Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная юрисдикция на море






В систему АТД, о которой речь шла выше, входят суша, а также водные объекты су­ши, т.е. реки и внутренние водоемы, которые тоже включаются в состав террито­рии тех или иных регионов. Однако не следует забывать, что государственная юрис­дикция (суверенитет) распространяется и на покрытые водой морские ареалы, кото­рые остаются за рамками формальных регионов, административно-территориаль­ных единиц. Для полноты картины эти территории также должны учитываться при рассмотрении государства как территориально-политической системы: они пред­ставляют совершенно особую и важную периферию этой системы.

Морская территория (акватория), относящаяся к юрисдикции того или иного государства, имеет свои особенности. Очевидно, на ней отсутствует постоянное на­селение. В этом одна из причин, по которой морская акватория обычно находится под прямой юрисдикцией государства и не входит в состав того или иного фор­мального региона (либо может рассматриваться как особый формальный регион). Таким образом, здесь действует только общенациональная власть в отсутствие вла­сти региональной и муниципальной. Общенациональная власть, в частности, при-

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

нимает нормативные акты, регулирующие статус морской акватории, контроль за ней, использование ее ресурсов. Акватория является важным ресурсом: здесь про­ходят судоходные пути, находятся ценные экономические ресурсы.

Особенность морской акватории состоит в том, что государство, как правило, выдвигает претензии на ее часть и считает эту часть своей. Для регулирования та­кой практики существуют международные конвенции, которые вводят ограниче­ния на величину акватории, которая может находиться под юрисдикцией того или иного государства.

В соответствии с международной практикой морская акватория делится на несколько частей.

1. Акватория с полной государственной юрисдикцией.

Внутренние воды. К ним относятся практически замкнутые морские бас­сейны, отделенные от открытого моря узкими проливами.

Территориальные воды, или территориальное море (territorial sea). Это — часть акватории, прилегающая к побережью, на которую распространяется юрис­дикция данного государства, и где государство имеет исключительные права на при­родные ресурсы моря и морского дна. Ширина этой зоны обычно составляет от 3 до 12 миль, по международной конвенции территориальные воды ограничены 12-миль­ной зоной (принятие трехмильного рубежа за морскую границу государства в XVII— XVIII вв. объяснялось пределами дальнобойности пушек).

На практике многие государства в одностороннем порядке пытались расши­рить территориальные воды, чтобы иметь гарантированные экономические преиму­щества и контролировать обширные морские пространства. Например, Конго и Мавритания расширили свои территориальные воды до 30 миль, Камерун, Танзания и Мадагаскар — до 50 миль. Некоторые страны проводят свои морские границы на расстоянии 100 и 130 миль. Самые обширные территориальные воды стремятся кон­тролировать некоторые латиноамериканские и африканские государства, которые провели свои морские границы на расстоянии 200 миль от побережья. Так посту­пили Чили, Перу и Эквадор в 1950-е гг., их примеру следовали Бразилия, Аргенти­на, Уругвай, Панама, Сальвадор, Сьерра-Леоне и Сомали.

2. Акватория с частичной государственной юрисдикцией.

Прилежащая зона (contiguous zone). Это — собственно морская граница государства, являющаяся не линией, а полосой шириной 12 миль. В этой зоне госу­дарство осуществляет пограничный контроль.

Исключительная экономическая зона. Здесь суда (равно как и авиация) всех стран имеют право свободного прохода, но только одна, близлежащая страна имеет исключительные права на эксплуатацию местных ресурсов. Обычно граница эко­номической зоны проходит на расстоянии 200 миль от побережья.

Континентальный шельф за пределами исключительной экономической зоны. Здесь государство имеет право претендовать только на разработку минеральных ре­сурсов на дне (добыча биологических ресурсов моря полностью свободна).

2.2 Политико-административные границы и пограничные споры

Следует помнить, что если побережья двух государств находятся на достаточно близком расстоянии друг от друга, то акватория делится морской границей — в соот­ветствии с международно признанными нормами и двусторонними соглашениями.

3. Акватория вне государственной юрисдикции.

Вся оставшаяся часть Мирового океана именуется открытым морем, и ни одна из стран не имеет здесь никаких особых прав.

2.2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.