Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Казахстан в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений.






Наиболее выгодным источником финан­сирования для развивающихся стран явля­ются субсидии, предоставляемые из бюджетов других стран. Они расходуются так же, как и любой другой вид невозместимых до­ходов, но в большинстве случаев привязаны к конкретным проектам. Другим распространенным источником являются займы на основе официальной по­мощи в целях развития, которые представля­ют многосторонние (МБРР, MAP), регио­нальные (АБР, ЕБР, Фонд ОПЕ) и нацио­нальные учреждения. Эти займы обусловле­ны не финансовыми соображениями, а це­лями содействия экономическому и социаль­ному развитию страны-получателя. Условия их предоставления могут быть различными в каждом конкретном случае, но в целом они являются льготными, включая процентные ставки, периоды возмещения и возможность отсрочки выплат. Специфическими особен­ностями займов официальной помощи явля­ются: особая система выплат; участие стра­ны-заемщика в финансировании проекта. В зависимости от донора требуемая доля учас­тия Казахстана составляет от нескольких до 50% стоимости проекта, либо финансирова­ние части расходов в национальной валюте. Как член международных финансово-эко­номических организаций, Казахстан получает официальные льготные кредиты и техничес­кую помощь. Так, в соответствии с соглаше­нием с МВФ о системных преобразованиях экономики СТВ будет получено 123 млн. СДР со сроком погашения 10 лет, начиная с 2009 г. при 5%-ной ставке. Аналогичны условия со­глашения о выделении 123 млн. СДР резерв­ного кредита по программе StandBy. Заклю­чены соглашения с МБРР о двух займах - Реабилитационном и Займе технической помо­щи, которые представляются также на льгот­ных условиях: на 17 лет при отсрочке выплат на 5 лет и 7, 5%-ной ставке, с Всемирным Бан­ком о займе для городского пассажирского транспорта. Программа Европейского Банка реконструкции и развития предполагает вы­деление 100 млн. ЭКЮ для содействия фи­нансовому сектору, нефтяной, газовой, гор­нодобывающей промышленности, развитию малого и среднего бизнеса, инфраструктуры. В целом по предварительным оценкам в 1994 г. иностранные кредиты увеличились по срав­нению с 1993 г. в 4 раза. Наи­большая часть внешних заемных средств была направлена на развитие электроэнер­гетики, металлургии, легкой промышленно­сти, транспорта и связи. Экспортные кредиты предоставляются государственными или коммерческими банками, или на основе ассоциативного (сме­шанного) финансирования для развития эк­спортного потенциала. Экспортные креди­ты довольно легко интегрируются в систему финансовой помощи, так как имеют ряд преимуществ: - являются льготными, что облегчает об­служивание долга; - предлагаются на основе фиксированной процентной ставки, что защищает заемщи­ков от колебаний рыночных цен и облегчает оценку проекта с точки зрения его жизне­способности; - имеют более длительные сроки погаше­ния, чем коммерческие - от 2-х до 5-ти лет и более. Однако, использование экспортных креди­тов не только способствует развитию экспор­тного потенциала страны-заемщика, но и может привести к дальнейшему ухудшению структуры производства и, как следствие, не­рациональной структуре внешней торговли. Особенно негативно отражается на экономике принимающей страны увеличение объемов " связанного" кредита даже в том случае, если он представляется на льготных условиях. Предлагая финансирование такого рода, эк­спортеры капитала нередко продают устарев­шую технику, технологию, продукцию и в то же время закрывают доступы к рынкам для более эффективных производителей.[10]

Еще один широко распространенный в РК вид международных кредитов - экспортные, при­чем часть их связана товарными поставками и дается под достаточно высокий процент. Например, экспортные кредиты Германии на 400 млн. долл. даются под 11% годовых и на 80% будут обеспечены продукцией Восточ­ных Земель. Нелимитированные суммы ав­стрийского кредита также связаны и будут даваться под 10, 5%. Такие " Связанные" экспортные кредиты предоставляют также Великобрита­ния, Швейцария, Чехословакия. Всего около 20% кредитных ресурсов связано с импор­том товаров народного потребления. Боль­шие объемы кредитных средств идут на оп­лату консалтинговых экспертных услуг, вы­полняемых зарубежными специалистами, а также услуг по подготовке кадров. Однако для сокращения дефицита платежного баланса, достижения рациональной структуры экспор­та-импорта необходима структурная транс­формация производства, его техническая ре­конструкция. В связи с этим основным на­правлением использования внешних креди­тов должно быть инвестиционное наполне­ние, импорт передовых оборудования и тех­нологий. Таким образом, негативные аспекты при­влечения внешних кредитов требуют конт­роля за их использованием и ограничения невыгодных " кабельных" займов.

Официальная помощь развитию предос­тавляется международными финансовыми и экономическими организациями и зарубеж­ными странами в виде: - финансовой помощи; - технической помощи.

