Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные темы и понятия раздела 10 страница






п Креч и др. Нравственность, агрессия, справедливость

Для однозначных выводов о связи пола и характера нет ос­нований. Существует достаточно широкий круг различий меж­ду мальчиками и девочками по отдельным факторам характе­ра личности, причем выраженность этих различий отчетливо возрастает от 8-9 к 10-11 годам. Но еще шире представлены различия, образуемые структурно-функциональными связя­ми отдельных черт; в их системе индивидуальные вариации за­нимают настолько большое место, что можно говорить лишь о немногих типичных для пола структурах, которые у девочек представлены шире, чем у мальчиков. Существует и множе­ство различий в выраженности отдельных черт характера лич­ности и их структурной организации в зависимости от типа половой идентичности.

Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон

НРАВСТВЕННОСТЬ, АГРЕССИЯ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ1

<...> Развитие моральных суждений

Моральные суждения, как и восприятие, мышление, ходьба, чувства и почти все проявления, на которые способен человек, подвержены развитию. Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло. Нравственное взросление детей проходит несколько стадий. Некоторые индивиды так и не достигают взрослого уровня нравственности, в то время как другие проявляют моральную зрелость в отрочестве. Скорость прохождения детьми этапов Чувственного развития зависит от уровня интеллекта, обще-сокращенное изложение главы из книги: Krech D., Crutchfield R., Livson N. Elements of psychology. N. Y., 1974//Вопросы психологии, № 1, 1992, пер. с а«гл. А. В. Александровой.

278

Ч А СТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте

ства, в котором они живут, и от принятых в нем традиций воспи­тания детей. Однако последовательность стадий не меняется. •

Пример 1. Дети, оказавшиеся перед моральной дилеммой Л. Колберг (Гарвардский университет) изучал развитие мораль­ных суждений у детей, подростков и взрослых: они должны были высказать свое суждение по такой, например, гипотети­ческой ситуации. Женщине, больной раком, не помогают ни-какие лекарства. Испытываемая ею боль так ужасна, что она просит своего врача дать ей смертельную дозу снотворного, чтобы избавить от страданий. Должен ли врач в этих обстоя­тельствах прибегнуть к эвтаназии?

Были получены следующие ответы на вопрос о моральнос­ти эвтаназии:

Ребенок: Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы из­бавить ее от боли. Но это могло бы быть неприятно ее мужу — ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене.

Подросток. Врач не имеет права на эвтаназию. Он не может дать жизнь и он не должен ее уничтожать.

Взрослый. Умирающей должен быть предоставлен свобод­ный выбор, хочет ли она подвергнуться эвтаназии. Значение имеет качество жизни, а не сам ее факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись просто в нечто живое, но уже не человека, она имеет право выбрать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать, что с ними будет.

Обращает на себя внимание то, что ребенок оценивал чело­веческую жизнь, исходя из чисто практических соображений, не обращаясь к общим моральным принципам. Подросток, со­гласно Колбергу, находится на следующей стадии развития моральных суждений и уже может рассматривать предложен­ную ему проблему с точки зрения абстрактного принципа -принципа святости жизни.

Взрослый также считает жизнь величайшей ценностью, но делает упор на качестве жизни и на праве человека решать, хо­чет ли он жить любой ценой.

На основании многих ответов Колберг создал теоретичес­кую схему, в общих чертах параллельную теории Ж. Пиаже о стадиях когнитивного развития; согласно Колбергу, развитие

я Кречи др. Нравственность, агрессия, справедливость ________ 279

нравственного чувства есть последовательный прогрессивный процесс.

Им были предложены следующие градации: три общих уров-„л морали (предшествующей традиционному; традиционный, конформистский; самостоятельный, принципиальный) и внут­ри каждого из них шесть типов: 1) ориентация на возможное наказание, послушание; 2) наивный потребительский гедо­низм; 3) мораль «пай-мальчика», ориентированная на поддер­жание хороших отношений, одобрение окружающими; 4) ори­ентация на авторитет; 5) мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона; 6) индиви­дуальные принципы, выработанные самостоятельно.

Каждый из типов может быть применен к любой из характе­ристик нравственности (их существует более тридцати): в при­веденном выше примере рассмотрена характеристика «Ценность человеческой жизни», и оценки могут быть классифицированы (в порядке следования) как принадлежащие типам 2, 4 и 5.

