Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расколы российского пространства






Формирование новой системы " центр — регионы" заняло многие годы. Начавшая­ся гражданская война привела к дроблению российской территории на множество ква­зигосударственных образований. Одни из них создавалась в регионах (причем не обязательно национальных) в процессе формирования РСФСР и провозглашали себя советскими республиками. Другие были образованы оппозицией, причем разными ее группами, нередко остро конфликтовавшими друг с другом. На тер­ритории России появились региональные правительства с участием кадетов, эсе­ров, меньшевиков и других партий. Немного позднее сложились военно-админи­стративные " белогвардейские" образования. Целый ряд прежних автономных ре­гионов или крупных этнических ареалов приступил к более или менее успешному формированию собственной независимой государственности, рассчитывая на зарубежную поддержку.

Наименее устойчивыми оказались западные границы прежней империи, где произошло образование ряда независимых государств. Советской России не уда­лось удержать в своем составе территории с западно-христианской культурой, тяго­тевшие к Европе. На основе этих территорий в продолжение процесса националь­но-государственного строительства, захватившего Европу в XIX в., возникли пять новых национальных государств — Финляндия, Польша, Эстония, Латвия и Литва. Также была потеряна территория Молдавии — региона с православной культурой, но романским, а не славянским культурным субстратом.

• В Финляндии сейм принял в декабре 1917 г. декларацию о независимости. РСФСР признала независимость Финляндии. Правда, все-таки имела место по­пытка создать в январе 1918 г. Финскую социалистическую рабочую республику, которая быстро провалилась. Кроме того, следует обратить внимание на создание автономной власти в 1920—1922 гг. в северных районах Карелии (территория РСФСР) с центром в Ухте (Временное карельское правительство. Карельский со­юз, Временный карельский комитет), которая была разгромлена советскими вой­сками. Для этой карельской автономии была характерна связь с Финляндией.

• Польша стала независимым государством. В ноябре 1918 г. Регентский совет передал власть Пилсудскому, который сформировал польское правительст­во. Попытка Красной Армии летом 1920 г. организовать поход на Польшу была неудачной, и на " польском фронте" советская Россия была вынуждена уступить. В марте 1921 г. Россия и Польша подписали в Риге мирный договор, в соответст-

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы " центррегионы "

вии с которым Польша получила территории Западной Украины и Западной Бе­лоруссии, ранее входившие в империю. В самой Польше в 1921 г. была принята конституция.

• В Прибалтике на этнической основе возникли три независимых государ­ства — Эстония, Латвия и Литва. Собственные органы власти были сформированы здесь в 1918 г. За этим последовал период борьбы с попытками утверждения совет­ской власти. К 1920 г. все три государства обрели достаточную устойчивость, и Рос­сия подписала с ними мирные договора, признав их существование.

• Территория Молдавии (Бессарабии) отошла к этнически родственной Ру­мынии. Еще в октябре 1917 г. на Военно-молдавском съезде был создан Сфатул цэрий (" Совет страны"), выступивший за автономию Молдавии. В декабре 1917 г. он объявил о создании народной республики, но в начале 1918 г. Молдавия была оккупирована Румынией. В конце 1918 г. Сфатул цэрий поддержал объединение Молдавии с Румынией.

Очень сложная ситуация возникает на Украине. Вскоре после Октябрьской революции Центральная Рада провозглашает Украинскую народную республику в составе России (разумеется, речь не шла о советской России). В январе 1918 г. УНР провозглашает независимость. Но незадолго до этого, в декабре 1917 г. в Харько­ве была провозглашена Украинская ССР. На протяжении ряда лет территория Ук­раины была расколота между регионами, контролируемыми сторонниками незави­симости (а также немецкими или польскими войсками), и регионами, где действо­вала советская власть. Попытки создания автономных украинских правительств после разгона немцами Центральной Рады предпринимались еще не раз — Украин­ская держава гетмана П. Скоропадского (под контролем Германии), Украинская ди­ректория С. Петлюры в 1919—1920 гг. В 1921 г. на основной территории Украины утвердилась советская власть, но Западную Украину пришлось уступить Польше.

Имела место и попытка создания независимого государства в Белоруссии, где национальное движение было очень слабым. В 1918 г. здесь была провозглаше­на Белорусская народная республика, которая, однако, оказалась эфемерным обра­зованием. После гражданской войны, в 1921 г. Белоруссия поделилась на две части: Белорусскую ССР и территорию Польши.

На южных границах были предприняты менее удачные попытки создания независимых от советской России национальных государств.

