Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение, ведущее к самоактуализации






Что делает человек, когда он самоактуализируется? Стискива­ет зубы и скрежещет ими? Что означает самоактуализация в терминах реального поведения, реальной процедуры? Я опи­шу восемь путей самоактуализации.

Во-первых, самоактуализация предполагает, что человек от­дается своим переживаниям полностью, живо, самозабвенно, целиком сосредоточиваясь на них, не боясь быть полностью поглощенным ими, без подросткового смущения. В момент та­кого переживания человек целиком и полностью раскрывает свою человеческую сущность. Это и есть момент самоактуали­зации. Мы все время от времени переживаем такие моменты. Как консультанты мы в силах помочь нашим клиентам испы­тывать их чаще. Мы можем поощрять их к тому, чтобы они, полнее погружаясь во что-либо, забывали о своих позах, своих Психологических защитах, своей робости и застенчивости — и Шли до конца. Со стороны видно, что это могут быть сладост­ные мгновения. У парней, стремящихся выглядеть «крутыми», Циничными и искушенными, мы можем наблюдать восстанов­ление какой-то детской невинности, неиспорченности. Таково, Во всяком случае, выражение их лиц, когда они полностью по-

358 ____________________________ ЧАСТЬ VI. Психалогиявзраг^

глощены тем, что переживают в данный момент. Ключевое сло­во здесь «самозабвенно»: ведь наши подростки страдают от д фицита самозабвения, от того, что их сознание слишком обра щено на них самих.

Во-вторых, жизнь можно рассматривать как процесс после­довательных выборов. В каждой точке есть выбор прогрессив­ный и есть регрессивный. Можно двинуться в сторону защиты безопасности, боязни; но по другую сторону есть выбор, веду­щий к личностному росту. Сделать в течение дня дюжину та­ких выборов вместо выборов, продиктованных страхом, — зна­чит совершить столько же шагов в направлении самоактуали­зации. Самоактуализация — это продолжающийся процесс. Она предполагает осуществление многочисленных выборов: солгать или быть честным, украсть или не украсть в каждом конкрет­ном случае, причем каждый раз должен быть сделан выбор, ве­дущий к росту. Это и есть движение к самоактуализации.

В-третьих, чтобы имело смысл говорить о самоактуализа­ции, должна существовать та самость, которая актуализирует­ся. Человек — не tabula rasa\ не кусок глины или пластилина. Он — нечто уже существующее, хотя бы как недостаточно офор­мившаяся структура. Человек — это, как минимум, его темпе­рамент, его биохимические балансы и т. п. Существует самость (self), и прислушаться к голосу внутренних импульсов — зна­чит дать ей проявиться. Большую часть времени большинство из нас (особенно это касается детей и молодых людей) слуша­ет не свой голос, а встроенный внутрь нас голос мамы, или папы, или старших, или истеблишмента, авторитета, традиции.

В качестве простого первого шага на пути к самоактуализа­ции я иногда советую своим студентам, чтобы, когда им пред­лагают бокал вина и спрашивают, нравится ли оно им, они реа­гировали необычным образом. Прежде всего, говорю я, не надо смотреть на этикетку — пусть она не служит сигналом, подска­зывающим, должно ли вино нравиться. Далее, я рекомендую им закрыть глаза и помолчать. Теперь они готовы, отключив шуми окружающего мира, пригубить вино и, ощутив на языке его вкус, обратиться к внутреннему «верховному суду». Тогда"

1 Чистая доска — лат.

ъЛаслоУ- Самоактуализация и ее предпосылки 359

ько тогда они вправе сказать: «Мне нравится» или «Мне не •явится». Суждение, вынесенное таким образом, существен-) отличается от обычной фальши, в которую мы все вовлече-

ч Недавно на одной вечеринке я поймал себя на том, что смот-Hbi. IJ< ~rt

на этикетку на бутылке и убеждаю хозяйку, что она выбра­ла очень хорошее виски. Но вдруг я остановился: что я говорю? Ведь я очень мало знаю о виски. Точнее, я знаю только то, что говорит реклама, а в действительности не имею представления, хороша данная марка или нет. Подобным образом поступаем мы все. Отказ от такого поведения — это часть процесса само­актуализации. Итак, приятен ли этот напиток для вашего же­лудка? Хорош ли он на ваш вкус? Нравится ли вам салат?

В-четвертых, испытывая сомнение, будьте по возможнос­ти честны. Я прикрываюсь фразой «испытывая сомнение», что­бы избежать длинных рассуждений о дипломатичности. Часто мы нечестны, когда испытываем сомнения. Наши клиенты не­честны значительную часть времени. Они играют в игры и ста­новятся в позы. Они не принимают с легкостью предложение быть честными. Смотреть внутрь себя в поисках многих отве­тов предполагае£ принятие на себя ответственности. Это круп­ный шаг в направлении самоактуализации. Вопрос об ответствен­ности слабо изучен. Он не рассматривается в наших учебниках психологии (в самом деле, как исследовать ответственность у бе­лых крыс?). Между тем он касается ощутимой части психоте­рапии. В психотерапии можно видеть, чувствовать, знать мо­мент принятия клиентом ответственности на себя. Возникает и ясное сознание того, как ощущается ответственность. Каж-ый раз, когда человек принимает на себя ответственность, он актуализирует себя.

