Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многонаправленным






<...>

Процессы, меняющие человеческое поведение и подпадающие под общую рубрику «Развитие», могут происходить на любом отрезке жизненного пути — от рождения до смерти. Более того, можно проследить отчетливые траектории таких изменений, относящихся к развитию.

Развитие на протяжении всей жизни. Понятие всевозраст­ного развития имеет два аспекта. Во-первых, оно включает в себя общую идею о том, что развитие присуще всей человечес­кой жизни. Во-вторых, такое развитие может включать в себя процессы, берущие начало не с момента рождения, а в более поздние периоды жизни. Взятое в целом, всевозрастное развитие есть система разнообразных вариантов изменений, отличающих­ся, например, по временным показателям (возникновение, про­должительность, окончание), направленности и последователь­ности.

Один из способов понять, что такое всевозрастное разви­тие, — это представить себе множество возможностей и требо­ваний, с которыми человек сталкивается на протяжении своей жизни. Для уточнения особенностей системы разновозрастных требований и возможностей полезно воспользоваться сформули­рованным Хэвайюрстом понятием «задач развития». Задачи раз­вития включают группы проблем, требований и жизненных си­туаций, порождаемых биологическим развитием, социальными ожиданиями и собственными действиями человека. Эти про­блемы «меняются в ходе жизни и придают направление, силу и наполнение... развитию».

Таким образом, различные кривые развития, образующие­ся в ходе жизни, могут быть интерпретированы как отражения

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

различных задач развития. Некоторые из них сильно коррели­руют с возрастом. Однако, как будет показано ниже, такие за­дачи развития возникают также и под влиянием определенных исторических и индивидуальных обстоятельств.

Многомерность и многонаправленностъ. Термины «много­мерность» и «многонаправленность» — одни из ключевых для исследователей, использующих их при описании форм много­образия в ходе развития и при выработке представлений о раз­витии — процессе, не сводящемся только к росту, понимаемо­му как общее увеличение объема и повышение эффективнос­ти функционирования.

Полезность понятий многомерности и многонаправленнос-ти развития может быть проиллюстрирована исследованиями по психометрике интеллекта. Хорошим примером является психометрическая теория «подвижного» и «кристаллизован­ного» интеллекта, предложенная Кеттелем и Хорном. Соглас­но этой теории, интеллект состоит из нескольких компонентов, два из которых — «подвижный» и «кристаллизованный» -представляют собой наиболее важные группы интеллектуаль­ных способностей. Эти различные группы умственных способ­ностей и являются примером многомерности развития. Кроме того, предполагается, что данные многомерные компоненты различаются и по направленности своего развития. «Подвиж­ный» интеллект начинает отклоняться в сторону понижения (упадка) с какого-то момента в период взрослости, в то время как «кристаллизованный» продолжает развиваться и функцио­нировать по нарастающей. Это может служить примером мно-гонаправленности развития.

Теоретический подход Кеттела — Хорна к интеллектуаль­ному развитию был дополнен в других концепциях, каждая из которых также подразумевала возможность многомерных и многонаправленных изменений. Например, Berg, Stemberg про­анализировали умственное развитие на протяжении всей жизни человека в свете трехкомпонентной теории интеллекта Stem­berg. Они подчеркивали, что возрастные траектории развития трех компонентов интеллекта, выделенных в этой теории (ко­ординирующего, контекстного, эмпирического), могут отли­чаться по направленности.

Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития... 441

В наших работах по всевозрастному интеллектуальному развитию также использовалась модель Кеттела — Хорна, увя­занная с исследованиями, проводимыми^ когнитивной психо­логии. Были выделены две разновидности функционирования интеллекта: «подвижный» операционно-динамический интел­лект и «кристаллизованный» предметно-содержательный ин­теллект1. Операционно-динамический интеллект связан с ба-зальной организацией переработки информации и решения за­дач. Он имеет дело с основными познавательными операциями и когнитивными структурами, осуществляющими такие функ­ции, как установление отношений и классификация. Предмет­но-содержательный интеллект связан с функционированием операционно-динамического интеллекта в контексте опреде­ленных знаний и жизненных ситуаций.

Одной из наших целей был анализ внутри предметно-содер­жательного интеллекта: а) общих систем фактического и про­цедурного знания, таких как «кристаллизованный» интеллект; б) специализированных систем фактического и процедурного знания (например, профессиональное мастерство); в) знания об особенностях деятельности, т. е. о способах активации ин-

• теллекта в определенных условиях, требующих разумных дей-; ствий. Рассмотрение прагматики интеллекта требует (как и [.-при выделении Sternberg контекстного и эмпирического компо­нентов интеллекта) развернутого анализа изменяющейся струк­туры и функционирования систем знания на протяжении все-

Гго жизненного пути данного человека.