С точки зрения Колберга, хотя социальное научение несом­ненно приводит к наполнению моральных понятий специфи­ческим содержанием, его все же недостаточно, чтобы объяс­нить иерархическую природу продвижения индивида в плане морали. Биологическое взросление является важнейшей дви­жущей силой нравственного развития, как это имеет место в когнитивном развитии (по Пиаже). Моральная стадия (как интеллектуальный возраст) коррелирует в значительной мере с календарным возрастом, но по мере того как человек взрос­леет, его нравственное развитие делается все более независи­мым от возраста (как и интеллектуальные возможности).

В дальнейшем исследования, проводившиеся Колбергом, привели его к некоторому пересмотру взглядов на тесную связь дологического взросления и достижения высоких уровней фавственности. Он предположил, что для достижения по­здних индивиду необходим опыт в разрешении более слож-'х нравственных дилемм и в контакте с жизненными реали-I той социальной системы, в которой он живет. Например, обнаружил при обследовании лиц, отказавшихся от служ-в армии во время войны во Вьетнаме, их прогресс от типа 4 к типу 6.

280 ___________ ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте

Пиаже, Колберг и другие исследователи отмечали существо­вание различных направлений нравственного развития; были также определены приблизительные возрастные границы его стадий. К первым могут быть отнесены следующие показатели-

1. Наличие интенции. Маленькие дети оценивают события в терминах их физических последствий, однако дети более старшего возраста принимают во внимание намерения ин­дивида, совершившего то или иное действие. Например, восьмилетний ребенок наверняка сочтет, что разбить четы­ре дорогие чашки случайно — это хуже, чем разбить одну нарочно. Большинство четырнадцатилетних пришли бы к противоположному заключению.

2. Относительность. Маленькие дети считают, что любое дей­ствие может однозначно быть оценено как хорошее или плохое. По мере взросления они теряют этот категоричес­кий подход: они начинают понимать, что взгляды на одно и то же действие могут быть разными. Дети младшего возра­ста также полагают, что при расхождении в моральной оцен­ке чего-то один из спорящих обязательно прав (обычно тот, что старше).

3. Независимость последствий. Маленькие дети обычно судят о тяжести проступка по серьезности наказания за него; дети более старшего возраста оценивают проступок по тому, на­сколько важное правило поведения было нарушено, и по тому, какой ущерб был нанесен. Трехлетний ребенок обыч­но считает плохим другого малыша только потому, что того нашлепали, независимо отзаслуженности наказания; взрос­лая аналогия такого взгляда на вещи — считать виновным того, кому предъявлено обвинение в совершении преступ­ления (даже если впоследствии его и оправдают).

4. Готовность дать сдачи. Многие дети моложе 12 лет не мо­гут поставить себя на место другого. Они действуют в за­висимости только от своих чувств и потребностей и не спо­собны понять, что движет другими. Дети склонны давать сдачи, если их обидели: дернуть за волосы того, кто их дер" нул, например. Некоторые дети, однако, достаточно рано проявляют готовность мириться и прощать.

д Кречи др. Нравственность, агрессия, справедливость

281

с Использование наказания для исправления и перевоспита­ния. Маленькие дети склонны считать, что за любой про­ступок нужно строго наказывать. Более старшие дети счи­тают более уместными мягкие наказания, достаточные для восстановления попранных прав «жертвы» и для исправле­ния «преступника».

б Натуралистические взгляды на неудачи. Дети моложе 8 лет склонны видеть в несчастных случаях и неудачах наказа­ния со стороны Бога или другой всемогущей силы. По мере взросления дети обретают способность отличать наказания от несчастного случая.

В целом, дети уделяют наибольшее внимание установлен­ным правилам, букве закона (которую они способны понять), а не его духу, недоступному их восприятию. Они принимают правила как абсолют. По мере взросления, однако, ребенок на­чинает понимать, что правила создаются людьми для общего удобства, что они могут быть несовершенны и противоречивы и что нужно самому решать, каким нужно следовать.

Совершенно очевидно, что представленная картина разви­тия нравственных представлений ребенка основана на наблю­дениях за детьми, воспитывавшимися в традициях западной цивилизации и западной морали. Однако существует и неко­торое число исследований, касающихся обществ не западного образца, и картина оказывается сходной. Таким образом, раз­витие этических представлений зависит от специфического опы­та индивида.

