Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психофизиологическая динамика взрослости






Каждый из периодов развития взрослого человека (состоящий в свою очередь из серии микропериодов) противоречиво соче­тает разные процессы становления: нарастание мощи одних функций, понижение работоспособности других, стабилиза­цию уровней функционирования ряда характеристик. Струк­тура развития взрослости — зрелости значительно сложнее, чем любая более однородная и однонаправленная структура периодов созревания и старения. По отношению к ранним фа­зам онтогенеза установлено, что рост и созревание разных тка­ней, органов и систем организма протекают разновременно (гетерохронно); порядок роста и созревания выражает опреде­ленные зависимости одних органов и систем от других. Суще­ствуют градиенты созревания, то есть разности в порядке и темпах развития (например, более быстрое созревание дис-тальной части нижней конечности сравнительно с проксималь­ной; опережающий по сравнению с туловищем рост головы; туловища по сравнению с конечностями; более раннее созре­вание проекционных путей головного мозга сравнительно с комиссуральными, а комиссуральных сравнительно с ассоци-ационными и т. д.).

Градиенты созревания различных органов и систем рас­сматриваются как проявление организации роста, его упоря­дочения и регуляции, поддержание постоянства в развиваю­щихся системах (так называемого гомеореза), поскольку ско­рости развития различных частей этих систем согласованы. Гетерохронность функционирования разных органов есть, сле­довательно, одно из проявлений целостности организма. В со­временной науке установлено, что не только созревание, но и старение характеризуется гетерохронностью функциональных

'

с f. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых

сдвигов, в связи с чем инволюция лишь постепенно распростра­няется по разным системам и уровням жизнедеятельности орга­низма как целого.

В психофизиологии взрослых до недавнего времени не было данных, позволяющих судить о гетерохронном развитии раз­личных функций, за исключением психомоторных и речевых. Д. Б. Бромлей, В. Шевчук и другие исследователи указывают на значительно более ранние сроки оптимумов и кульминаци­онных достижений для психомоторных функций и основан­ных на них видах деятельности (спортивной, хореографиче­ской). Отмечены и более ранние сроки инволюции психомо­торных функций (сравнительно с речевыми).

По данным ряда исследователей, моторное научение, весь­ма успешное в детстве и в ранние периоды зрелости, оказыва­ется малоэффективным в среднем и тем более пожилом возра­сте. Словесное научение, напротив, приобретает более эффек­тивный характер по мере индивидуального развития и может с успехом применяться в более поздние периоды зрелости, что свидетельствует о возрастающей мощи второй сигнальной си­стемы. Сравнительная долговечность вербальных функций, конечно, характеризует поступательный ход психофизиологи­ческой эволюции взрослого человека. Однако вряд ли это про­грессирующее нарастание вербальных функций происходит за счет инволюции психомоторных функций. Это столь же мало­вероятно, как объяснение более раннего старения психомотор­ных функций прогрессом речевых функций. Общеизвестно многообразие психомоторных функций, рабочих поз и мани­пулирования при разных видах трудовой, спортивной, графи­ческой и другой деятельности.

Движения опорно-двигательного аппарата (ходьба, бег и т. д.), выразительные движения в структуре поведения (мими­ка, жестикуляция) характеризуются пространственными, вре­менными и собственно силовыми параметрами, которые раз­виваются гетерохронно и у взрослого человека. Например, по Данным нашей лаборатории, сила рук (как правой, так и левой) Максимальна у мужчин 18-19 лет, значительно выше мышеч­ной силы мужчин 30-35 лет. Скорость двигательных реакций (время обведения фигур, скорость ходьбы) у 18-19-летних

l

ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

превышает это время у старшей группы. Однако точность ходь­бы (степень отклонения от прямой в градусах) у более стар-ших вдвое выше при открытых глазах, а при закрытых глазах — в 5 раз. При обведении фигур точность движения старших ока­залась также более высокой; показательно и различное дей­ствие вестибулярной нагрузки (после вращения): старшие (30-35 лет) сохраняют превосходство в точности движений, а млад­шие — в скорости. Эти различия выражают гетерохронность развития пространственных и временных параметров одних и тех же двигательных структур.

Новейшие исследования И. А. Розе показали, что период поздней юности отличается наиболее высоким уровнем диф­ференцированного усилия мышечного тонуса кисти рук, но по отдельным показателям уступает следующему периоду — ран­ней взрослости (по характеристике волевого усилия, простран­ственному определению центрального положения головы, рав­номерному распределению тяжести тела, точности графических движений). Период ранней взрослости (21-25 лет) в психо­моторном отношении имеет ряд преимуществ перед поздней юностью в фоновом (обычном) состоянии. Но и позднее (в 30-35 лет), когда отмечается снижение уровня ряда психомо­торных функций в фоновом состоянии, обнаружена большая устойчивость (сравнительно с периодами юности и ранней взрослости) психомоторных функций в условиях повышен­ных нагрузок.

Эти явления психомоторного развития взрослых связаны с возрастающим вовлечением левой руки и правого полуша­рия в психомоторные структуры, с увеличением пластичнос­ти механизмов двигательной асимметрии (доминирование пра­вой или левой руки), сменой видов асимметрии, расширением системы связей психомоторных функций с другими функци­ями (нейродинамическими, психовегетативными и интеллек­туальными). Разнородность структуры развития взрослого че­ловека проявляется и в психомоторной сфере.

Со времен И. М. Сеченова известно, что регулятором дви­жений человека является образ. Зрительно-моторная коорДИ' нация и зрительная регуляция сложных предметных действии подкрепляются все возрастающей по тонкости анализа скелетно-

-

г

с f. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых ________ 317

мускульной энергии кинестезией (мышечным чувством). Под­ход к психомоторным функциям взрослого человека с этой стороны особенно важен для понимания механизмов таких действий, как, например, слежение, дозировочные микродви-ясения, упреждающие (экстраполяционные) двигательные ре­акции на движущийся объект и др.

В условиях современного научно-технического прогресса сенсомоторные реакции операторов достигают высокой слож­ности, причем наибольшее усложнение касается структуры восприятия оператором сигналов (их обнаружения, различе­ния и опознания). Поскольку перестройка деятельности в этих условиях охватывает взрослых людей разного возраста, в том числе среднего и пожилого, большой практический интерес представляет вопрос о потенциалах сенсорно-перцептивного развития взрослого человека. Один из ведущих специалистов по психологии взрослых В. Шевчук обнаружил, что у взрос­лых людей постепенно снижается уровень элементарных зри­тельных функций, но одновременно повышается уровень и общая культура наблюдения, с помощью которого и регулиру­ется процесс деятельности. Он объяснил это противоречие тем, что мышление продолжает развиваться и полностью опре­деляет восприятие, категориальность которого нередко рассмат­ривается как функция мышления. Это объяснение, как нам представляется, недостаточно учитывает первичную (по отно­шению к мышлению) роль сенсорно-перцептивных процессов и их потенциал, связанный с самыми основными и важными процессами аналитико-синтетической деятельности головно­го мозга человека.

