Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Севера европейской части России и проблемы его освоения






Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года, были определены главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) и обеспечения национальной безопасности России. Во исполнение положений Основ в интересах обеспечения преемственности и повышения эффективности решения приоритетных задач государственной арктической политики России разработана Стратегия развития и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

Территория севера европейской части России, с которой совпадает Северо-Западный Федеральный округ (СЗФО) России (1, 7 млн км2) составляет около 10% от общей площади Российской Федерации (РФ). Здесь проживает 15 млн человек – 10% населения России.

Экономика округа, при общем высоком уровне ее промышленного развития, имеет и выраженную природно-ресурсную составляющую: это минерально-сырьевые, топливно-энергетические и лесные ресурсы [1] (рис. 1).

В округе состоит на учете более 100 тыс. лицензированных природопользователей (в целом по России их около одного миллиона). На его территории в структурах земной коры представлены несколько минерагенических и нефтегазоносных провинций, десятки крупных металлогенических зон, в которых локализованы различные виды топливно-энергетического и минерального сырья. Наиболее богаты минерально-сырьевыми ресурсами (по разнообразию видов сырья, объемам разведанных запасов и добычи) республики Коми и Карелия, Ненецкий автономный округ (АО), Мурманская, Калининградская и Архангельская области.

 

 
 

Рис. 1. Административное деление СЗФО

 

Ресурсы недр в Ленинградской, Вологодской, Псковской и Новгородской областях представлены, в основном, общераспространенными полезными ископаемыми (ОПИ) и подземными водами. Нефть и газ добываются в Калининградской области, в республике Коми и в Ненецком АО (рис. 2).

 

 
 

Рис. 2. Связь субъектов РФ с нефтегазогеологическими объектами

на территории СЗФО

 

Фонд ресурсов недр насчитывает в округе несколько тысяч месторождений полезных ископаемых, но около 90% из них приходится на залежи так называемых общераспространенных полезных ископаемых видов сырья (песок, гравий, породы для производства щебня, кирпичные глины и т.п.), торф, сапропель и подземные воды. На их базе действуют более 2000 горнодобывающих предприятий, и более 300 из них – крупные (по объему добычи). В общероссийском балансе запасов и добычи территория севера европейской части России занимает:

– I-е место по запасам и добыче кварцевого сырья, каолина, апатитов, вермикулита, флогопита, янтаря;

– I-е место по запасам лития;

– II-е место по разведанным запасам угля, алмазов; по запасам и добыче никеля, вместе с которым попутно извлекаются кобальт, медь, платиноиды, селен, теллур, золото и серебро.

Только на территории Северо-Запада России добывается цирконий, здесь же сосредоточены крупные балансовые запасы редких металлов, значительная часть добычи нефелинового и кварц-полевошпатового сырья, добываются руды черных и цветных металлов, бокситы, золото, фосфаты, слюда-мусковит и огнеупорные глины. Есть реальные перспективы открытия в Северо-западном регионе России новых месторождений титана, хромитов, алмазов, полиметаллических руд, марганца, барита, металлов платиновой группы, золота.

Россия приступила к новому этапу освоения Арктики, делая на нем самые первые шаги. Пока освоение заполярных богатств сдерживается рядом причин, в частности, инвестиционными проблемами. Но нет сомнений, что в ближайшей исторической перспективе Арктика станет одним из узловых транспортных и промышленных районов планеты.

На шельфе Арктических морей выявлены значительные запасы углеводородного сырья (УВС), а в акватории Балтики открыты залежи железо-марганцевых конкреций.

