Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арктическая политика США






На шельф арктического побережья США, проходящего по территории штата Аляска, по оценкам Национальной геологической службы Америки приходится около 31% от неоткрытых запасов нефти Арктики[46].

Серьезный интерес к Арктике США начали проявлять после 2004 года, с ростом активности РФ в регионе. В 2007 г. заместителем госсекретаря Э. Блумом был представлен доклад о текущем состоянии и перспективах американского присутствия в Арктике и деятельности международных институтов, в том числе Арктического совета в сфере регулирования доступа к ресурсам региона[47]. При этом в действовавших на тот момент руководящих документах по стратегии обеспечения национальной безопасности США роль Арктического региона была занижена.

ВПР страны, проанализировав тенденции развития мировой политики, внесло коррективы в систематизацию своих интересов в Арктике и приняло Директиву по арктической политике (12.01.2009 г.). В тексте вышеуказанного документа указывается фундаментальная значимость Арктики для обеспечения национальной безопасности и подчеркивается готовность США действовать независимо, равно как и в союзе с другими государствами, для защиты собственных интересов по данному направлению[48].

Необходимо отметить, что США до сих пор не участвуют в конвенциях ООН по морскому праву, что не позволяет им оформить претензию в спорных ситуациях по разделу шельфа. Это в то же время является причиной поиска Вашингтоном наиболее выгодных способов реализации принципов свободы мореплавания и хозяйственной деятельности применительно к Арктике.

Военно-стратегические интересы США в Арктике

ВПР США считает первоочередной необходимость обеспечения собственных военно-стратегических интересов в регионе, в защиту которых США готовы действовать в одностороннем порядке. Основные цели военно-стратегического характера можно сформулировать следующим образом:

1) использование арктических и приарктических территорий для развертывания компонентов систем противоракетной обороны морского базирования и раннего предупреждения. По мере освобождения Арктики от льдов ВС США получают возможность постоянно держать в высоких широтах, то есть на траекториях полета МБР, оперативную группу из трех–четырех крейсеров и четырех–шести эсминцев, способную нести не менее 1 тыс. ЗУР «Стандарт-SM3»;

2) развертывание наземных и морских средств в целях стратегической переброски сил;

3) использование позиций в Арктической зоне для размещения средств стратегического сдерживания;

4) обеспечение присутствия ВМС США и проведения морских операций. В докладе Военно-морской академии США, опубликованном в апреле 2012 года, говорится о том, что американский военно-морской флот не готов для долговременной операции в Арктике из-за отсутствия передовых баз и кораблей, способных действовать во льдах. Вместе с тем, в июле 2012 г. начала функционировать передовая база береговой охраны в н.п. Барроу (шт. Аляска). Кроме того, ВПР США было принято решение о строительстве еще одной базы Береговой охраны (БОХР) в н.п. Ном (шт. Аляска). Рассматриваются возможности обеспечения постоянного присутствия в Арктике авианосной группы и выделения дополнительных патрульных кораблей. Наращиваются усилия по противолодочной обороне и обеспечению глубоких десантных операций[49];

5) обеспечение свободы навигации и перелетов.

При этом руководством страны отдельно подчеркивается значение Арктического региона для обеспечения внутренней безопасности и предупреждения террористических актов. Подобная тактика предполагает легитимизацию военно-силовых действий США в Арктике под предлогом борьбы с международным терроризмом. По мнению ВПР США, Арктику необходимо рассматривать как отдельный район операций, в соответствии с чем, требуется перевод некоторых территорий из зон ответственности Тихоокеанского и Европейского региональных командований в зону ответственности Северного командования. Данная политика включает переход Аляски и ее инфраструктуры NORAD (Командование воздушно-космической обороны Северной Америки) и части прилегающей морской акватории в зону ответственности Северного командования. В соответствии с этими предложениями в зону ответственности Северного командования войдут обширные территории по периметру вокруг полюса: от Камчатки, далее к северу от Гренландии, к Земле Франца-Иосифа, Новосибирским островам и к острову Врангеля.

Комментируя данные планы в своем обращении к военнослужащим на Аляске, бывший министр обороны США Р. Гейтс отмечал, что «… соревнование за ресурсы Арктики будет усиливаться, потенциально вырастая в новую беспрецедентную экономическую, политическую проблему и даже проблему безопасности»[50].

