Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотерапия 1 страница






Психодинамическая терапия

Психоаналитическое представление о невротическом синдроме (который является не
просто результатом дезадаптации, а несет определенный диалогический смысл, отражает те
или иные стремления, личностные мотивы) нашло свое отражение в концепции организмич-
ности
как неотъемлемом свойстве индивида. Висцеральные (тесега - внутренности, лат.),
сенсорные функции и социальный опыт человека сплавлены в стремление к актуализации и
человек, в том числе психотерапевт при работе с пациентом, должен доверять своему орга-
низму, его естественным механизмам самокомпенсации и адаптации.

Психоаналитическая, психодинамическая, инсайт-ориентированная, эксплоративная -
раскрывающая терапия фокусируется на воздействии прошлого опыта (когнитивные способ-
ности, аффекты, фантазии и поступки). Целью ее является понимание функционирования за-
щитных механизмов и трансферных реакций, в частности, в том их виде, в котором они прояв-
ляются в ходе общения пациента с терапевтом. Г. Хартман ввел термин нейтрализация для
описания аналитического процесса, путем которого либидо и агрессивное влечение перера-
батываются, освобождая, таким образом, энергию для «Я», которое больше не нуждается в
незрелых психологических защитах.

Используются следующие терапевтические приемы: терапевтический альянс, свободное
ассоциирование, интерпретация защит и трансфера, высокая частота сеансов (2-3 раза в не-
делю), длительный курс лечения - от нескольких месяцев до нескольких лет. Проводится она
«лицом к лицу».

Диагностическая стадия занимает от 1 до 4 сессий и включает оценку видов поведения,
несущих угрозу жизни и здоровью, клинический диагноз, изучение опасений больного в связи
с началом лечения. При этом исследуются обстоятельства, в которых возникло заболевание и
в которых произошло обращение за помощью, история жизни, важные объекты в прошлом,
самые ранние воспоминания, недавние или повторяющиеся сновидения, опыт прежних обра-
щений к психотерапевтам, характер обращения пациента с психотерапевтом.

Показаниями для терапии являются расстройства невротического уровня, корни которых
лежат в эдиповом конфликте: обсессивные расстройства, тревожные состояния, конверсион-
ные расстройства, психосоматические заболевания, дистимия, слабо и средне выраженные
аффективные и личностные расстройства. Для лечения отбираются пациенты, склонные к
мышлению в психологических терминах, способные наблюдать за чувствами, не отреагируя
их в действиях, способные использовать понимание для облегчения симптомов, обладающие
поддерживающим окружением и хорошо взаимодействующие с психотерапевтом.

В начале лечения важной задачей является информирование: прошлое как образец на-
стоящего, трансфер, защита, сопротивление, описание и объяснение «пассивной» манеры
психотерапевта. Перед пациентом ставятся следующие задачи: установить рабочий альянс с


психотерапевтом, учиться свободно ассоциировать, оценить по достоинству атмосферу безо-
пасности, признать разочарование начальной фазы, достичь понимания трансфера, защиты и
сопротивления, научиться работать со сновидениями.

В процессе лечения психотерапевт стремится интерпретировать защитные механизмы,
которые затемняют старые конфликты, так, чтобы пациент мог вновь, но уже сознательно
пережить их вместе с болезненными аффектами, связанными с травмирующим опытом. Ожив-
лению подобных переживаний мешает сопротивление, которое ослабляется с помощью ин-
терпретаций в соответствии со следующими принципами. Необходимо признать вклад реаль-
ности в сопротивление, относиться к сопротивлению с уважением и пониманием его как меха-
низма защиты и проявления силы характера пациента; дать пациенту испытать работу сопро-
тивления, признать ее и лишь затем интерпретировать - соответственно вначале
интерпретируется сам факт сопротивления, а потом его содержание. Необходимо прояснить
мотивы и форму сопротивления: какое невротическое чувство заставляет пациента сопротив-
ляться, какой специфический прием использует сопротивление. Выяснить, какие воспомина-
ния или фантазии включают эти чувства. Выявить историю и бессознательные объекты дан-
ных аффектов и событий во время анализа, вне его и в прошлом. Проследить историю и
бессознательные цели работы сопротивления в данной форме в настоящем и прошлом паци-
ента. Последняя процедура - тщательная проработка выявленной формы сопротивления в
реальной жизни.

