Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Казахстана.






 

Казахстанский РЦБ выступает как логическое завершение про­цесса разгосударствления и приватизации, а также демонополиза­ции и становления рыночных отношений. Однако, помимо недо­статков присущих рынку в целом, РЦБ как структурное его под­разделение характеризуется неразвитостью материальной базы, не­ликвидностью, наличием всех степеней риска, правовой " сумбур­ностью" переходного периода, грюндерством и т.д.

Совокупность финансово-кредитных институтов, направляющих поток денежных средств собственников к заемщикам и обратно, возведенная в ранг экономической категории " рынок ценных бу­маг", не приобрела еще характер всеобщего интегрирования, фор­му сложной системы с присущими ей свойствами - эмерджентностью, целенаправленностью, наличием структуры, делимостью на части и т.п.[30]

В Казахстане отсутствуют еще многие предпосылки и необхо­димые компоненты для функционирования цивилизованного пер­вичного и вторичного РЦБ, их следует рассматривать пока как конгломерат, а не как систему, связанную внутренней общей эко­номической основой, с образовавшимися синергическими связя­ми, обеспечивающими превышение системного эффекта по срав­нению с результатами независимого функционирования отдель­ных элементов.

Функционирование современного рыночного хозяйства без учас­тия государства практически невозможно. Чтобы экономическая свобода не превратилась в анархию, государство устанавливает свое­го рода " правила игры": принимается комплекс соответствующих правовых норм и обеспечивается надзор за их соблюдением. Дру­гое важное направление воздействия государства на РЦБ — вы­пуск в обращение ценных государственных бумаг, третье - через кредитно-денежную политику Национального Банка. Комбинация различных вариантов управления РЦБ хотя и привела к частич­ной стабилизации курса тенге (требования Международного ва­лютного фонда), однако не решило других проблем. Сделан вывод об усилении воздействия государственного регулирования рынка ценных бумаг, поскольку " саморегулирующийся" частный национальный капитал весьма еще слаб в Казахстане для того, чтобы самостоятельно создавать необходимые современные средства ин­фраструктуры, и, с другой стороны, он не склонен сосредоточи­ваться на решении глобальных проблем, затрагивающих интересы общества в целом.

Процессы приватизации в экономике и повышение ее инвести­ционных возможностей не синхронизируются с демонополизацией производства и развитием конкретных начал. Отрыв приватизации и, как логики ее завершения, рынка ценных бумаг от декларируе­мого курса на развитие производства превращают оба процесса в самоцель. Массовый выпуск приватизационно-инвестиционных купонов и их аккумуляция в инвестиционно-приватизационных фондах, преследующих цели формирования широкого слоя эффек­тивных собственников - инвесторов, способных придать эконо­мике гибкость и динамизм, не были достигнуты.

Необходимое условие первичного размещения ценных бумаг — полная и достоверная информация о всех видах эмиссии, доступ­ная каждому потенциальному инвестору, именно здесь эмитент должен убедить последних в своей способности уплачивать наи­более выгодные дивиденды (проценты). Проанализировано, что ва­рианты и способы первичного размещения зависят от сложивше­гося на данном рынке положения эмитентов и инвесторов, анде-рейтинговых, брокерских и дилерских фирм, пенсионных фондов и т.п. В Казахстане на 01.01.97 г. функционирует лишь одна фир­ма — андерейтер, формирование синдиката андерейтеров — вопрос неблизкого будущего. Защита интересов инвесторов требует кон­солидации участников рынка при выработке единых правил, эти­ческих норм, законов и подзаконных актов, они, во-первых, дале­ко не совершенны, во-вторых, в Казахстане инвесторы не получи­ли права заниматься андерейтингом, ограничена (практически от­сутствует) открытая подписка.[31]

Рынок производных ценных бумаг Казахстана можно охаракте­ризовать, как зарождающийся, на котором уже присутствуют про­фессиональные квалифицированные участники, имеется в нали­чии сам объект сделок - производные ценные бумаги и место, где совершаются срочные сделки и отдельные элементы технической и нормативной инфраструктуры.

Профессиональные квалифицированные участники рынка ПЦБ не только

имеют возможность хеджировать свои риски, но и име­ют право выбора при инвестировании в различные секторы эконо­мики Казахстана, посредством использования целого спектра фи­нансовых инструментов, в том числе инструментов рынка ПЦБ.

Производные ценные бумаги - разнообразные имущественные документы, совокупность которых складывается из определенных видов базисного актива. Поскольку в исследовании на первый план выдвигаются экономические аспекты, классификация производ­ных ценных бумаг определена с экономических позиций.

Казахстанскими государственными и корпоративными эмитен­тами уже размещены ПЦБ на внешних рынках (Народный банк, АО " Казкоммерцбанк"),

Наличие в настоящее время регулярных фьючерсных сделок на ГКО и доллар США позволяет сделать вывод о скором начале осу­ществления фьючерсных сделок на тенге и корпоративные акции и облигации, в частности акции и облигации успешно работаю­щих казахстанских предприятий и банков, вошедших в листинг " А" Казахстанской фондовой биржи в рамках реализации государ­ственного проекта " голубых фишек".