Работы Дж. Дж. Трейси и X. Дж. Кросса дают возможность считать, что развитие моральных суждений может быть уско­рено обучением и тренировкой. Исследование заключалось в оценке существующего нравственного развития 76 семикласс­ников и последующем предоставлении половине из них воз-южности участвовать в ролевых играх, требующих уровня Нравственности на одну ступень выше, чем имевшийся в нали­чии. Через три недели все мальчики снова получили задание ю оценке этических проблем. Испытуемые из эксперимен-альной группы продемонстрировали большую нравственную Злость, чем их сверстники из контрольной группы, не имев-йие возможности научиться более зрелым решениям. Ни уро-

282

ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте.

вень интеллекта, ни социоэкономический уровень семьи не оказывали влияния на способность к достижению более высо­кого нравственного развития.

Нравственные суждения являются важным, но не единствен­ным фактором, определяющим поведение человека. Можно придерживаться весьма нравственных взглядов на ситуацию, но не иметь достаточного самоконтроля или мужества дей­ствовать в соответствии с ними, и наоборот. Однако предме­том нашего рассмотрения в следующих разделах будут разно­образные связи, существующие между нравственными сужде­ниями и поведением.

Социализация нравственного поведения

Вести себя нравственно — значит проявлять интернализиро-ванный контроль над своим поведением: такой контроль пре­пятствует совершению дурных поступков и благоприятствует совершению действий, полезных для окружающих. Мы счита­ем контроль интернализированным, если индивид раз за разом ведет себя этично в ситуации, когда ему не грозит наказание за отступление от моральных норм. Человек, у которого интер-нализовано большинство требований, налагаемых обществом, в котором он живет, может быть назван достигшим социали­зации.

Четкая граница между внешним и внутренним контролем отсутствует. Даже вполне социализированный взрослый мо­жет беспокоиться о том, какое впечатление производит его по­ведение и не сочтут ли окружающие его аморальным или без­ответственным. Характеристикой социализации и интерна-лизации служит не то, помнит ли постоянно человек о своей референтной группе (друзьях, родителях, учителях и т. д.), а та реакция последней, на которую индивид ориентируется: есЛЯ важным является то, последует ли наказание за неодобряемые действия, тогда индивид не достиг настоящей социализации, если же человека заботит оценка другими этичности его пове­дения, то социализация достигнута.

Как происходит интернализация? Как влияют этические взгляды человека на его действия, и наоборот? Каким образом родители влияют на моральное развитие своих детей?

Кре4 и dp- Нравственность, агрессия, справедливость

283

Многие положения теорий нравственного развития бази­руются на результатах, полученных в возрастной психоло­гии, гДе социализация рассматривается как процесс науче-НИЯ: как сделать этичное поведение настолько поощряемым, чтобы ребенок научился вести себя нравственно, а не эгоцен­трически.

Детям свойственна эмоциональная привязанность к тем, кто их растит. Соответственно, примерно к середине первого года жизни ребенок обычно сильно привязан к заботящимся о нем родителям. Присутствие родителей и общение с ними очень приятно ребенку; их отсутствие неприятно и вызывает трево­гу. Слова, улыбки, жесты, ассоциирующиеся с родительской заботой, имеют большую ценность для ребенка, а неодобрение, напряженность, предшествующие прекращению заботы, обре­тают отрицательное значение. Вполне возможно, что самая ранняя социализация поведения происходит именно через этот процесс научения: желательные формы поведения вознаграж­даются вниманием и заботой, а нежелательные формы подав­ляются неодобрением. Но поощрение хорошего поведения и наказание за плохое являются лишь незначительной частью нравственной социализации. Большая часть форм поведения, которые мы будем рассматривать ниже, не свойственна ма­ленькому ребенку.

Имеются данные о том, что на интернализацию влияет та

забота о нем, которую ребенок испытал в раннем детстве. Если

прочная эмоциональная связь со взрослым не сформирована

в первый год жизни и не сохраняется на протяжении первых

лет жизни ребенка, интернализации нравственных ценностей

южет вовсе не произойти. Этот аспект воспитания ребенка

п> ясняет различия в морали как между разными культурами,

к и внутри каждой из них. Кросскультурные исследования жазывают, что большое распространение воровства (без ис­пиваемого при этом чувства вины) свойственно обществен-

' формациям, где приняты меры достижения социализации

«гостью, а не заботой.

