-А, 3-В, 4-Г. Эти термины часто путают и применяют не-
правильно. Привыканием называется фармакологический эффект, который заключается в
том, что с течением времени требуется увеличенная доза препарата для достижения того же
эффекта. Зависимость является состоянием, когда появляется синдром отмены при прекра-
щении приема препарата, что отражает утрату контроля и обычно приводит к дальнейшему
использованию препарата, несмотря на нежелательные последствия. Термин наркомания ча-
сто отождествляется с термином зависимость и означает расстройства, которые служат для


продолжения употребления препарата. В отношении психоактивных веществ можно видеть
толерантность и зависимость одновременно. Наркоман обнаруживает серию поведенческих
стереотипов и других феноменов, которые затрагивают весь спектр биопсихосоциальной струк-
туры человека. По этой причине успешные программы лечения должны быть направлены на
биологические, психологические и социальные проблемы пациента.

5. Правильный ответ В. Алкогольная зависимость включает патологическое употребле-
ние алкоголя, которое приводит к нарушению социального и профессионального функциони-
рования. Лицам, зависимым от алкоголя, необходимо ежедневно пить, чтобы нормально фун-
кционировать, а патологическое употребление выражается в невозможности остановиться и
прекратить алкоголизацию, несмотря на связанные с ней соматические нарушения, палимп-
сесты или нарушения функционирования. Для диагностики необходимо наличие либо возрас-
тающей толерантности, либо абстинентного синдрома. Первая включает потребность в возра-
стающих количествах алкоголя для достижения желаемого эффекта, а последний включает
соматические симптомы, например, утренний тремор при снижении употребления алкоголя.

6. Правильный ответ А. Существующая классификация алкогольных расстройств носит
преимущественно описательный характер; в большинстве случаев этиология неясна. Лучшим
средством выявления алкоголизма является возможность наблюдения у пациента часто раз-
вивающихся последствий злоупотребления алкоголем: соматических, социальных и психоло-
гических. Культуральные, этнические и социальные факторы, как представляется, влияют на
уровень распространенности алкоголизма. Четко установлено, что алкоголизм имеет тенден-
цию к семейной предрасположенности. До сих пор считается, что количество мужчин, страда-
ющих алкоголизмом, больше, чем женщин, но это различие может отражать частично и тот
факт, что женщины легче могут «скрывать» алкогольные проблемы.

7. Правильный ответ Г. Алкогольный галлюциноз обычно развивается у больных с физи-
ческой зависимостью от алкоголя и возникает после длительного запоя. Через несколько дней
после последнего приема алкоголя отмечаются яркие слуховые или зрительные галлюцина-
ции, часто устрашающие по содержанию. Галлюцинации сохраняются от нескольких часов до
недели, но у некоторых больных могут наблюдаться неделями и месяцами. Нарушения ориен-
тировки, как при делирии, не наблюдается.

8. Правильный ответ В. Алкогольный делирий является наиболее тяжелым проявлением
алкогольного абстинентного синдрома. У 5 % госпитализированных алкоголиков развивается
алкогольный делирий во время лечения в стационаре. Клинически алкогольный делирий раз-
вивается на 2 - 7-й день после прекращения употребления алкоголя и характеризуется тахи-
кардией, потливостью, гипертензией, спутанностью, бессонницей, зрительными иллюзиями
или галлюцинациями и тремором. Алкогольный делирий чаще отмечается у людей с алкоголь-
ным стажем не менее 5 лет и частыми запоями. Первичная терапия обычно включает прием
элениума в дозе 50-100 мг. Прекрасным вариантом реабилитации является Общество Ано-
нимных Алкоголиков (АА).

9. Правильный ответ А. Алкогольный делирий может развиться у человека, прекративше-
го пить после длительного запоя. Это гиперметаболическое состояние, сопряженное с тахи-
кардией, гипертензией, лихорадкой и тремором. У больных нарушено сознание, они дезори-
ентированы в месте и времени и часто испытывают зрительные, тактильные или обонятель-
ные галлюцинации. Симптомы обычно выражены в течение 3-7 дней. При отсутствии лечения
уровень смертности значителен.

10. Правильный ответ Д. Тревога или паника могут развиться после употребления мари-
хуаны. Это часто приводит к типичной тахикардии, а также бредовым идеям. При высоких


 


22 - 2499



дозах может развиться интоксикационный делирий, который манифестирует спутанностью,
дезориентировкой, галлюцинациями, бредом и деперсонализацией. Хотя нарушения после-
довательности мыслей более характерны при злоупотреблении галлюциногенами, они также
могут наблюдаться и при использовании марихуаны либо в течение нескольких дней, либо
недель после последнего использования. Хронические психозы, вызванные употреблением
марихуаны, редко встречаются, но они были описаны при длительном использовании боль-
ших доз очень активных видов марихуаны или гашиша.