Преобразование в финансовой сфере и в особенности создание и развитие отечественных рынков ценных бумаг и производных ценных бумаг открывает новые возможности для мобилизации не­использованных ресурсов общественного развития казахстанской экономики.

Создание условий и наличие потенциальных возможностей раз­вития отдельных секторов экономики позволяет с осторожным оптимизмом утверждать о скорейшем развитии рынка производ­ных ценных бумаг в Казахстане и интеграции его в международ­ный финансовый рынок в целом.

Одним из путей динамизации рынка ценных бумаг в Казахстане является привлечение населения к деятельности инвестиционных фирм в качестве частных клиентов. Однако население, скажем мягко, неохотно инвестирует свои сбережения в ценные бумаги. Об этом говорит тот факт, что, по данным Национального Банка Республики Казахстан, свыше 27 млрд. тенге размещены на депозитных вкладах; кроме того, нужно учесть, что объем обмена долларов США (через обменные пункты) оставляет 15 млрд. тенге.[32]

В настоящее время принят ряд нормативных актов, направленных на защиту частных клиентов инвестиционных фирм. Среди них можно особо отметить Положения Правительства Республики Казахстан, устанавливающие порядок лицензирования различных видов деятельности на рынке ценных бумаг в республике Казахе, ан и контроля за соблюдением лицензионных правил, сроков действия лицензии, а также Пocтaновление Правительства Республики Казахстан, утвердившее квалификационные требования при лицензировании юридических лиц на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Кроме того, деятельность саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг также вносит свою лепту в предотвращение махинаций и мошенничества.

К сожалению, система защиты частных клиентов инвестиционных фирм, получивших лицензию в Республике Казахстан, практически ограничивается только превентивными мерами, так как в случае невыполнения инвестиционной фирмой своих обязательств перед частным клиентом ему предоставлена единственная возможность обратиться в суд для возмещения своих потерь.

В настоящее время одной из острых проблем является отсутствие интереса со стороны иностранных инвесторов. Казахстан - страна, импортирующая капитал. Отсутствие внутренних накоплений, слабый бюджет требуют вливания больших внешних инвестиций для решения проблем, связанных с текущими расходами бюджета и промышленной реконструкцией.

Недостаток иностранных инвесторов обнажил хрупкость финансовой системы, что связано с низкой инвестиционной привлекательностью предприятий и непоследовательной политикой правительства, проводимой в отношении " голубых фишек ".

Иностранные инвесторы воспринимают факторы, определяющие инвестиционный климат и степень экономического риска капиталовложений в комплексе и в сравнении с возможностями вложений средств в другие страны. Принимая решение о капиталовложениях, они оценивают инвестиционный климат который складывается из политического и экономического положения, идеологии, культуры, социально-политической стабильности и т.д. Для этого инвесторам необходимо знать рейтинг регионов (областей) республики с точки зрения их инвестиционной привлекательности, учитывающий все вышеперечисленные факторы.[33]

Законодательство, регулирующее отношения на рынке ценных бумаг Республики Казахстан, в настоящее время не устанавливает специальной процедуры допуска нерезидентов на казахстанский рынок ценных бумаг.

В целом на портфельные инвестиции нерезидентов в корпоративные ценные бумаги казахстанских эмитентов и государственные ценные бумаги распространяются те же требования налогового законодательства, что и на инвестиции резидентов, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором. В частности, дивиденды, выплачиваемые нерезидентам по принадлежащим им акциям, и вознаграждения по облигациям подлежат обложению налогом у источника выплачь по ставке 15 процентов. Полностью освобождается от обложения налогом вознаграждение (интерес) по государственным ценным бумагам. Освобождается от обложения налогом прирост стоимости, полученный при реализации акций открытых акционерных обществ с учетом корректировки на инфляцию.

Развивающийся рынок ценных бумаг в нашем государстве становится все более привлекательным для предпринимателей, стремящихся вложить свободные деньги в легко-реализуемые активы и получить определенный доход.

Страхование предпринимательской деятельности на финансовом рынке можно условно подразделить на:

- страхование от политических рисков;

- страхование коммерческих рисков.

Предпринимательская деятельность на финансовом рынке может осуществляться в виде вложения денег инвесторами в основные фонды, научно-техническую продукцию, в акции предприятия и т. д.

При покупке инвестором активов в виде ценных бумаг риск практически неизбежен. Существует несколько способов защиты при работе с ценными бумагами.

Первый состоит в регулировании государством рынка ценных бумаг, которое выражается в определенных правил выпуска эмитентами ценных бумаг, допуска их в обращение, опубликовании информации об эмитентах ценных бумаг, лицензировании профессиональных участников рынка и т.д.

Второй представляет собой своеобразное самострахование участников рынка ценных бумаг в виде проведения операций хеджирования, организации системы котировок ценных бумаг на бирже и т.д.

Однако данные способы защиты не являются собственно страхованием рисков, связанных с деятельностью инвесторов и профессиональных участников на рынке ценных бумаг.

В настоящее время, в силу недостаточной развитости самого рынка ценных бумаг, собственно страхование в специализированной страховой компании рисков предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг остается недооцененным.