Движущей силой терапевтического процесса является трансфер (Нап& его - переношу,
лат.). Его развитию способствуют такие факторы, как потребность пациента вновь пережить
опыт прошлого в настоящей жизни, перенося на психотерапевта чувства, испытанные к пер-
вичным объектам, пассивность аналитика, свободные ассоциации пациента, интерпретация
защит и трансфера.

Трансферный невроз (невроз переноса) - старый невроз больного, но в новых, тера-
певтических условиях. Здесь он осознается и исчезает, в результате больной освобождает-
ся от него и в обычной жизни. Аналитик стимулирует развитие трансфера, спрашивая паци-
ента, что он думает о своем аналитике, способствуя оживлению опыта прежних трансфер-
ных переживаний, помогая пациенту понять его личностные реакции и актуальные взаимо-
отношения.

Трансфер может быть положительным и отрицательным, эротическим и агрессивным,
эдиповским (отцовским или материнским), доэдиповым, объектным и нарциссическим. Па-
циенты могут использовать перенос в качестве защиты, чтобы избежать анализа конфликта,
который привел их к лечению. В любом случае трансфер нуждается в проработке: познании,
понимании и обретении контроля над неосознаваемыми ранее импульсами.

Выделяют два основных вида контртрансферных реакций: согласующийся контртранс-
фер
(аналитик эмпатически переживает эмоциональное состояние пациента) и дополнитель-
ный контртрансфер
(аналитик эмпатически переживает эмоциональное состояние какой-то
значимой личности в жизни пациента).

Анализ контртрансфера требует от аналитика:

• принимать во внимание собственные прошлые и текущие эмоциональные проблемы, их
возможное влияние на терапевтическую ситуацию;

• не принимать на свой счет чувств, выражаемых пациентом, не отреагировать контртран-
сфера, использовать его для подготовки интерпретаций;

• использовать контртрансферный гнев для понимания враждебности пациента;

• вести поиск согласующегося контртрансфера при переживании дополнительного.


Весьма ценный материал для психодинамической терапии дают сновидения пациента,
которые по Фрейду являются прямой дорогой к бессознательному. Первичной целью снови-
дений Фрейд считал исполнение желаний. Современные аналитики на ранних этапах терапии
главное внимание обращают на «дневной остаток» и манифестное содержание сновидения.
Материал сновидения используют для идентификации и иллюстрации функционирования за-
щитных механизмов и сопротивления; концентрируют внимание на проявлениях трансфера в
сновидениях. На более поздних этапах терапии сновидения используются для указания на
бессознательные желания, страхи и конфликты.

Таким образом, основные технические рекомендации для психодинамической терапии
таковы:

1. определи решающие динамические вопросы с целью локализации и ограничений пред-
принимаемых терапевтических действий;

2. не касайся аспектов личности, не имеющих близкого отношения к центральной про-
блеме;

3. фокусируй внимание на текущих взаимоотношениях пациента и защитных механизмах
личности;

4. поддерживай адаптивные навыки и ресурсы;

5. создавай устойчивую, восприимчивую атмосферу поддержки и уважения;

6. поощряй более адаптивные способы устранения болезненных симптомов посредством
новых перемещений и идентификаций.

Критерии завершения терапии: пациент чувствует облегчение симптомов, они воспри-
нимаются как нечто чуждое, пациент понимает свои характерные защитные механизмы, он
способен понять и признать свои характерные трансферные реакции, пациент продолжает
самоанализ в качестве метода разрешения своих внутренних конфликтов. В завершающей
стадии лечения пациент подводит итоги терапии, переживает чувства разлуки и овладевает
ими, вновь переживает трансфер и овладевает им, начинает самоанализ. Вместе с терапев-
том он определяет разочарования, границы и неудавшиеся аспекты терапии, обсуждает воз-
можность повторного лечения в будущем и планы на будущее.