Рассмотрим некоторые новейшие данные о развитии сен­сорно-перцептивных процессов у взрослых, полученные в на­шей лаборатории. Систематическое исследование возрастных особенностей (от раннего детства до старости) объема и струк­туры поля зрения было осуществлено Е. Ф. Рыбалко. С помо-Щью современных экспериментальных и математических ме-годов ею установлено, что объем восприятия достигает своего птимума у взрослых людей в среднем возрасте (с 30 лет) и охраняется на высоком уровне и у пожилых людей. Однако в 'Эзные периоды зрелости этот оптимум обусловливается раз-

^

318 Ч А СТЬ VI. Психология взрослых

ными механизмами, что свидетельствует о перестройке всей воспринимающей деятельности аппарата восприятия. О струк­турной динамике поля зрения свидетельствует ряд преобразо­ваний во взаимодействии монокулярных полей зрения (пра­вого и левого глаза), смена доминирования в бинокулярном поле того или иного глаза, а также соотношения горизонтали -вертикали в структуре поля зрения. М. Д. Дворяшина охвати­ла весь диапазон перцептивного развития (от детства до старо­сти) в отношении константности восприятия, одного из самых фундаментальных его свойств. В отношении как константы формы, так и константы величины было установлено преимуще­ственное влияние у взрослых (сравнительно с детьми и подро­стками) измерительной практики и геометрических знаний на перцептивные константы.

Таким образом, практический (профессионально-трудо­вой) опыт имеет решающее значение для перцептивного раз­вития взрослых, повышая чувствительность и стабилизируя зрительную систему на высоком уровне. При сопоставлении разных возрастных групп установлено, что некоторые свой­ства восприятия с возрастом улучшаются, а некоторые ухуд­шаются, то есть действие возрастного фактора разнонаправ­ленно.

Сложная структура развития взрослых проявляется, как мы видим, не только в психомоторных, но и в перцептивных функциях. Специальное изучение гетерохромного развития различных сенсорно-перцептивных функций в периоды поздней юности — ранней взрослости, осуществленное Л. Н. Гольбиной и В. Н. Панферовым, сопоставление 12 характеристик этих функций и связанных с ними интеллектуальных процессов по­казало, что с 18 до 23 лет уровень некоторых функций повы­шается (объем поля зрения, глазомер, дифференцированное узнавание, пространственное представление, константность опознания, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная зрительная память) или стабилизируется (наблюдательность, общеинтеллектуальное развитие).

Между различными направлениями сдвигов перцептивно­го развития обнаружены определенные корреляционные зави­симости. Усиление сенсорно-перцептивного комплекса первого

с f. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых

«ровня категориального восприятия (узнавание) в 20 лет вы­зывало временное ослабление корреляционной мощности вто­рого уровня восприятия (опознание). Наибольшие различия между этими уровнями обнаружены в 18 лет. К 22-23 годам показатели эффективности узнавания и опознавания сближа­ются, причем усиление их взаимосвязи сопровождается повы­шением общей продуктивности восприятия.

Развитие перцептивного внимания взрослых исследовалось Л. Н. Фоменко, изучившим объем, избирательность, переклю-чаемость, устойчивость и концентрацию внимания, возрастная изменчивость которых носит ясно выраженный гетерохронный характер. Установлено, что наиболее высокий уровень объема внимания характеризует среднюю, а не раннюю взрослость. Оп­тимум объемной характеристики внимания относится к 33 годам, а весь период повышения уровня охватывает возрасты от 27 до 35 лет. Наименьший объем внимания свойствен периоду позд­ней юности (18-21 год), что, в общем, согласуется с динамикой развития перцептивных функций, отмеченной выше. В этом же направлении развивается избирательность внимания, оп­тимум которой относится к 33 годам жизни. Несколько раньше (29 лет), но также в среднем возрасте, располагается наибо­лее высокий уровень переключения внимания. Устойчивость внимания усиливается начиная с 22 лет и достигает оптиму­ма в 34 года. Динамика концентрации внимания имеет более выраженный ритмический характер: повышение уровня (с 18-! 0 лет) сменяется постепенным понижением (особенно в 22-М года), стабилизацией и повышением функции на более вы­соком уровне.

Существуют прочные корреляции между объемом, пере­ключением и устойчивостью внимания, с одной стороны, изби­рательностью и концентрацией - с другой. Внимание, как из­вестно, является регулятивной функцией, а его эволюция сви-.етельствует о длительном процессе формирования и преоб-йования механизмов регулирования умственной деятельности взрослого человека. Физиологические основы внимания ясняются в свете принципа доминанты А. А. Ухтомского и Чения И. П. Павлова о взаимной индукции нервных про­весов.

'

ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

В нашем исследовании изучалась возрастная изменчивость некоторых свойств этих процессов (сила — чувствительность нервной системы, динамичность возбуждения и динамичность торможения). Полученные данные были скоррелированы с различными другими характеристиками развития (интел­лектуальными и психомоторными), в том числе и внимания взрослых.

В опытах Н. Г. Зыряновой констатировано замедление с возрастом времени реакции (на свет или звук), сопряженной с возрастанием средних величин отклонения, объясняемого постепенным ослаблением возбудительного процесса и умень­шением его сопротивления внешнему торможению. Первона­чально, в 18-21 год, имеется несоответствие в скорости реаги­рования на свет и звук, но затем межанализаторные различия по силе — чувствительности исчезают, а в 29-33 года положи­тельная корреляция между ними достигает высокого уровня значимости. Особенности гетерохронного развития возбуди­тельного и тормозного процессов, определяемых по одному и тому же параметру — динамичности, — установлены В. Д. Не-былицыным.

Динамичность возбуждения в своем развитии обнаружива­ет нарастание и оптимум в 19-21 год, понижение в 22—24 года и некоторые подъемы в 25-28 лет, вновь понижение и стаби­лизацию на относительно низком уровне. Динамичность тор­можения, напротив, не только не понижается с возрастом, а не­сколько даже увеличивается, обнаруживая в своем развитии оптимумы в 19, 22-24 и 29-33 года.

Возрастание роли тормозных процессов в нейродинамике взрослого человека проявляется в изменении типов неуравно­вешенности: преобладание возбуждения наиболее заметно в группе самых молодых (18-21 год), где встречается 47% воз­будимых, и наименее — в старших возрастных группах, в ко­торых число возбудимых снижается до 27%. Напротив, не­уравновешенных в сторону торможения встречается в стар­ших группах до 50%, равно как с возрастом увеличивается число уравновешенных (по нейродинамике) испытуемых.

Интересны особенности корреляции нейродинамических свойств и мнемических функций. В 18-21 год имеется положи-

ß. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых 321

тельная корреляция между чувствительностью нервной систе­мы и эффективностью запоминания, а в 29-35 лет — между выносливостью нервной системы и эффективностью запоми­нания. Для группы в 18-21 год более характерна корреляция между динамичностью возбуждения и мнемическими функци­ями, а для группы в 29-35 лет — между этими функциями и динамичностью торможения.