По линии финансовой помощи за после­дние пять лет в республику привлечено 1011, 41 млн. долл. США. Из них на 1 января 1995 г. освоено 64 4, 12 млн. Общий объем технической помощи, пре­доставленной Казахстану в виде грантов (на безвозмездной основе), на 1 января 1995 г. составил 188, 24 млн. долл. США. [11]

Завершена реализация проектов технической помощи на сумму около 40 млн. долл. Техническая помощь в виде займа Всемирного банка со­ставила 38, 00 млн. долл. США, из них осво­ено 11, 61 млн. По данным, полученным от министерств и ведомств в соответствии с поручением Кабинета Министров Республики Казахстан, на начало 1995 г. в Республику привлечено кредитных ресурсов на сумму 1530, 00 млн. долл. США, из которых освоено 1049, 00 млн.[1]

Иностранные инвестиции, предусмотрен­ные контрактами на долгосрочной основе (до 40 лет), составили 42644, 10 млн. долл., в том числе по Миннефтегазу - 31870, 50 млн. долл. При этом следует иметь в виду, что контрак­ты с участием СП " Тенгизшевройл", " Каз-туркмунай", " Казпромставба" и др. подпи­саны на 15 - 40 лет, и объявленные в них объемы иностранных инвестиций являются ожидаемым потоком.

В ходе состоявшегося в Париже заседа­ния консультативной группы стран-доноров и международных финансовых организаций и отчета на заседании правительственной делегации Казахстана о ходе происходящих преобразований, курсе и стратегии рыноч­ных реформ участниками заседания было выражено удовлетворение ходом процессов, происходящих в Казахстане, и принято ре­шение о дополнительном выделении помо­щи в размере 1, 22 млрд. долл. США. В июне 1995 г. в Вашингтоне Чрезвычай­ным и Полномочным Послом Республики Казахстан в США Т. Сулейменовым подпи­сано соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о выде­лении Казахстану двух кредитов: в размере 180 млн. долл. - на программу структурных преобразований в экономике и 41 млн. долл. - на программу социальной защиты населе­ния

Тем не менее, проблемы взаимоотношений с МВФ остаются одной из важнейших тем внешнеэкономических отношений Казахстана.

Казахстан, рассчитывающий на $375 млн финансовой помощи МВФ в этом году, оказался на грани дефолта. И все из-за того, что допустил продажу военных самолетов Северной Корее. МВФ по следам истории с МиГами ужесточил свои требования к казахстанскому бюджету на 2012 год. Сегодня, как считает правительство, достаточно утвердить макроэкономические показатели на следующий год в таком виде, как того требует МВФ, и кредит будет получен.[11]

К началу октября 2010 г. Национальному банку удалось значительно пополнить золотовалютные резервы и, соответственно, расширить денежную базу. Одна из причин роста ЗВР - изменение состояния платежного баланса за счет сокращения импорта и роста экспорта Казахстана. После снятия обязательств с экспортеров Минфин не намерен напрямую участвовать в валютных торгах

Если Казахстану удастся убедить Камдессю и Вульфенсона в реальности доходной части бюджета-2012, можно считать, что их кредиты у нас в кармане. Наиболее убедительно, на взгляд правительства, на кредиторов повлияли бы: а) рост собираемости налогов в теущем году; б) автоматизация работы налоговых и таможенных органов в 2012-м. Ради обеспечения второго аргумента правительству пришлось заложить в проект будущего бюджета дополнительные государственные расходы порядка нескольких миллиардов тенге.

Весьма благоприятное впечатление оказало на МФО принятие парламентом проекта бюджета в первом чтении. Вместе с бюджетом правительство впервые представило на рассмотрение парламента трехлетний макроэкономический прогноз, который также был принят в первом чтении. Вкупе с проектом бюджета этот документ дает правительству основания рассчитывать на подписание соглашения о новой трехлетней программе МВФ до середины декабря. Если, конечно, как уже было сказано, Фонд согласится с нашим видением доходной части бюджета-2012.

Всемирный банк со своей стороны пообещал Казахстану выделить $175 млн на финансирование бюджетного дефицита 2010 года в случае, если РК выполнит все вышеуказанные требования и договорится о трехлетней программе с МВФ. Кроме того, уже рассматривается программа кредитования Казахстана на следующий год. Власти ожидают получить три займа банка в 2012 году. Первый заем должен быть выделен на улучшение эффективности использования ресурсов общественного сектора. Второй - собственно, не заем, а второй транш кредита ВБ - на реализацию пенсионной реформы в Казахстане.. Третий заем предполагается получить под проект усиления адресной социальной защиты. Его суть в том, чтобы научиться распределять бюджетные деньги только тем, кто в этом действительно (с точки зрения правительства и Всемирного банка) нуждается.[12]

Размещение евробондов Казахстана на международных финансовых рынках можно считать удачным (хотя многие отечественные эксперты считают ставку доходности по этим бумагам - 13, 265% - слшиком высокой). Большинство мировых рейтинговых агентств, а также известные западные издания хорошо отозвались об очередном выходе нашей страны на западный рынок капитала. После 17 августа прошлого года Казахстан первым из стран СНГ решился на этот шаг. На сегодняшний день республика имеет самый высокий среди стран Содружества кредитный рейтинг и надеется сохранить его в ноябре-декабре, когда агентства вновь пришлют свои миссии для изучения ситуации в стране. Размещение бондов позволит Казахстану профинансировать более трети бюджетного дефицита 2010 года - $200 млн из $550 млн. Еще около $175 млн правительство рассчитывает получить от Всемирного банка.

Важное значение для защиты внешнеэкономических ин­тересов Казахстана имеет выбор наиболее надежных и перс­пективных партнеров среди конкретных государств, активная работа в международных и региональных экономи­ческих объединениях, всемерное поощрение и развитие ин­теграционных связей со странами Центральной Азии, Содружества Независимых Государств, в рамках ОЭС и дру­гих международных организаций.[13]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.