• В 1918 г. возник Закавказский сейм, и была провозглашена Закавказская
федеративная демократическая республика (важный пример единственной " несо­
ветской" федерации, созданной в процессе распада империи), которая быстро рас­
палась на три части — Грузию, Армению и Азербайджан34. Эти три государства

м Кроме того, в Нахичевани в 1918 г. была провозглашена Араксская республика.

4.3 Отношения " центррегионы " в советский период

оказались недолговечными. В 1920 г. советская власть была установлена в Азербай­джане и Армении, в 1921 г. — в Грузии.

• На Северном Кавказе также развивается национальное движение, что влечет за собой формирование ряда еще менее долговечных государственных обра­зований. В декабре 1917 г. во Владикавказе было сформировано многонацио­нальное Терско-Дагестанское правительство, просуществовавшее несколько меся­цев. Далее в 1918 г. действовали Терский казачье-крестьянский совет и Временное народное правительство Терского края. В работе этих структур участвовали как терские казаки, так и представители народов Северного Кавказа. В мае 1918 г. в Тифлисе была провозглашена Горская республика (Республика Союза горцев Се­верного Кавказа), где ключевой фигурой был чеченец Т. Чермоев. В горах Чечни до 1920 г. существовал Северо-Кавказский эмират Узун-Хаджи. В Дагестане Н. Гоцин-ский, потомок наиба Шамиля, пытался создать новый имамат (он был провозгла­шен четвертым имамом Дагестана). Также некоторое время в Дагестане существо­вало Кавказско-Каспийское правительство Л. Бичерахова (осетина по националь­ности; его брат Г. Бичерахов был создателем Временного народного правительства Терского края).

• В Центральной Азии было несколько попыток создания независимых го­сударственных образований. На казахской территории в этом направлении дейст­вовала партия " Алаш". Созданная ею Алаш-орда была окончательно ликвидирована в 1920 г. В Туркестане в ноябре—декабре 1917 г. существовала Кокандская автоно­мия, ориентированная на Турцию. В дальнейшем, после установления советской власти в Туркестане, Бухаре и Хиве, в Центральной Азии развивалось движение басмачей, которые на разных этапах могли де-факто контролировать довольно боль­шие территории (это движение было в целом ликвидировано к 1926 г.).

Расколы российского пространства проходят не только по линии " русское ядро — этнические периферии". Собственно русская территория распадается на части, причем границы расколов были связаны не только с текущими военными успехами Красной Армии или белогвардейцев. В годы гражданской войны доста­точно очевидными стали и противоречия между " русским ядром" и " русскими ок­раинами", когда именно на последних сопротивление советской власти оказалось наиболее активным.

Во-первых, особая ситуация возникает на Юге России, прежде всего — на казачьих территориях Дона и Кубани.

Начало 1918 г. ознаменовалось формированием первых государственных об­разований в составе РСФСР. Эти государственные образования провозглашались стихийно " снизу" и объявляли о своем присоединении к новому государствообра-зующему центру. Данный процесс активно разворачивался на Юге России. В янва­ре 1918 г. была провозглашена Ставропольская советская республика, в марте — Терская (Пятигорск), Черноморская (Туапсе), Донская и Таврическая (Симферо-

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы " центррегионы "

поль), в апреле — Кубанская (Екатеринодар, ныне — Краснодар). В мае 1918 г. по­явилась объединенная Кубано-Черноморская советская республика. В июле 1918 г. на I съезде советов Северного Кавказа была провозглашена Северо-Кавказская со­ветская республика, в которую объединились Кубано-Черноморская, Терская и Ставропольская республики.

Однако процесс " советского" государствообразования на Юге России был прерван в связи с развитием на этих территориях белого движения, пользовавшего­ся поддержкой части казачества. Таврическая республика продержалась только до апреля 1918 г. К концу 1918 г. большевики потеряли контроль на Северном Кавказе, и в декабре 1918 г. Северо-Кавказская республика была упразднена постановлением

вцик.

Самым интересным примером является Кубань, где возникло движение в поддержку региональной автономии". На Кубани в 1917—1919 гг. отмечается борьба между самыми разными группами, стремившимися создать свои прави­тельства. Еще до Кубанской советской республики кубанские казаки создали соб­ственное краевое правительство — Кубанскую раду3. После занятия Екатерино-дара белогвардейским генералом А. Деникиным в августе 1918 г. это региональное правительство было воссоздано. Но в рамках этого правительства произошел ост­рый конфликт между сторонниками А. Деникина (" линейцами"), которые высту­пали против какой бы то ни было региональной автономии, и кубанскими автоно­мистами (" черноморцами"). Последним удалось захватить власть в Кубанской раде, но их разогнал в ноябре 1919 г. А. Деникин (некоторые лидеры автономистов были просто расстреляны).

