Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О междисциплинарном подходе к психическому развитию






Множественность факторов, определяющих границы и направ­ление различных вариантов развития психики в онтогенезе, объясняет убежденность сторонников всевозрастного подхода в том, что любое изучение развития в рамках одной дисциплины является неполным. Источники возрастных, историко-времен-ных и индивидуальных факторов не являются компетенцией только какой-то одной науки. Например, историко-временные факторы невозможно рассматривать на основе только психоло­гических понятий и методологии.

Подробное обсуждение характера междисциплинарных свя­зей при изучении прижизненного развития человека выходит за рамки данной статьи. Хотелось бы только отметить, что мини­мальное знание других дисциплин совершенно необходимо для исследователей человеческого развития по ряду причин. Прежде всего, междисциплинарный взгляд помогает осознать неполноту любой теории развития поведения, сформулиро­ванной внутри одной науки. Например, когда психологи изу­чают профессиональные интересы и профессиональное совер­шенствование, им необходимо учитывать советы социологов и экономистов по поводу того, что эти явления находятся в сильной зависимости от характера социальной стратификации и обстановки на рынке труда. Или, скажем, психологи анализи­руют взаимоотношения детей и родителей. Однако социологи в свою очередь подчеркивают большое влияние историко-культур­ных перемен на формирование функциональной структуры се­мьи, включая организацию ведения домашнего хозяйства и пр.

Но междисциплинарный подход направляет различные нау­ки к интегрированию знаний вместо «сепаратистского» их раз­деления. Изучение человеческого онтогенеза предоставляет для этого уникальную возможность. Примером могут служить работы Elder о влиянии исторической и социальной ситуации (например, экономической депрессии) на развитие личности, а также усилия Featherman, Lerner по объединению социологи­ческих и психологических точек зрения для выработки ново­го понимания развития.

ЧАСТЬ VII. Психология героктогенеза






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.