Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития познавательной сферы при РДА






В целом для психического развития при РДА свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях (музыка, математика, живопись др.), достаточный уровень психомоторного развития в значимых видах деятельности – могут сочетаться с глубокими нарушениями обычных жизненных умений и навыков.

Внимание. Для РДА характерно нарушение целенаправленности и произвольности внимания, оно неустойчиво, яркие зрительные или слуховые раздражители привлекают внимание ребенка.

Ощущение и восприятие х арактеризуютсянарушением ориентации в пространстве, искажением целостной картины реального предметного мира. Для ребенка важен не предмет в целом, а отдельные его сенсорные качества: звуки, форма, цвет, фактура. У большинства детей отмечается повышенная любовь к музыке. Они особо чувствительны к запахам – предметы обследуют с помощью обнюхивания и облизывания. Большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения, идущие от тела (раскачиваются, совершают однообразные движения, переливают воду, пересыпают песок и др.). Часто снижена болевая чувствительность – они склонны к нанесению себе различных повреждений.

Память. Имеют хорошую механическую память. Эмоциональные переживания долго сохраняются такими, какими были восприняты. Дети хорошо запоминают стихи, движения, игровые действия, целые рассказы, а затем однообразно их повторяют.

Речь. Первые слова появляются рано, но часто используются без соотнесения со взрослыми (не применяют слова «мама», «папа», «деда»). У большинства детей фразовая речь появляется с 2 лет и, как правило, с чистым произношением, но дети практически не пользуются ею для контактов с людьми. Они лучше реагирует на тихую, шепотную речь.

Мышление. Испытывают трудности произвольного обучения, что затрудняет развитие мышления. Уровень интеллектуального развития связан прежде всего со своеобразием аффективной сферы; дети ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. Испытывают сложности в переносе навыков из одной ситуации в другую, трудности символизации, в установлении причинно-следственных связей; им трудно понять развитие ситуации во времени. В рамках стереотипной ситуации могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Но не в состоянии активно перерабатывать информацию, чтобы приспосабливаться к меняющемуся окружению, среде, обстановке.

Интеллектуальная недостаточность необязательна для РДА. При выполнении теста Векслера у детей наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу невербального. Однако низкий уровень вербального интеллекта часто говорит лишь о нежелании ребенка использовать речевое взаимодействие, а не о действительно низком уровне вербального интеллекта.

По даннымЛ. Каннера, L.Eisenberg, 2/3 детей имеют отставание в умственном развитии; 1/3 детей имеют интеллект в пределах нормы (адаптация в социальных отношениях).

По данным L.Wing, 55-60% детей с РДА имеют глубокую УО; 15-20% – легкую интеллектуальную недостаточность; у 15-20% детей – интеллект в норме.

Нарушение интеллекта можно рассматривать как вторичный результат аутистического поведения, который препятствует созреванию интеллектуальных функций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.