Наши данные значительно дополняют, а частично и исправ­ляют описанные в зарубежной психологии возрастные харак­теристики развития вербального и невербального интеллекта у взрослых. Д. Векслер показал, что пики некоторых вербаль­ных функций достигают максимума в 40 лет; другие функции понижаются после 30 лет (функции невербального интеллек­та). Более высокие показатели обнаруживаются в диапазоне 25-34 лет, а не в юности (18-19 лет), что расходится с мнени­ем многих авторов (особенно III. Бюллер и ее последовате­лей) о юношеском оптимуме функционального развития ин­теллекта. Некоторые современные зарубежные исследовате­ли (Д. Б. Бромлей, Н. Доппельт и С. Валлидж) подтверждают выводы Д. Векслера и указывают, что лексические функции и осведомленность непрерывно возрастают после 25 лет, а не­вербальные функции начинают снижаться с этого момента, достигая низкого уровня в 40 лет.

Наши данные о развитии психомоторных, перцептивных функций, внимания и нейродинамических характеристик сви­детельствуют о более сложной картине развития, включаю­щей основы механизмов именно той формы интеллекта, ко­торую называют невербальной. Л. А. Баранова, Л. Н. Гранов­ская, М. Д. Дворяшина установили, что ход развития общего интеллекта характеризуется чередованием моментов повыше­ния и понижения уровня. Пики, или оптимумы, отмечены в 19, 22, 24-26, 35, но особенно в 29-30 лет; понижение - в 23, 31-34, но особенно в 20-21 год. Стабилизация достигнутого Уровня обнаружена лишь в 26-27 и 32-33 года. Несколько чаще встречаются эти моменты стабилизации уровня в раз­витии вербального интеллекта (в 20-21 год, 23-24 года, 26-! 8 и 32-34 года). Пики, или оптимумы, обнаруживаются здесь в 19, 22, 25-26 и особенно в 30 лет, а моменты снижения — в

Ч Зак. №401

ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

20-21 и 23-24 (стабилизация на сниженном уровне), а затем после 30 лет.

Неравномернее ход развития невербального интеллекта, в котором стабилизация отмечается лишь однажды в поздний период — в 31-33 года, причем на относительно высоком уров­не. Пики, или оптимумы, невербального развития приходятся на следующие годы — 19, 21, 25, 29, 34, а моменты снижения уровня - на 20, 22-24, 26-27, 30 и 35 лет.

Стабилизация функционального уровня для всех видов ин­теллекта является, следовательно, частным случаем, а не об­щим законом. Не обнаружено и фронтального усиления мо­ментов понижения функций к концу периода, которое можно было бы однозначно определить как симптом инволюции. Осо­бенно существенно то, что во всех случаях относительное сни­жение уровня после 30 лет происходит после наибольшего пика и поэтому по шкале занимает более высокое положение, чем, например, оптимум функций в периоды поздней юности — ран­ней взрослости. При изучении интеллекта и его функций нами специально учитывался уровень образования; приводимые дан­ные характерны для всех уровней образования.

Возрастная динамика мнемических функций (исследова­ние Я. И. Петрова) отличается чрезвычайной лабильностью и противоречивостью. Моменты стабилизации относятся толь­ко к 21-22 годам (на сниженном уровне) и к 23-24 годам (на повышенном уровне). Размах колебаний между пиками разви­тия и моментами снижения мнемических функций весьма зна­чительный. Периоды наибольшего снижения в 24-26 лет сме­няются периодом наибольшего подъема в 27-30 лет. Чередо­вание этих моментов повышения (19, 23, 32 года) и понижения (20-21, 31, 33-35 лет) с постепенно уменьшающейся разно­стью между ними характеризует неравномерность мнемичес-кого развития с более выраженной, чем в общем интеллекте, тенденцией к последовательному снижению функционально­го уровня.

В исследовании Е. И. Степановой моменты стабилизации возрастной динамики мыслительных функций (относящихся к образному, словесно-логическому и практическому мышле­нию) отмечены лишь в начале (18-19 лет) и в конце (34-35 лет)

g. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых 323

изучаемого возрастного диапазона. Оптимумы располагают­ся в 20, 23, 25, 30, 32 года, а снижение - в 21-22, 24, 26, 28, 31, 33-35 лет. Сопоставление этих моментов у разных по уров­ню образования групп показывает зависимость общего хода развития мышления от уровня образования и практического опыта.

Вместе с тем в старших возрастах по мере накопления жиз­ненного опыта и его профессионализации усиливается влияние на интеллектуальное развитие человека, его индивидуального стиля умственной работы, связанного как с образованием, так и с индивидуально-типическими особенностями. Косвенное вли­яние на изменение степени сложности мыслительных опера­ций оказывает и возраст, но именно в связи с образованием. По данным Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской, у людей с выс­шим образованием не происходит сколько-нибудь заметных изменений в уровне их операциональных структур. Между тем у испытуемых тех же возрастов, имеющих незаконченное сред­нее образование, наблюдается снижение с возрастом степени сложности операций.

Сопоставляя разные типы решения эвристических задач (по характеру выдвижения гипотез, их проверки и обоснова­ния), Ю. Н. Кулюткин обнаружил, что с возрастом усиливает­ся тенденция к сокращению крайних решений (как импульсив­ных, так и замедленных) и к возрастанию числа решений урав­новешенных. Этот вывод тем более интересен, что относится к мыслительным операциям взрослых людей (18-35 лет), то есть к «логике взрослого», динамизм которой исследован еще со­вершенно недостаточно.

Мы придаем всем этим экспериментальным данным особое теоретическое значение именно потому, что они относятся к психофизиологическим характеристикам человека, связанным с фундаментальными мозговыми механизмами онтогенетичес­кого развития. Эти данные свидетельствуют о закономерностях образования и преобразования как уровневых, так и структур­ных характеристик нервно-психического развития и после на­ступления зрелости, причем не только в связи с прогрессом второй сигнальной системы, но и с общими основами аналити-Ко-синтетической деятельности мозга.

324 _____________________________ ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

Межфункциональные связи

в структуре интеллекта

взрослого человека

Преимущества комплексного изучения многих характеристик одних и тех же людей (как с помощью метода возрастных или поперечных срезов, так и «длинника», или лонгитюдинального метода изучения процессов развития взрослых) сказались не только в возможности определения гетерохронноста развития разных функций, но и единой структуры интеллекта и личности.

Большое число экспериментальных данных, вполне удов­летворяющее требованиям статистических выборок, обрабаты­валось математико-статистическн, особенно в целях выявления корреляции между различными характеристиками и определе­ния веса того или иного фактора интеллектуального развития взрослых. Благодаря применению графических средств метода корреляционных плеяд установлено, что в 18-21 год корреляци­онная плеяда из разных функций выступает в виде относи­тельно простой структуры — цепочки связи. С 22-25-летнего возраста корреляционные связи образуют сложноветвящийся комплекс, группирующийся вокруг двух центров — мнемоло-гического (единая структура памяти — мышления) и аттенци-онного (фактор внимания).