11. Правильный ответ Д. Синдром отмены стимуляторов, таких, как кокаин и амфетами-
ны, может развиться постепенно или более остро, а феномен повышенной толерантности
делает возможным развитие явлений абстиненции при продолжающемся приеме препарата
пациентом. Типичные симптомы периода «ломки» (9 часов - 14 дней) включают мышечные
боли, выраженное желание употребить препарат, возбуждение, снижение аппетита и, нако-
нец, депрессию. Через некоторое время появляются утомляемость и бессонница, желание
употребить препарат уменьшается и появляется чувство изнеможения. Вслед за этой фазой в
течение последующих 1-10 недель отмечаются уменьшение депрессии и тяги к препарату, но
наблюдается утомляемость, тревога и ангедония. Тяга к препарату часто сохраняется на про-
тяжении длительного времени. Лечение заключается в резкой отмене стимулятора (а не по-
степенной) наряду с симптоматической терапией.

12. Правильный ответ В. Кофеин принадлежит к препаратам группы ксантинов. Он спо-
собен вызывать панику, тревогу и усугублять паническое расстройство и агорафобию. Период
полураспада кофеина короткий и нарушения мышления при применении этого препарата не
выявлены. Повышение толерантности и зависимость развиваются при хроническом использо-
вании, а внезапная отмена приводит к быстрому появлению головной боли, мышечного на-
пряжения, раздражительности, тревоги и утомляемости. Передозировка может наступить при
употреблении большого количества кофе или приеме препаратов, содержащих кофеин. Сим-
птомы передозировки включают гиперстимуляцию, шум в ушах, дереализацию и даже нару-
шения сознания и галлюцинации.

13. Все ответы верны. Клей является веществом, которым любят злоупотреблять дети и
подростки. Интоксикация клеем может приводить к агрессивному поведению, галлюцинациям
и амнезии острого периода. Другие летучие вещества, такие, как толуол, лаки и растворители
красок, особенно опасны из-за риска повреждения тканей при повторном использовании.
При передозировке может наступить смерть.

14. Правильный ответ А. Синдром отмены седативных препаратов представляет собой
сочетание как соматических, так и психических симптомов. Пациенты часто жалуются на дис-
функцию желудочно-кишечного тракта, мышечные боли и иногда - головные боли и недомо-
гание. Наиболее частой реакцией со стороны вегетативной нервной системы являются учаще-
ние пульса и дыхания, лабильность артериального давления и гипертермия. Отмена барбиту-
ратов связана с риском развития больших судорожных припадков.

15. Правильный ответ Б. Бензодиазепины лучше всего использовать для кратковремен-
ного лечения (от 2 до 4 недель). Они неэффективны при длительном применении и следует
ожидать усиления симптоматики при прекращении приема препарата. Бензодиазепины, осо-
бенно диазепам, часто вызывают зависимость. Развитие физической зависимости связано с
дозой препарата и длительностью его применения. Соматические симптомы абстиненции были
описаны при дозах от 10 до 20 мг в сутки, применяемых в течение от нескольких недель до
нескольких месяцев. У этой женщины, вероятно, имеется физическая зависимость и следует


учитывать возможность развития синдрома отмены. Психологическая зависимость сопровож-
дает физическую зависимость.

16. Правильный ответ А. Хотя изначально клиницисты были обеспокоены возможностью
развития привыкания и зависимости от бензодиазепинов, опыт показал, что риск этого ослож-
нения не настолько высок. Смертельный исход при передозировке нехарактерен, кроме слу-
чаев, когда эти средства применялись в сочетании с другими препаратами, особенно седатив-
ными и алкоголем. Считается, что у больных алкоголизмом вероятность развития зависимости
от этих препаратов выше.

Рекомендуемая литература

Андреев АС. Общая наркология//Общая психопатология: Пособие для врачей. 2-е изд. - Рост. н/Д., 1998. -

С. 282-305.

Даулинг С. (ред.). Психология и лечение зависимого поведения. Пер. с англ. - М., 2000.
Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. Пер. с англ. - М., 2000.
Ерышев О.Ф. и др. Алкогольная зависимость: формирование, течение, противорецидивная терапия. - СПб.,

2002.
Каменская А. И., Радченко А.Ф. Современная психотерапия и лечение зависимостей // Методы современной

психотерапии. Учебное пособие. - М., 2001. - С. 333-386.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М. - Екатеринб., 2000.
Короленко Ц.П., Донских Т.Д. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. -

Новосиб., 1990.
Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное

пособие. - Рост. н/Д., 2000.
Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. - М., 1994.

