Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н. А. Бердяев смысл творчества






Человек. Микрокосм и макрокосм

...Философствующий человек не может не утверждать исклю­чительного значения человека для всякой философии, не может не исходить из этого исключительного самосознания. Акт исключи­тельного самосознания человеком своего значения предшествует всякому философскому познанию. Это исключительное самосоз­нание человека не может быть одной из истин философского по­знания мира, оно как абсолютное а priori предшествует всякому философскому познанию мира, которое только через это само­сознание и делается возможным... Антропология или, точнее, ан­тропологическое сознание предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию. Само созна­ние человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и воз­вышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой фи­лософии, без которой нельзя дерзать философствовать... Сама по­становка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включить ее в себя. Познание челове­ка покоится на предположении, что человек космичен по своей природе, что он - центр бытия. Человек как замкнутое индивиду­альное существо не имел бы путей к познанию вселенной. Такое существо не превысило бы отдельных вещей мира, не преодолело бы частных состояний.

Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина по­знания человека и основная истина, предполагаемая самой возмож­ностью познания. Вселенная может входить в человека, им асси­милироваться, им познаваться и постигаться потому только, что в человеке есть весь состав вселенной, все ее силы и качества, что человек - не дробная часть вселенной, а цельная малая вселенная.

Человек себя знает прежде и больше, чем мир, и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее позна­ние мира через человека, в то время как наука есть внешнее по­знание мира вне человека. <...>

Человек сознает свое величие и мощь и свое ничтожество и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависи­мость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с равным правом можно гово­рить о божественном происхождении человека и о его происхож­дении от низших форм органической жизни природы. Почти с равной силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и совершенный детерминизм, вводящий челове­ка в роковую цепь природной необходимости. Человек - одно из явлений этого мира, одна из вещей в природном круговороте ве­щей; и человек выходит из этого мира как образ и подобие абсо­лютного бытия и превышает все вещи порядка природы. <...>

Почти непостижимо, как дробная часть природы, во всем зави­сящая от ее неотвратимого круговорота, осмелилась восстать против природы и предъявить свои права на иное происхождение и иное назначение. Высшее самосознание человека необъяснимо из природного мира и остается тайной для этого мира. Природный мир не в силах был бы перерасти себя в высшем самосознании че­ловека - в природных силах «мира сего» не заложено никакой возможности такого самосознания. Из низшего высшее не могло родиться. Человек предъявляет оправдательные документы своего аристократического происхождения. Человек не только от мира сего, но и от мира иного, не только от необходимости, но и от свободы, не только от природы, но и от Бога.

Природа - органическая иерархия живых существ. Сама мате­риальность природы есть лишь воплощение, объективация живых существ, духов разных иерархических ступеней. Но та материаль­ность, которую отлично исследует наука, есть не только вопло­щение живого духа, она есть также отяжеление, сковывание и по­рабощение духа, на ней лежит роковая печать падения, погруже­ния в низшие сферы. Человек - микрокосм, высшая, царственная ступень иерархии природы как живого организма. Человек-микро­косм ответствен за весь строй природы, и то, что в нем совершает­ся, отпечатлевается на всей природе. Человек живит, духотворит природу своей творческой свободой и мертвит, сковывает ее сво­им рабством и падением в материальную необходимость. Падение высшего иерархического центра природы влечет за собой падение всей природы, всех низших ее ступеней.

Вся тварь стенает и пла­чет и ждет своего освобождения. Омертвение природы и та дур­ная ее материализация, в силу которой все существа мира попали во власть необходимости и не находят выхода из состояния огра­ниченности, все пошло от падения человека, от дурного переме­щения иерархического центра природы. Степень ответственности за то состояние, в котором находится омертвевшая природа, зави­сит от степени свободы и иерархического места в космосе... Паде­ние человека и последовавшая за ним утеря царственной свободы и погружение в низшие сферы необходимости лишили человека его места в природе и поставили его в рабскую зависимость от низших сфер природной иерархии. Человек, омертвивший и ме­ханизировавший природу своим падением и порабощением, встретил отовсюду сопротивление этого мертвого механизма природы и попал в неволю к природной необходимости. Камни, растения и животные овладевают человеком и как бы мстят ему за собственную неволю. Сопротивление и власть мертвенно-окаме­нелых частей природы, окончательно погруженных в материаль­ную необходимость низших ступеней природной иерархии, есть источник горя и нужды человека, сверженного царя природы...

Человек становится частью природного мира, одним из явле­ний природы, подчиненным природной необходимости. «Мир сей», мир природной необходимости пал от падения человека, и человек должен отречься от соблазнов «мира сего», преодолеть «мир», чтобы вернуть себе царственное положение в мире. Чело­век должен освободиться от низших ступеней природной иерар­хии, должен стыдиться своей рабской зависимости от того, что ниже его и что должно от него зависеть. Природа должна быть очеловечена, освобождена, оживлена и одухотворена человеком. Только человек может расколдовать и оживить природу, так как он сковал и омертвил ее.

Восстановление человека в его достоинстве могло совершиться лишь через явление в мир абсолютного человека - Сына Божьего, через боговоплощение. Человек не только выше всех иерархических ступеней природы - он выше ангелов. Ибо ангелы - лишь оправа Божьей славы. Природа ангелов - статическая. Человек - динами­чен. Человеком, а не ангелом стал Сын Божий, и человек призван к царственной и творческой роли в мире, к продолжению творения.

Натуралистический антропоцентризм не выдерживает критики и не может быть восстановлен. Коперник и Дарвин, по-видимому, окончательно его сокрушили и сделали идею центральности чело­века неприемлемой для научного сознания. Замкнутое небо мира средневекового и мира античного разомкнулось, и открылась бес­конечность миров, в которой потерялся человек с его притязаниями быть центром вселенной. Коперник показал, что земля не есть центр космоса и что не вокруг нее вращаются миры. Земля - одна из планет, место ее очень скромное. Дарвин показал, что человек не есть абсолютный центр этой скромной планеты земли: он - одна из форм органической жизни на земле, той же природы, что и другие формы, один из моментов эволюции. Так принудила наука землю и человека к скромности, понизила их природное самочувствие. В природном мире человек не занимает исключительного положения. Он входит в круговорот природы как одно из ее явлений, одна из ее вещей, он - дробная, бесконечно малая часть вселенной. Теперь, когда смотрит человек ночью на звездное небо, он чувствует себя потерянным в этой бесконечности миров, раздавленным этой дур­ной бесконечностью... Как исключительно природное существо, человек - не центр вселенной и не царь вселенной, он один из мно­гих и принужден бороться за свое положение с бесконечно многими существами и силами, тоже претендующими на возвышение. Но крушение натуралистического антропоцентризма, наивно прикреп­лявшего значение человека к природному миру, не есть еще гибель высшего самосознания человека как микрокосма, как центра и царя вселенной. Гибнет лишь детская наука Библии, наивная библейская астрономия, геология и биология, но остается в силе религиозная библейская истина о человеке. Человек претендует на несоизмери­мо большее, чем то самосознание, которое в силах дать ему натура­листический антропоцентризм... Бесконечный дух человека претен­дует на абсолютный, сверхприродный антропоцентризм, он сознает себя абсолютным центром не данной замкнутой планетной системы, а всего бытия, всех планов бытия, всех миров. Человек не только природное существо, но и сверхприродное существо, существо бо­жественного происхождения и божественного предназначения, су­щество, хотя и живущее в «мире сем», но «не от мира сего».

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. -С. 293-325.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.