Другим особым регионом проявляет себя казачий Дон, где советская власть на первых порах имела мало перспектив. В то же время, в отличие от Ку­бани, на Дону с его сложившимися в XVIII—XIX вв. традициями служения казаков государю автономизм развит не был. Еще при Временном правительстве здесь, как и на Кубани, возникла своя властная структура — Донское войсковое правительст­во. В апреле 1918 г. была сформирована квазигосударственная власть в виде Вре­менного донского правительства. В мае 1918 г. оно было заново провозглашено в Новочеркасске с передачей власти генералу П. Краснову, который получил титул войскового атамана. В июне 1918 г. была принята декларация, провозглашавшая Донскую республику.

Интересным примером была попытка политической консолидации казаков (донских, кубанских и терских) и народов Северного Кавказа. В октябре 1917 г.

35 Напомним, что кубанские казаки имеют совершенно особое происхождение и по­
тому хорошо развитую идентичность. Начало кубанскому казачеству было положено пере­
селением на эти земли бывших запорожских казаков с территории Украины при Екатерине
II. Поэтому Кубань генетически и исторически тесно связана с Украиной.

36 Кубанская рада как автономистское объединение появилась еще в апреле 1917 г
В ноябре 1917 г. она создала краевое правительство.

4.3 Отношения " центр — регионы " в советский период

во Владикавказе создан Юго-Восточный Союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей. После Октябрьской революции на этой основе в Екате-ринодаре возникло Объединенное правительство, просуществовавшее до начала

1918 г.

В целом на Юге России в 1918 г. формируется мощное ядро антибольшеви­стского сопротивления во главе с генералом А. Деникиным. Этот белогвардейский генерал опирался на территориально-политическую основу Юго-Восточного Союза. Но при этом речь шла не о создании региональной автономии. Наоборот, А. Дени­кин использовал лозунги " великой, единой и неделимой России", а Юг виделся как плацдарм для завоевания власти в центре.

В 1918 г. А. Деникин стал командующим Вооруженными силами Юга Рос­сии. К концу 1918 г. ему удалось ликвидировать советскую власть на Юге, унич­тожив все советские республики, возникшие на этой территории весной. В январе

1919 г. А. Деникин создал единое военное командование Юга России. Он имел ста­
тус главнокомандующего, при нем в качестве своеобразного регионального прави­
тельства действовало Особое совещание. Под контролем А. Деникина находились
Кубань, Дон (Донская республика была провозглашена частью Юго-Восточного
союза) и другие южные территории. Эта ситуация сохранялась до марта 1920 г.,
когда армия А Деникина была разгромлена большевиками (в апреле 1920 г. А Дени­
кин покинул Россию). Последним островком южной антибольшевистской квази­
государственности оставался Крым. В апреле 1920 г. правителем Юга России стал
генерал П. Врангель, контролировавший Крым. Его армия была разгромлена в но­
ябре 1920 г., после чего Крым тоже оказался под полным контролем большевиков.

Во-вторых, за границами территориально-политического контроля совет­ской власти длительное время находится Русский Север.

На Русском Севере возникает автономная Северная область. В августе 1918 г. было создано Верховное управление Северной области во главе с народным социа­листом Н. Чайковским. В октябре 1918 г. в Архангельске появилось более устойчи­вое правительство Северной области. В апреле 1919 г. Север, подобно Югу, признал верховную власть А. Колчака. Со своей стороны А. Колчак в сентябре 1919 г. упразд­нил временное правительство Северной области и назначил главой этого региона генерала Е. Миллера. Северная область была ликвидирована большевиками в февра­ле 1920 г., почти одновременно с расстрелом А. Колчака и уничтожением оппози­ции в Сибири.

В-третьих, в ходе гражданской войны начинает проявляться раскол между Западом и Востоком России. Свои территориально-политические системы склады­ваются в Сибири и на Дальнем Востоке. С одной стороны, они играют роль плац­дармов для захвата власти в центре (Сибирь А. Колчака) или распространения со­ветской власти (Дальневосточная республика). С другой стороны, в Сибири к тому времени уже проявляются попытки формирования собственной идентичности и

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы " центр — регионы "

существуют выступления в пользу автономии. Данную тенденцию обозначает си­бирское областничество, движение в поддержку сибирской автономии. Предста­вители этого движения воспринимают политику центра в отношении Сибири как колониальную.

