Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ. 1.Отношение матери к своему организму.






1. Отношение матери к своему организму.

Отношение нашего душевно-духовного существа к нашему физическому телу постоянно меняется. Вспомним о состояниях бодрствования, усталости, сна. При этом также меняются химические процессы, идущие в организме, на что указывают, например, изменения соотношений углекислоты и кислорода в крови, выделений различных желез. Из приведенных примеров можно заключить, что в организме, вероятно, происходят и другие изменения и превращения, особенно в организме женщины. Параллельно этим превращениям происходят изменения в ее самочувствии, в ее отношении к жизни, в сознании. Очень значительные изменения в женщине вызываются беременностью. Душевно-духовное существо женщины приобретает в этот период совершенно иное, по сравнению с прежним, отношение к физическому телу. Совершается глубокая перестройка желез. Материнский организм предоставляет себя развивающемуся в нем ребенку. Происходят также перемены на уровне сознания. Женщина пребывает в особом состоянии: душевно-духовное существо словно приподнимается над физическим телом, чувствует себя как бы вышедшим из него. Женщина в это время пребывает в состоянии мечтательном и легком; некоторые женщины впоследствии вспоминают это свое состояние и утверждают, что так хорошо, как в это время, никогда себя не чувствовали.

Когда период ожидания заканчивается и появляется на свет ребенок, душевно-духовное существо интенсивно, в течение нескольких недель заново утверждается в физическом теле матери. «Я» снова поселяется в своем доме. Съехавший жилец вернул ему его права.

2. Первый глоток воздуха.

Эмбрион не дышит легкими; необходимый ему кислород он получает от матери через плаценту и таким же образом выводит углекислый газ.

Плацента для не родившегося еще ребенка есть орган дыхания; через нее также осуществляются питание, теплорегуляция, выделение отработанных веществ. К концу внутриутробного развития, перед самым рождением в головном мозге ребенка начинает функционировать дыхательный центр. Первый вдох новорожденного осуществляется благодаря возбуждению дыхательного центра, которое возникает под воздействием содержащейся в крови кислоты. Эта кислота, возбуждающая дыхательный центр, - углекислота. Углекислота и вмешательство душевного существа (первый крик) как бы взаимно обусловлены в своем воздействии на новорожденного. С первым глотком воздуха происходит раскрытие легких, вздуваются легочные альвеолы. Легкие заполняют собой всю полость грудной клетки.

3. Следы рождения на детской головке.

Проходя через родовые пути, детская головка сильно сдавливается. Вследствие этого на ней появляются следы застоя крови и лимфы, подкожных кровотечений; кости черепа смещаются. Все это через некоторое время пропадает, головка приобретает нормальный вид.

4. Сосательные бугорки на губах новорожденного.

На губах младенца, перед самой ротовой полостью, имеются сосательные бугорки, благодаря чему губы ребенка хорошо приспособлены к сосанию. Примерно к концу первого года бугорки постепенно исчезают (или же раньше, если ребенок перестал сосать).

5. Рефлекторные действия.

Это действия, которые совершаются автоматически, без участия сознания и сознательной воли. Подсознательное душевное начало человека (и животного тоже) воздействует на рефлекторные центры, расположенные в спинном мозге и в продолговатом мозге.

6. Физиологическое косоглазие у новорожденных.

Первое время оба глаза новорожденного двигаются независимо друг от друга. Из-за этого возникают наружное и сходящееся косоглазие; ребенок косит глазами до тех пор, пока не научится их фиксировать. Фиксация глаз на предметах окружающего мира, делающая возможным пространственное видение, означает, что сознание направлено на земное. Рафаэль изобразил младенца Иисуса («Сикстинская Мадонна») с глазами, косящими наружу. Тем самым он обозначил, что изображенный младенец обладает неземным сознанием.

7. Укрепляющие средства.

