Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 2






Практические занятия

Раздел 1 Специальная психология как наука

Практическое занятие №1

Специальная психология как наука. Предмет и объект ее исследования. Специфика отражения мира при различных аномалиях развития как основа выделения специальной психологии в самостоятельную науку.

Цель: теоретическое освоение темы « Специальная психология как наука», формирование у студентов представления о специальной психологии как науке, ее предмете.

Задачи:

- сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия; формировать умение вести дискуссию по теме занятия, анализировать теоретический материал.

План практического занятия

1. Специальная психология как наука. Принципы специальной психологии. Методы специальной психологии.

2. Предмет и объект исследования специальной психологии.

3. Специфика отражения мира при различных аномалиях развития как основа выделения специальной психологии в самостоятельную науку.

Вопросы для обсуждения

1. Сформулируйте предмет и охарактеризуйте основные принципы и методы специальной психологии.

2. Охарактеризуйте объект специальной психологии

3. В чем состоят трудности определения предметного содержания специальной психологии?

4. Как соотносятся предмет специальной психологии с предметами ее отраслей?

5. Охарактеризуйте основание для выделения специальной психологии в самостоятельную науку.

6. Каково практическое значение специальной психологии для реализации коррекционно-образовательных задач?

СРС

1. Подготовить реферат на тему:

· История развития помощи аномальным детям в России.

· Вклад Л.С. Выготского в решении проблем аномальных детей.

· Категории детей с отклонениями в развитии. Система специальных (коррекционных) учреждений в России.

· Этиология детских аномалий и нарушений развития.

· Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонением в развитии

Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).

4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. - Екатеринбург, 2001.

5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.

7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.

8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.

9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.

10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.

12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.

2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.

3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.

5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.

6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.

7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.

8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.

9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.

10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.

12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Практическое занятие № 2

Основные задачи специальной психологии. Ее связь с другими научными дисциплинами. Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития.

Цель: теоретическое освоение темы « Специальная психология как наука», формирование у студентов представления о задачах специальной психологии, ее связи с другими научными дисциплинами, современной классификации отклоняющегося развития.

Задачи:

- сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, представления о задачах специальной психологии, ее связи с другими научными дисциплинами, современной классификации отклоняющегося развития; формировать умения вести дискуссию по теме занятия, анализировать теоретический материал.

План практического занятия

  1. Основные задачи специальной психологии.
  2. Теоретическое и практическое значение специальной психологии
  3. Ее связь с другими научными дисциплинами.
  4. Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные задачи специальной психологии?

2. В чем состоит теоретическое и практическое значение специальной психологии?

3. С какими психологическими дисциплинами связана специальная психология? Чем определяются эти связи?

4. В чем состоят внутриотраслевые связи специальной психологии?

5. С какими клинико-биологическими, психолого-педагогическими дисциплинами связана специальная психология? В чем сущность этих связей?

6. Охарактеризуйте принципы построения современной классификации отклоняющегося развития.

СРС

1. Представьте в виде схемы междисциплинарные связи специальной психологии.

2. Дайте характеристику методов, используемых при проведении исследований в специальной психологии.

Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).

4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. - Екатеринбург, 2001.

5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.

7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.

8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.

9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.

10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.

12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.

2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.

3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.

5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.

6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.

7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.

8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.

9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.

10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.

12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.