Для облегчения прохождения психотерапевта через завершающую стадию необходима
дисциплинированная практика самоанализа, знакомство с границами возможностей психоди-
намической терапии, супервизия и личный анализ.

В современной психодинамической терапии усиливается тенденция к краткосрочной
форме терапии (Ф. Александер, Д. Малан, П. Сифнеос, X. Даванлоо). Основным критерием
для ее проведения является идентификация главного (фокального) конфликта, способность
пациента мыслить в терминах чувств, высокая мотивация, по крайней мере один случай зна-
чимых отношений с кем-нибудь, хороший ответ при прямой интерпретации, способность ус-
танавливать эмоциональные отношения с психотерапевтом. К противопоказаниям относятся:
тяжелые депрессии, психозы, тенденция к отреагированию действием, пограничные, нарцис-
сические и параноидные расстройства личности.

Главный конфликт высвечивается ранними значимыми травмами и повторяемыми об-
разцами поведения, он активно проявляется в жизни пациента, пробная интерпретация его
приводит к эмоциональному ответу. Особого внимания заслуживают конфликты эдиповой при-
роды: соперничество, выигрыш-проигрыш. Для работы выбирается конфликт в отношении
какой-то одной трансферной фигуры, прежде всего - конфликт, вызывающий торможение
(эмоций, интеллекта, поведения).


От терапевта требуется установить эмоциональный контакт с пациентом, сочетающийся
с «добросердечным отсутствием заботы», проявлять больше активности в контакте и интер-
претациях по сравнению с классическим психоанализом.

Кратковременная динамическая терапия представляет собой курс из 10-40 сессий на про-
тяжении нескольких месяцев с частотой 1 раз в неделю, с предварительной договоренностью об
ограничении по времени и теме (сфера конфликта, который будет в фокусе терапии). Основное
внимание уделяется анализу защитных механизмов, интерпретации трансфера и воссозданию
полной истории заболевания. Проблемы вне фокуса мягко игнорируются. Дата окончания лече-
ния и число сессий определяются в начале лечения, большое значение придается завершающей
фазе. Необходимо разделить с пациентом печаль и тревогу расставания, рассмотреть предсто-
ящую самостоятельную работу как движение к независимости и зрелости. Появление нового
фокуса терапии расценивается как причина возобновления лечения в будущем.

Следует отметить основные тенденции современной психодинамической терапии: ран-
няя интерпретация переноса, его анализ в течение всего лечения, перевод бессознательных
конфликтов в терминологию объектных отношений. Внимание больше фокусируется на эмо-
циональном опыте пациента, повышается значение анализа контртрансфера. Меньше внима-
ния уделяется генетическому (историческому) материалу, особенно на ранних стадиях рабо-
ты. Изменяется акцент с формирования невроза переноса на его разрешение, в связи с чем
возникает проблема трансферентных остатков и замещения аналитика, анализа эстраперено-
са, интерпретация сопротивления разрешению переноса, в том числе смещение внимания во
вне и в прошлое, а также контрсопротивление терапевта.

Индивидуальная психология Адлера

Адлер понимает невроз как защитный стиль жизни, сформировавшийся в рамках «невы-
годной семейной органической конституции». Определенное значение при этом придается
взаимоотношениям между ребенком и родителями, а также другими членами семьи, связан-
ными, в частности, с порядковым номером рождения ребенка и его здоровьем. В процессе
воспитания ребенок строит жесткие и неэффективные модели поведения - «ложные аппер-
цептивные схемы». В их основании могут лежать ложные ценности, ограниченное восприятие
и понимание жизни, слишком широкое обобщение травматического опыта, чувство неполно-
ценности.

Чувство неполноценности приводит к попыткам добиться превосходства. Подобная ком-
пенсация может быть гомогенной, когда объект и средство компенсации находятся в одной
сфере, и гетерогенной, когда они не соответствуют друг другу (например, физически нераз-
витый отличник). Компенсация в упомянутых случаях оценивается обществом позитивно, как
находящаяся на полезной стороне жизни. Невротическая симптоматика, делинквентное пове-
дение, алкоголизм, наркомания - примеры компенсации на бесполезной стороне жизни.