пример 2. Как вырастить ребенка вором. М. Бэкон, И. Чайлд

Берри из Йельского университета проанализировали дан-

Ш общинах (8 африканских, 11 североамериканских ин-

284

ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возраста

дейских, 5 южноамериканских индейских, 16 островных тихо океанских и 8 азиатских), где отсутствовала письменность, ддя выяснения вопроса о наличии связи между традициями вос­питания детей и уровнем преступности. Общины были выбра. ны по признаку географического разнообразия и наличия ин­формации о них (из проведенных ранее антропологических исследований). Уровень преступности определялся по распро­страненности воровства (любого объекта — от зуба кита д0 песни) и причинения вреда определенной личности (насилие клевета, наведение порчи). Оценивались также обычаи и тра­диции воспитания детей. Были обнаружены следующие ярко выраженные тенденции:

1. Общины, где родители были заботливы (отзывчивы на по­требности ребенка, ласковы, не строги), отличались низким уровнем преступности.

2. Воровство было наиболее распространено в общинах, где для воспитания послушания, ответственности и самостоя­тельности применялись методы наказаний и строгости.

3. И воровство, и преступления против личности были весьма распространены там, где воспитание мальчиков было исклю­чительно обязанностью матерей и где отсутствовала возмож­ность возникновения тесных эмоциональных связей с отцами.

4. Преступления против личности были наиболее частыми в общинах, где детей грубо и неожиданно заставляли прояв­лять самостоятельность.

Полученные результаты подтверждают наблюдения, отно­сящиеся к западной цивилизации: теплые, тесные связи ребен­ка и родителя (особенно родителя того же пола, что и ребенок) способствуют развитию нравственности.

Функция заботливости в нравственном развитии. Почему забо­та о ребенке необходима? Что еще, кроме заботливости, нужно для возникновения интернализации?

На эти вопросы существует несколько ответов, дополняю­щих друг друга. 1. Дети более склонны подражать заботливому родителю, чем

безразличному. Заботливое поведение понимается как уход

в-pgt/ и др. Нравственность, агрессия, справедливость 285

за ребенком и внимание к нему; в этом смысле оно удовле­творяет обычным представлениям о нравственном поведе­нии родителя, и таким образом заботливый взрослый пред­ставляет образец для подражания в моральном плане, о Заботливый родитель предоставляет ребенку возможность видеть, как его поведение отражается на окружающих. Ре­бенок должен научиться соотносить потребности, чувства и общее благополучие окружающих с приятными или нет последствиями своих действий. Наиболее раннее осозна­ние последствий своих действий возникает у ребенка, ко­гда его родители выражают неодобрение его поведению или проявляют удовольствие и привязанность к нему. 3. Любящий и заботливый родитель привлекателен для ребен­ка в смысле тесного взаимодействия с ним. Ребенок ищет, а не избегает контакта с ним, именно эта близость усиливает потенциал воздействий, описанных выше. Стили поддержания дисциплины. В добавление к заботе для интернализации нравственного контроля необходимо и основанное на любви поддержание дисциплины. Такой вид дисциплины подразумевает постоянное общение с ребенком — объяснения, обсуждения, словесное неодобрение, если поведе­ние ребенка этого заслуживает, интерес к движущим мотивам, предложения возможных путей действия, похвалу за хорошее поведение. Наказание, которое может применяться при этом, — демонстрация неодобрения, отстраненность, кратковременная изоляция ребенка, а не физическое наказание, ругань, высме­ивание или объявление во всеуслышание о прегрешении.

Два описанных вида поддержания дисциплины приводят к различным психологическим последствиям. Строгий стиль приводит к возникновению повышенной эмоциональности у ребенка, делая маловероятными его размышления о своих дей­ствиях или восприятие новой информации о моральных прин­ципах. Любящий стиль дает ребенку возможность учиться и взрослеть с уверенностью в себе и гибкостью.

Другим важным различием является уровень тревожности > ебенка. При основанном на любви стиле поддержания дис-ЧИплины родитель настойчиво предостерегает ребенка от неже­лательных действий, объясняет причины этого и описывает об-

286

ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте

стоятельства, при которых такие действия особенно нежелатедь-ны. Ребенок имеет возможность составить более абстрактное представление, уловить дух морального принципа, о котор01ь(идет речь, и иметь собственное суждение, а не слепо подчи­няться принципу. Он также учится понимать, что он лишится одобрения родителей или нарушит запрет. Как следствие это­го, замышляя проступок, ребенок предвидит потерю родитель­ского хорошего отношения и испытывает тревогу. Если иску­шение не слишком велико, тревога удерживает его от плохого поступка.