ß -пятых, мы говорим о самозабвенном переживании, о вы­боре роста вместо выбора страха, о том, как важно прислуши-иъся к внутреннему голосу, о том, чтобы быть честным и брать 1 себя ответственность. Все это шаги к самоактуализации, и *Дый из них обеспечивает лучший жизненный выбор. Осу-'ствляющий их человек каждый раз, когда он попадает в точ-выбора, обнаруживает, что эти выборы оказываются для 110 все более органичными. Он приходит к пониманию того, ! М его судьба, кто будет его женой (или мужем), какова бу-

ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

дет его миссия в жизни. Человек не способен совершить муд­рый жизненный выбор, если не отваживается послушать само­го себя, свое Я, в каждый момент жизни и, если надо, спокойно сказать: «Нет, то-то и то-то мне не нравится».

Мир искусства, на мой взгляд, захвачен небольшой группой создателей мнений и вкусов — лиц, к которым я отношусь с подозрением. Это личный взгляд, но он кажется мне справед­ливым по отношению к людям, возомнившим себя вправе го­ворить: «Либо тебе нравится то же, что нравится мне, либо ты дурак». Между тем мы должны учить людей прислушиваться к своему собственному вкусу. Большинство людей не делает этого. Стоя в галерее перед непонятной картиной, редко услы­шишь: «Это непонятная картина». Не так давно у нас в Брэн-дейсском университете демонстрировали танцевальную про­грамму — странную, с электронной музыкой, магнитофонны­ми записями и артистами, исполнявшими сюрреалистические и дадаистские произведения. Когда представление окончилось и зажегся свет, все выглядели ошеломленными и никто не знал, что сказать. В таких ситуациях большинство предпочитает пре­тендующую на остроумие болтовню вместо того, чтобы сказать: «Мне хотелось бы обдумать это». Чтобы высказываться чест­но, надо отважиться быть не таким, как другие, не желать нра­виться другим, не быть конформистом. Если клиентов, моло­дых или старых, не удается научить тому, что они должны быть готовы не нравиться другим людям, то консультанту впору от­казаться от дальнейшей работы. Быть смелым, не бояться — вот другая формулировка той же мысли.

В-шестых, самоактуализация — это не только конечное со­стояние, но также и сам процесс актуализации потенций инди­вида в любое время, в любой степени. Например, проверяя свой интеллект, человек улучшает его. Самоактуализация подобна использованию своего интеллекта. Она не обязательно предпо­лагает осуществление чего-то особенного, но для реализации своих возможностей человек часто должен пройти через труД" ный подготовительный период. К примеру, музыкант выполня­ет на клавиатуре рояля утомительные упражнения для разра­ботки пальцев. Самоактуализация требует работы, направлен­ной на то, чтобы хорошо делать то, что человек хочет делать.

 

у4. Маслоу. Самоактуализация и ее предпосылки 361

Стать второразрядным врачом — это не путь к самоактуализа-дии. Самоактуализирующийся человек стремится быть в сво­ем деле среди лучших или во всяком случае настолько хоро-щим, насколько он может.

В-седьмых, важными рубежами на пути к самоактуализации являются так называемые пиковые переживания (Maslow, 1962; 1964 b). Это моменты экстаза, которые нельзя купить, нельзя гаран­тировать, нельзя даже искать. Надо быть, как писал К. С. Льюис, «удивленным радостью». Можно создать условия, при кото­рых пиковые переживания будут более вероятны или, напротив, менее вероятны. Преодолеть иллюзии, избавиться отложных представлений, понять, к чему ты не пригоден и каких потен­ций у тебя нет — это тоже элемент открытия того, чем ты яв­ляешься на самом деле.

Почти у каждого бывают пиковые переживания, но не каж­дый знает об этом. Некоторые отмахиваются от этого малень­кого мистического опыта. Помочь людям узнать эти мгновения экстаза, когда они случаются {Otto, 1967), — одна из задач кон­сультанта (или метаконсультанта). Каким образом, однако, пси­хика одного человека может проникнуть в тайники психики другого и попытаться вступить с ней в общение? Необходимо выработать новый способ общения. Я описал его под названи­ем «рапсодическая коммуникация» в одном из приложений к моей книге «Религии, ценности и пиковые переживания» (Mas­low, 1964 b). Полагаю, что этот способ в большей мере, чем тот, к которому мы привыкли (наблюдая за тем, что учителя пишут на доске), достоин быть моделью для обучения, консультиро­вания, помощи взрослым людям в их развитии в полную меру своих возможностей. Если я люблю Бетховена и слышу нечто в его квартете, чего не слышишь ты, как мне научить тебя слы­шать это? Я слышу нечто очень красивое, а ты выглядишь оза­даченным: ты слышишь просто звуки. Что мне делать, чтобы ты ^слышал красоту? В этом главная наша проблема в области обучения, а не в том, чтобы заставить выучить азбуку, демон­стрировать арифметические выкладки на доске или вскрытие •" ягушки. Эти последние вещи являются внешними для обоих Частников процесса обучения; оба одновременно смотрят на 'Их, хотя указка в руках у одного. Этот вид обучения легок;

362 ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

другой намного труднее, но он составляет часть работы кон­сультанта, а именно метаконсультирование.