Текущее состояние фонда недр и сырьевой базы действующих горнодобывающих предприятий на севере европейской части России характеризуется следующими факторами:

– основные виды и объемы активных и высоколиквидных сырьевых ресурсов, в т.ч. стратегических, сосредоточены в распределенном фонде недр (переданы для разработки частным компаниям); общее количество действующих лицензий – более 2300 (без учета ОПИ и водозаборов из одиночных скважин);

– объектами добычи на территории округа в ближайшей перспективе становятся такие стратегические виды сырья, как алмазы, платиноиды, хромиты, титан;

– качественные характеристики добываемого сырья по большинству видов ресурсов поступательно снижаются, горнотехнические условия разработки усложняются;

– значительные ресурсы, в том числе стратегических видов сырья, сосредоточены в комплексных рудах разрабатываемых месторождений, в отходах горно-обогатительного производства и в силу технологических и экономических причин сегодня не извлекаются;

– обеспеченность основных горнодобывающих предприятий активными запасами (добыча которых рентабельна) весьма неравномерна и составляет от нескольких лет до многих десятилетий; при этом, воспроизводство разведанных запасов УВС, руд черных и цветных металлов, горнохимического и горнотехнического сырья не компенсирует текущую добычу и уже сегодня требует значительных затрат, в том числе и с учетом прогнозируемого увеличения их добычи [1, 2].

Мировая борьба за богатства Арктики, этой роскошной Снежной королевы, началась, и России, занимающей самое выгодное географическое положение из всех приполярных стран, нельзя упустить свой шанс в создании стратегических заделов на будущее. Их обеспечат шельфовые богатства и Арктическая транспортная система. В освоении Арктики все решит установление контроля над коммуникациями. Ведь важно не только, кто добывает, но и кто перевозит!

Разведанные извлекаемые запасы углеводородного сырья в округе, с учетом объектов на шельфе, составляют: по нефти – 17%, по газу – 25% и конденсату – 5% от общих запасов, учтенных в государственном балансе России.

Топливно-энергетический комплекс СЗФО (ТЭК СЗФО) включает добычу, транспортировку, переработку и сбыт энергоносителей (нефть, газ, уголь, горючие сланцы). Особенностями ТЭК СЗФО являются неравномерность распределения технико-экономических ресурсов, населения, в том числе подготовленного к работе на нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятиях, суровые пустынные арктические условия, отсутствие на севере округа инфраструктуры, как технологической, так и социальной; отделенность Калининградской области от остальной территории РФ. Основными потребителями топливно-энергетических ресурсов являются западные районы СЗФО.

После депрессии 1990-х гг., когда в стране добывалось немногим более 300 млн т нефти и конденсата, их добыча в России переживает устойчивый подъем. В 2001 г. она составила 334, 2 млн т (194 млн т – 57%, обеспечили залежи Ханты-Мансийского округа), в 2002 г. – 379, в 2003 г. – 421, 4, в 2004 – 443 млн т, и в 2005 г. было добыто 456 млн т сырой нефти, и более 15 млн т конденсата.

Реальные показатели быстро превысили нормативы «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.», разработанной и утвержденной несколько лет назад. Государственная программа предусматривала выход на добычу 450–520 млн т/год, с экспортом 300–350 млн т сырой нефти (67% добычи), не ранее 2015 г. В условиях роста мировых цен на сырую нефть, объемы экспорта, главного ускорителя ее добычи, были достигнуты на десятилетие раньше планового срока: из 470 млн т, НПЗ России перерабатывают лишь около 180 млн т, и реально на внутреннем рынке потребляется 125 млн т. За рубеж вывозится 290 млн т сырой нефти и более 60 млн т нефтепродуктов-полуфабрикатов. Россия экспортирует нефть, а не продукты ее переработки, цены которых ведут себя гораздо устойчивее.

Полуторакратный рост добычи (за 5 лет!) стремительно обогнал воспроизводство разведанных запасов: в 2001 г. прирост составил 375 млн т, в 2002 г. – 254 млн т, в 2003 г. – около 240 млн т. В 2004 г., при добыче 455, 3 млн т, прирост запасов нефти и конденсата составил всего 217, 9 млн т. По данным «Роснедра», полученным к январю 2006 г., в 2005 г. прирост запасов нефти и конденсата, впервые за последнее десятилетие, превысил объемы их добычи.

За 2005 г. было добыто 470 млн т нефти и конденсата, а прирост их запасов составил, по предварительным данным, 585 млн т. И рост добычи, и переоценка запасов были обеспечены преимущественно не за счет открытия новых месторождений, а, в основном, путем внедрения новых технологий разработки и увеличения нефтеотдачи; в результате по 136 месторождениям извлекаемые запасы возросли на 300 млн т.

