Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к уровню освоения содержания курса

Место курса в профессиональной подготовке выпускников

При изучении данного курса необходима общеобразовательная подготовка студентов по культурологии, философии и истории. Данный курс основывается на знаниях студентов в области педагогической, социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии и психодиагностики, а также на прослушанный ранее спецкурс «Психология эмпатии».

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент должен:

Ø воспринимать толерантность как общечеловеческую ценность;

Ø знать особенности рассмотрения идеи толерантности в философской и педагогической науках;

Ø знать особенности рассмотрения феномена толерантности в современной психологии;

Ø уметь применять полученные знания на практике.

 

Изучение курса рассчитано на один семестр. Завершается обучение зачетом, на котором студенты должны продемонстрировать знание усвоенного материала и представить новые, нерассмотренные на лекциях, материалы (статьи, перевод иностранных статей и др .) по проблемам толерантности.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Декларации и законодательные акты принципов толерантности

Нантский эдикт. Декларация ЮНЕСКО о толерантности. Устав Организации Объединенных Наций. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказание за него. Конвенция о правах ребенка. Конвенция о статусе беженцев (1951 г., 1967 г.). Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека. Декларация и Программа действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене. Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках. Конвенция и Рекомендация ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования. Правила развития толерантности, предложенные ЮНЕСКО.

 

Тема 2. Понятие толерантности. Многоаспектность рассмотрения.

Этимология термина «толерантность» (латинское происхождение). 1598 год – Нантский эдикт и появление в обращении термина «толерантность» как терпимого отношения между католиками и протестантами. Понимание толерантности в английском, французском, китайском и арабском языках.

Понятие терпимости и толерантности в философии, этике, биологии и медицине, математике, логике, психологии. Разведение понятий «терпимость» и «толерантность». Объекты терпимого, толерантного и нетерпимого отношения. Характеристика терпимого, толерантного и нетерпимого отношения.

 

Тема 3. Философские основы толерантности.

Проблема терпимости в религиозных концепциях (джайнизм, буддизм, индуизм, даосизм, ислам, христианство и т.д.). «Послание о веротерпимости» Д.Локка. «Концепция непротивления злу насилием» Л.Н. Толстого. Проблема терпимости в понимании Н.К. Рериха. «Благоговенье перед жизнью» А. Швейцера. Экзистенциальная философия В. Франкла. Теория толерантности Маркузе. Теория толерантности Д. Хейда. Теория толерантности Уолфа.

 

Тема 4. Толерантность как психологическая категория.

Гуманистическая психология как методологическая основа терпимости и толерантности (М. Бубер, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Оллпорт).

Понятия «терпимое отношение», «толерантное отношение», «нетерпимое отношение». Функции терпимости и толерантности. Виды терпимости и толерантности: квазитерпимость, псевдотерпимость, коммуникативная и фрустрационная толерантность, подлинная позитивная терпимость. Формы терпимости, толерантности, нетерпимости. Терпимое отношение с позиции «сверху», «снизу», «рядом».

Механизмы возникновения терпимости и толерантности (по Клепцовой Е.Ю.). Этапы развития терпимости и толерантности. Психологическая структура терпимости, толерантности и нетерпимости: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.

Понимание толератности Г.У.Олпортом. Черты толерантной личности (по Г. Оллпорт): знание самого себя, чувство безопасности, интернальный локус контроля, устойчивость к неопределенности, ориентация на себя, отсутствие приверженности к порядку, способность к эмпатии, чувство юмора, ориентация на свободное и демократическое общество.

Проблема толерантности в межличностном общении (по Г.С. Кожухарь). Психология конфликта, теория человеческих потребностей, психология социальной идентичности и теория совладающего поведения. Процесс толерантного реагирования на партнера по общению. Этапы и элементы толерантности в межличностном взаимодействии.

Ресурсы позитивной психологии в формировании толерантной личности (М.Аргайл, К.Л.Изард).

 

Тема 5. Психология межэтнической толерантности.

