Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальное развитие. как динамика роста (приобретений)






как динамика роста (приобретений)

и упадка (потерь)

Следующее положение всевозрастного подхода связано с пред­ставлениями о том, что любое развитие включает процессы роста (приобретений) и упадка (потерь). Оно было выдвину­то сравнительно недавно, и его теоретические основания еще не до конца проработаны и проверены.

Приобретения и потери. Рассмотрение психического раз­вития с точки зрения приобретений и потерь первоначально возникло по двум причинам. Первая связана с задачей выде­ления процесса старения внутри процесса развития. Вторая -с явлением многонаправленности развития, описанным выше, и использованием представлений об одновременных много­направленных изменениях для характеристики развития.

При определении старения как процесса, противополож­ного развитию, необходимо отметить, что в геронтологии тра­диционно существовала сильная тенденция (особенно среди биологов) определять суть старения как упадок (т. е. как одно­направленный процесс уменьшения адаптивных возможнос­тей). Однако исследователи поведения под влиянием обнару­женных ими новообразований пожилого возраста были склон­ны отрицать такой односторонний взгляд на старение. Они ставили задачу рассмотреть старение как один из аспектов развития.

Как такое включение старения в процесс развития могло быть осуществлено, учитывая, что традиционное определение

Пауль Б. Балтес. Всевозраапной подход в психологии развития... 445

развития было тесно увязано с понятием роста, а старение пре­имущественно ассоциировалось с упадком? Представители всевозрастного направления предложили изменить определе­ние развития и распространить его за пределы биологических представлений о росте и прогрессе. А именно предлагалось включить в понятие развития не только рост (приобретения), но и другие виды изменений. В результате развитие было опре­делено как любые изменения адаптивных возможностей орга­низма — позитивные и негативные. Это соответствовало и не­которым другим тенденциям в возрастной психологии.

Вторая причина (связанная с первой) возникновения темы соотношения, приобретений и потерь в развитии заключается в дальнейшей разработке понятий многомерности и многона-правленности интеллектуального развития на протяжении всей жизни. Специальные исследования разнонаправленное™ раз­вития многокомпонентных систем (см., например, двухкомпо-нентную схему интеллекта Кеттела — Хорна. — Прим. пер.) вышли на рассмотрение соотношений и, возможно, даже дина-

[ мического взаимодействия между различными подсистемами. Главный вопрос этих исследований: является ли факт наличия многонаправленных изменений, происходящих одновременно в разных компонентах системы (например, в «подвижном» и в

[ «кристаллизованном» интеллекте), достаточным основанием для пересмотра самого понятия развития. Согласно точке зре-

[ ния, представленной в данных работах, развитие на любом от­резке жизненного пути является одновременно выражением характеристик роста (приобретений) и упадка (потерь). Пред-

[ полагается, что каждое продвижение в развитии приносит в

Ьдно и то же время как новые адаптивные возможности, так и утрату каких-то прежних возможностей и способностей. Ни

[ один шаг в развитии не является только приобретением в «чи­стом» виде.

Взгляд на развитие как на процесс происходящих одновре­менно приобретений и потерь, конечно, не подразумевает, что в течение всей жизни они находятся в равной пропорции. Ве­роятно, происходит непрерывное возрастное изменение их со­отношения. <...> С возрастом меняется способность к адапта­ции, в которой пропорция приобретений и потерь суммирована

гт~

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

по широкому спектру функций. В целом развитие на протяже­нии всей жизни протекает в рамках, заданных этой динамикой.

Интерес к возрастной динамике позитивных (приобрете­ния) и негативных (потери) изменений стимулировал новые исследования в рамках всевозрастного подхода. Например, была сделана попытка рассмотреть процесс адаптации в целом через понимание всего прижизненного развития как взаимо­действия приобретений и потерь. Некоторые из этих работ на­метили теоретические линии, направленные на выявление ди­намических отношений между приобретениями и потерями в ходе развития.<...>

Процесс избирательной оптимизации с компенсацией об­ладает тремя свойствами, каждое из которых связано с соот­ношением приобретений и потерь: а) непрерывные изменения специализированных форм адаптации как общая черта всего прижизненного развития; б) адаптация к условиям биологи­ческого и социального старения с их возрастающими ограни­чениями пластичности; в) индивидуальные избирательные компенсаторные усилия, направленные на преодоление рас­тущих с возрастом трудностей для сохранения полноценной жизни.