Сначала на Русском Востоке формировались региональные правительства, в которые входили представители оппозиционных большевикам политических пар­тий. Восток в силу своего географического положения и слабых позиций коммуни­стического движения играет роль своеобразного убежища для оппозиции новому режиму (автономистская составляющая была выражена гораздо слабее). В январе— феврале 1918 г. в Томске возникает Временное сибирское правительство. Вскоре, в мае 1918 г. основной состав этого правительства обосновался во Владивостоке. Тем временем в Томске в июне 1918 г. было создано новое Временное сибирское пра­вительство. В ноябре 1918 г. это правительство передало власть Уфимской дирек­тории (Уфа, т.е. центр директории находился на Урале), которая стала следую­щей крупной попыткой создания новой квазигосударственной власти. Уфимская директория возникла в сентябре 1918 г. и, что важно отметить, позиционировалась как Временное всероссийское правительство (в октябре она перебралась в Си­бирь — в Омск37).

Следующая и наиболее серьезная попытка создания антибольшевистской власти, контролирующей большой участок российской территории, связана с ад­миралом А. Колчаком. В ноябре 1918 г. в Омске была арестована Уфимская директо­рия, и А. Колчак был провозглашен верховным правителем России. Подобно А. Де­никину, А Колчак видел Сибирь как плацдарм для завоевания власти в России, а не автономное образование38. Хотя надо понимать, что в случае успешного закреп­ления белогвардейцев на этой территории здесь при определенных обстоятельствах могло сформироваться новое государство. Впрочем, этого не случилось.

Контролируемая А. Колчаком территория представляла собой основу бело­гвардейской России, выступавшей на том этапе центром сопротивления новому ре­жиму, утвердившемуся в столицах, Центральной России и Поволжье. А Колчак по­зиционировался как верховный правитель России (а не региональный лидер), ему формально подчинялся А Деникин, контролировавший Юг России в 1918—1919 гг. При А Колчаке действовали органы власти — Совет верховного правителя и Совет

57 Вообще, данная структура под давлением большевиков мигрировала с запада на восток. Впервые она возникла в 1918 г. в Самаре, где после мятежа белочехов эсеры органи­зовали комитет из депутатов разогнанного Учредительного собрания — Комуч. В сентябре 1918 г. они собрались в Уфе, где провозгласили Всероссийское временное правительство Затем им пришлось перебраться в Омск.

38 Движение в поддержку советской власти в Сибири к тому времени было практи­чески подавлено. Созданная в Иркутске в 1917 г. Центросибирь (ЦИК советов Сибири летом 1918 г. оставила Иркутск и Забайкалье и самораспустилась.

4.3 Отношения " центррегионы " в советский период

министров. Территория являлась как бы осколком прежней России, она сохраняла традиционное губернское устройство, и на ней назначались губернаторы.

Однако А. Колчаку не удалось удержать власть на территории Сибири и Даль­него Востока (Урал представлял собой буферную зону, за которую велась борьба; кроме того, здесь в ноябре 1917 г. была провозглашена башкирская автономия во главе с А.-3. Валидовым). Весеннее наступление А Колчака на Урал и Волгу в 1919 г. закончилось полным поражением39. В ноябре 1919 г. он потерял свой столичный центр — Омск. К концу 1919 г. Сибирь перешла под контроль большевиков. В ян­варе 1920 г. А. Колчак передал права верховного правителя А. Деникину (т.е. цент­ром сопротивления формально стал Юг), а в феврале был расстрелян большевика­ми в Иркутске.

Новым государственным образованием на Дальнем Востоке после разгро­ма А. Колчака стала Дальневосточная республика (ДВР), провозглашенная на уч­редительном съезде в Верхнеудинске (нынешний Улан-Удэ) 6 апреля 1920 г. Эта республика формально была независимой, но находилась под влиянием РСФСР (широко распространено ее определение как буферной республики). В мае РСФСР официально признала ДВР, которая постепенно расширяла свою территорию (фак­тически в интересах РСФСР и при ее военной поддержке).

Первоначально ДВР занимала на самом деле не Дальний Восток, а Забайка­лье, и то не все. В Забайкалье и на Дальнем Востоке шла своя борьба за террито­рию. Как уже сказано, действовавшая в Прибайкалье и Забайкалье большевистская Центросибирь к тому времени потерпела поражение. Главным противником совет­ской власти в Забайкалье стал Г. Семенов, объявленный атаманом Забайкальского казачьего войска. В январе 1919 г. в Чите под его руководством было создано За­байкальское правительство. Летом 1920 г. прошло краевое собрание, в сентябре было сформировано Временное Восточно-Забайкальское народное собрание. Од­нако на этом власть Г. Семенова в Забайкалье закончилась.