Дополнительная литература

Агеев М. Роман с кокаином. - М., 1998.

Александров А.А, Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. - М., 1996.

Андерсон П. Пути решения проблем, связанных с употреблением алкоголя. - СПб., 1995.

Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х, Наркология: Учебная литература для студентов медицинских институтов. -
М„ 1987.

БелогуровС.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях.-М.-СПб., 1998.

Березин С.В. и др. Психология ранней наркомании. - Самара, 1997.

Бехтель Э.В. Донозологические формы употребления алкоголя. - М., 1986.

Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий. - М., 1991.

Битенский В.С. и др. Наркомании у подростков. - К., 1989.

Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимос™. Пер. с англ. - М., 1997.

Бокий И.В., Цыцарев С. В. Патологическое влечение к алкоголю у больных алкоголизмом в ремиссии: клини-
ко-психологический анализ // Ремиссии при алкоголизме. - Л., 1987.

Бокий И.В., Цыцарев С.В. Групповая психотерапия больных алкоголизмом в амбулаторных условиях// Ис-
следование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. - Л.,
1982.

Болотковский И.С. Наркомании. Токсикомании. - Казань, 1989.

Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984.

Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. - М., 2000.

Вайсов С.Б. Гештальт-подход в психотерапии больных наркоманиями //Журн. практич. психолога, 2000. -
№3-4.-С. 117-125.


 



22*



Валентик Ю.В. и др. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. - М., 1997.

Вернадо М. Злоупотребление алкоголем - алкогольная зависимость. Злоупотребление медикаментами -
медикаментозная зависимость. Злоупотребление наркотиками - наркотическая зависимость// Психи-
атрия, психосоматика, психотерапия. Пер. с нем. - М., 1999. - С. 204-225.

Воронович Б.Т. Алкоголизм: природа, лечение, выздоровление. - М., 1999.

Гребенюк А.А. Особенности «наркоманического» патопсихологического синдрома и способ его диагностики
//Журн. прашкующ. психолога. - К., 1999. - № 5. - С. 76-92.

Гребенюк А. Психологическая зависимость от психоактивных веществ. Модель, принципы и методы терапии
// Моск. психотер. журн., 1999. - № 3-4. - С. 115-132.

Григорьев Г.И., Кузнецов О.Н. Массовые эмоционально-хтетические методы психотерапии как этап ано-
нимного лечения хронического алкоголизма // Веста, гипнологии и психотер., 1991. - № 1. - С. 8-11.

Гросс М. Психологические аспекты синдрома алкогольной зависимости // Нарушения, связанные с потреб-
лением алкоголя. - Женева, ВОЗ, 1978. - С. 7-25.

Гузиков Б.М., Ерышев О.Ф. Современная тенденция создания терапевтических программ в наркологии //
Психологические исследования и психотерапия в наркологии. - Л., 1989. - С. 7-11.

Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Алкоголизм у женщин. - Л., 1988.

Гузиков Б. М. и др. Групповая и семейная психотерапия при алкоголизме // Метод, рек. - Л., 1980.

Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. - М., 1980.

Данилин А. Кокаин, первитин и другие психостимуляторы. - М., 2000.

Данилин А., Данилина И. Героин. - М., 2001 а.

Данилин А, Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. -М., 2001 б.

Дернер К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку. Учебное пособие по психиатрии и психотерапии.
Пер. с нем.-СПб., 1997.

Европейский план действий по борьбе с потреблением алкоголя. - К., 1993.

Еникеева Д. Доктор, научите меня пить умеренно. - М., 2000.

ЕникееваД.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Учебное пособие. - М., 1999.

Ерышев О.Ф., Рыбакова Т.Г. Динамика ремиссий при алкоголизме и противорецидивное лечение. - СПб.,
1996.

Завьялов В.Ю Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. - Новосиб., 1988.

Зеневич Г.В., ЛибихС.С. Психотерапия алкоголизма. -Л., 1965.

Зинкеквич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб., 2001.

Зобнев В.М. О преемственности стационарной и поддерживающей групповой психотерапии больных алко-
голизмом // Вопросы реабилитации больных алкоголизмом. - К., 1981. - С. 136-138.

Иванец Н.Н.(ред.). Лекции по наркологии. - 3-е изд. - М., 2001.

Ковалев С.В. Семь шагов от пропасти: НЛП-терапия наркотических зависимостей. - М., 2001.

Колесников А.Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, путь преодоления // Безопасность. Инф. сб. -
М., 1998. -№11.

Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание. Учебное пособие. - 3-е изд. - М. - Воронеж, 2001.

Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - 2-е изд. - М., 1999.