Этот комплекс сохраняется по своей структуре, но увели­чивается по количеству положительных и отрицательных кор­реляций. В 30-35 лет весь сложноветвящийся комплекс пере­страивается в связи с тем, что единый мнемологический центр расщепляется и возникают два самостоятельных ядра (мнеми-ческое и логическое) при сохраняющем свое положение аттен-ционном факторе. Отметим, что положение аттенционного фактора существенно меняется в ходе развития: в период позд­ней юности (18-21 год) он занимает четвертое место, а начиная с периода ранней взрослости (22-25 лет) — второе место и в последующие периоды среднего возраста прочно занимает это место, что свидетельствует об особой важности регуляции всех интеллектуальных свойств взрослого человека, учитывая все­возрастающее число корреляционных связей, а также их тес­ноту и мощность.

т-

5. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых ________ 325

Согласно предварительным данным, в 34-35 лет корреля­ционная структура упрощается и группируется вокруг двух центров: логического и аттенционного. Есть и другие призна­ки усиления целостности интеллекта, выраженные в становле­нии его иерархической структуры. Несомненно, становление этой целостности — многолетний и противоречивый процесс, в котором определяющую роль играют образование (объем усвоенных знаний и общий уровень информации) и учение, то есть деятельность, с помощью которой происходит усвоение знаний, навыков, умений.

Особое значение имеет фактор учения как постоянной ум­ственной работы, определяющей общий высокий тонус интел­лекта. Именно поэтому в структуре интеллекта (его корреляци­онных плеядах) особенно важное положение занимают мышле­ние и память, различные характеристики которых развиваются, хотя и асинхронно, но сопряженно и взаимозависимо.

В развитии памяти, как и мышления, намечается несколь­ко периодов, сопоставление которых обнаруживает удивитель­ный феномен — своего рода мнемологический градиент. В 19, 24, 28 лет мнемические функции опережают развитие логичес­ких, в 20, 23, 25, 31 и особенно в 32 года резко снижаются по уровню сравнительно с мышлением; лишь в 22, 26, 34 года со­впадают моменты снижения обеих функций, а в 30 лет — мо­менты общего повышения.

Очевидно, изменение одной функции происходит в зависи­мости от преобразования другой. Эта взаимозависимость ясно обнаруживается не только при наложении кривой развития одной функции на другую, но и посредством математико-ста-тистических методов — корреляционного и факторного анали­за. Объяснение этой межфункциональной зависимости край­не затруднительно с точки зрения существующих в психоло­гии и педагогике теорий, ставящих мнемические процессы в одностороннюю зависимость от процесса мышления и логи­ческих операций.

Процессами памяти стали особенно интересоваться в по­следние десятилетия в связи с некоторыми кибернетическими концепциями и достижениями в изучении молекулярных ос­нов памяти. Полученные нашим коллективным исследованием

326 ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

данные о противоречиях мнемологического развития взрос­лых могут быть интерпретированы в связи с этими новейши­ми подходами.

Память и мышление — основные формы переработки ин­формации, и в этом их общая природа. Усвоенная с помощью понимания и запоминания информация перерабатывается пу­тем своего рода «прессования», осуществляемого памятью, и «фильтрации» посредством ценностно-ориентированного мыш­ления. На основе этих первичных операций строится обобще­ние первого уровня, выступающего в форме глобального или избирательного сохранения усвоенного. Именно эта сохранен­ная информация становится объектом все новых и новых ло­гических действий, главным образом с помощью перекодиро­вания единиц информации и их групп, построения из них но­вых смысловых систем и абстрагирования — образования новых понятий. Так строится с помощью мышления второй уровень обобщения в виде рациональной систематизации знаний, ко­торый приводит к перестройке механизмов «фильтрации» и «прессования» вновь усваиваемых знаний. Наконец, при до­статочном расширении объема информации и его интегратив-ной организации строится третий уровень обобщений — кон­цептуальный — формирование гипотез и концепций, совершен­ствование всей системы логических операций.

Такое понимание позволяет найти подступ к объяснению свя­зи между моментами понижения уровня логических и повыше­ния мнемических функций, возникающими, возможно, в крити­ческих пунктах развития интеллекта, когда избыточность обоб­щений и абстрагирования ограничивает накопление и сохране­ние вновь усваиваемой информации. Напротив, повышение логических функций при понижении мнемических возникает, возможно, именно тогда, когда накопление избыточной и сохра­нение всей информации происходит при некотором снижении эффективности «фильтрации» вновь усваиваемых знаний.

Регулирование процессов накопления, сохранения и логи­ческого преобразования знаний (в гипотезы, концепции, прин­ципы деятельности) в процессе обучения, очевидно, должно учитывать изменяющиеся взаимоотношения между памятью и мышлением на всем протяжении интеллектуального развития.

r

Б. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых 327

Несомненно, в теории интеллекта взрослого человека эта сложная диалектика памяти и мышления занимает одно из важнейших мест. Жизненный опыт, столь существенный для различий между взрослыми людьми, представлен во все бо­лее усложняющихся с возрастом мнемологических структу­рах. Дальнейшее изучение нами более старших возрастов (35-50 лет) должно способствовать более глубокому пониманию этих структур.

Сложная социальная и психологическая природа жизнен­ного опыта личности, связанного с ее жизненным путем (био­графией) и историей деятельности в обществе, должна стать специальной проблемой психологии взрослых. В зарубежных исследованиях все еще наблюдается известное обособление теории интеллекта и теории личности. Между тем глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации ум­ственной деятельности, зависящей от установок, потребнос­тей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний и т. д. во многом определяют активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структу­ра ее мотивов зависят также от степени объективности ее от­ношений к действительности, опыта познания мира и обще­го развития интеллекта. Сложные взаимосвязи между лич­ностью и интеллектом обнаружены в ряде биографических исследований педагогов (Н В. Кузьмина), ученых (3. Ф. Есаро-ва), шахматистов (Н. В. Крогиус), конструкторов (М. Г. Дав-летшин).

Исследования лаборатории дифференциальной психоло­гии Ленинградского государственного университета (работы Г. И. Акинщиковой, Л. Н. Гольбиной, М. Д. Дворяшиной, И. М. Па­лея, Б. С. Одерышева, Н. Н. Обозова, К. Д. Шафранской и др.) помогли обнаружить сложные связи между интеллектуальны­ми и характерологическими особенностями, с одной стороны, нейродинамическими, психовегетативными, метаболически­ми характеристиками взрослого человека — с другой. Эти слож­ные связи включены в более общие социально-психологиче­ские структуры и зависят от социального статуса личности в группах и коллективе, степени развития ее социальных функ­ций и успешности работы. В определенном смысле эти слож-

328 ____________________________ ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

ные связи управляются более общими социально-психологи­ческими структурами.

Возрастная психофизиология взрослых, дифференциаль­ная психология личности и социальная психология должны строиться в одной системе, что представляется нам особенно важным для прикладной психологии, в том числе для педаго­гической психологии взрослых.