Имеются в виду вещества, которые могут оказывать стимулирующее воздействие на процессы отвердения, естественным образом идущие в организме, то есть провоцировать их преждевременное начало, ускорять их течение. Это. например, препараты, содержащие искусственный витамин D (как упомянутый вигантол), назначение которых – предупреждение рахита. Их получают облучением эргостерина ультрафиолетовыми лучами. Натуральный витамин D содержится в очень большом количестве в рыбьем жире, а также в яичном желтке, в сливочном масле, совсем немного его в коровьем молоке и других продуктах. Количество витамина D, вырабатываемого организмом, зависит от дозы полученного им солнечного облучения.

8. Младенческая желтуха.

Кровь новорожденного по сравнению с кровью взрослого человека содержит слишком большое количество красных кровяных телец. Как только ребенок рождается, количество эритроцитов в его крови начинает постепенно уменьшаться, и примерно на четырнадцатый день этот процесс завершается. Это означает, что красные кровяные тельца разрушаются, при этом выделяется их красящее вещество, из-за чего кожа в первые дни приобретает желтый цвет. Желтизна держится примерно три дня (или дольше). Однако распад лишних красных кровяных телец может и не вызвать желтухи. Во всяком случае, эта желтуха никак не связана ни с застоем желчи, ни с попаданием желчи в кровь. В тяжелых случаях младенческая желтуха сопровождается сонливостью, отсутствием аппетита и потерей веса. Тепловая оболочка - сыровидная смазка - препятствует интенсивному и слишком быстрому распаду красных кровяных телец, который начинается из-за большой потери тепла организмом.

9. Тепло.

Ребенок рождается с температурой тела 36, 6°С (в прямой кишке). Затем эта температура понижается на 1, 5-2°С. Если правильно позаботиться о ребенке, то, согревая его (теплые пеленки, одеяла, грелки), можно возместить утрату тепла через 8-12 часов. Тепло ребенок теряет в процессе родов (покидая теплую, защищавшую его до сих пор материнскую оболочку, он пребывает без всяких покровов вплоть до перерезки пуповины и пеленания). Следует всегда иметь наготове теплые пеленки и одеяла, чтобы как можно быстрее согреть новорожденного. Собственной теплорегуляции ребенка еще только предстоит налаживаться.

10. Перестройка системы кровообращения.

До рождения ребенок через плаценту и пупочные сосуды включен в систему кровообращения матери; с рождением его собственная система кровообращения обретает гораздо большую самостоятельность. В сердце закрывается существовавшее до сих пор отверстие между правым и левым предсердиями. С началом внешнего дыхания (то есть дыхания, осуществляемого при помощи легких) начинается и перестройка кровообращения. То, что принято называть «большим» и «малым кругом кровообращения», образуется только после того, как состоялся первый вдох, хотя подготовлено это было, конечно же, раньше.

11. Чужеродные вещества.

Чужеродные вещества - это такие вещества, которые существуют сами по себе вне живого человеческого организма и его обмена веществ. Все, что человек принимает вовнутрь, чужеродно ему. Принимая пищу, он вынужден разложить и уничтожить в процессе пищеварения то, что существует вне его организации, то есть он должен чужеродное лишить его признаков, свойств, закономерностей н усвоить его, сделать своим. Из полученных продуктов разложения он создает новые, уже свои собственные вещества. Новорожденный, чтобы справиться с этой задачей, должен прежде всего учиться! Ему вредно любое искусственное питание. Ему полностью соответствует материнское молоко.

12. Вред, причиняемый ребенку шумом.

