Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сказочные образы - пища для души






Мир сказки - это причудливый мир реальности души. В этом мире беспомощным оказывается наш критический, разлагающий на составные части рассудок. Сказки, исполненные мудрости и смысла, - это тот, чаще всего не узнанный, проводник, которого мы встречаем на жизненном пути и который может ответить нам на вопрос «откуда?». Но наш рассудок, направленный исключительно на внешнее, не воспринимает этого ответа. И только подсознание долго несет по жизни воспринятый им из сказок ответ, пока мы сами не вернемся назад и не пойдем снова путем сказки, чтобы научиться воспринимать его своим сознанием.

Как нерелигиозный человек не может быть посредником в религиозных вопросах, так и мы не сможем ввести ребенка в мир сказки, если прежде сами не научимся жить со сказкой и в сказке. И религии, и сказке можно научиться, и тем, и другим можно жить. И то, и другое - пути в духовное, и именно на этих путях нам предстоит искать ответ на вопрос «откуда?». Во всяком случае, путь сказки - это путь, который должен быть открыт для каждого ребенка. Мать или близкие ребенка должны научиться углубляться в сказки, чтобы потом умело рассказывать их ребенку. При этом важно соблюдать одно правило: сказки надо рассказывать всегда одинаково. Никогда нельзя упускать определенные характерные обороты, иначе ребенок начнет протестовать: ведь он, впервые услышав сказку, настолько вобрал в себя мир ее образов, что сделал его своим миром, и теперь при каждом повторном рассказе он ждет, что основные мотивы и обороты снова прозвучат так же, как он услышал их в первый раз, и совпадут с тем, что уже живет в нем. Он ждет подтверждения. Образный мир сказки видится нам как нечто само собой разумеющееся, как видятся нам наши сны. И когда мы имеем дело с этим миром, когда мы рассказываем сказку, он должен быть для нас таким же самоочевидным, чтобы наш критический интеллект не вздумал разрушить этот мир. Только выполняя это требование, мы действительно можем стать посредниками между ребенком и образным миром сказки.

Для нашего рассудка, этого неутомимого критика внутри нас, тоже найдется работа, ибо, как известно, художественные образы сказки несут в себе не только творческую силу сказочного мира; они имеют также символический смысл, указывающий на действенное духовное начало, живущее в них. Поэтому тот, кто хочет иметь дело со сказкой, должен познакомиться также с фактами духовной реальности и обосновать в себе связь между образами сказки и той реальностью, о которой они свидетельствуют. Конечно же, требуется принять эту реальность как таковую, а не уклоняться от нее всякими «но» и «если». Говоря об этом, мы наконец подошли к вопросу толкования сказки - опасной области для нашего рассудка, потому что толкование заключает в себе соблазн разложения, анализа, а это лишает сказку ее действенной глубины, «раздевает» ее. Поэзия утрачивается, если мы полностью не проникли в самую сущность сказки. Примерно то же случилось бы, если бы мы, рассматривая картину, вздумали не обращать внимания на нее как на единое целое, а стали бы принимать за главное, существенное ее частности. Конечно, никогда не следует толковать сказку ребенку. Высвободившиеся для душевной деятельности творческие силы, о которых речь шла выше, дают ему возможность непосредственно принимать в себя образы сказки. Маленькому ребенку для восприятия сказки не нужно проделывать обходного пути, а потому интеллектуальное толкование излишне. Надо усвоить простую истину: сказка, которую истолковали, умерла. Потому все попытки такого рода имеют некоторый смысл лишь в том единственном случае, когда толкователю удается приблизиться к живой образной стихии сказки и, поняв, какая мудрость обнаруживает себя в ней, передать это в своем толковании. Сказки - это не только внешнее действие, не только цепь внешних событий. Это одновременно преподнесенные в имагинативной форме истины развития живого физического тела человека и его душевно-духовных связей с Макрокосмосом и космическими духовными сущностями. Знание этих фактов, а также понимание некоторых возвращающихся мотивов сказки в их глубоко внутреннем значении, с их бесконечными вариациями и взаимопереплетениями вселяют определенную уверенность в читателя на его пути в этот яркий, пестрый мир образов. Но следуя но этому пути, никогда нельзя забывать, что сказка - это художественное произведение, к которому надо относиться как к единому целому. Ведь художественное произведение оказывает воздействие даже тогда, когда его не понимают!