Теория обучения взрослых до недавнего времени не распо­лагала даже приблизительными данными о возрастных изме­нениях человека в различные периоды зрелости. Обычное раз­деление зрелости, или взрослости, на молодость, средний и пожилой возраст выявляло лишь качественное своеобразие нижней (молодость) и верхней (пожилой возраст) границы зрелости, наличие в первом из них прогрессивных сдвигов раз­вития, а во втором — инволюционных процессов, объединяю­щих пожилой возраст с последующими фазами старости. Та­кое разделение границы между юностью и молодостью, меж­ду пожилым возрастом и старостью не давало возможности описать комплекс признаков наступающей фазы развития, определить момент ее наступления и длительность протека­ния. Характеристика среднего возраста как некоторого стаци­онарного состояния равнодействия эволюционно-инволюци-онных процессов также не содержала какого-либо комплекса признаков качественных психологических изменений (лично­сти и интеллекта, механизмов поведения и жизнедеятельнос­ти). Все это исключало возможность психологического обо­снования форм и методов обучения взрослых и тренировки их психофизиологических свойств.

Накопленные за последнее время научные данные о возраст­ных изменениях взрослых людей, а также новейшее понима­ние целостности онтогенеза, единства и взаимосвязи всех пе­риодов человеческого развития позволяют подойти к постро­ению психофизиологической периодизации возрастных фаз зрелости или взрослости, характеризующей типологические и метрические свойства этих фаз человеческой жизни.

В ходе развития взрослого человека возрастает степень обу­чаемости при некотором замедлении скорости интеллектуаль­ных реакций. На основе определенных возрастных синдромов

А. К. Канатов. Обучаемость взрослых в различные периоды... 329

представляется возможным построение ориентировочных ха­рактеристик обучаемости взрослых людей в разные периоды зрелости.

Общее и специальное образование для взрослых выполняет не только культурную и техническую функцию, но и помогает достижению высокой жизнеспособности и жизнестойкости че­ловека. Развитие интеллекта и личности, способность к обу­чению, постоянному самообразованию взрослого человека — огромная сила, противостоящая инволюционным процессам.

А. К. Канатов

ОБУЧАЕМОСТЬ ВЗРОСЛЫХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЗРЕЛОСТИ1

Оценка потенциалов обучаемости взрослых в возрастном ди­апазоне с 18 до 55 лет требует серьезного подхода к выбору тех показателей, которые можно было бы считать наиболее валид­ными по отношению к прогнозированию столь непростого фе­номена, как обучаемость, которую Б. Г. Ананьев называл «од­ним из самых сложных явлений обучения»2. Вместе с тем об­ласть поиска критериев обучаемости взрослых в том случае, когда проблема решается в онтогенетическом плане, представ­ляется достаточно очевидной: так, уже С. Л. Рубинштейн, рас­сматривая обучаемость человека в контексте проблем способно­стей, указывал на ее теснейшую связь с понятием психического развития и подчеркивал, что «вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способ­ностях — с вопросом об умственном развитии»3.

Психологические основы образования взрослых// Образование взрослых на рубеже веков, ИОВ, Российская Академия Образования. 2000. Ананьев Б. Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. Л.: ЛГУ, 1982. С. 19.

Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической те­ории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 3.

ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

Начатое под руководством академика Б. Г. Ананьева иссле­дование периода «акмэ» от 18 до 35 лет было продолжено вплоть до 60 лет.

Выборка составила 350 человек. Исследование памяти про­водилось Я. И. Петровым, мышления — А. И. Канатовым, вни­мания — Л. Н. Фоменко, интеллекта — Л. М. Борисовой.

Как видно из табл.!, <...> в период 34-40 лет среднее зна­чение уровневой оценки мышления составило 97 единиц. Пос­ле 40 лет наблюдается снижение уровня оценки мышления, в период 41-50 лет ее среднее значение равно 89 единицам, а в период 51-55 лет составляет 90 единиц, то есть в макропериод 41-50 лет отмечается статически значимое снижение уровне­вой оценки мышления по сравнению с 36-40 годами (t = 3, 1 при p < 0, 01).

Полученные данные выявили значение образования и по­знавательной активности взрослых на сохранность исследуе­мых функций и обучаемость всех возрастных групп.

Таблица 6.1 Возрастная динамика мышления, памяти и внимания

Возраст (лет) 32-33 34-35 36-37 38-39 40- 42-43 44-45 46- 48-49 50-51 52-53 54-55
Внимание         97, 5   95, 5 93, 5     95, 5 93, 5
Мышление                        
Память                        

<...>

В комплексном исследовании с участием 350 взрослых в возрасте 41-55 лет, проведенном лабораторией психологии Института образования взрослых РАО, особое внимание было уделено изучению ценностных ориентации взрослых в облас­ти общего самообразования, профессионального образования, познавательной активности в досуговой деятельности и т. п. в связи с оценкой уровня развития их познавательных функ­ций (мышления, памяти, внимания и их различных сторон).

<...>

/1. К- Канатов. Обучаемость взрослых в различные периоды... 331

Первый блок вопросов выявлял ориентации на активную творческую профессиональную деятельность и профессиональ­ное образование. Сюда были включены вопросы, относящие­ся к удовлетворенности или неудовлетворенности работой, стремлению к совершенствованию своей профессиональной квалификации, установке на профессиональное образование и самообразование, поиску новых и оригинальных решений про­изводственных задач.

Второй блок позволял оценить ориентацию взрослого на общую активную познавательную деятельность, которая пря­мо не связана с профессией. В него включены показатели об­щей любознательности человека, выраженные в ориентации на повышение общеобразовательного уровня, расширение са­мообразования, в частности, такие ориентации, как направлен­ность на чтение публицистической, художественной, научно-популярной литературы и стремление к познанию нового в общественной жизни, науке, искусстве и технике.

Третий блок вопросов был сориентирован на анализ на­правленности личности на активное проведение своего досу­га. Сюда вошли показатели ориентации взрослых на занятия спортом, техническим конструированием, художественным творчеством, увлеченность искусством, а также общение с кол­легами и друзьями.

Как показали результаты специального статистического анализа, активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, сопровождающееся соответствую­щим поиском информации, желание не останавливаться на достигнутом как обобщенная личностная установка у взрос­лых старше 40 лет прежде всего сказываются на уровне разви­тия образного вида мышления и его конкретных сторон. При­чем у мужчин влияние подобной установки проявляется на от­меченной когнитивной способности несколько сильнее, чем у Женщин (г = 0, 38 и г= 0, 21 соответственно).

<...>

Систематическое обращение к специальной литературе в значительной мере способствует развитию прежде всего вер-бально-логического мышления, причем у женщин такое влия­ние наблюдается более ярко, чем у мужчин (г = 0, 38 и г = 0, 20

332 ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

соответственно). Учитывая психологическое содержание ис­пользованных методик определения уровня развития конкрет­ных сторон мышления, следует отметить, что в большей сте­пени систематичность и последовательность в обращении к специальным источникам сказывается на гибкости операцио­нального состава мыслительных процессов, хотя, безусловно, сильное влияние оказывается и на уровень адекватности скла­дывающихся объема и содержания понятий (то есть операнд-ный состав).

Не остаются без воздействия также образный — по преиму­ществу у женщин (г = 0, 24) и практический — в большей сте­пени у мужчин (г = 0, 19) виды мышления.