В октябре 1920 г. под контроль ДВР перешла Чита, которая стала ее новой столицей. После этого в октябре—ноябре 1920 г. было сформировано правительство ДВР, а в январе 1921 г. прошли выборы в Учредительное собрание. Далее Учре­дительное собрание приняло конституцию ДВР, которая провозглашалась незави­симым демократическим государством (парламент ДВР назывался Народным соб­ранием). При этом правительство ДВР возглавляли большевики, лояльные руково­дству РСФСР, и потому говорить о реальном развитии нового независимого госу­дарства не приходилось.

Если Забайкалье в 1920 г. стало новым центром распространения советской власти, то в 1921—1922 гг. на собственно Дальнем Востоке продолжалась война меж-

39 Летом 1919 г. большевики взяли Пермь и Екатеринбург, и Урал окончательно за­крепился в составе советской России. К тому времени были подавлены и попытки оренбург-ского войскового казачьего атамана А. Дутова удержать под своей властью Южный Урат.

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы " центррегионы "

ду большевиками и ДВР, с одной стороны, и белогвардейскими частями и япон­ско-американскими интервентами, с другой. После победы большевиков и выхо­да Красной Армии к Тихому океану Народное Собрание ДВР в ноябре 1922 г. об­ратилось к властям РСФСР с просьбой о присоединении. ДВР была сразу же уп­разднена декретом ВЦИК 15 ноября 1922 г., и дальневосточная квазигосударствен­ность прекратила свое существование. Территория ДВР вошла в состав РСФСР без какой бы то ни было автономии. Это лишний раз подчеркивает, что региональный автономизм на Дальнем Востоке был слаб, и центральная власть не ставила во­прос о признании Дальнего Востока как особой части государства40.

В ходе гражданской войны основная территория России раскололась на две части. Ее центральная часть вместе со столицами (с 12 марта 1918 г. большевики перенесли столицу РСФСР из Петрограда в Москву) составила ядро нового госу­дарства — РСФСР, которое создавалось на принципах советского федерализма и ленинской национальной политики. Другая часть находилась под контролем бело­гвардейцев и представляла своеобразный осколок " старой" России. Она включала крупные (и территориально не связанные друг с другом) периферии Российского государства в виде Сибири (главный центр под управлением А. Колчака), Юга и Севера. Победа большевиков в гражданской войне означала расширение фактиче­ской территории РСФСР за счет прежних очагов антибольшевистского сопротив­ления. Одновременно она означала преодоление тенденции к расколу собственно русской территории на региональные составляющие (Центр, Север, Юг, Восток).

Важно отметить, что региональная и национальная политика большевиков получила поддержку на национальных окраинах, что сыграло свою роль в граждан­ской войне. Дело в том, что белые генералы декларировали " единую и неделимую" Россию, отметая любую региональную и национальную автономию4. Принципы их политики не находили поддержки у значительной части местного населения и по этой причине. Поэтому советский федерализм оказался вполне конкурентоспо­собным в глазах национальных меньшинств, способствовав консолидации терри­тории на новых основаниях.

4.3.5

Национально-государственный полицентризм и его преодоление

Система советских социалистических республик, возникших на территории быв­шей Российской империи, не ограничивалась одной РСФСР. Развитие процессов

40 Слабые попытки создания автономной антибольшевистской власти при участии
белогвардейцев и местных национальных лидеров предпринимались в 1922 г. в Якутии.
Здесь некоторое время существовало Временное якутское областное управление.

41 А. Деникин оказался в конфликте не только с кубанскими автономистами, но и с
рядом национальных движений Северного Кавказа.

4.3 Отношения " центр — регионы " в советский период

нового государствообразования привело к провозглашению еще ряда республик, созданных в основном по национальному признаку.

• 12 (25) декабря 1917 г. на I Всеукраинском съезде советов в Харькове (т.е. на Востоке Украины) была провозглашена Украинская советская соци& тистическая республика (Киев, напомним, контролировала Центральная Рада). В ходе граждан­ской войны она, как и РСФСР, вела борьбу за расширение своей территории.

• 1 января 1919 г. провозглашена Белорусская ССР.

• 28 апреля 1920 г. провозглашена Азербайджанская ССР, прекратила свое существование независимая республика, созданная партией " Мусават".

• 26 апреля 1920 г. провозглашена Хорезмская народная социалистическая республика (на территории прежнего Хивинского ханства).

• 8 октября 1920 г. провозглашена Бухарская народная социалистическая республика (на территории прежнего Бухарского эмирата).