Общемировые разведанные запасы газа составляют около 175 трлн м3. В стране в 2005 г. было добыто 633 млрд м3 природного газа и более 15 млн т конденсата. Россия является безусловным лидером по запасам природного газа – ее доля в мировых запасах составляет 27, 5%. Основная часть запасов газа сосредоточена на севере Западной Сибири и на шельфе Баренцева и Карского морей (рис. 3).

Основная добыча нефти и газа ведется в Республике Коми и в Ненецком АО (Тимано-Печорская НГП), нефть и растворенный в нефти газ добываются в Калининградской области (Балтийская НГО).

Нефть, добываемая в Тимано-Печорской провинции, транспортируется по системе нефтепроводов ОАО «Транснефть» в центральную часть России, частично перерабатывается на месте – нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) в г. Ухте.

Основными недропользователями являются структуры, образованные ОАО «НК ЛУКОЙЛ»; мелкие независимые компании разрабатывают месторождения нефти местного значения. В Калининградской области месторождения нефти мелкие, добываемая ОАО «НК ЛУКОЙЛ» нефть в основном идет на экспорт.

Природный газ и конденсат добываются в Тимано-Печорской провинции предприятиями, входящими в структуру РАО «Газпром», и передаются в систему газопроводов «Газпрома».

Коэффициент извлечения нефти составляет: в Республике Коми – 0, 32, в Ненецком АО – 0, 42, в Калининградской области – 0, 4.

 

 

Рис. 3. Месторождения нефти и газа на шельфе Баренцева моря,

и его разграничение [2]

 

Добыча угля ведется в Республике Коми (Печорский угольный бассейн) – в районе городов Воркута и Инта, добывающие предприятия которых являются градообразующими. Угли энергетические длиннопламенные, высокозольные. Потребителями углей являются ТЭЦ и ГРЭС Северо-Западного и соседних федеральных округов; коксующихся, добываемых в Воркутском угленосном районе на Воркутинском и Варгошорском месторождениях – Череповецкий, Новолипецкий, Нижнетагильский металлургический комбинаты, Новомосковский коксогазовый завод и другие предприятия; часть углей идет на экспорт.

Горючие сланцы добываются в Ленинградской области (Прибалтийский сланцевый бассейн, ОАО «Ленинградец»), это сейчас единственный в стране район, где ведется их добыча. До недавнего времени основными потребителями сланцев были Эстония (Балтийская ЭС, ТЭЦ «Силламяэ»), российские ТЭЦ и химические предприятия.

Торф добывается в ряде субъектов федерации – Вологодская и Ленинградская области, республики Карелия и Коми – в основном для местных нужд, в небольшой части – идет на экспорт.

Транспортные схемы. В связи с быстрым ростом добычи сырой нефти в России резко обострилась проблема «узких мест» в отечественной системе топливно-энергетического экспорта. Уже в 2002 г. дефицит трубопроводных мощностей составил порядка 1, 5 млн баррелей в день (нефтяной баррель – 159 л), или около 75 млн т/год. Естественным выходом из сложившейся ситуации стала разработка ряда новых проектов как по развитию уже существующих транспортных мощностей, так и по строительству новых трубопроводов.

Нефтепроводы. Добываемаяв Тимано-Печорской НГП нефть транспортируется по нефтепроводам ОАО «Транснефть» по маршруту Уса – Ухта – Ярославль, где попадает в общий поток нефтепроводов. Существующая трубопроводная система создавалась в советское время, характеризуется высокой степенью износа и требует постоянных затрат на капитальные ремонты.

В целях обеспечения транспортировки все увеличивающихся объемов добываемой нефти в Тимано-Печорской провинции созданы проекты – Балтийская Трубопроводная Система (БТС) и Северные Ворота (СВ).

Газопроводы. Система магистральных газопроводов на территории России принадлежит одной компании – ОАО «ГАЗПРОМ» (рис. 4).

Инвестиционная программа «Газпрома» на 2007 г. имела рекордный размер – 531, 78 млрд рублей, или около 20 млрд долларов (почти в полтора раза больше, чем в 2006 г.). И в дальнейшем сумма инвестиций только возрастала.

