Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зависимость между рациональностью образа жизни неработающих пенсионеров и некоторыми объективными






и субъективными факторами (на 100 лиц соответствующей категории)

 

 

Изучаемые показатели Уровень образа жизни
мужчины женщины
высокий низкий высокий низкий
Уровень образования        
а) служащие        
высшее 47, 0 22, 7 40, 3 7, 2
среднее 37, 7 24, 8 33, 7 12, 4
б) рабочие        
среднее 38, 5 34, 6 28, 6 23, 8
начальное 31, 8 37, 9 19, 2 24, 6
Состав семьи        
одинокие 20, 6 29, 4 22, 2 24, 5
супружеские пары 34, 6 22, 2 38, 1 19, 0
имеют детей и внуков 27, 7 25, 5 26, 4 20, 8
Загруженность        
домашним трудом        
а) служащие        
малая 30, 4 21, 2 38, 1 9, 5
большая 30, 8 38, 5 32, 3 22, 6
б) рабочие        
малая 34, 4 28, 1 35, 0 20, 0
большая 25, 0 35, 0 15, 0 30, 8
Состояние здоровья        
серьезно больные 8, 1 42, 6 7, 0 44, 3
относительно 64, 2 0, 0 73, 4 0, 7
здоровые        
Сознательность        
отношения к здоровью        
а) служащие        
высокая 76, 2 0, 0 65, 6 0, 0
низкая 2, 7 86, 5 0, 0 90, 0
б) рабочие        
высокая 73, 7 0, 0 95, 0 5, 0
низкая 0, 0 100, 0 0, 0 92, 3

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

Следует, однако, подчеркнуть, что рациональность образа жизни в целом определяется вооруженностью пожилых людей достаточным арсеналом соответствующих гигиенических зна­ний (в области подходящего для их возраста питания, режима дня, двигательной активности, а также личной гигиены). Так, например, мужчины-рабочие с высоким уровнем санитарной грамотности ведут здоровый образ жизни в 63% случаев, сре­ди них осложненные формы хронических заболеваний отмеча­ются только у 30% человек, в то время как при низком уровне герогигиенических знаний эти показатели равны 0% и 84%.

Обобщение статистических закономерностей, выявленных в серии комплексных социологических исследований, позво­лило установить ключевые факторы, лимитирующие рацио­нальность образа жизни стареющих людей, которая, в свою оче­редь, в значительной степени детерминирует состояние их здо­ровья и удовлетворенность положением пенсионера. К таким факторам, как свидетельствуют накопленные данные, следует отнести сознательность отношения к здоровью, с одной сторо­ны, и активность в планировании свободного времени — с дру­гой, зависящие прежде всего от наличия герогигиенических знаний и широты общественных и культурных интересов.

Относительно низкие, даже в условиях крупных городов, показатели рациональности образа жизни неработающих пен­сионеров (на киевской выборке высокий его уровень наблю­дается только в 20%), социальной адаптации (35-40% среди служащих и 23-27% среди рабочих), наличия пенсионных пла­нов (25%), санитарной грамотности (55% у служащих и 20% у рабочих), совокупности активных форм удовлетворения ду­ховных интересов (18%) на фоне прочного стереотипа в поведе­нии пенсионеров (свыше 80% из них продолжают допенсионный стиль жизни), а также выдвинутая нами гипотеза о возможности контроля выявленных факторов, формирующих названные показатели, послужили научным основанием для постановки и разработки проблемы планирования подготовки к выходу на пенсию.

<...>

Под подготовкой к выходу на пенсию (к пенсионному пе­риоду) подразумевается целенаправленное формирование в

H. H. Сачук. Проблемы программированной подготовки... 503

сознании стареющего человека положительного отношения к активному, здоровому образу жизни в пенсионном периоде и воспитание у него представлений и практических навыков со­ответствующего поведения. Подготовка к выходу на пенсию отличается от санитарной пропаганды в области геронтологии тем, что она не ограничивается санитарно-просветительной работой, а включает также подпрограммы лечебно-оздорови­тельных и герогигиенических мероприятий, социально-психо­логическую и юридическую подготовку.

Основной целью социально-гигиенического и социально-психологического направления подготовки к выходу на пен­сию является удлинение активного периода жизни стареющих людей и повышение их адаптации к изменяющимся условиям и статусу пенсионера.

Для успешного достижения этой цели предстоит решить ряд важных и довольно сложных задач, среди которых следу­ет выделить воздействие путем обучения и целенаправленной пропаганды на формирование более сознательного отношения к своему здоровью, потребности в получении и использовании герогигиенических знаний; более высокого уровня физичес­кой активности; более широкого кругозора и духовных инте­ресов; потребности в общественной и культурной активности, в расширении социальных контактов.

Поэтому в проекте разработанной комплексной подготов­ки предпенсионеров и пенсионеров в указанных аспектах пла­нируется параллельное использование как уже существующих организационных форм группового характера с соответствую­щей корректировкой действующих программ пропаганды, обу­чения и активизации, так и создание новых целенаправленных программ, еще мало используемых для этих целей, но имею­щих значительные преимущества по своей массовости, доступ­ности и эмоциональному воздействию средств распростране­ния соответствующей информации и знаний.

В первом случае имеются в виду кабинеты санитарного про­свещения, гериатрические кабинеты, группы здоровья, народ­ные университеты, клубы ветеранов, центры обучения взрос­лых и другое. Во втором — специальные теле- и радиопередачи, серии тематических научно-популярных публикаций в перио-

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

дике. В перспективе это должно быть, по всей вероятности, со­ответствующие учебные фильмы, комплекты пластинок, вари­анты пособий, альбомов и т. п.

Целевой характер названных выше научно-практических программ потребовал выработки соответствующих критериев эффективности их реализации. В качестве таких критериев предлагается определение (с помощью анкетирования пенсионе­ров, охваченных подготовкой) наступающих изменений, а имен­но: увеличение источников и объема информации, потребляемой в порядке самообразования, в том числе в области здоровья, положительная перестройка режима дня, увеличение элемен­тов физической, культурной и общественной активности, рас­ширение дружеских и социальных контактов, включение в кол­лективные формы досуга, повышение уровня жизненной удов­летворенности.<...>

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.