Изложенное выше краткое описание социализации как на­учения нравственному поведению представляет собой лишь один из взглядов на процесс. Существуют другие подходы. К ним относится концепция развития совести 3. Фрейда; она делает акцент на относительно неуправляемых психодинамических силах. Следует отметить, что концепции социального науче­ния и психоаналитическая необязательно являются взаимо­исключающими.

Любое описание нравственного развития неизбежно ока­зывается упрощенным. Каждый индивид подвергается много­численным влияниям, все их невозможно учесть. Эти влияния накладываются на индивидуальную физиологическую основу. Один ребенок от рождения медлителен, основателен, все дела­ет методически. Другой быстр, нетерпелив, вспыльчив — то, что принято называть гиперактивным. Мириады влияний - в семье, в школе, с телеэкрана, на улице — воздействуют на ре­бенка, и невозможно ни предсказать их результат заранее, ни объяснить его задним числом.

Время от времени каждый ребенок говорит матери: «Ну, все ребята так делают». Один ребенок, сказав это, все же на практике придерживается тех же ценностей, что и его родите­ли; другой же, хотя, может быть, и из той же семьи, свергнет большинство взрослых стандартов и будет ориентироваться только на сверстников. Ни то, как воспитывался ребенок, нЯ преобладающие поведенческие стандарты общества не могут дать всей информации о нравственном развитии и поведении ребенка.

г, уреч и др. Нравственность, агрессия, справедливость

287

Агрессия

Доз нашего обсуждения развития морали может создаться пред­ставление, что люди отличаются от животных степенью и слож­ностью усилий, направленных на развитие нравственности ребенка. Действительно, мы считаем нравственность прису­щей только людям. Но в то же время очевидно, что человек наиболее агрессивное и разрушительное существо на нашей планете.

Мы не хотим сказать, что агрессия — это нечто, противопо­ложное нравственности: некоторые формы агрессии не рассмат­риваются обычно как аморальные. Но в большинстве случаев агрессия аморальна, и, таким образом, неудивительно, что те же механизмы, которые ответственны за нравственное научение, лежат и в основе социализации агрессивных импульсов.

Определение агрессии. Наиболее распространенные описа­ния агрессии включают очень широкий спектр проявлений — от спортивных соревнований до каннибализма и войны. Как мож­но объединить все это в едином определении? Существуют два приемлемых определения агрессии. Первое основано на оцен­ке поведения: агрессия — это любой вид поведения, принося­щего вред другому. Второе определение базируется на поня­тии намерения: агрессия — это любое действие, имеющее це­лью причинение вреда другому. Как любое бихевиористское определение, первое из них выделяет доступный наблюдению поведенческий критерий наличия агрессии: вред был причи­нен. Это представляется достаточно простым. Второе опреде­ление, однако, связано с проблемой: намерения не поддаются наблюдению. Казалось бы, выбор между двумя определения­ми ясен. Но попробуйте оценить с точки зрения определений агрессии следующие события:

Младенец, срыгнув, забрызгал все новое платье матери.

Человек, в чей дом проник грабитель, убил его.

Рассердившись, сын не пишет матери, которая ждет письма

и переживает его отсутствие.

Дантист вырывает зуб у отчаянно вопящего ребенка.

Конгрессмен не выступает с протестом против эскалации

военных действий, хотя их морально осуждает.

288

ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте

6. Исполнитель нажимает на кнопку, приводящую в действие

электрический стул, казня осужденного преступника.

Ни одно из определений агрессии не приложимо ко всем приведенным ситуациям. То, где рассматривается намерение представляется более адекватным, но не решает всех проблем Дантист, хотя и намерен произвести болезненные манипуля­ции, делает это ради благой цели, а не с намерением только при­чинить боль. Является ли агрессией отказ от действий, которым намеренно причиняется неприятность, как в случае с сыном который не пишет матери, или со сдержанным конгрессменом?

Таким образом, вопрос выбора определения сложен, по­скольку агрессия представляет собой многостороннее явление. Чтобы подойти к ней научно, нужно постараться увидеть раз­личные стороны и их связи друг с другом, а не пытаться найти единственное исчерпывающее определение.