Программа включала крупные объекты и в пределах Северо-Запада России – обустройство Штокмановского газоконденсатного месторождения (17, 1 млрд руб.) и подготовка к эксплуатации Приразломного нефтяного месторождения (11, 13 млрд руб.) в акваториях Баренцева и Печорского морей. В развитие газотранспортной инфраструктуры планируется строительство магистрального газопровода из Западной Сибири в Торжок (17, 43 млрд руб.).

Запасы Штокмановского месторождения составляют 3, 2 (3, 7) трлн м3 газа и 31 млн т конденсата (это больше, чем запасы всех газовых залежей на шельфе Норвегии), но оно находится в Баренцевом море в 600 км от Мурманска. Первый газ с месторождения планировалось получить в 2012 г.

Действующие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). В Северо-западном регионе России действуют два нефтеперерабатывающих завода: в г. Кириши и в г. Ухте.

Газопереработка. Единственный в Северо-Западном округе Сосногорский газоперератывающий завод (ГПЗ) находится вблизи г. Ухты в Республике Коми. Предприятие выпускает сжиженный и отбензиненный газ, стабильный конденсат, резинотехнические изделия.

Энергообеспечение. На обширной территории Северо-Запада России выделяются три региона с избыточным производством электроэнергии – Республика Коми (угольные и газовые ТЭС), Мурманская область (система Колэнерго), Архангельская область и Ленинградская область (Ленэнерго) – на базе АЭС.

 

 

Рис. 4. Трасса Северо-Европейского газопровода («North Stream»).

Его назначение – транспорт в Европу газа с гигантского Штокмановского

газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, минуя страны транзита

 

Старопромышленные арктические регионы (Cтратегия …, 2008)

Мурманская область. Стратегическая цель прогнозного развития области – рост человеческого потенциала и качества жизни населения на основе инновационного развития, обеспечивающего сохранение статуса опорного центра России в Арктике. Для ее реализации Мурманская область имеет по сравнению с другими территориями АЗРФ исключительно благоприятные предпосылки в виде самой диверсифицированной структуры промышленности, выгодного экономико-географического и геополитического положения, возможностей круглогодичной навигации из незамерзающего порта Мурманск. На территории области будет создана самая масштабная в макрорегионе сеть объектов инновационной инфраструктуры. Благоприятным фактором для ее формирования выступает включенность Мурманской области в систему глобальных связей, прежде всего, приграничное и международное сотрудничество в рамках Баренцева/Евро-Арктического региона.

Технико-внедренческая зона в наукограде Апатиты сформируется на базе исследовательских институтов Кольского научного центра и высших образовательных учреждений. Важнейшим элементом региональной инновационной инфраструктуры станет Мурманская городская агломерация, консолидирующая научно-производственный потенциал промышленных, транспортных и сервисных предприятий Мурманска. В поселке Алакуртти будет создан технопромышленный парк. В городах, имеющих крупные горно-обогатительные и металлургические предприятия (Оленегорск, Мончегорск, Кировск, Кандалакша, Ковдор, Заполярный, п. Ревда), в результате стимулирующих мер государства будут образованы технологические и промышленные парки для реализации внедренческих проектов, что обеспечит повышение конкурентоспособности крупных предприятий и будет способствовать диверсификации экономики этих городов.

В Мурманской области оформятся пять экономических кластеров (транспортно-логистический, нефтегазовый, горно-химический и горно-металлур-гический, рыбопромышленный и туристический), три из которых могут быть отнесены к категории морехозяйственных. Именно в видах экономической деятельности, возникающих на стыке суши и морской акватории, формируются важнейшие конкурентные преимущества мурманской экономики.

Использование потенциала Северного морского пути, который является катализатором устойчивого развития АЗРФ, транзитной транспортной магистралью между западными и восточными странами, фактором контроля Россией над пространством Арктики, увеличивает внешнеполитическое и экономическое значение этого направления. Созданию его будет способствовать наделение Мурманского морского порта статусом портовой особой экономической зоны, а также образование трансграничной российско-норвежской зоны промышленного и экономического сотрудничества «Поморская зона». Предполагается, что грузооборот Мурманского транспортного узла составит в 2020 году более 50 млн тонн.