Проблема развития ледокольного флота занимает особое место в арктической политике США. Усилия РФ по обеспечению доступа к природным ресурсам с использованием ледоколов не остались вне внимания США, и американским ВПР обсуждаются решения по увеличению финансирования программ замены старых судов на новые. Однако вызванные финансовым кризисом экономические последствия делают неясным будущее развития этих программ. В качестве компромиссного решения США модернизируют старый ледокольный флот на дизельном топливе.

В настоящее время США обладают тремя ледоколами, способными действовать в арктических широтах – «Polar Star», «Polar Sea» и «Healey». Один из них – «Polar Star», принадлежащий Службе береговой охраны, на данный момент находится в ремонте и будет введен в строй к 2013 г. Ледокол «Healey» единственный способен выполнять поставленные задачи круглогодично, но предназначен для научных исследований. Таким образом, вопрос о строительстве атомных ледоколов остается актуальным.

Роль Службы береговой охраны в деятельности по освоению Арктики подчеркивается ВПР страны особо. Планируется наиболее эффективное использование потенциала Службы для поддержки национальных интересов США в арктическом регионе.

С 2008 года наблюдается повышение активности действий средств ПВО США, нацеленных на перехват российской стратегической авиации, патрулирующей Арктику и Северную Атлантику. По прогнозам экспертов намечается наращивание количества атомных подводных лодок США в Баренцевом море.

Заинтересованность ВПР США в укреплении собственных позиций в арктическом регионе привела к разработке наставления для ВС, определяющего алгоритм действий и направленность политики присутствия в Арктике. Таким документом стала опубликованная в октябре 2009 г. Пентагоном т.н. «дорожная карта» развития ВМС на период 2009–2013 гг., содержащая рекомендации, цели и задачи для структур различных уровней в составе ВМС, выполнение которых направлено на расширение возможностей США по проведению морских операций в регионе.

Необходимо отметить, что основными адресатами наставления являются не только ВМС, но, возможно даже в большей степени, и целевая рабочая группа «Task Force Climate Change», основными задачами которой, как видно из названия, являются исследовательская деятельность по установлению возможных последствий влияющих на стратегические цели и характер морских операций изменений климата, а также анализ текущих и предполагаемых угроз в Арктике (до 2025 г.), выработка рекомендаций по финансированию, материальному обеспечению, организационно-штатным структурам и планированию для руководства ВМС США, анализу текущих и прошедших операций, учений и т.д. Перед целевой рабочей группой также стоят задачи по мониторингу процессов разработки, модернизации и поставки ВВТ; координации межвидового, межведомственного и международного взаимодействия ВМС США по деятельности в регионе; информационное сопровождение этой деятельности[51].

Также США активно участвуют в учениях по отработке действий в Арктике, как в составе союзных сил, так и без их привлечения. В 2011 г. две подводные лодки типа «Вирджиния» и «Сивулф» приняли участие в учениях «Айс Эксерсайз-2011» («Ice Exercise-2011») по отработке оперативных действий в условиях Арктики и обеспечения безопасности научных исследований[52].

Необходимо отметить, что в СМИ имеются сведения о проблемах, возникших с генератором кислорода в первой из этих подводных лодок – «Нью-Гемпшир» (тип «Вирджиния» – USS New-Hampshire) за несколько дней до начала вышеуказанных учений. Подводная лодка находилась подо льдом и экипаж был вынужден предпринять меры к экстренному всплытию[53]. Подобный инцидент во время арктических учений в 2007 г. произошел на борту британской подводной лодки, приведя к гибели двух моряков[54].

С 2008 г. США силами СВ, ВМС, ВВС и БОХР проводят учения «Северный рубеж» (Northern Edge) на Аляске. Последний раз учения проводились в 2011 г., следующие запланированы на июнь 2013 г. Центром учений является военно-воздушная база Эльмендорф. В учениях участвует ударный авианосец «USS John C. Stennis». Необходимо отметить, что учения проводятся на граничащей с РФ территорией в Чукотском море[55]. Также регулярно проводятся учебные вылеты ВВС «Красный флаг – Аляска» (Red Flag – Alaska)[56].

27 октября 2011 г. американский малозаметный стратегический бомбардировщик B-2 «Спирит» (Spirit) успешно совершил тренировочный перелет над Северным полюсом с базы ВВС США «Эдвардс». Перелет занял около 18 часов[57].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.