Для взрослых с их сознательной Жизнью, конечно, существуют и другие пути, ведущие к тем же фактам духовной реальности и ее истинам, которые образно передаются в сказках. Эти пути, как правило, становятся доступны ребенку только тогда, когда он уже закончил школу, приобрел некоторый жизненный опыт и, возможно, не забыл, что за всеми внешними явлениями стоит духовное, в них живут духовные существа, родственные нам.

Если тот, кто рассказывает сказки, захочет проникнуть в их духовную подоплеку и попытается постигнуть их медитативно, то ему откроется больше, чем он сумеет выразить словами. И это «больше», скрытое в сказке и заставляющее любить ее, соединит ребенка с рассказчика в некое «высшее единство», а то, что вынесет из этого ребенок, никогда не утратит своего этического значения.

Имея в виду сказанное, обратимся снова к сказке про Красную Шапочку. Сказка повествует нам о трех персонажах - представителях трех поколений: о матери, о ее дочери - Красной Шапочке, и о бабушке. Эти три действующих лица символически изображают становление человеческого существа во времени. Бабушка представляет прошлое, мать - настоящее, дочь - становящееся и будущее.

Мать как настоящее стоит посредине между бабушкой и девочкой; она дает «вино и хлеб» (пирог), то есть плоды неба и земли, а также наставления и добрые советы, то есть делится опытом, который есть плод ее земной жизни. Бабушка слаба и больна. Ей необходимо подкрепиться вином и хлебом. Уходящее, стареющее всегда прихварывает, настоящее должно печься о нем и лелеять его, подобно тому как печется о нашей нервной системе кровь.

Чтобы попасть к бабушке, девочка должна сначала пройти лесом, потом через луг. Мир со всеми его искушениями и прелестями встречает ее на этом пути. Иначе не бывает! Но Красная Шапочка не должна соблазниться мимолетной прелестью внешнего мира и сбиться с пути, потому что ей может повстречаться злой Волк, который ее съест. Также и в бабушкином доме ей не следует заглядывать во все углы!

Три персонажа сказки выступают как представители трех поколений и символизируют прошлое, настоящее и будущее в человеке; они также являют собой образ человеческого тела в его трехчленности. Самая «старая» часть тела - голова. Где живет бабушка? В доме, перед которым растут грецкие орехи. О связи грецкого ореха с головным мозгом знали уже в древности. Сравнит е ядро грецкого ореха с головным мозгом: сколь велико внешнее сходство!

Бабушка подарила девочке красную шапочку, потому что та была умницей. Почему красная шапочка? Пронизанная кровеносными сосудами сосудистая оболочка как бы окутывает наш мозг, а от кровоснабжения зависит развитие головного мозга.

Когда наступает определенный этап детского развития, связанный с началом мышления, ребенок начинает воспринимать наставления: он их понимает и соглашается с ними. Так и в «Красной Шапочке». Это значит, что в ней описывается последний период первого семилетия. Теперь ребенок уже подготовлен к восприятию внешнею мира посредством своих органов чувств. Злой Волк в сказке образно представляет силу, скрытую в обмене веществ человека и в его членах, где живет воля. Если эта сила выступает как Волк, то она становится могущественной и грозной. Это случается всегда, когда человек не владеет своими чувственными переживаниями и они влекут за собой многочисленные желания. Об этом и предупреждает мать! По Красная Шапочка еще не знает Волка, так как не имела опыта столкновений с ним. Появившись, он легко побеждает своего противника - голову, нервную систему, самую «старую» часть человека: Волк проглатывает бабушку! Что теперь ждет Красную Шапочку в доме, прежде надежно закрытом, а теперь распахнутом настежь? Волк - алчность обмена веществ - взял верх над бабушкой, он лежит в ее постели, скрытый под ее одеялами. Каким видится Красной Шапочке это существо? Со слишком большими глазами, слишком большими руками и слишком большой пастью! И алчность уже не собирается скрывать своих намерений: она пожирает Красную Шапочку!

Тут мы встречаемся с новым образом, о котором до сих пор в сказке не упоминалось. Это охотник. Он следит за порядком в округе, наблюдает за всем происходящим, вынося свое суждение. Он постоянно наблюдал и за домом бабушки. Теперь же голова (бабушкин дом) оказалась побеждена обменом веществ (алчным Волком), и тем самым нарушен обычный порядок: дом стоит открытый. Охотник вынужден вмешаться!