Социализация агрессии. Агрессия в младенчестве и раннем детстве часто проявляется совершенно откровенно. Большин­ство матерей не удивляются, когда их ребенок брыкается, де­рется или ругается. Хотя такое поведение неприятно и не по­ощряется, оно не является ненормальным: многие психологи считают, что агрессия является врожденной. Контроль над агрес­сивными импульсами и непрямое их выражение, однако, не являются врожденными: они результат научения. Процесс на­учения контролировать свои агрессивные стремления или вы­ражать их в формах, приемлемых в рамках данной цивилиза­ции, называется социализацией агрессии. Очевидно, человек не перестает быть агрессивным, достигнув зрелости. Однако в результате социализации многие люди учатся контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в об­ществе. Другие индивиды остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко, через словесные ос­корбления, скрытое принуждение, завуалированные требова­ния и другие тактические приемы. Наконец, остаются люди, не подвергшиеся социализации, чьи агрессивные импульсы нахо­дят выход часто в физическом насилии.

Вопросу о том, как происходит социализация агрессии, по­священы многие исследования. Одной из ранних работ, оказав­ших сильное влияние на последующие, была работа Р. С. ^ИР

Я Креч и &? • Нравственность, агрессия, справедливость 289

Е. Е. Маккоби и К. Левина (1957): в ней говорилось, что в социализации агрессии присутствуют два важных и отчетли­во различающихся фактора: 1) снисходительность (степень го­товности родителя прощать поступки) и 2) строгость наказа­ния родителем агрессивного поведения ребенка. Снисходи­тельность относится к поведению родителя до совершения проступка. Ожидает ли родитель агрессии со стороны ребен­ка? В какой степени его поведение предостерегает ребенка, так что он не решался бы быть агрессивным? Строгость наказания относится к поведению родителя после совершения проступ­ка. Как сильно он наказывает ребенка за проявленную агрес­сивность?

Поскольку снисходительность сама по себе не способству­ет возникновению тревоги (относительно как уже совершен­ных проступков, так и замышляемых), можно было бы ожи­дать, что агрессивность ребенка окажется пропорциональной снисходительности матери. Аналогично, поскольку наказания подавляют нежелательное поведение, можно было бы ожи­дать, что чем строже наказывается агрессия, тем меньше она проявляется. Однако такие предположения на практике ока­зываются упрощенными. Сире и соавторы, на основе отчетов матерей, прибегавших к разным методам воспитания ребенка и оценивавших его агрессивность, получили результаты, от­раженные в таблице. Из нее видно, что наиболее снисходитель­ные родители (группа С) и наиболее требовательные (группа В) имели детей, чей уровень агрессивности мало различался.

Родителями наименее агрессивных детей оказались те из них (группа А), кто не был ни снисходительным, ни склонным к применению наказаний; их позиция заключалась в осужде­нии агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Такое отношение, ко-ечно, выражает заботливый стиль воспитания, о котором шла ечь выше. Родители наиболее агрессивных детей (группа Д) ели себя так, как будто любое поведение детей приемлемо, не 1елая свое отрицательное отношение к агрессии заранее яс-: Ь1! ч; однако когда ребенок совершал проступок, он бывал стро-Наказан. Возникает вопрос: почему в этих обстоятельствах ети упорно продолжают быть агрессивными? Суровое нака-

'" Зак. №401

290

ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте

-
Группа Стиль поведения родителей Число агрессивных детей (%)
мальчики девочки
А Низкий уровень   ~^
  снисходительности, 3, 7 13, 3
  низкий уровень   1
  склонности к наказанию    
В Низкий уровень    
  снисходительности, 20, 4 19, 1
  высокий уровень    
  склонности к наказанию    
С Высокий уровень    
  снисходительности, 25, 3 20, 6
  низкий уровень    
  склонности к наказанию    
D Высокий уровень    
  снисходительности, 41, 7 38, 1
  высокий уровень    
  склонности к наказанию    

зание, что естественно и понятно, вызывает в ребенке враждеб­ность и, таким образом, дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к применению наказаний родитель, хотя и не­намеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения: ребенок привыкает к тому, что агрессия — это нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость родителя, если она по­следовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок ведет себя более агрессивно, чем дети, которые воспитываются иначе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.