Компенсаторная борьба за власть в маскулинном обществе приобретает характер «мужско-
го протеста», когда женщина отрицает свою невыгодную половую роль. Она может сопротив-
ляться лечению, бессознательно стремясь к победе над терапевтом-мужчиной. Понятие «мужс-
кой протест» проделало в работах Адлера определенную динамику: стремление к власти - чув-
ство превосходства - стремление к совершенству. Последний вариант является более широким
и позитивным.

Динамика личности, по Адлеру, приобретает различную направленность в зависимости
от соотношения основных структурных факторов: чувства неполноценности, стремления к пре-


 




восходству и социального интереса. Если чувство неполноценности не компенсируется чув-
ством превосходства, то возрастает страх перед людьми, враждебность к окружающим. Если
же стремление к превосходству преобладает, человек замыкается в своем Я, презирает дру-
гих людей.

Социальный интерес является врожденной потребностью быть связанным с миром лю-
дей. Он проявляется в стремлении к взаимопониманию, сопереживанию, сотрудничеству с
людьми, способности идентифицировать себя с группой (ср. с либидо в понимании 3. Фрей-
да). Развитие социального интереса происходит в трех основных сферах жизни: в деятельно-
сти, в любви, в отношениях Я - ТЫ (Бубер).

Человеком по Адлеру движет творческая сила, которая «выражает себя в желании разви-
ваться, стремиться, достигать... Эта сила телеологична, она выражает себя в стремлении к
цели, и в этом стремлении должно участвовать каждое телесное и душевное движение». Твор-
ческая сила аранжирует главный мотив, дополняет его, оформляет в конкретные жизненные
обстоятельства, наполняет специфическими событиями и переживаниями, за которыми по-
рой трудно разглядеть конечную цель. Излечение невроза Адлер видит как осознание индиви-
дом своей конечной цели, понимание ее неадаптивного характера, дискредитацию ошибоч-
ной апперцептивной схемы, переориентацию со стремления к превосходству на развитие со-
циального интереса.

В терапевтическом процессе можно выделить три основные линии: выявление травмати-
ческого опыта, явившегося отправной точкой невроза; анализ аранжировок конечной цели;
развитие социального интереса.

В диагностической стадии большое значение придается самому раннему воспоминанию,
в котором, по Адлеру, кристаллизуется конечная цель и сформировавшиеся в детстве аппер-
цептивные схемы. Раннее воспоминание используется в качестве стимульного материала,
который позволяет разглядеть влияние значимого события на формирование жизненного сти-
ля. В этом воспоминании терапевт находит ключи к дальнейшей работе.

Другая проективная процедура - написание «истории жизни». Пациент описывает наи-
более значимые моменты своей биографии, поворотные пункты в своем движении к жизнен-
ной цели. Эта техника позволяет понять жизненный сценарий пациента и его индивидуальную
мифологию. Чтобы уточнить конечную цель, терапевт может спросить: «Каково ваше призва-
ние?» Выясняется, что помешало реализации честолюбивых замыслов пациента, в чем прояв-
ляется его склонность доминировать, чего он боится больше всего.

В анализе сновидений особенно информативными считаются повторяющиеся сюжеты,
которые отражают попытки удовлетворения фрустрированных потребностей. При этом полет
может означать желание повысить свой статус, неподходящая для определенной ситуации
одежда - чувство ущербности или страх быть уличенным в обмане. Интерпретация символики
сновидений предельно индивидуализирована.

В ходе терапевтического процесса из множества поведенческих проявлений, анализа
высказываний, сновидений и фантазий извлекаются ошибочные апперцептивные схемы. Ра-
ботая с речевыми сообщениями, терапевт переводит высказывания (описания) в скрипты (пред-
писания). Поясняя смысл невербальной и вербальной информации, терапевт формирует ги-
потезы о причинах невроза, совместно с пациентом подтверждает или отвергает их. Приме-
няется обучение пациента «новым стратегиям»:

Техника «нажатия кнопки», когда пациент по собственному усмотрению вспоминает то
приятные, то неприятные ситуации. В результате он понимает, что в его руках находится «кноп-
ка», которая переключает эмоции.