<...>

Познавательные интересы в области досуговой деятельно­сти, проявляющиеся в соответствующей активности взросло­го, оказывают преимущественное влияние на уровень разви­тия практического вида мышления (г = 0, 21). Хотя и не уда­лось на всей выборке обнаружить их прямого влияния на степень развития мнемических процессов, но были выявлены значи­мые взаимосвязи с уровнем развития как переключения вни­мания (г= 0, 19), так и ориентировочного внимания (г = 0, 18). То есть те взрослые, которых характеризует активное прове­дение досуга, стимулируют тем самым эвристические компо­ненты наглядно-действенного мышления, способствуют сохра­нению уровня развития практического мышления (в общем случае снижающегося после 40 лет).

<...>

В микропериод 51-55 лет переключение внимания приоб­ретает больше всего взаимосвязей как с различными сторона­ми мышления, так и памяти, иными словами, взрослые с хоро­шим переключением внимания имеют значительно больше шансов сохранить высокий уровень памяти, а также хорошую продуктивность мыслительных процессов.

В микропериод 51-55 лет сохранение активной позиции по отношению к самообразованию, организованным формам обра­зования, установка на принятие нового в профессиональной де­ятельности, восприимчивость к новому, позитивному в различ­ных сферах жизнедеятельности в еще большей степени, чем это

^

"

А. К. Канатов. Обучаемость взрослых в различные периоды... 333

отмечено в период 41 -50 лет, влияют на уровень развития раз­личных видов мышления, проявления мнемической способно­сти — особенно в отношении смыслового материала, а также качества внимания взрослого человека.

Не только самые разнообразные стороны интеллектуаль­ной деятельности взрослого человека испытывают на себе, как мы могли убедиться, значительное влияние индивидуаль­ной познавательной активности, но также и личностные ка­чества, в том числе и те, что чрезвычайно важны для самопро-явлсния, самореализации, оказываются под сильным воздей­ствием образовательных устремлений взрослого. В то же время индивидуально достигнутый уровень личностного развития своеобразно влияет на интенсивности мотивации в различ­ных областях знаний.

Изучение особенностей влияния интенсивности мотивации в различных областях знаний было предпринято в рамках ис­следования познавательных запросов (совместно с Е. И. Ога­ревым) на выборке из 478 чел., жителей Санкт-Петербурга. Интенсивность познавательной мотивации оценивалась с по­мощью 4-балльной шкалы по отношению к 11 областям жиз­недеятельности: профессиональная деятельность, семейная жизнь (воспитание детей, домоводство), художественная куль­тура (музыка, литература, живопись и т. д.), поддержание и укрепление здоровья, иностранные языки, компьютерная гра­мотность, экономические знания и др. У всех респондентов с помощью специально адаптированного опросника (Маслоу, 1997) выявлялся уровень развития таких личностных свойств, как степень креативности, уровень субъективного контроля (спо­собность взрослого человека брать ответственность на себя при решении достаточно важных жизненных проблем), широта по­знавательных интересов, гибкость поведения и оценок.

<...>

Корреляционный анализ показал, что потребность в про­фессиональных знаниях и умениях статистически значимо свя­зана со всеми четырьмя изучавшимися нами личностными свой­ствами. Наибольшая теснота связей выявлена с таким качеством, как уровень субъективного контроля (г =0, 23 прир < 0, 001), гиб­кость поведения (г= 0, 22 при p < 0, 001), и затем уже идут креа-

l

ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

тивность (г =0, 16 при p < 0, 001) и широта познавательных интересов (г= 0, 13 при p < 0, 005).

<...>

Уровень развития личностных качеств несколько меняет­ся с возрастом, есть определенное своеобразие такого измене­ния у мужчин и женщин (см. табл. 6.2, 6.3).

Таблица 6.2 Развитие личностных качеств в зависимости от возраста

 

 

 

 

 

 

Личностное качество Пол Взрослые
До 25 лет (50 и 49 чел.) 26-40 лет (91 и 83 чел.) 41-55 лет (36 и 61 чел.) Старше 55 лет (30 и 57 чел.)
Креативность Муж. 6.8 6, 8 6, 9 6, 0
Жен. 6.5 6, 4 6, 2 5, 9
Широта познавательной потребности Муж. 4, 1 3, 5 3, 1 3, 6
Жен. 4.2 3, 6 3, 4 3, 4
Гибкость поведения Муж. 5, 5 5, 1 4, 3 3, 7
Жен. 5, 0 4, 4 4, 0 3, 5
Субъективный контроль Муж. 5, 8 5, 4 5, 4 4, 4
Жен. 5, 4 5, 1 4, 3 4, 6

Таблица 6.3 Развитие личностных качеств в зависимости от образования

 

Личностное качество Уровень образования
        •< 5  
Креативность 6, 0 6, 1 6, 1 6, 2 7, 1 6, 7
Широта познавательной потребности 3, 8 3, 6 3, 1 3, 4 4, 1 3, 8
Гибкость поведения 4, 1 5, 2 4, 1 4, 5 4, 7 4, 2
Субъективный контроль 4, 4 5, 0 4, 2 4, 7 5, 7 5, 9

^

E. И. Степанова. Психология взрослых _______________________ 335

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о слож­ной динамике интеллектуального развития и обучаемости, об­условленных образованием, активностью и личной зрелостью в поздний период «акмэ».

На степень развития личностных качеств определенное вли­яние оказывает уровень образования взрослого (см. табл. 6.3). Рассмотрим шесть подвыборок, различающихся по этому па­раметру следующим образом: имеющие неполное среднее об­разование (1—29 чел.), среднее образование (2—56 чел.), на­чальное профессиональное (3—92 чел.), среднее специальное (4—120 чел.), неполное высшее (5—71 чел.) и, наконец, высшее образование (6—99 чел.).

Взрослые с неполным высшим и высшим образованием име­ют статистически значимое преимущество в уровне развития креативности (t = 2, 0) и в степени интернальности личностных качеств (£ = 2, 5).

< >

E. И. Степанова

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ1

<...>

В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности явля­ется труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Следует отметить, однако, что воздействия, ока­зываемые на человека как целостную систему, отличающую­ся разноуровневой, иерархической организацией психических функций, процессов, свойств личности, порождают с его сто­роны определенную систему отношений с окружающим ми­ром. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Изменяющиеся факторы и возникающая вслед-

Степанова Е. И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. Издательство Санкт-Петербургского университета «Алетейя», 2000.

336 _____________________________ ЧАСТЬ VI. Психология взросльц-

ствие их влияния система отношений не являются постоянны­ми для разных возрастных периодов жизни человека. Как уже отмечалось, конвергенция разнородных явлений психической сферы в ходе онтогенетического развития человека от рожде­ния до старости протекает с разной интенсивностью и прояв­ляется в возрастных особенностях психофизиологических функ­ций, психических процессов и свойств личности. Плодотвор­ной является идея Б. Г. Ананьева о двухфазности в развитии психофизиологических функций, заключающейся в соотно­шении моментов нарастания их «работоспособности» в ходе созревания и специализации под влиянием условий жизни и деятельности. Суть теории Ананьева в том, что первая фаза развития психофизиологических функций представляет со­бой фронтальный прогресс в развитии функций от рождения до возрастов зрелости (ранней и средней), вторая — специали­зацию тех же функций в зрелости. В процессе развития наблю­дается не только нарастание потенциальных возможностей функций, но и снижение их «работоспособности» или относи­тельная стабилизация. Вместе с тем имеет место сочетание моментов нарастания, снижения, стабилизации, сказывающе­еся в перестройке внутрифункциональных и межфункциональ­ных структур целостной системы интеллекта.