Проведенное исследование навыков машинописи в пожи­лом возрасте является убедительным примером того, как со­четание специализации и компенсации функций у этих людей дает высокий уровень избирательной эффективности. Пожи­лые опытные в машинописи испытуемые, обнаруживая худ­шее, чем у опытных молодых, время реакции при печатании отдельных букв, тем не менее демонстрировали хорошую об­щую производительность. Они компенсировали снижение вре­мени реакции путем выработки более широкой опережающей ориентировки в последовательностях букв и слов. В результа­те пожилые испытуемые достигали общего уровня исполне­ния, сравнимого с уровнем молодых участников эксперимен­та, опираясь при этом на другие комбинации исполнительных навыков.

Связь положения о приобретениях-потерях с другими про­блемами развития. Применимо ли понимание приобретений и потерь как неотъемлемой черты процесса развития к познава-

Пауль Б. Балтес. Всевозрастпой подход в психологии развития... 447

тельному развитию в более ранних возрастных группах? Факт, что познавательное развитие не есть только прогресс, известен довольно давно. Проведенное исследование того, как дети пе­реходят от стратегий максимализации к стратегиям оптимиза­ции при решении задач с неопределенными условиями, — кон­кретный тому пример. Эта работа показывает, что высокий уровень познавательной функции (связанный с так называе­мой стратегией оптимизации) может иметь и оборотную сто­рону, если у задачи нет однозначного решения. А именно если познавательная задача логически неразрешима из-за отсут­ствия однозначного ответа, то маленький ребенок может здесь превзойти старших детей и взрослых. Это объясняется тем, что старшие дети и взрослые исходят из наличия логически одно­значного ответа и поэтому пользуются в своем решении не­адекватным критерием.

Идея приобретений-потерь содержится также в работах Пиаже, хотя его теория рассматривается чаще всего как обра­зец концепции развития, подчеркивающей однонаправленный рост. Например, в исследовании возрастной эволюции зри-тельных иллюзий Пиаже описал одновременно иллюзии, уси­ливающиеся и ослабевающие с возрастом. Когда иллюзии с возрастом усиливались, он приписывал эти потери в точности восприятия совершенствованию других познавательных фун­кций. Хороший пример — феномен, который Пиаже называл «эффектом подавления», вызванным динамическими соотно­шениями между перцептивными и когнитивными операциями. Он обнаружил, что у детей в возрасте от 7 до 8 лет их «правди­вое» перцептивное знание было подавлено развитием понятий­ных схем (в данном случае не очень «правдивых»). В результа­те — «подавление» функции восприятия. Таким образом, по­бочным продуктом познавательного развития явились потери в точности суждений, основывающихся на перцепции.

Идея о том, что любой процесс познавательного развития включает и позитивные, и негативные изменения адаптивных возможностей, заслуживает более подробной разработки. В ко­нечном счете анализ этого вопроса, вероятно, будет увязан с проблемой адаптивного соответствия. Иными словами, как следует и из эволюционных теорий (что проиллюстрировано

448 _______________________ ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенезд

в работе Gould, Lewontiri), онтогенетическое развитие может в своей основе вовсе не представлять процесса приобретения и накопления — в смысле общего увеличения эффективности адаптации. В то время как определенные формы умственной деятельности и поведения «отбираются» в ходе онтогенеза, все более активизируются и разрастаются, некоторые адаптивные возможности могут понижаться. Проявится ли как-то это сни­жение, зависит (как и при эволюционных изменениях) от кри­териев и требований, выдвигаемых или самим человеком и его средой на последующих этапах жизни, или экспериментато­ром в соответствующем исследовании.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.