В-восьмых, уяснение индивидом, кто он такой, что ему нра­вится и что не нравится, что хорошо для него и что плохо, куда он движется и в чем его миссия, — одним словом, раскрытие индивидом своих собственных характеристик — предполагает и высвечивание психопатологии. Это означает выявление пси­хологических защит и — когда они идентифицированы — пред­полагает достаточно мужества, чтобы отказаться от них. Такой отказ болезнен: ведь защиты воздвигаются против чего-то не­приятного. Но отказ от защит ценен. Если психоаналитическая литература чему-либо научила нас, так это тому, что они не служат хорошим способом решения проблем.

Десакрализация. Поговорим об одном защитном механизме, не упоминаемом в учебниках психологии, хотя это очень важ­ный защитный механизм для некоторой части нынешней моло­дежи. Я имею в виду механизм десакрализации. Юноши и девуш­ки, о которых я говорю, не верят в существование подлинных ценностей и добродетелей. Они чувствуют себя обманутыми, а свою жизнь — разлаженной. Большинство из них — дети вялых родителей, которых они не очень уважают, у которых полная путаница с ценностями, и которые зачастую просто боятся сво­их детей, никогда не наказывают их и не останавливают, когда те могут совершить дурные поступки. А дети, в свою очередь, презирают родителей — часто вполне заслуженно. Хуже, что у них формируется глобальное обобщение: они не хотят слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же сло­ва, которые они слышали из лицемерных уст. Ведь их отцы не раз говорили о том, что нужно быть честным и смелым, а вели себя прямо противоположным образом.

Юноши и девушки научились видеть в человеческой лично­сти объект и отказываются видеть ее потенции, ее символиче­ское значение, отказываются рассматривать человека под зна­ком вечности. Возьмем десакрализацию секса нашей молоде­жью. В сексе, дескать, нет ничего особенного, это естественная вещь. И его сделали настолько обыденным, что во многих слу­чаях он потерял свои поэтические качества, а это значит — по­терял практически все.

д, ^Ласлоу. Самоактуализация и ее предпосылки 363

Самоактуализация предполагает отказ от защитного меха­низма десакрализации и обучение ресакрализации1.

Ресакрализация. Ресакрализация означает стремление вновь и вновь видеть каждого человека «в аспекте вечности», как го­ворит Спиноза, подходить к нему с позиций объединяющего восприятия, которое было характерно для средневекового хри­стианства. Это означает способность видеть священное, вечное, символическое. Надо, например, видеть Женщину с большой буквы и все ее качества при встрече с каждой конкретной жен­щиной. Другой пример: студент-медик рассекает мозг. Очевид­но, что-то теряется, если, не испытывая никакого трепета и не обладая объединяющим восприятием, он видит мозг только как конкретную вещь. Ресакрализация позволяет одновременно увидеть мозг как сакральный, то есть священный, объект, уви­деть его символическое значение, его поэтические аспекты.

Ресакрализация часто требует долгих и вроде бы банальных бесед — «чересчур правильных», как выразились бы подрост­ки. Тем не менее для консультанта (в особенности если его подопечные в том возрасте, когда уже задумываются над фило­софскими вопросами, касающимися религии и смысла жизни) это важнейший путь оказания людям помощи в их движении к самоактуализации. Да, подросток может сказать, что слова кон­сультанта чересчур правильны, алогический позитивист — что они бессмысленны, но для человека, который ждет от нас по­мощи, они очень значимы и очень важны, и наш долг — отклик­нуться.

Сводя все сказанное воедино, мы видим, что самоактуали­зация — дело не одного момента. Нельзя в четверг в четыре часа под звуки трубы вступить в пантеон и остаться там навечно. Самоактуализация достигается путем небольших, последова­тельно накапливаемых достижений. Слишком часто наши кли­енты склонны ожидать некоего вдохновения, которое явится и позволит им сказать: «В 3.23 в этот четверг я достиг самоакту­ализации!». В действительности же люди, отобранные как са-

Я был вынужден придумывать термины, поскольку английский язык не­справедлив по отношению к хорошим людям. В нем нет достаточного на­бора слов для обозначения добродетелей. А некоторые прекрасные слова оказались дискредитированы, например «любовь».

ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

моактуализирующиеся субъекты, удовлетворяющие соответ­ствующим критериям, движутся малыми шагами. Они прислу­шиваются к своему собственному голосу; они берут на себя ответственность; они честны; наконец, они упорно трудятся Они выясняют для себя, кто они такие и что они такое, причем не только в плане жизненного предназначения, но и чем такая-то обувь беспокоит их ноги, нравятся ли им баклажаны и мо­гут ли они бодрствовать всю ночь, после того как выпьют слиш­ком много пива. Все это входит в истинное Я человека. Поэто­му важно знать свои биологические, врожденные особенности, которые невозможно или трудно изменить.<...>

I






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.