Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реакции дезадаптации






Реакции дезадаптации характеризуются состоянием субъективного дистресса
(бедствия, истощения, англ.), в первую очередь - эмоциональными нарушени-
ями которые возникают в период адаптации к значительному изменению в жиз-
ни или стрессовому событию и создают трудности для жизнедеятельности.

По ведущему синдрому реакции адаптации делятся на реакции с депрессивным настро-
ением, с тревогой и депрессивным настроением, с нарушением поведения, с нарушением
эмоций и поведения. У детей и подростков чаще наблюдаются реакции оппозиции и отказа.
Реакция оппозиции возникает в ситуации лишения привычной любви и заботы со сторо-
ны матери и других близких или непомерных требованиях с их стороны. Возможны уходы из
дома, прогулы школы, делинквентное (йеНпяиепз - совершающий проступок, лат.) и демон-
стративное суицидальное поведение.

Реакция отказа развивается у детей, оторванных от матери и семьи и помещенных в
детское учреждение или больницу. Ребенок отказывается от контактов, игр, пищи.

Реакции дезадаптации наблюдаются также у тревожных подростков и незрелых личнос-
тей, потерявших родителей в раннем детстве или испытывавших недостаток материнской за-
боты. Представляется, что пациент регрессирует в инфантильное беспомощное состояние,
•обы наконец испытать эту заботу. Может также иметь значение ожидание социальных и
мкросоциальных, «вторичных выгод» от расстройства (рентная установка). Э. Кюблер-Росс
и подробное описание адаптации человека к приближающейся смерти.

Большинство симптомов самостоятельно ослабевает со временем (обычно до 6 меся-
цев). При варианте с хроническим течением существует риск вторичной депрессии, тревоги и
злоупотребления психоактивными веществами или зависимости от назначенных транквили-
заторов.

В формировании реакции дезадаптации участвуют три компонента: вызывающее со-
бытие, дефицит информации о способах решения проблемы и личностная предрасполо-
нность. Вызывающее событие может нарушить целостность социальных связей индиви-
или систему социальной поддержки и ценностей (миграция, статус беженца) либо внести
мнения в жизнь (поступление в вуз, переезд, начало или окончание профессиональной
тельности, неудача в достижении поставленной цели). Личностный смысл вызывающего
тия сугубо индивидуален: то, что представляется ординарным психотерапевту, может
зесьма болезненным для пациента. Дефицит информации создает представление о
^зысходности, он может быть связан как с новизной ситуации, так и когнитивными особен-
индивида.



Личностная предрасположенность включает следующие характеристики:

функциональная фиксация (снижение активности мышления, его стереотипность вслед-
ствие «связанности» мышления прошлым опытом);

избирательность памяти с акцентом на негативные аспекты прошлого опыта;

произвольность выводов - формирование их в отсутствие достаточных фактических данных;

избирательная абстракция, когда целостное представление о ситуации формируется на
основе одного, вырванного из контекста элемента с игнорированием остальных;

сверхгенерализация - формирование обобщающего вывода на основании единичного
случая;

«максимизация-минимизация» - приписывание ситуации или ее аспектам неадекватно
преувеличенного или преуменьшенного значения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.