Однако непосредственное страхование своих вложений на рынке ценных бумаг позволит инвестору избежать возможных потерь, связанных с неблагоприятным изменением конъюнктуры рынка, экономики в целом, изменениями в законодательстве, политике и т.д.[34]

В этой связи для иностранных инвесторов особо важное значение приобретает страхование инвестиций от так называемых политических рисков, куда относятся возможные изменения во внешней и внутренней политике государства, экономике и законодательстве.

Ранее законом Республики Казахстан " О внесении изменений и дополнений в закон Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 10 декабря 2010 года из числа финансовых услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость, были исключены операции с ценными бумагами. Это автоматически влекло обложение операций с ценными бумагами налогом на добавленную стоимость, в том числе и операций с государственными ценными бумагами. /12/

Между тем обложение налогом на добавленную стоимость операций с ценными бумагами может иметь самые тяжелые последствия для рынка ценных бумаг в целом и, в первую очередь, - для рынка государственных ценных бумаг. Государство не сможет осуществлять внутреннее заимствование в целях покрытия дефицита бюджета, пенсионные фонды и многие банки могут оказаться на грани банкротства и ликвидации. Кроме того, введение налога на добавленную стоимость на операции с ценными бумагами - это явное противоречие самой сущности данного налога, объектом которого является стоимость, добавленная в процессе переработки исходного продукта как результат труда. Ценные же бумаги в процессе своего обращения не подвергаются переработке, сохраняя свое первоначальное состояние.

В связи с этим Правительством Республики Казахстан до внесения соответствующих изменений в закон Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" было принято постановление " О мерах по стабилизации рынка ценных бумаг в Республике Казахстан" от11 февраля 2012 года № 207 с целью предоставления отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость для всех субъектов рынка ценных бумаг.

Существенные коррективы в инвестиционный процесс пенсионных активов внесло и совместное решение Правительства и Национального банка о введении свободно плавающего кypca тенге, в результате чего накопительными фондами были проконвертированы государственные ценные бумаги на общую сумму 1 миллиард 161, 8 миллиона тенге. В настоящее время структура портфелей накопительных фондов свидетельствует о том, что инвестиционная политика КУПА ориентирована на ценные бумаги, номинированные в СКВ.

По состоянию на 1 июня в НПФ были сосредоточены государственные ценные бумаги, выраженные в тенге, на общую сумму 455, 1 миллиона тенге, или 1, 1%, причем большая часть приходится нa краткосрочные казначейские обязательства, а выраженные в валюте государственные ценные портфелях НПФ составляют общую сумму 44 миллиарда 659, 3 миллиона тенге, или 98, 9% от всего объема портфеля ГЦБ./14/

Связано с государственными ценными бумагами и участие накопительных пенсионных фондов на рынке РЕПО, которые в последнее время формируют ключевое предложение на рынке заемного капитала, поддерживая краткосрочную ликвидность банковской системы.[35]

Рынок корпоративных ценных бумаг в республике не получил такой степени развития, как рынок государственных ценных бумаг, в силу ряда причин, что и привело к тому, что в структуре портфелей НПО удельный вес корпоративных бумаг составляет всего 0, 86 % причем половина из этого объема представлена облигациями финансового института.

В целом развитие накопительной пенсионной системы прямо связано и будет связано в дальнейшем с рынком ценных бумаг и финансовых инструментов, поскольку получение инвестиционного дохода на вложенные пенсионные активы возможно и целесообразно в рамках портфельных инвестиций Наиболее четко эта взаимосвязь прослеживается из следующего: субъекты накопительной системы являются субъектами рынка ценных бумаг, поскольку компании по управлению пенсионными активами являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а накопительные пенсионные фонды - самостоятельными институциональными инвесторами, причем на настоящем этапе развития рынка - основными.

Дальнейшие перспективы развития накопительной системы и ее воздействие на рынок ценных бумаг связаны с ростом пенсионных активов и соответствующим увеличением объема инвестируемых средств. Причем рост этот будет иметь перманентный характер по причине, как уже говорилось выше, законодательно установленных требований о 10% обязательных отчислениях в накопительную пенсионную систему.

Кроме того, в случае успешной реализации дорабатываемой в настоящее время Национальной программы сбережений возможно увеличение пенсионных активов за счет добровольных взносов в накопительную пенсионную систему.

Из этого и вытекает, на наш взгляд, основная проблема дальнейшего развития накопительной пенсионной системы - отсутствие финансовых инструментов для размещения инвестиций, кроме государственных ценных бумаг. По сути эта проблема стоит перед КУПА уже сейчас и резко может обостриться в недалекой перспективе, когда объем, накопленных пенсионных активов будет сопоставим с объемом обращающихся на рынке государственных ценных бумаг.

Примером расширения полномочий местных исполнительных органов может служить то, что в указанном законе им разрешено производить заимствования в пределах установленных правительством лимитов, и это открывает для них широкие возможности по привлечению дополнительных средств, в том числе через рынок ценных бумаг, с целью инвестирования этих средств в региональные проекты.[36]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.