Фронтальный прогресс психофизиологических функций (первая фаза) обнаруживается главным образом в период со­зревания (в детстве, отрочестве, ранней и средней зрелости). Специализация этих функций достигает оптимума в средней зрелости, т. е. в более поздние периоды жизни. Однако специ­ализация разных функций в разных условиях жизни и дея­тельности происходит по-разному — для одних наступает рань­ше, для других позже. Разновременное проявление общих и специальных свойств функций свидетельствует о неравномер­ности (гетерохронности) развития. Гетерохронность, как об­щая закономерность развития всего живого, распространяется и на психофизиологическую сферу человека. Временная после­довательность в соотношении общих и специальных свойств функций начинается в раннем детстве, с преимущественного развития того или иного вида чувствительности в определенные периоды жизни ребенка. У взрослого человека компенсация

g Я- Степанова. Психология взрослых _______________________ 337

резервов развития общих свойств происходит за счет высоко­го уровня специализированных свойств функций, который щолсет не совпадать с начавшейся инволюцией общих свойств функций. Известно, что с возрастом изменяется порог чувстви­тельности (зрительной, слуховой, тактильной и др.). Взрослые часто жалуются на ухудшение памяти. Совершенствование профессиональной памяти, которую можно считать функци­ей специализации, может не совпадать с общим ухудшением памяти, в результате чего жизнеспособность мнемической функ­ции в целом сохраняется. То же самое справедливо и для мыс­лительных функций, где специализацией функции является практическое и техническое мышление.

Двухфазность развития психических функций в разные пе­риоды жизни взрослого человека проявляется по-разному. Для ранней зрелости (18-25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс. В этот воз­растной период больше всего оптимальных точек подъема в уровне развития памяти и мышления. Фронтальный прогресс функций является здесь определяющим, хотя он и протекает в условиях относительной самостоятельности функциониро­вания памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей, выявленных с помощью корреляционного анализа.

Вторая фаза развития тех же функций, характеризующая­ся их специализацией, начинает активно проявляться преиму­щественно после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внут-рифункциональных и межфункциональных связей. Начиная с 30 лет специализация психических функций доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессиональ­ного мастерства. Подчеркивая значение первой фазы развития психических функций как подготовительного периода для вто-рой, Б. Г. Ананьев писал: «Эта фаза наступает только на наи­более высоком уровне функциональных достижений в первой фазе и накладывается на нее. Пик функционального развития Достигается в более поздние периоды зрелости, причем не ис­ключено, что оптимум специализированных функций может овпадать с начавшейся инволюцией общих свойств этих функ-Чий». Уровень достижений развития функций в первой фазе

л

338 _____________________________ ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

сказывается на второй фазе развития. У людей одного и того же возраста показатели обеих фаз развития психических функ­ций могут не совпадать: например, у тех, кто начинает про­фессиональную деятельность в юности, следует ожидать более раннего «наложения» второй фазы развития функции на пер­вую. Средства воздействия на человека в период профессио­нальной подготовки к самостоятельной трудовой деятельнос­ти через специализацию психических функций приводят к ра­циональному сочетанию общих и специальных способностей. Как справедливо заметил В. Д. Шадриков, ссылаясь на наше исследование, взаимосвязь и взаимодействие двух фаз разви­тия функций составляют механизм взаимосвязи общих и спе­циальных способностей.

<...>

Профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования, удовлетворение которых — необхо­димое условие эффективности труда. Например, высокая сте­пень развития координации движений, переключение и рас­пределение внимания необходимы для профессии водителя. Профессии типа «человек — техника» предъявляют требова­ния к зрительной, слуховой, вибрационной, мышечно-сустав-ной чувствительности. Человек, овладевающий такого рода профессией, поставлен перед необходимостью развивать у себя соответствующие функции (психические, психомоторные, пси­ховегетативные). Если выполнение трудовых операций требу­ет напряжения физических и интеллектуальных сил, необхо­димы условия для упражняемости психофизиологических и психических функций, способствующих выработке конкрет­ных умений и навыков. Известны факты высоких результатов упражняемости различных видов чувствительности как в экс­периментальных условиях, так и в условиях трудовой деятель­ности.

<...>

Есть данные, подтверждающие, что возрастная изменчивость видов чувствительности находится в зависимости от профессио­нальной деятельности человека. Как показано в исследовании Б. М. Теплова, в процессе специальных педагогических воздей­ствий, направленных на развитие музыкальных способностей,

£ Ц. Степанова. Психология взрослых ______________________ 339

происходит повышение уровня чувствительности к звукораз-личению. Деятельность, как трудовая, так и учебная, предъяв­ляет определенные требования к уровню развития чувстви­тельности.

<...>

Интересные данные получены М. Д. Александровой: люди, которые в процессе трудовой деятельности постоянно имеют дело с мелкими деталями, предметами, раньше обнаруживают снижение остроты зрения. Те же, кто работает с удаленными предметами, сохраняют остроту зрения до самой старости.

Приведенные экспериментальные данные показывают, что нельзя рассматривать возрастные изменения в психических функциях без учета условий конкретных видов деятельности. Именно под влиянием этих условий происходит формирование чисто «человеческой чувствительности», о которой К. Маркс писал: «Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порож­дается богатство субъективной человеческой чувствительности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче гово­ря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждени­ям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы».

<...>

В практической деятельности взрослых большое значение имеет наблюдение, представляющее собой целенаправленное восприятие объектов, с которыми человек имеет дело по роду занятий, — инструментов, приборов, материалов и др. Полно­та наблюдения профессионала зависит от его подготовленно­сти к целенаправленному восприятию этих объектов и преж­де всего — от того объема знаний, которым он располагает в Данной области восприятия. Планомерное наблюдение с по­становкой конкретных задач наблюдения возможно лишь на основе знаний, прежде всего профессиональных.

Наиболее сложным является наблюдение за человеком, пред­полагающее включение процесса восприятия в сферу обще-я, где немаловажное значение имеют особенности влияния Фуг на друга вступающих во взаимоотношения людей. Иссле-(Уя проблему восприятия человека человеком, А. А. Бодалев обратил внимание на профессиональные особенности такого

ЧА СТЬ VI. Психология взрослых

восприятия: «Образ восприятия, который один и тот же чело­век вызывает у людей неодинакового жизненного опыта, при­надлежащих к различным общественным классам, различаю­щихся этико-эстетическими требованиями, представляющих различные возрастные группы, пол, профессии, не бывает со­вершенно одинаковым».