Всякий шум заставляет ребенка вздрагивать; младенец и маленький ребенок пугаются шума, нередко получают шок от шума. Духовно-душевное начало в ребенке бывает потрясено шумом, причем потрясение это оказывается столь сильным и глубоким, что затрагивает всю жизненную организацию ребенка вплоть до физического тела: могут случиться судороги во всем теле, спазмы сосудов, спазмы легких, почек, других органов. Это причиняет вред всей жизнедеятельности организма, направленной на формирование н развитие органов физического тела: она тормозится и ослабевает. Ведь ребенок защищен от такого рода потрясений в гораздо меньшей степени, чем взрослый; длительное шумовое воздействие может оказаться разрушительным для детского организма. Взрослый человек, как известно, от шума страдает весьма определенным образом: прежде всего страдают уши, возможно повреждение внутреннего уха. Маленький ребенок восприимчив в целом, все его существо в высшей степени чувствительно к любому внешнему явлению, и шум может нанести этому существу непоправимый ущерб, хотя далеко не все его последствия будут заметны сразу, некоторые обнаружатся гораздо позже; однако определенная нервозность, повышенная возбудимость - это то, что почти сразу проявится в ребенке.

13. Асоциальное поведение.

Новорожденный по своей природе «асоциален», потому что он вынужден ради себя самого все концентрировать на себе, и без этого развитие его невозможно. «Социальное» поведение вообще, община - это одна из целей человечества, достижимая прежде всего через осознание ее необходимости. Имеет смысл задуматься над тем, что всякое вызванное в ребенке нарушение процесса развития вплоть до нарушений формирования внутренних органов хотя и случается тогда, когда сознание ребенка еще не пробудилось, тем не менее предопределяет его будущую «ненормальность». Ведь нарушение процесса развития в целом затрудняет здоровое развитие воли, эмоциональной жизни, мышления, поскольку они связаны с органикой. Если установка на социальность не может правильно оформиться, то тем самым закрывается будущая возможность полной социальной сопричастности.

14. Снабжение кожи младенца кровью.

Кожа новорожденного и кожа младенца вообще очень хорошо снабжается кровью, она пронизана многочисленными кровеносными сосудами. При этом чувствительность, восприимчивость ее весьма слабая. Более всего кожа младенца связана с системой обмена веществ, являясь частью этой системы, потому она легко воспаляется. Такое состояние кожи объясняется той ролью, которую она играла в эмбриональный период развития ребенка. Через кожу, благодаря тому, что она очень активно снабжается кровью, осуществляется прямой контакт организма с окружающей средой; такая густая сеть кровеносных сосудов в коже является также причиной слишком большой потери тепла при родах. Лишь постепенно тончайшие кровеносные сосуды кожи «стягиваются» и количество их уменьшается. Чем взрослее организм, тем «обескровленней» и бледней кожа (самая «бескровная» кожа у курящих). С развитием ребенка все интенсивнее развивается восприимчивость, чувствительность кожи, организм все более изолируется от окружающей среды.

По тому, что было сказано о снабжении кожи кровью, можно представить себе, какие возможны нарушения функций кожи. Эти нарушения могут быть выражением общих процессов, происходящих в организме; о них следует проконсультироваться у врача или почитать специальную литературу. Существуют конституциональные кожные заболевания, свойственные лишь определенному детскому возрасту, которые, однако, могут стать хроническими. Также встречаются кожные заболевания внешнего происхождения; они возможны из-за еще очень слабой сопротивляемости кожи. К первым относятся, например, себорея, псориаз, к последним - всевозможные нарушения, возникающие вследствие ранений, а также чесотка, грибковые заболевания и т.д. Кроме того, существуют кожные заболевания аллергического характера, такие, как, например, младенческая экзема (млечный струп), крапивница и др.

15. Материнское молоко. Материнское молоко имеет такой состав и такие свойства, что оно полностью удовлетворяет потребность младенца в питательных веществах.

Если совершенно абстрактно, не учитывая сущностных взаимосвязей как основы основ, сравнить молоко с молоком, то химический анализ обозначит следующую разницу между молоком человека и молоком различных животных: / виж схемата на другата страница /

Сравнивая эти числа, мы видим, что наименьшее содержание белка - в человеческом материнском молоке. Человеческое молоко, по сравнению с молоком животных, содержит также сравнительно малое количество извести и фосфора. Вероятно, некоторым читателям будет интересно

узнать результаты лабораторного исследования материнского молока. Исследуется молоко на разных стадиях своей зрелости.