 

Действие «как если бы». Пациент не может перешагнуть очередной барьер: «если бы я
только мог». Терапевт предлагает «примерить» на себя новую роль, как примеряют костюм, и
действовать, «как если бы он мог».

Критерием эффективности терапии считается не просто понимание причины невроза, а
изменение в реальной жизни пациента. Адлер предупреждает об опасности игры «да, но...»
(«Я знаю, что мне следует делать, но...»). Невротик не отказывается от фиктивной цели, а
находит новые средства для ее достижения. Такая борьба исходит из желания сохранить чув-
ство превосходства над аналитиком в результате срыва лечения. Не имея опыта продуктивных
взаимоотношений с людьми, пациент пытается вовлечь аналитика в невротические игры, на-
вязывая ему роли отца, учителя, спасителя и т. п.

Терапевт подчеркивает равенство позиций Я - ТЫ, демонстрирует принятие пациента,
помогает ему снизить чувство неполноценности, понять себя и других в высшей человеческой
ценности. Большую роль играет добродушный юмор, дружелюбие и самораскрытие терапев-
та, моделирующего отношения, основанные на социальном интересе.

Неоадлерианцы все шире применяют групповые методы, супружеская терапия стала
проводиться не отдельно с каждым супругом, а с парой (ставя, например, клиентов перед
выбором, что лечить: комплекс неполноценности мужа или чувство превосходства жены). Чаще
применяются поведенческие техники, смещающие акцент с инсайта на изменения в поведе-
нии. Вместо борьбы с симптомом (например, с бессонницей) применяются методы негатив-
ной практики Денлапа или парадоксальной интенции Франкла. Используются такие невер-
бальные техники, как ролевые игры, техника пустого стула по Перлзу и др.

В свою очередь работа с ошибочными апперцептивными схемами во многом задала мо-
дели техник когнитивной и рационально-эмотивной терапии. Методы, основанные на науче-
нии, сближают индивидуальную психологию с поведенческой терапией. Экзистенциально-
гуманистическая ориентация Адлера (человек сам отвечает за свою судьбу) с течением време-
ни развилась в концепцию самоактуализации Маслоу и терапию, центрированную на клиенте
Роджерса.

Характерологический анализ Хорни

Будучи одним из ярких представителей неопсихоанализа, Хорни снизила значение ли-
бидо и мортцдо, как и роль неосознанного стремления к инцесту. Человек, по Хорни, стремит-
ся к удовлетворению своих желаний, к самоактуализации. Фрустрация этой потребности при-
водит к регрессу на уровень всепоглощающего стремления к безопасности - базальной тре-
воге, формирующейся у ребенка под влиянием среды. Невротическое стремление к безопас-
ности достигается гипертрофией одной из трех типов защитных реакций: движение к людям
(беспомощность), против людей (агрессивность), от людей (отгороженность).

Невротическая личность смутно догадывается о своих слабостях и неосознанно презира-
ет себя за них. В сознательном образе все позитивные черты представлены в преувеличен-
ном виде. Идеальное Я заставляет ставить перед собой недостижимые цели, а переживание
неизбежной неудачи еще больше снижает самооценку. Безжалостные внутренние требова-
ния, терзающие человека, Хорни называет «тиранией долга» (ср. с Суперэго Фрейда), Из-за
них человек перестает воспринимать и удовлетворять свои истинные потребности.

Цель терапии - раскрыть Идеализированное Я, помочь человеку осознать различные
факторы всего существования, освободить его тенденцию к самореализации, переориентиро-
вать его мысли, чувства и жизненные планы на реальность: «Там, где было идеализированное


 




 

Я, должно быть реальное Я» (вместо конфликта Эго с Ид и Суперэго по Фрейду). Аналитичес-
кую работу Хорни дополняет самоанализом пациента и психосинтезом - интеграцией конст-
руктивных сил пациента в процессе саморазвития и установления дружеских, эмоционально
окрашенных межличностных связей.