Стратегические перспективы развития энергетического комплекса страны тесно связаны с предстоящим масштабным освоением арктического шельфа. Мурманская область будет выступать в качестве опорного региона такого освоения, что открывает перспективу ее превращения в важный центр экономического роста на Севере России.

В регионе действует ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» – одна из крупнейших в России геологоразведочных организаций в области углеводородного сырья, а также ряд геофизических организаций, выполняющих прикладные исследования.

Кластер может оказать стимулирующее воздействие на предприятия машиностроения, металлообработки, судостроительный и транспортный комплексы. Серьезных технологических решений потребуют технологии отбора, транспортировки, сжижения и переработки природного газа, которые создадут предпосылки для формирования новых инновационных центров.

Для обеспечения электроэнергией процессов освоения шельфа и компенсации выбывающих мощностей до 2020 года будут введены четыре энергоблока Кольской АЭС-2. Предусмотрено строительство в регионе нефтеперерабатывающего завода модульного типа мощностью 6 млн т.

Характерной особенностью минерального сырья Мурманской области является его комплексный состав. В регионе должна оформиться целостная группа из двух кластеров – горно-химического и горно-металлургического. В области работают две крупные горно-химические компании (ОАО «Апатит» и «Ковдорский горно-обогатительный комбинат»), в стадии становления находится новый горно-химический комплекс под управлением «Северо-Западной фосфорной компании», входящей в холдинг «Акрон». Компании производят апатитовый, нефелиновый концентраты, имеют своих поставщиков и потребителей. Они могут улучшить свои экономические показатели, создав общие сети конкурирующих поставщиков, потребителей, совместно участвовать в строительстве алюминиевого завода в Кандалакше, использовать новые технологии и методы переработки руд с привлечением научного потенциала Кольского научного центра и институтов Мурманска и Санкт-Петербурга.

Горно-металлургический кластер формируется на базе Кольской горно-металлургической компании, входящей в состав ОАО «Норильский Никель».

Горнопромышленные предприятия будут постепенно отказываться от монопродуктовой ориентации производства и переходить к выпуску новых видов товарной продукции – порошков металлов, медного и алюминиевого проката, теплоизоляционных и радиотехнических изделий и др. За счет применения трудосберегающих технологий численность занятых в двух горных кластерах области сократится.

Архангельская область. Стратегическая цель развития Архангельской области в прогнозный период – обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни – достигается формированием эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики; созданием в регионе благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей; обеспечением эффективности региональной исполнительной власти.

Основными драйверами региональной экономики станут транспорт и логистика, судостроение, машиностроение, лесопромышленный комплекс и туризм. На эти отрасли придется наибольший прирост добавленной стоимости. Постепенно будут консолидироваться машиностроительный, лесопромышленный и туристический кластеры областной экономики. С ними будет тесно взаимодействовать формируемая в области инновационная инфраструктура, ядром которой станет Северный (Арктический) федеральный университет. К тому же на территории области находится единственный в России космодром Плесецк. Его реконструкция будет способствовать укреплению обороноспособности всей страны, развитию экономики и науки, позволит обеспечить возможность запуска максимального количества космических аппаратов оборонного назначения с территории Российской Федерации ракетами-носителями российского производства.

Лидирующие позиции по темпам роста и уровню производительности труда в областной экономике будет иметь машиностроительный комплекс (ОАО «Производственное объединение “Северное машиностроительное предприятие”» и ОАО «Центр судоремонта “Звездочка”»). В регионе будет сформирован центр новых компетенций в области машиностроения – основной источник инноваций и конкурентоспособности региональной промышленности.

Ожидается устойчивый спрос на продукцию судостроения вследствие увеличения Государственного оборонного заказа и роста спроса на платформы для добычи нефти и газа на континентальном шельфе. Выполнение региональными судостроительными предприятиями Гособоронзаказа на строительство военно-морской техники будет обеспечиваться планами государства по модернизации ВМФ, а также уникальными компетенциями и производственными мощностями предприятий региона. Наряду с судостроением, машиностроительный кластер будет включать предприятия, производящие технологическое оборудование.