Материнское молоко в своем развитии проходит разные стадии: от стадии молока животного (раннее молозиво содержит 5, 8 - белка, то есть больше, чем молоко свиньи) до стадии молока человеческого.

16. Явления отставания в ходе общего развития.

Часто можно наблюдать, что развитие определенных органов или способностей влечет за собой параллельное затухание или ослабление других, ранее приобретенных способностей. В период прорезывания зубов ребенок, уже начинавший ходить, полностью утрачивает эту свою способность; то же происходит и с приобретенными речевыми навыками. Если ребенку, уже умеющему неплохо ходить, случается перенести серьезную болезнь, то он после болезни полностью теряет способность самостоятельно передвигаться, так что приходится учить его этому заново.

17. Ритм дыхания и кровообращения.

Число вдохов и выдохов новорожденного в минуту колеблется между 27 и 48, то есть в среднем составляет 36. К году это число уже иное – 25-35, к пяти годам - 20, у взрослого человека - 16-18. Значительные изменения происходят в дыхании, когда ребенок принимает вертикальное положение и когда увеличивается объем его грудной клетки. Пульс новорожденного насчитывает от 120 до 140 ударов в минуту, к концу первого года - примерно 110-120, к восьми годам - 90. У взрослого человека при нормальном давлении частота пульса - 68-72 удара в минуту. Для сравнения приведем данные о частоте пульса некоторых животных: слон - 30, корова - 50, овца и свинья - 75, кошка - 11-130, обезьяна - 140, кролик (в состоянии покоя) - 200, мышь - 520-675, птицы - до 900, лягушка - 40-50, крокодил - менее 10 ударов в минуту. Все это лабораторные данные, то есть в них содержатся определенные погрешности, для уточнения которых требуется принять во внимание еще и душевную возбудимость обследованных животных.

18. Настроение окружающих.

Мысли и чувства, возникающие у тех, кто находится рядом с маленьким ребенком, воспринимаются творческими силами ребенка и тотчас же воспроизводятся ими; попросту говоря, ребенок, будучи очень восприимчивым существом, подражает не только поступкам, но также мыслям и чувствам. Поэтому совсем не безразлично, что думают и чувствуют окружающие ребенка люди, как они настроены: веселы или подавлены. Очень важно, думают ли они о чем-то низком или, напротив, о возвышенном, и каково их отношение к тому, о чем они думают.

19. Роднички.

Отдельные кости черепа у ребенка перед рождением еще не плотно сращены друг с другом. Между ними имеются открытые «швы», или отверстия, которые называются «родничками». Это слабое соединение отдельных костей черепа, связанных друг с другом только посредством мягкой соединительной ткани, делает их относительно подвижными, за счет чего голова может сжиматься, становиться меньше в диаметре, что и происходит при родах. Самые значительные роднички: длинный шов между двумя теменными костями - так называемый стреловидный шов, звездчатый шов - между лобными костями, венечный шов - с обеих сторон между лобными и теменными костями. В том месте, где эти три шва сходятся, расположено четырехугольное отверстие - большой родничок, также называемый лобным родничком. Малые и боковые роднички менее значительны.

При здоровом развитии ребенка в прежние времена большой родничок закрывался между 18 и 24 месяцами. В наше время это происходит в среднем уже к 12 месяцам. Патологически рано закрываются роднички при нарушениях роста: при микроцефалии (патологически маленькая голова). Рост костей и развитие нервной субстанции (мозга) взаимосвязаны. Если недостаточен (замедлен) рост головного мозга, окостенение его опережает, причем сам процесс укрепления и сращивания костей идет быстрее, чем это должно быть при здоровом развитии. Мы полагаем, что все современные средства, предупреждающие рахит, препараты, содержащие витамин D, - то есть то, что младенцы получают, в частности, в большинстве смесей, выпускаемых промышленностью, - обусловливают преждевременное закрытие родничков. Данные научных исследований показывают, что эти средства на самом деле не предупреждают рахит, зато наверняка обеспечивают новые болезни.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.