Феномен «этнической идентичности». Виды этнической идентичности: позитивный и негативный (по В.Ю. Хотинец). Подвиды позитивной этнической идентичности в гиперболизированной форме: этноцентризм, этнодоминирование, этнофанатизм, национализм. Подвиды негативной этнической идентичности в литотизированной форме: этнонегативизм, этноэлиминация, этнонигилизм.

Понятие «межэтнической толерантности». Схема генезиса этнической толерантности. Совокупность социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности: индивидуальный, групповой и общественно-государственный уровни. Показатели интолерантности испытуемых с различной степенью выраженности этнической идентичности.

Национальные особенности и этика деловых отношений с иностранцами.

 

Тема 6. Психодиагностика толерантности

Экспресс – опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.М. Магура). Методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко. Методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер). Методика для измерения предрасположенности к предрассудкам (Г. Оллпорт, Б. Крамер). Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).

 

Тема 7. Толерантность в образовательном процессе.

Толерантность как принцип гуманистической педагогики (Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, С. Френе, К.Н. Венцель, В.А. Сухомлинский). Идеи толерантности через педагогику сотрудничества, педагогику успеха, диалоговую педагогику, педагогику ненасилия. Цели и задачи педагогики толерантности. Семь областей обучения толерантности (по Б.Э. Риэрдон).

Поведенческие характеристики толерантного и интолерантного класса. Правила педагогической толерантности.

 

Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Проблема терпимости в джайнизме и буддизме.

2. Проблема терпимости в индуизме и даосизме.

3. Проблема терпимости в исламе.

4. Проблема терпимости в христианстве.

5. «Концепция о непротивлении злу насилием» Л.Н. Толстого.

6. Проблема терпимости в понимании Н.К. Рериха.

7. «Благоговение перед жизнью» А. Швейцера.

8. Теория «здоровой личности» А. Маслоу

9. Экзитенциальная философия В. Франкла

10. Толерантность как дорога к миру (в понимании Б. Риэрдона).

11. Идея толерантности в педагогических теориях (Ж.Ж. Руссо, К.Н. Венцель, В.А. Сухомлинский).

12. Ненасильственная педагогика М. Монтессори.

13. Педагогика социальных способностей С. Френе.

14. Идея принципов толерантности в международных актах.

15. Экономические, социальные и культурные права человека.

16. Формы дискриминации в мире.

17. Характеристика терпимого, толерантного и нетерпимого отношения.

18. Толерантность в понимании западных философов.

19. Функции и виды толерантности.

20. Терпимость и толерантность (по Е.Ю. Клепцовой).

21. Психологическая структура терпимости и толерантности.

22. Механизма толерантности в межличностном общении.

23. Характеристика насильственного и ненасильственного взаимодействия в образовательном процессе.

24. Понятия «этнической идентичности» и «этнической толерантности».

25. Социально-психологические условия формирования этнической толерантности.

 

Зачетное мероприятия может проходить в творческой форме – это составление студентами занятий по толерантности по следующим темам:

· «Толерантность в семье»

· «Толерантность и младший школьник»

· «Толерантность и подросток»

· «Толерантность в образовании»

· «Толерантность по отношении к иностранцам»

· «Толерантность и мигранты»

· «Толерантность и педагог» и т.д.

 


3. Распределение часов курса по темам и видам работ

(для студентов дневного отделения)

 

  № п/п   Тема Количество часов
аудиторные Самостоятельная работа Итого по темам
лекции семинары
  Декларации и законодательные акты принципов толерантности.        
  Понятие толерантности. Многоаспектность рассмотрения.   -    
  Философские основы толерантности -      
  Толерантность как психологическая категория   -    
  Психология межэтнической толерантности        
  Психодиагностика толерантности        
  Толерантность в образовательном процессе        
  Итого        

 

4. Форма итогового контроля: зачет

 

5. Учебно-методическое обеспечение курса

 

Рекомендуемая литература

1. Аргайл М. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2003.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: «Филин», 1996. – с. 132 – 147.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1987.

4. Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии, 1993, № 4, с. 61 – 68.

5. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. – М., СПб, 2000.

6. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? – Вопросы психологии, 2007, № 6. – с. 3 – 20.

7. Изард К.Л. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009.

8. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. – М., Академический Проект, 2004. – 176 с.

9. Кожухарь Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности. – Вопросы психологии, 2007, № 2.- с. 15 – 28.

10. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении. – Вопросы психологии, 2006, № 2. – с. 3 – 12.

11. Козлова А.Г. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: словарь. – СПб.: Речь, 2007. – 331 с.

12. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000. – 255 с.

13. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии, 1993, № 4, с. 68 – 73.

14. Роджерс К. Клиентоориентированная терапия. – М., Рефлбук, 1997.

15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Академический проект, 1999.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. /Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. статья Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

17. Seligman M.Flourish. A New Understanding of Happiness and Well-being. – Nicholas Brealey Publishing. London. Boston. 2011. 350 p.

Дополнительная литература

1. Бардиер Г.Л. Технологии изучения социальной позиции и развития толерантных установок у детей // Из: Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. 2-е изд., допол. и перераб. – СПб.: Речь, 2004. – с. 144 – 157.

2. Вишневский А.Г. Миграционная стратегия России и политика толерантностию – Национальный психологический журнал, № 2 (6), 2011. – с. 90 – 97.

3. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – 240 с.

4. Декларация принципов толерантности – Резолюция 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

5. Дзялошинский И.М. Толерантность и мультикультурализм – ценностные ориентиры СМИ. – Национальный психологический журнал, № 2 (6), 2011. – с. 122 – 130.

6. Дробижева Л.М. Социология межэтнической толерантности. – М., 2003.

7. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник СпбГУ, 1996, № 3, с. 23 – 27.

8. Зинченко Ю.П. Методологические основы психологии безопасности. – Национальный психологический журнал, № 2 (6), 2011. – с. 11 – 14.

9. Литвинова В.Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи: Автореферат … канд.псих.наук. – М., 2007. – 25 с.

10. Локк Дж. Послание о веротерпимости. – Национальный психологический журнал, № 2 (6), 2011. – с. 137 – 154.

11. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 526 с.

12. Нантский эдикт (13 апреля 1598 г.) – Национальный психологический журнал, № 2 (6), 2011. – с. 135 – 136.

13. Новичков В. Толерантность: этимология и образовательная практика. – Народное образование, 2006, № 9. – с. 186 – 191.

14. Огурцов А. Антипедагогика: вызов постмодернизма. – Высшее образование в России, 2002, № 4. – с. 54 – 68.

15. Олпорт Г.У. Толерантная личность. – Национальный психологический журнал, № 2 (6), 2011. – с. 155 – 159.

16. Особенности толерантного взаимодействия // Воробъева И.В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы. – Екатеринбург, Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед. ун-т», 2009. - с. 174 - 197

17. Палаткина Г.В. Этнотолерантность в мультикультурном регионе. – Школьные технологии, 2003, № 3. – с. 217 – 221.

18. Перцев А.В. Воспитание толерантности в школе (педагогические размышления) // Толерантность как практическая философия педагогики: Коллективная монография / Отв. ред. А.В. Перцев. – Вып. 14. – Екатеринбург: Полиграфист, 2005. – с. 257 – 292.

19. Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В., Кравцова А.Р., Осипова В.С. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. – М.: Смысл, 2000. – 73 с.

20. Плазовска А. Толерантность – декорация или содержание? – Вестник Европы, 2006, № 17. – с. 167 – 171.

21. Психодиагностика толерантности личности. Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008. – 172 с.

22. Семья: между насилием и толерантностью: Коллективная монография. / Отв. редактор М.А. Литовская, О.В. Шабурова. – Труды Уральского МИОНа. Вып. 18. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. – 390 с.

23. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в образовательном процессе: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластелина. – М., 2000. – 216 с.

24. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование, 2002, № 2. – с. 111 – 118.

25. Солдатова Г.У. Межэтническая напряженность. – М.: Смысл, 1998.

26. Солдатова Г.У., Нестик Т.А. Историко-эволюционная перспектива человечества: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности. – Национальный психологический журнал, № 2 (6), 2011. – с. 15 – 24.

27. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Шайгерова Л.А. Принципы формирования толерантности и управление рисками ксенофобии. – Национальный психологический журнал, № 2 (6), 2011. – с. 60 – 79.

28. Скрипкина Т.П., Карабанова О.А. Социально-культурные технологии формирования социального и индивидуального толерантного поведения. – Национальный психологический журнал, № 2 (6), 2011. – с. 34 – 39.

29. Степанов П. Как воспитать толерантность? – Народное образование, 2002, № 1. – с. 159 – 165.

30. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания: Коллективная монография/Отв. редактор А.В. Перцев. – Вып. 16. – Екатеринбург: Полиграфист, 2006. – 192 с.

31. Трескова С.Н. Язык как граница мира: проблема толерантного понимания // Толерантность как практическая философия педагогики: Коллективная монография /Отв. ред. А.В. Перцев. – Вып. 14. – Екатеринбург: Полиграфист, 2005. – с. 320 – 354.

32. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7 – 1 классов /Авт.-сост. С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – М.: АРКТИ, 2007. – 128 с.

33. Фиш С. Трудности с толерантностью. – Социология образования, 2007, № 1. – с. 78 – 79.

34. Хомяков М.Б. Толерантность и ее границы. – Национальный психологический журнал, № 2 (6), 2011. – с. 25 – 33.

35. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. – 124 с.

36. Циплакова Ю.В. Понимание жизни и проблема толерантности в западноевропейской философии и педагогике Х1Х – начала ХХ вв. // Толерантность как практическая философия педагогики: Коллективная монография /Отв. ред. А.В. Перцев. – Вып. 14. – Екатеринбург: Полиграфист, 2005. – с. 38 – 73.

37. Черепанова Е.С. Педагогика толерантности: проблемы теории и практики // Толерантность как практическая философия педагогики: Коллективная монография /Отв. ред. А.В. Перцев. – Вып. 14. – Екатеринбург: Полиграфист, 2005. – с. 11 – 37.

38. Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Исследование этнической толерантности личности. – Национальный психологический журнал, № 2 (6), 2011. – с. 80 – 89.

39. Шустова Л.П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников. – Вестник практической психологии образования, № 4 (13), октябрь – декабрь, 2007. – с. 64 – 72.

40. Шустова Л.П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников. – Вестник практической психологии образования, № 2 (15), апрель - июнь, 2008. – с. 70 – 75.

41. Crisp R. Communitarianism and toleration. - From: Toleration: philosophy and practice. Brookfield, USA, 1992. – p. 108 – 122.

42. Glen N. Virtue, reason and toleration: the place of toleration in ethical and political psychology. – Edinburgh, 1998.

43. Halbertal M. Autonomy, toleration and group rights: a response to Will Kymlicka. – From: Heyd D. Toleration: an elusive virtue. – Princeton, New Jersey. – 1996. – p. 106 – 113.

44. Heyd D. Education to toleration: some philosophical obstacles and their resolution. – From: The culture of toleration in diverse societies / edited by C. McKinnon, B. Castiglione, 2003. – p. 196 – 205.

45. Heyd D. Toleration: an elusive virtue. – Princeton, New Jersey. – 1996.

46. Mason A. City life and community: complementary or incompatible ideals? - The culture of toleration in diverse societies / edited by C. McKinnon, B. Castiglione, 2003. – p. 132 – 145.

47. Megone C. Truth, the autonomous individual and toleration. – From: Toleration: philosophy and practice. Brookfield, USA, 1992. – p. 126 – 143.

48. Norton J., Nicholsen P. Philosophy and practice of toleration. – From: Toleration: philosophy and practice. Brookfield, USA, 1992. – p. 1-13.

49. The culture of toleration in diverse societies / edited by C. McKinnon, B. Castiglione, 2003.

50. Wolff J. Social ethos and the dynamics of toleration. – From: The culture of toleration in diverse societies / edited by C. McKinnon, B. Castiglione, 2003. – p. 147 – 159.

51. Wolff R.P. Marcuse’s theory of toleration. – Polity, vol. 6, No. 4 (summer, 1974), p. 469 – 479.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Введение. Исполнитель: Чернышкова Наталья




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.