На основе систематического наблюдения определенных объектов у человека формируется способность видеть и пони­мать наблюдаемое, что является необходимым условием раз­вития наблюдательности как черты характера. В процессе жиз­недеятельности человека складывается система наблюдений, в которой организуется процесс чувственного познания окру­жающего мира, взаимосвязь восприятия и мотивационной сфе­ры. Отмечая это, Б. Г. Ананьев пишет: «С возрастом повыша­ется точность диагностических оценок в работе опытного вра­ча, педагога, руководителя трудовых коллективов, диспетчера и т. д. и глубина зрительных суждений, несмотря на постоян­ное ослабление зрительных функций. Благодаря операцион­ным механизмам восприятия в структуре наблюдения возни­кает сила, противодействующая старению перцептивных спо­собностей».

С возрастом человек больше общается с другими людьми, приобретает профессиональный опыт, что сказывается на вос­приятии как объектов деятельности, так и людей, с которыми он вступает в общение.

В процессе трудовой деятельности человеку приходится решать профессиональные задачи, оперировать наглядными образами технических объектов, представлениями на основе чертежей, схем, сетевых графиков. Поэтому психические функ­ции и процессы находятся в состоянии повышенной активно­сти. Так, в условиях технической деятельности, требующей решения задач технического типа, развивается техническое мышление (Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская, Р. А. Понома­рева и др.). Умение оперировать пространственными образа­ми технических объектов и развитие технического воображе­ния основываются на подвижности «сплава» образных, поня­тийных и действенных компонентов мышления. Указанные авторы выделяют в качестве показателя развития технического

E. И. Степанова. Психология взрослых 341

мышления конструирование пространственного образа на ос­нове графического изображения; а в качестве специфических критериев, по которым можно определить степень развития технического мышления, — точность, легкость и скорость со­здания образа.

Оперирование пространственными образами, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и дей­ственными компонентами мышления связаны не только с ви­дом профессиональной деятельности, но и с уровнем образо­вания субъекта деятельности. В одних и тех же условиях про­фессиональной деятельности лица, имеющие разный уровень образования (среднее, высшее), будут решать задачи с разной степенью успешности, что подтверждается и нашим исследо­ванием, в котором на группах испытуемых технического и не­технического видов деятельности проверялась роль образных компонентов в техническом мышлении.

В исследовании использовалась методика, представляю­щая собой задание матричного типа. От испытуемого требова­лось создать образ на основе чертежа, выполненного в ортого­нальной проекции. Опознавательные признаки создаваемого образа были даны в виде четырех изображений фигур, среди которых находилась та, которую он должен определить по чер­тежу, соотнеся размеры, форму чертежа с фигурой. В экспери­менте участвовали 350 человек. Полученные в двух группах данные сопоставлялись. В первую группу вошли лица, дея­тельность которых связана с техническим конструированием, с чтением чертежей (187 чел.), во вторую — люди, не связан­ные с техническим видом деятельности (163 чел.).

Результаты анализа данных показали, что испытуемые пер­вой группы успешнее справились с заданием: показатель выпол­нения в этой группе составил т\ = 8, 4, тогда как во второй — т2 = 7, 0 (различие статистически значимо на уровне 0, 1%). Ис­пытуемые первой группы выполнили задание быстрее: их вре­менной показатель ti = 46, 7 с, тогда как во второй группе tl = 58, 2 с (различие статистически значимо на уровне 1%).

Во второй группе (нетехнической) по результатам выпол­нения задания выделились две подгруппы, одну из которых со­ставили лица с высшим образованием, а другую — со средним.

342 _____________________________ ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

Испытуемые подгруппы с высшим образованием справились с заданием успешнее, их результаты были выше, чем во второй подгруппе. Поэтому средний показатель успешности всей груп­пы в целом был обеспечен за счет испытуемых с высшим обра­зованием.

Таким образом, оказалось, что профессиональная деятель­ность влияет на психические процессы в совокупности с пока­зателем уровни образования. Гибкость и подвижность в соот­ношении образных, понятийных и действенных компонентов, свойственные человеку с техническим мышлением, присут­ствуют и у людей с высшим образованием нетехнического про­филя деятельности. Можно предположить, что именно такой механизм мышления лежит в основе высокого уровня интел­лектуального развития человека. Это подтверждают сопостав­ления экспериментальных данных, изложенные ниже.

Поскольку все участники эксперимента прошли испытание на определение уровня вербального и невербального интел­лекта с помощью набора Д. Векслера, то мы имели возмож­ность сопоставить те и другие данные. В первой группе (техни­ческой) показатели интеллекта оказались выше, чем во второй группе (нетехнической). В первой группе вербальный интеллект составил тп= 121, 0, невербальный — m = 106, 5. Во второй группе вербальный интеллект составил тпв = 111, 7, невербаль­ный — m = 102, 3. Величины различия значимы. В подгруппе лиц с высшим образованием второй группы показатели вер­бального и невербального интеллекта оказались выше, чем в подгруппе, в которую вошли лица со средним образованием. Эти данные подтверждают ранее сделанный вывод о совокуп­ном влиянии факторов труда и образования на психическое развитие человека.

Однако уровень развития интеллекта зависит не только от уровня образования и вида труда, но и от того, насколько труд является творческим. Сопоставляя по уровню интеллекта груп­пы лиц в возрасте 25-35 лет, занятых техническим видом труда, но имеющих разный уровень технического образования (среднее и высшее), Л. Н. Борисова обнаружила зависимость интеллекта от характера трудовой деятельности, от того, насколько труд этих лиц является творческим, требующим умственного напряжения.

/t. Адлер. Стиль жизни __________________________________ 343

А. Адлер

СТИЛЬ ЖИЗНИ1

Если мы сравним сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепилась на вершине горы, мы увидим, что они растут по-разному. Это деревья одного и того же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева — это его индивидуаль­ность, которая выражается и формируется в определенном окружении. Распознается же стиль тогда, когда мы видим, что вследствие окружения он не совпадает с нашими ожидания­ми, и понимаем при этом, что у каждого дерева есть своя мо­дель жизненного поведения, а не просто одни механические реакции на окружение.

В основном, это справедливо и для человека. Перед нами жизненный стиль в определенных условиях, окружающих его, и нашей задачей является тщательно проанализировать его связь с обстоятельствами, ведь с изменениями в окружении меняется и сознание. Пока человек находится в благоприят­ной ситуации, мы не можем заключить о его стиле жизни со всей определенностью. Однако в новых ситуациях, когда чело­век сталкивается с трудностями, стиль жизни вырисовывает­ся ясно и отчетливо. Только опытный психолог может с боль­шой долей вероятности определить стиль жизни человека, если тот пребывает в благоприятных условиях, когда же субъект по­падает в неблагоприятное и даже тяжелое положение, его жиз­ненный стиль становится очевиден каждому.

Жизнь редко похожа на игру, и чего-чего, а трудностей в ней хватает. Человек то и дело оказывается перед препятствием, и именно в таких ситуациях мы и должны изучать его, отмечать его разнообразные движения и определять его отличительные каче­ства. Как мы уже говорили раньше, жизненный сгиль — это един­ство, он сформировался в процессе преодоления трудностей, пе­режитых в детстве, и основывается на стремлении к цели.

Но наши интересы касаются не столько прошлого, сколько будущего людей, понимать которое можно, только понимая их

1 Наука жить. Киев, 1997.

344 ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

стиль жизни. Даже если мы понимаем их инстинкты, стимулы, влечения и так далее, мы не в силах






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.