Как же действует охотник, который, конечно, есть не что иное, как «Я» человека? Алчность, одурманенная и пресытившаяся, не замечает, что охотник, взяв длинный нож, извлекает обе жертвы из ее желудка, который набивает камнями. После этого алчность - Волк препровождается в то место (или в то состояние), где ей и надлежит пребывать: в царство земного, минерального, которое она должна одолеть и переварить; это ноле деятельности Волка, и тут он может развернуться. На то же, что в известном смысле стоит «выше», Волк не должен замахиваться.

Таково наше толкование этой сказки, хотя мы, конечно, не рассмотрели всех ее мотивов.

Все старые сказки в большей пли меньшей степени связаны друг с другом и взаимно дополняются. В «Красной Шапочке» тоже содержатся мотивы, которые можно понять только из других сказок. Она связана, например, с прекрасной сказкой о госпоже Метелице, на которой мы теперь остановимся.

О чем рассказывает нам эта сказка, столь любимая детьми?

Если в «Красной Шапочке» речь идет о короткой эпохе человеческой жизни на Земле, то в сказке о госпоже Метелице повествуется о событиях, выходящих за рамки единичной земной жизни. Сказка рассказывает нам о двух человеческих душах - двух девочках, которые живут со своей матерью-вдовой. Эти девочки очень разные. Одна - прилежная и красивая, другая - некрасивая и ленивая. Но судьбе было угодно распорядиться так, что ленивая девочка оказывается родной дочерью вдовы, а прилежная - ее падчерицей. В жилах ленивицы течет кровь матери, и поэтому та любит ее больше, чем красивую и прилежную падчерицу, которая обязана выполнять всю работу, даже самую тяжелую. Каждый день она прядет, сидя у колодца, и постоянно ранит себе пальцы. Однажды она так сильно укололась веретеном, что из раны полилась кровь. Девочка испугалась и выронила веретено из рук прямо в колодец. Кровь - носитель ее жизни и ее «Я» - окрасила воду в красный цвет. Девочка в панике бросилась искать прялку и упала в колодец.

Далее мы узнаем, как она, придя в себя, попадает на цветущий луг, то есть в мир яркой цветущей жизни, где сияет солнце, все освещая и согревая. В этом мире она встречает на своем пути три странных явления, три существа, которые высказывают ей своп желания: печь, которая хочет, чтобы ее освободили от испеченного хлеба; яблоню, которая стонет под бременем спелых плодов и просит их собрать; и наконец старую женщину - саму госпожу Метелицу, для которой она должна взбивать перины. Девочка охотно выполняет эти просьбы, делая все дружелюбно и аккуратно. Ведь живя на Земле, она ко всему была внимательной и открытой и добросовестно выполняла свои обязанности. Поэтому «на небе» ей совсем не сложно помнить о том, что надо делать. К тому же, ей хорошо живется у госпожи Метелицы: у нее всего в избытке и с девочкой всегда обращаются наилучшим образом.

Но вот однажды в девочке проснулась тоска по Земле, пли, как она говорит, по «своим». Это радует госпожу Метелицу: девочка не соблазнилась «хорошей жизнью» и снова хочет назад на Землю, то есть стремится к новому воплощению на земле. Она стремится к Матери Земле, которая, однако, является всего лишь мачехой для человеческой души. Ее настоящая духовная родина - не Земля. На Земле она всегда будет оставаться только падчерицей!

Госпожа Метелица провожает прилежную девочку до границы неба и выпускает ее через ворота. Как дар за свою скромность девочка получает золотые одежды - благословение солнца, и в придачу ей вернули прялку, которая прядет нить ее жизни. В этот миг кричит петух! Он сообщает земле: «Кукареку! Наша золотая девочка снова тут!»

В новую земную жизнь душа вступает с теми способностями, которые она с большими трудностями приобрела в предыдущей жизни. Они сияют, как золото, их излучает «золотая девочка», и все, кто ее встречает, не нарадуются на благословенное дитя.

Перед нами сказка, изображающая повторяющиеся земные жизни со всей возможной простотой; мы черпаем из нее ответ на детский вопрос «откуда?». Поэтому дети так любят эту сказку. Медленно пробуждающееся земное «Я» в ребенке, задающее вопрос «откуда?», чувствует, что ответ содержится в нем самом, в основании его жизни. Но сейчас оно хочет услышать ответ «снаружи», ибо старое знание им утрачено. Оно воспринимает этот ответ из образов, которые хотя и не понятны зарождающемуся рассудку, зато жадно впитываются бессознательной душой. Эти образы продолжают жить в ней. Полностью раскрывшемуся «Я» необходимо будет научиться отвечать на этот вопрос на другом уровне, потому и идти к этому ответу «Я» будет другими путями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.