Новые формы интеллекта во взрослом возрасте и в старо­сти. Что можно сказать о возникновении новых форм интел­лекта в поздние периоды жизни? Одно дело — утверждать в

• принципе, что на поздних этапах жизненного пути могут воз-Рникнуть новообразования, относительно мало связанные с бо­лее ранними процессами, и совсем другое — экспериментально показать существование таких поздних новообразований в пси­хическом развитии. Используемый во всевозрастном подходе классический пример поздневозрастного новообразования — это

В оригинале — mechanics and pragmatics of intellijence. Буквальный перевод этих терминов на русский язык исказил бы их смысл.— Прим. пер.

.

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

возникновение процесса дальней реминисценции и пересмот­ра собственной жизни. Было показано, что феномен реконст­руирования и ревизии своей жизни впервые возникает на позд­них этапах. Другим примером подобного новообразования мо­жет служить явление автобиографической памяти.

По отношению к интеллектуальному развитию, однако, от­крытым остается вопрос, приносят ли с собой взрослость и ста­рость новые виды направленности и функционирования или в их основе лежат различные количественные (но не качествен­ные) вариации функций, берущих начало в более ранних воз­растных периодах. С одной стороны, существуют когнитивно-структурные доводы Флейвелла и Пиаже, говорящие скорее в пользу горизонтального сдвига, чем о дальнейшей структур­ной эволюции и трансформация. Эти авторы считают, что ос­новные когнитивные операции окончательно складываются в ранней взрослости. В дальнейшем, по их мнению, меняется только содержание и области, в которых эти когнитивные струк­туры используются.

С другой стороны, ведутся очень интенсивные исследова­тельские работы, направленные на поиск качественно или струк­турно новых форм интеллекта взрослого человека. Работы по диалектическим и постформальным операциям являются хо­рошим примером этих усилий. Данная линия исследований была во многом стимулирована (если не начата) Riegel, выска­завшим предположения о возможности пятой стадии познава­тельного развития.

Другие работы по интеллектуальному развитию взрослого человека берут начало в неофункционалистских подходах и черпают информацию из когнитивной психологии. Централь­ными в этих подходах являются экспертные модели и систе­мы знаний, тогда как вопросу о структурных этапах придается меньшее значение.

Модное сейчас в когнитивной и возрастной психологии по­нятие системы экспертных знаний может служить иллюстра­цией данного направления исследований. Это понятие означа­ет высокоразвитые знания и навыки. Наука, шахматы, профес­сиональные навыки (например, машинопись) — предметные области, на примере которых чаще всего изучается усвоение и

Пауль Б. Балтес. Ьсевозрастной подход в психологии развития... 443

поддержание систем экспертных знаний. В жизни многих лю­дей очень часто возникают возможности для применения этих экспертных знаний. Таким образом, можно предположить, что дальнейшее интеллектуальное совершенствование возможно в тех областях, в которых человек продолжает использовать и углублять свои процедурные и фактологические знания.

В работах, посвященных изучению социального интеллек­та и жизненной мудрости, были описаны две основные сферы, в которых могут наблюдаться главным образом положитель­ные изменения в предметно-содержательном интеллекте вто­рой половины жизни: практический ум и сфера знаний о фун­даментальных жизненных законах и реалиях. Мудрость была в первую очередь выделена как та форма предметно-содержа­тельного интеллекта, которая может продолжать совершен­ствоваться или даже впервые возникает во взрослом возрасте. В одном из подходов мудрость определяется как «экспертные знания о фундаментальных жизненных законах и реалиях». В исследованиях мудрости испытуемого разного возраста про­сят, например, решать различные задачи из области планиро­вания и анализа жизненного пути. Отраженная в протоколах система знаний оценивается по ряду теоретически сформули­рованных критериев.

Первые результаты свидетельствуют, что, как и предпола­галось, некоторые испытуемые пожилого возраста и в самом деле владеют хорошо развитыми системами знаний о ситуаци­ях, требующих планирования жизни. Так, например, когда по­жилых людей просили проанализировать относительно редкую или необычную ситуацию, связанную с жизненным планирова­нием и участием других пожилых, они демонстрировали более развитые системы знаний, чем молодые взрослые. Более того, пожилые испытуемые, которые многими людьми были назва­ны мудрыми (по результатам опроса. — Прим. пер.), демонст­рировали высокий исполнительский уровень.

Исследования мудрости только начинаются. Еще откры­тым остается вопрос: насколько понятие мудрости может быть перенесено на экспериментальный уровень с последующим выходом на достаточно проработанную психологическую тео­рию мудрости? Мы являемся в этом отношении оптимистами,

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

поскольку когнитивные психологи также расширяют исследо­вание процессов решения таких смысловых задач, которые, как и проблемы, требующие мудрости, имеют высокий уро­вень реальной жизненной сложности и в которых формулиро­вание проблемы и ее решение подразумевают некоторую сте­пень неопределенности и релятивизм в выводах. В контексте данной статьи важно отметить, что исследования мудрости дают пример знаний именно такого типа, который привлекает все большее внимание когнитивных и возрастных психологов, занимающихся поздними периодами жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.