• 29 ноября 1920 г. провозглашена Армянская ССР с соответствующей лик­видацией независимой Армении, где у власти находились дашнаки42.

• 25 февраля 1921 г. провозглашена Грузинская ССР, и закончилась исто­рия меньшевистской Грузии.

Кроме того, как уже указывалось, в апреле 1920 г. появилась формально не­зависимая Дальневосточная республика. В связи с непростой политической ситуа­цией она официально не использовала в своем названии слова " советская" и " со­циалистическая", но находилась под очевидным влиянием РСФСР и играла роль ее дальневосточного плацдарма.

На протяжении 1917—1921 гг. на территории бывшей империи появляется восемь формально независимых друг от друга советских социалистических респуб­лик. Возникает феномен национально-государственного полицентризма, и начинает­ся поиск форм его преодоления.

Сложившуюся на том этапе территориально-политическую систему можно назвать советской конфедерацией. Система советских социалистических республик представляла собой конфедерацию восьми государственных образований во главе с РСФСР. В сущности, семь республик на том этапе выступают в роли сателлитов РСФСР, признающих ее первенство и более высокий статус. Украина, Белоруссия и три закавказских республики имели своих представителей в высших органах вла­сти РСФСР — ВЦИК и Совнаркоме, участвовали в работе съездов советов РСФСР.

Консолидация новых государств на этапе 1920—1921 гг. обеспечивалась также через союзные договора. Первый такой договор был подписан с Хорезмом 13 сентября 1920 г., далее — с Азербайджаном 30 сентября 1920 г., затем с Украи­ной 28 декабря 1920 г. В 1921 г. были подписаны союзные договора с Белоруссией

42 В 1921 г. дашнакам удалось на несколько месяцев взять под свой контроль часть территории Армении, включая Ереван, но на этом их движение было подавлено.

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы " центр — регионы "

(16 января), Бухарой (4 марта), Грузией (21 мая) и Арменией (30 сентября). Союз­ный договор РСФСР и УССР предусматривал, в частности, объединение военных и хозяйственных комиссариатов двух формально независимых государств.

По сути, РСФСР были переданы полномочия в сфере внешней политики. Так, 22 февраля 1922 г. восемь республик передали РСФСР право представлять их интересы на международной Генуэзской конференции.

При этом не только РСФСР складывается в форме федерации. 12 марта 1922 г. три из восьми государственных образований создают еще одну федерацию: Грузия, Армения и Азербайджан провозгласили Федеративный союз советских социали­стических республик Закавказья. 13 декабря 1922 г. была юридически оформлена ЗСФСР — Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В отличие от РСФСР, где федерированными являлись только некоторые террито­рии со статусом национальной автономии, ЗСФСР была ближе к типу классиче­ской федерации, поскольку возникла в результате объединения трех формально не­зависимых государств.

К 1922 г. возникает вопрос о форме более жесткого объединения сложив­шейся к тому времени системы советских социалистических республик.

• И. Сталин отстаивал идею автономизации. Она предполагала вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономии. При таком развитии событий объединение произошло бы в форме присоединения республик к России, их вхождения в состав Российской Федерации в качестве новых автономных обра­зований. Доводом сторонников этой идеи были огромные различия между РСФСР и другими республиками по размерам территории, количеству населения и пр. В то же время национальные противоречия оказались сильнее и не позволили реализо­вать концепцию фактического восстановления прежней " большой России" на но­вой, советской и социалистической основе. Против вхождения в состав России выступили представители Украины и Грузии — республик с наиболее развитой на тот момент артикуляцией собственных интересов.

• Победу одержала иная концепция, одним из авторов которой был В.И. Ле­нин. Им было предложено формирование нового государственного объединения феде­ративного типа, в котором РСФСР стала бы одной из участниц, наравне с прочими республиками. Известно, например, письмо первого руководителя советского го­сударства грузинским коммунистам от 30 декабря 1922 г., где В.И. Ленин фактически поддержал их требования, выступив против " великорусского шовинизма". РСФСР, несмотря на свои громадные размеры, юридически уравнивалась с остальными республиками. Для развития России как территориально-политической системы это было инновацией: впервые на территории бывшей империи было проведено выделение " собственно России" в лице РСФСР. Ленинская идея была поддержана съездами советов всех четырех республик в декабре 1922 г. Концепция равноправ­ной, открытой для вступления других государств федерации лучше соответствовала

4.3 Отношения " центррегионы " в советский период

интересам территориальной экспансии, облегчая процесс консолидации все новых советских республик, многие из которых, очевидно, не захотели бы становиться внутренними автономиями России. Сталинский вариант ограничивал возможно­сти для территориальной экспансии, подводя страну к принятию концепции строительства социализма в отдельно взятом государстве.

