Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРЯМСТВО. В конце третьего года - на пороге года четвертого - стоит упрямство






В конце третьего года - на пороге года четвертого - стоит упрямство! Тень его падает на ребенка и на все вокруг. Оно, однако, есть не что иное, как проявление только что родившегося в ребенке «Я», так же, как и только что приобретенные способности ходить, говорить, думать. Упрямство внезапно возникает в жизни ребенка, подобно некоему «стражу». Родители вне себя от горя и не знают, как себя вести и что случилось с их любимцем. И кому придет в голову, что упрямство – действительно страж, хотя и незванный гость для родителей? Но этого стража надо узнать и принять подобающим образом! Упрямство защищает совсем еще слабое «Я» от постоянного неотвратимо-методичного влияния других душ и других «Я», живущих рядом. Однажды мы уже наблюдали, как ребенок поднялся на ноги и завоевал вертикальное положение, освободив тем самым свое тело от державших его сил Земли; аналогичное явление мы наблюдаем и сейчас, в конце третьего года жизни ребенка, но события разворачиваются уже не на физическом плане, как прежде, а на душевном. Упрямство и своеволие он противопоставляет окружающему миру, в том числе близким, родителям. Так он защищает и одновременно пробует свое «Я».

И вот приходят мамы, сетуют и жалуются на то, что их дети вдруг «испортились», и успокаиваются только тогда, когда опытный воспитатель с улыбкой обещает им, что через несколько недель период упрямства пройдет. Он действительно проходит - впрочем, после того, как уже пролито немало слез, - и ребенок снова кажется таким же, как прежде.

Действительно ли ребенок остался таким, как прежде? Нет! В нем произошли небольшие, совсем незаметные перемены, он стал чуть более твердым, чуть более зрелым. Постепенно ребенок все больше выходит из-под опекающего внимания матери и близких. Он стремится к самому себе, к своему «Я». Упрямство, хотя уже в измененном виде, снова возвращается и снова пропадает, и возвращается опять через более или менее короткие промежутки времени: последний раз оно приходит в так называемом «переходном возрасте», возрасте подростка. Такие периоды упрямства надо замечать и в этот момент обращаться с ребенком надлежащим образом. Если же не придавать им должного значения, то упрямство вернется вновь тогда, когда ребенок уже станет взрослым. И это будет не просто упрямство, это будет то, о чем порой в шутку говорят: «Характер!»

Упрямство имеет свою предысторию: ребенок вдруг начинает себя кем-то воображать; как правило, это бывает кто-то из знакомых, к кому он питает пристрастие, или животное, или даже какой-нибудь предмет; случается, что он воображает себя очень маленьким и придумывает себе новое имя. Так ребенок играет, идентифицируя себя с воображаемым лицом или предметом, словно маленький актер, и эта игра есть то, что предваряет период упрямства, который уже явно не за горами, а потому к ней следует отнестись в высшей степени внимательно. Эта игра – может быть, это один из вариантов игры в прятки? - еще не окончена, когда во всем своем великолепии является наконец упрямство.

Правильно ли в такой ситуации ведут себя родители и все взрослые - это зависит от их взглядов, от того, что они знают о сущности ребенка и о природе человека вообще. Если бы мы хоть отчасти, хоть приблизительно могли представить себе, что вопрос малыша «откуда?» имеет более глубокий смысл, чем мы, родители, думаем, и что мы помогаем духовному существу, «Я» ребенка освоиться, адаптироваться в окружающем мире, тогда в критических ситуациях нам было бы не слишком трудно правильно вести себя по отношению к ребенку. Надо оглядываться и всматриваться в то, что пройдено, а также пристально смотреть вперед, в будущее ребенка, чтобы наконец осознать свою ответственность перед ним. «Я» ребенка, человеческое «Я», которое с полным довернем и любовью пришло к нам, просит, чтобы мы ему помогли, руководили им и защищали его, пока оно не научится самостоятельно жить рядом с нашим «Я». Это созревание, этот рост проходит свои стадии, как и всякий рост; чтобы созреть, надо учиться, упражняться. Такой подход дает возможность действовать единственно правильным образом. И пусть порой мы чувствуем себя беспомощными перед детским упрямством, всякая попытка пересилить его значила бы тяжело ранить и даже сломить только что пробудившееся «Я» на всю предстоящую ему земную жизнь.

Первое упрямство, может быть, еще не столь значительно, однако последнее, - случающееся в переходном возрасте, - напротив, очень важно и может иметь серьезнейшие последствия, если принять его неподобающе. Но первое и последнее тесно связаны друг с другом. Когда мы окажемся один на один с упрямством подростка, обнаружится, были ли мы в свое время достаточно сдержаны и терпеливы, проявили ли должное внимание и заботу о детском «Я» в момент его пробуждения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.