КолупаевГ.П., Лукомский М.И. Методическое руководство по лечению больных алкоголизмом.-М., 1991.

Колупаев Г.П. и др. Методическое руководство для врачей по наркоманиям (клиника, диагностика, профи-
лактика). - М., 1991.

Королев С.Ю. Как избежать алкогольного срыва. - М., 2000.

Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. - Мн., 1989.

Крупицкий Е.М., Гриненко А.Я. Стабилизация ремиссий при алкоголизме. - СПб., 1996.

Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подрост-
ковом возрасте. - СПб., 2001.

Легальные и нелегальные наркотики: Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди
подростков в двух частях. - СПб., 1996.

Лукачер Г.Я., Макшанцева Н.В. Характеристика подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсико-
маническими средствами (клинико-социологическое исследование) // Журн. невроп. и психиат. им.
С.С. Корсакова, 1989. - № 8. - С. 117-121.


Люрссен Э. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа // Энциклопедия глубинной
психологии. 1.2. Пер. с нем. - М., 2001. - С. 103-133.

Маккена Т. Пища Богов//Архетип, 1995. - № 2. - С. 108-124.

Морозов Г.В., Боголепов Н.Н. Морфинизм. - М., 1984.

Москаленко В.Д. Жены'больных алкоголизмом//Вопр. психол., 1991. -№5. -С. 91-98.

Москаленко В. Зависимость: семейная болезнь. - М., 2002.

Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье // Вопр. психол., 1991. - № 4. - С. 65-74.

Наркологическая помощь населению Российской Федерации. 1991 -1997 гг. - М., 1998.

Наркология / Ред. Л.С. Фридман и др. - М. - СПб., 1998.

Наркомания в России; вызов национальной безопасности. - М., 1997.

Негериш Н.В. Основные принципы и приемы проведения групповой психотерапии больных с зависимостью
от психоактивных веществ // Вопр. наркол., 1999. - № 2.

Никитин Ю.И. Профилактика и лечение алкоголизма. - К., 1990.

Патологические формы девиантного поведения у подростков (психиатрический и наркологический аспек-
ты). Сб. ст.-М., 1991.

Позднякова М.Е(ред.). Наркомания как форма девиантного поведения. - М., 1997.

Попов Ю.В. Особенности психотерапии при ранней алкоголизации и токсикоманическом поведении подро-
стков с психопатическими расстройствами // Психологические исследования и психотерапия в нарко-
логии.-Л., 1989.

ПортновАА, Пятницкая И.Н. Клиника алкоголизма. - Л., 1971.

Приказ МЗ РФ № 68 от 22.02.96 г. «Об исполнении Федеральной целевой программы «Комплексные меры
противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту». - М., 1996.

Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания. - М., 1999.

Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-пси-
хологического исследования). - Самара, 1998.

Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. - М., 1988.

Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. -Л., 1975.

Пятницкая И.Н. и др. Терапевтические и неврологические проявления алкоголизма. - М., 1977.

Россохин А.В. Психоаналитические аспекты зависимого поведения /на примере психотерапии наркомании //
Проблемы профилактики и терапии наркомании. - Самара, 1997. - С. 56-81.

Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. - Рост. н/Д., 2000.

Симонова Е.М. Некоторые особенности психотерапии семей с химической зависимостью// Моск. психотер.
журн., 2001.-№3.-С. 162-171.

Смит Энн У. Внуки алкоголиков. Проблемы созависимости в семье. Пер. с англ. - М., 1991.

Современные проблемы пограничных и аддиктивных состояний. - Томск, 1996.

Стрельчук И.В. Острая и хроническая интоксикация алкоголем. - М., 1973.

Трайнина Е. Г. Диагностика и профилактика аутоагрессивных проявлений у больных алкоголизмом и токсико-
маниями // Метод, рек. - М., 1987.

Трайнина Е.Г. Наркологические аспекты суицидологии // Метод, рек. - М., 1990.

Ураков И.Г. и др. Антиалкогольная политика и ее результаты в странах мира на современном этапе // Вопр.
психол., 1990.-№ 2.

Фридман Л.С. и др. Наркология. - М.-СПб., 1998.
, Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. - СПб., 1998.

Шабанов П.В., ШтакельбергО.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. - 2-е изд. - СПб.,
2001.

Шихирев П.Н. От терапии личности к терапии социальной среды: Эволюция подходов к решению проблемы
алкоголизма в США// Психол. журн., 1987. - Т. 8. - № 5. - С. 28-38.

Шмидт Р. Болезни зависимости: сущность и причины // Психиатрия, психосоматика, психотерапия. Пер. с
нем.-М., 1999.-С. 192-204.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. - СПб., 2002.

Энтин Г. М. Лечение алкоголизма. - М., 1990.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.