В результате реализации ленинской концепции возникло новое государст­венное образование — Союз Советских Социалистических Республик (не имею­щий, как видно, какой-либо исторической, этнической или географической иден­тификации — только идеологическую). Декларация об образовании Союза ССР была принята 30 декабря 1922 г. на I съезде советов СССР. Был утвержден Договор об образовании СССР, который относится к типу федеративных договоров об объ­единении независимых государственных образований. Учредителями союза стали четыре республики — РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. ДВР к тому времени уже не существовала, ее территория стала частью территории РСФСР (было бы странным сохранение двух " русских" государств). Бухара и Хорезм, бывшие вассальные тер­ритории Российской империи, преобразованные в результате местных революций в народные социалистические республики, пока остались за рамками СССР, но определение их судьбы уже фактически началось, тем более, что они оказались почти со всех сторон окружены территорией РСФСР.

Важно отметить, что в результате создания СССР на территории бывшей Российской империи возникла двухуровневая федерация. Два государства — учреди­теля Союза сами представляли собой федерации.

Формат Союза ССР предполагал равноправие участников союзов, добро­вольность их вхождения в союз и право свободного выхода из союза. Формально такая федерация имела весьма свободный характер и признаки конфедерации. Но в действительности началось выстраивание иерархических отношений между но­вым общенациональным центром — СССР и собственно союзными республиками.

Новая территориально-политическая система оформлена первой конститу­цией СССР, принятой на II съезде советов СССР 31 января 1924 г. В основу этой конституции были положены Декларация и Договор 1922 г., на основании кото­рых был учрежден Союз. В сущности, первая советская конституция — это ком­промисс между строительством социализма в отдельно взятом государстве (толь­ко не в России, а в СССР) и территориальной экспансией новой политической модели (поскольку в союз могли входить новые участники). Федерация была " от­крытой" и " гибкой", но в то же время прослеживалась тенденция к концентрации власти на уровне союзных органов и созданию властной иерархии.

Первая советская конституция обозначила процесс дальнейшей консоли­дации новых государственных образований. Она ввела общесоюзное гражданство

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы " центр — регионы "

(предполагалось, что гражданин каждой республики одновременно является граж­данином СССР). Был создан двухпалатный парламент, одна из палат которого — Совет Национальностей — представляла интересы автономий. Усилилась иерархия в отношениях, что свидетельствовало о развитии тенденций в сторону централиза­ции. Например, СССР должен был утверждать конституции всех союзных респуб­лик (обычно конституции союзных республик утверждались через год после каждой новой общесоюзной конституции). В действительности началось выстраивание иерархических отношений между новым общенациональным центром — СССР и собственно союзными республиками. В то время как советы превращались из орга­нов рабочего самоуправления в винтики государственной машины, национально-государственные образования попадали в подчинение к усиливающемуся новому центру.

РСФСР из ведущего центра сложившейся после революции 1917 г. конфедера­ции советских социалистических республик превратилась в одну из равноправных рес­публик — учредителей нового Союза ССР (оставаясь при этом безусловно крупней­шей республикой по территории и социально-экономическому потенциалу). В рам­ках централизации часть полномочий РСФСР была передана в новый союзный центр. Так, после принятия конституции РСФСР 11 мая 1925 г. в ведение СССР перешли ведомство иностранных дел, железнодорожный транспорт и связь, воен­ное дело, внешняя торговля, установление денежной и кредитной системы.

Дальнейшее развитие СССР как территориально-политической системы идет по принципу дробления территории и создания новых союзных республик. В течение 18 лет с момента создания Союза число входящих в него республик выросло с 4 до 16. Новые республики создавались как за счет дальнейшего дробления уже сущест­вующей территории (в том числе территории РСФСР), так и в результате присое­динения новых земель.

Следующим этапом в процессе формирования советской территориально-политической системы стало национально-государственное размежевание респуб­лик Средней Азии, которое прошло в 1924—1925 гг.43 До того времени территория включала две автономные республики РСФСР — Туркестанскую и Казахскую (из­начально называлась Киргизской) и два полунезависимых советских государства — Хорезм и Бухару. Большевики приняли принципиальное решение о проведении на этой территории новых границ, приближенных к этническим, и созданию новых

43 Следует понимать, что организованные большевиками процессы национально-территориального размежевания во многих случаях стимулировали формирование и терри­ториальную консолидацию этнических групп, равно как и рост их национального самосоз­нания. Советское государство было как бы на шаг впереди " естественных" процессов этно­генеза и управляло этими процессами, создавая и упорядочивая тем самым свою этноре-гиональную структуру в сравнении с более аморфной этнорегиональной структурой Рос­сийской империи.