Групповой психоанализ

Психоаналитически ориентированные дискуссии с больными нервно-психическими за-
болеваниями, родителями и их детьми начал проводить А. Адлер. А. Вольф отводил аналити-
ческой группе роль модели первичной семьи, ввел в практику «альтернативное групповое
собрание», которое проходило без психотерапевта (ср. с «Алкоголик-Аноним»).

С. Фулкс подошел к группе как к единому целому, что способствовало актуализации и
«гомогенизации» конфликтов всех участников. Он сформулировал теоретические основы групп-
анализа следующим образом. Суть человека социальна. Невротическая личность приводит к
конфликту из-за своей индивидуалистичности. Для освобождения от невротических симпто-
мов надо научиться выражать их понятно для других. Изучить человека можно лишь внутри его
естественной группы. В аналитической группе индивидуальные нарушения можно проследить
в процессе межличностных взаимодействий. Группа под руководством терапевта вырабаты-
вает более честные способы коммуникации. При этом пациент активно участвует в общегруп-
повом процессе, добиваясь понимания другими и одновременно пытаясь также понять их.

Психотерапевт, по Фулксу, активизирует групповой процесс, вербализует в четкой сло-
весной форме то, что группа может понять и разделить, интерпретирует бессознательные
аспекты происходящего. Основная цель терапии - приспособление, основное средство дос-
тижения этой цели - инсайт. Основной закон групповой динамики: группа лечит потому, что в
целом она является эталоном нормы, от которого каждый член группы в отдельности отклоня-
ется. Основная задача психотерапевта - обеспечить активное участие каждого пациента в
групповом взаимодействии, освободить группу от зависимости от психотерапевта.

Фулкс выделил 4 уровня общения в аналитической группе:

1. уровень текущих событий - рассказ о своей жизненной ситуации; происходящее «здесь,
теперь, с нами»; восприятие психотерапевта как авторитетной фигуры;

2. уровень переноса - группа воспринимается как семья, психотерапевт - как родитель;

3. уровень телесных или психических образов - члены группы проецируют друг на друга
отвергаемые части своего Я, значимые объекты или их части; группа в целом символизи-
рует Мать, Тело;

4. первичный уровень - аналогичен коллективному бессознательному Юнга.

Данная схема легла в основу 3-слойной модели группового процесса П. Куттера, по кото-
рой в группе воспроизводятся основные проблемы социальной жизни: отношения человек -
человек, отношения человек - группа и отношения группа - терапевт. Это отражает диадные
(парные) отношения в семье, восприятие матери как удовлетворяющей индивидуальные по-
требности и отца как авторитетного представителя социальных требований.

Для участия в психоаналитической группе необходимо достаточно сильное эго, т. е. аф-
фективно-поведенческий контроль и определенный уровень оптимизма. Поэтому групп-ана-
лиз не показан лицам с выраженной невыносливостью к стрессу и фрустрации, которые могут
нанести вред группе или сами стать козлами отпущения. Терапевтический контракт включает
основополагающее правило: каждый имеет право говорить свободно и спонтанно (свободная


дискуссия как групповая свободная ассоциация), пациент должен взять на себя обязательство
посещать группу регулярно и без опозданий.

Для понимания и объяснения групповых событий руководитель опирается на знание те-
ории влечений, психологии эго и психологии объектных отношений, трех стадий психосексу-
ального развития по 3. Фрейду и восьми личностных кризисов по Э. Эриксону.

Л. Ормонт разработал технику бриджинга (наведения мостов), которая активизирует груп-
повой процесс и способствует быстрому самораскрытию, заблокированному вначале страхом
участников перед новой ситуацией, незнакомыми людьми и пассивно-тревожным ожиданием
активности руководителя. Прием бриджинга формирует эмоциональные связи между членами
группы путем вовлечения их в значимую для них беседу. При этом можно задать вопрос члену
группы, не принимающему участия в беседе, о взаимодействии между двумя участниками.
После рассказа пациента о своих чувствах можно спросить, кто чувствует то же, или спросить
у группы, что сейчас чувствует переживающий участник. Важно, что, описывая другого, чело-
век невольно описывает себя.