В силу своего географического положения Архангельская область имеет потенциал стать опорной площадкой для освоения АЗРФ в ХХI веке, в том числе для эксплуатации запасов углеводородов континентального шельфа, в первую очередь Штокмановского газоконденсатного месторождения. Развитие инфраструктуры архангельского морского порта, наличие свободных производственных площадок, резервы по энергоресурсам, ближайшая перспектива газификации, близость к крупным промышленным центрам страны позволит существенно снизить риски при работе в суровых климатических условиях Арктики.

Архангельский транспортный узел уже сейчас является крупнейшей перевалочной базой для поставок, обеспечивающих крупные нефтегазовые проекты в Арктике и Сибири. Наличие свободных мощностей Северной железной дороги относится к стратегическим резервам, позволяя за короткий промежуток времени значительно увеличить объемы грузоперевозок на северных направлениях. Свободные мощности Северной железной дороги на текущий момент дают возможность пропускать около трех десятков дополнительных поездов в сутки.

К 2020 году планируются построить и ввести в эксплуатацию новый глубоководный район «Северный» Архангельского морского порта в губе Сухое море, который сможет принимать суда грузоподъемностью до 70–80 тысяч тонн. Новый район порта позволит обеспечить независимый выход крупнотоннажных судов в любой иностранный порт мира; активизацию экономической деятельности северо-восточного региона европейской части России; создание в Архангельской области около 9000 новых рабочих мест; дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

На основе лесных ресурсов Архангельской области формируются крупнейшие лесоперерабатывающие производства. Масштабная модернизация лесопромышленного комплекса позволит качественно изменить структуру выпуска, обеспечивая преимущественно производство продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональное использование лесных ресурсов.

Другие перспективы прогнозного развития области связаны с производством топливно-энергетической продукции, разработкой нескольких месторождений алмазов, добычей полезных ископаемых для строительной индустрии.

В настоящий момент в Архангельской области нет предприятий, занимающихся производством топливно-энергетической продукции, однако есть определенные условия для их появления. Так, нефтепровод, проходящий через п. Приводино Котласского района, может стать поставщиком сырья для нефтеперерабатывающего завода на территории области. При существенном росте нефтедобычи в Ненецком автономном округе нефтяные компании могут быть заинтересованы в его создании.

Развитие старых и новых видов экономической деятельности на территории области приведут к формированию шести основных зон, объединяющих районы со сходным профилем развития: многофункциональные промышленные, лесопромышленные, районы развития лесопромышленного комплекса и туризма, лесного и сельского хозяйства, пищевой промышленности, добычи полезных ископаемых.

Баренцрегион (Баренцевоморская нефтегазоносная провинция)

Осадочный чехол в Баренцевоморском регионе залегает на гетерогенном складчатом основании, глубина погружения которого изменяется от 2–5 км в краевых частях до 16–18 км в его центральной части [1]. Он включает два литолого-стратиграфических комплекса: палеозойский и пермско-мезозойский. Первый представлен терригенными, карбонатными, вулканогенными и реже – хемогенными породами толщиной от 400–600 м до 3–5 км; второй, в основном, терригенными отложениями, толщиной до 11–13 км [1].

На шельфе Баренцева (включая Печорское) морей открыто 11 месторождений, в том числе четыре нефтяных (Приразломное-море, Варандей-море, Медынское-море, Долгинское), одно нефтегазоконденсатное (Северо-Гуляевское), три газоконденсатных (Штокмановское, Поморское, Ледовое), три газовых (Северо-Кильдинское, Мурманское, Лудловское) (рис. 5) [2, 3, 6].

Ключевая роль в освоении нефтегазоносности акватории Баренцева моря принадлежит Штокмановскому газоконденсатному месторождению. В зависимости от того как будет отлажена технологическая схема его доразведки и затем освоения могут быть решены вопросы разработки других месторождений Баренцрегиона, включенных в Госбаланс.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.