4.3 Отношения " центррегионы " в советский период

национальных государств в составе СССР. Хорезмская и Бухарская республики в 1924 г. были ликвидированы44.

В результате в октябре 1924 г. возникли две новых ССР — Узбекская и Турк­менская. В составе Узбекской ССР была сформирована Таджикская АССР45. Вхо­дившая в состав РСФСР Казахская АССР увеличилась за счет казахских районов Туркестанской АССР (полностью уничтоженной в процессе перекройки границ). В ее границах были созданы Кара-Киргизская (с мая 1925 г. — Киргизская) и Ка­ракалпакская автономные области. Узбекистан и Туркмению приняли в состав СССР на III съезде советов в мае 1925 г.

Далее происходили следующие основные события:

• Киргизская АО повысила свой статус до АССР в составе РСФСР 1 фев­раля 1926 г.;

• Таджикская АССР отделилась от Узбекистана, стала самостоятельной Таджикской ССР и седьмым участником Союза ССР в декабре 1929 г.;

• Каракалпакия повысила свой статус до уровня АССР в составе РСФСР 20 марта 1932 г.

Новая ситуация была упорядочена с принятием второй конституции СССР 5 декабря 1936 г. на Чрезвычайном съезде советов СССР.

• Казахская АССР в составе РСФСР повысила свой статус, вышла из соста­ва РСФСР и стала новой союзной республикой.

• То же самое произошло с Киргизской АССР.

• ЗСФСР была расформирована и превратилась в три отдельные союзные республики — Грузию, Армению и Азербайджан.

На уровне автономий с меньшим статусом тоже произошли свои изменения. Каракалпакская АССР была выведена из состава РСФСР и передана Узбекистану, оставшись с тем же статусом.

Таким образом, в конце 1936 г. Союз ССР включал уже 11 республик. Терри­тория РСФСР существенно уменьшилась в результате создания новых союзных республик в Центральной Азии. Кроме того, в 1924 г. за счет территорий РСФСР более чем в два раза была увеличена территория Белоруссии. Все это вело к даль­нейшему снижению роли РСФСР в территориально-политической системе СССР, к превращению СССР в более сбалансированный союз с точки зрения влияния его отдельных субъектов.

44 В октябре 1923 г. Хорезм переименовал себя из народной в советскую социали­
стическую республику по общему образцу. Бухара сделала то же самое в сентябре 1924 г
Однако обе республики были ликвидированы, так как не вписывались в концепцию созда­
ния национальных государств.

45 О статусе АССР (автономной советской социалистической республики) подроб­
нее см. ниже.

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы " центррегионы "

Новой потерей РСФСР в марте 1940 г. стало преобразование Карельской АССР в Карело-Финскую ССР (Карелия вернулась обратно в состав РСФСР 16 ию­ля 1956 г.).

Наконец, четыре новые республики появились в составе СССР в 1940 г. в результате расширения территории на западной границе. В августе 1940 г. в СССР после создания лояльных Москве коммунистических правительств вступили три прибалтийские республики — Эстония, Латвия и Литва, а также Молдавия46. Та­ким образом, СССР стал включать уже 16 республик47. Последнее изменение в со­ставе Союза произошло в 1956 г. в связи с понижением статуса Карелии и ее воз­вращением РСФСР. С тех пор и до самого конца советской истории в Союз входи­ли 15 республик.

В заключение следует напомнить историю ряда " неудавшихся" союзных республик, помимо Карело-Финской ССР. В 1920-е гг. центр не согласился с пре­тензиями на высокий статус двух небольших закавказских территорий. Нахиче­вань, географически отделенная от территории Азербайджана и граничащая с Тур­цией, в 1920 г. провозгласила себя самостоятельной советской социалистической республикой. Впоследствии она стала автономным краем в составе Азербайджана, а в 1924 г. получила статус АССР. К числу " неудавшихся" союзных республик от­носится и Абхазия, где в 1921 г. была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. В конце года был подписан союзный договор с другой ССР — Грузией, после чего Абхазию стали считать частью Грузии. Но только в 1931 г. был оформлен " стандартный" статус Абхазии как АССР в составе Грузии. Ясно, что центр не мог пойти на создание столь мелких союзных республик. Поэтому Абхазию и Нахичевань ввели в состав более крупных республик, предоставив им статус АССР.

4.3.6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.