П. Купер описывает работу с переносом, формирующимся в процессе групп-анализа.
При этом выделяются такие его формы, как перенос между членами группы, групповой пере-
нос, семейный и идеализированный. Индикаторами группового переноса могут быть одина-
ковое восприятие членами группы психотерапевта и других людей. Упорное отстаивание
«общей» точки зрения, чрезмерная реакция на поведение терапевта или другого человека,
замещение - реакция на поведение члена группы, возникшая ранее в ответ на поведение
другого человека. Групповой перенос отражает чаще базовую категорию зависимости от
терапевта (В. Байон). При этом терапевт может воплощать какого-либо члена семьи (семей-
ный перенос) или идеализироваться участниками группы с нарциссическими расстройствами.

Группа больных неврозами быстро разделяется по полу на две враждующие подгруппы,
и в фазе групповой агрессии женщины часто атакуют мужчину-терапевта, перенося на него и
других мужчин бессознательную злость к мужу, отцу и т. п. Наряду с этим возникают и эроти-
ческие чувства, вызывающие ревность и соперничество, оживляются эдиповские конфликты.

Основные способы преодоления переносов: фокусирование внимания на переносе, пре-
одоление связанных с ним нереалистических ожиданий, помощь в поиске первичного объекта
переноса. Негативный перенос на терапевта обычно проявляется в форме группового сопро-
тивления.
Оно проявляется в виде коллективных опозданий, избегания самораскрытия или
важных тем, выражением общего разочарования в психотерапевте или его методе, агрессии к
замещающим объектам. Существуют следующие способы выявления сопротивления: прово-
кация его, опрос группы как единого целого о проявлениях группового сопротивления, выяв-
ление пары Агрессор - Жертва, поиск члена группы со сходным сопротивлением.

Чтобы ослабить сопротивление, надо выявить неосознанные чувства, которые лежат в его
основе. Основанием для сопротивления обычно являются чувства унижения, стыда, страха нака-
зания. У больных классическими неврозами сопротивление может проявляться в форме защит-
ной реакции вытеснения с соматизацией симптомов и ожидания от врача-психотерапевта меди-
цинской помощи. У истероидных женщин могут развиться такие защитные реакции, как сексуа-
лизация и отрицание травмирующих переживаний. Борьба с сопротивлением включает также
анализ тайных желаний, вторичных целей, которые прячутся за сопротивлением.

Освобождение группы от групповой тайны или позиции, устойчиво блокирующей группо-
вую динамику, может потребовать конфронтации психотерапевта. Она осуществляется в про-
стой и четкой форме после мысленного анализа ситуации, выработки тактики в ответ на различ-
ные возможные реакции группы на конфронтацию. Обычно это «размышления вслух», которые


 




высказываются не менее чем за 15 мин. до конца сессии. Нельзя использовать конфронтацию
для защиты себя или другого участника группы. Согласно М. Клейн ребенок совершает вообра-
жаемое отцеубийство, испытывает чувство вины и воскрешает отца в акте реабилитации. По-
скольку невроз связан с задержкой развития на одной из этих стадий, группа должна иметь
возможность свободно выразить свою враждебность к психотерапевту, убедиться в отсутствии
ужасных последствий этого, пережить чувство вины и потребность в репарации.

Агрессивность в группе может быть вторичным симптомом, возникающим как защита
при конфронтации группы со своими тревожными или сексуальными импульсами, а также
первичным феноменом. Агрессивность может проявляться на эдиповом уровне (в триангуляр-
ных конфликтах) и доэдиповом (нарциссический гнев и деструктивность). В кризисных груп-
повых ситуациях невозможность открыто выразить агрессию или конструктивно проработать
ее может привести к саморазрушению группы. В рабочей фазе групповой динамики наблюда-
ется зрелая, нейтральная агрессивность, когда ненависть выражается как реакция, а не «прин-
ципиальное, непримиримое отношение» и уравновешивается поиском конструктивного реше-
ния конфликта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.