Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные темы и понятия раздела






• К системному описанию онтогенеза человека

• Восемь возрастов человека. Основополагающая вера и надежда (Basic Trust) против основополагающей безнадежности (Mistrust)

 

В. А. Ганзен и др. К системному описанию онтогенеза человека 81

В. А. Ганзен, Л. А. Головей

К СИСТЕМНОМУ ОПИСАНИЮ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА1

Генетический принцип в настоящее время является одним из ведущих принципов психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выгот­ский, А. Н. Леонтьев и др.). Б. Г. Ананьев, анализируя многопла­новые разрозненные данные, накопленные в разных областях научного знания, подчеркивал необходимость в построении це­лостной системы возрастной психологии, включающей данные обо всех фазах и стадиях человеческой жизни и раскрывающей целостность, единство индивидуального развития человека. При этом важно раскрыть взаимосвязи и взаимопереходы между ста­диями, выявить сенситивные и критические периоды развития. Решение этой проблемы возможно лишь в комплексном иссле­довании, опирающемся на системный анализ данных.

Проблема периодизации онтогенеза человека, возникшая впервые в философии и педагогике, особую значимость приоб­рела в психологии. Однако наиболее детально разработанной она оказалась в биологии и медицине. Периодичность развития установлена объективно с высокой степенью достоверности как на уровне целостного организма, так и на тканевом, орган­ном и клеточном уровнях.

В современной науке применяются два принципа возраст­ной периодизации индивидуального развития человека: пер­вый — основанный на биологических признаках, рассматрива­ющий жизненный цикл как ряд последовательно сменяющих Друг друга стадий формирования индивида, и второй — опира­ющийся на социальные характеристики становления личнос­ти. Наиболее разработанными являются периодизации, в осно­ве которых заложены биологические признаки. Так, например, в работе при построении периодизации учитываются показате­ли скорости роста, дифференцировка тканей и органов, изме­нение напряженности и характера обмена веществ, а также из­менения в молекулярной биологии клеток и межклеточного

1 Психологический журнал. Т. 1, № 6, 1980.

82_______________ ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития

вещества. В работе выделяются экологические и морфологи­ческие признаки периодизации. Часто понятие возраста реду­цируется до его биологических характеристик (зубной возраст, костный и т. д.).

Имеется несколько периодизаций, опирающихся на соци­альные характеристики, например, по тем учреждениям, где ребенок социализируется (ясельный возраст, дошкольное, школьное детство и т. д.). И. С. Кон прямо пишет: «Возрастные свойства — это место личности и человека в социальной струк­туре». В работе в основу периодизаций предлагается положить выделение ведущих социальных деятельностей (данная пери­одизация охватывает только период от рождения до юношес­кого возраста).

В психологии и педагогике проблема периодизации встает в связи с разработкой диагностических методов, повышением эффективности обучения и воспитания и, в конечном итоге, предполагает изучение индивидуального развития человека. В 20-е годы в институте мозга В. М. Бехтерева и ряде других центров была проделана большая работа по изучению стандар­тов возрастного развития. В дальнейшем изучение возрастных особенностей человека сосредоточилось в области педагогичес­кой психологии в связи с задачами обучения и воспитания на всех этапах дошкольного и школьного возраста. Практически с этими задачами связаны и периодизации П. П. Блонского, Ж. Пиаже. Развитие акмеологии выдвинуло новые проблемы изучения онтогенеза. В 50-60-е годы началось обобщение ито­гов сравнения экспериментальных данных о различных возраст­ных периодах (В. Шевчук, Д. Б. Бромлей и др.). Накопление сравнительных характеристик разных периодов жизни человека, отграничивающих периоды детства, отрочества, юности, зрело­сти, старости, сопровождалось выделением как макро-, так и микропериодов развития.

Наиболее полная периодизация Д. Б. Бромлей, охватыва­ющая психологические и социальные характеристики, имеет в своей основе смену способов ориентации, поведения и комму­никации во внешней среде.

И тем не менее все имеющиеся периодизации не дают целост­ного представления об онтогенезе человека. Не случайно раз-

К А- Ганзеи и др. К системному описанию онтогенеза человека 83

работка теории онтогенетического развития в психологии ис­торически обусловлена системным подходом, начало которого (Л- С. Выготский, П. П. Блонский) явилось основой для пост­роения общей теории индивидуального развития. Этот факт объясняется ключевым положением, занимаемым психологией в системе современного научного знания, в силу которого она осуществляет взаимосвязи между естественными и обществен­ными науками о человеке (Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьев, Б. М. Кед­ров, Ф. В. Константинов).

Последние десятилетия характеризуются становлением си­стемы человекознания как в отечественной науке, так и за ру­бежом. Изучение субъекта труда, познания и общения потре­бовало объединения столь широкого диапазона характеристик человека как индивида, личности, индивидуальности, что с но­вой остротой встал вопрос об их систематизации.

В работе выделяются три группы признаков, на основании которых можно построить возрастную периодизацию онтоге­неза: биологические, психологические, социальные. Однако вы­деления только этих групп признаков недостаточно; необходим более полный учет имеющихся данных для системного описа­ния онтогенеза человека.

Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы, опираясь на имеющиеся данные о возрастных периодизациях, подойти к построению системного описания онтогенеза человека как ин­дивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

Нам представляется важным рассмотреть некоторые дан­ные о принципах деления онтогенеза на временные отрезки. Л. С. Выготский в качестве критериев выделения возрастных периодов предлагает возникновение новообразований в про­цессе развития. Под новообразованием понимаются те психи­ческие и социальные изменения, которые на данной ступени возникают впервые, т. е. имеется в виду появление нового качест­ва, ограниченного только психическим и социальным уровня­ми. Утверждается, что критерием периодизации следует счи­тать изменение способа взаимодействия организма с соответ­ствующими условиями среды. При этом изменение условий среды (в широком смысле слова социальной и биологической) влечет за собой преобразование деятельности различных си-

ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития

стем организма, обеспечивающее его адаптацию к существен­но новым условиям среды, с которыми организм ранее не вза­имодействовал, т. е. и здесь речь идет о качественных пере­стройках.

При разнообразии критериев в работах, посвященных пери­одизации, для обозначения временных отрезков онтогенеза ис­пользуется и большое число самых разных понятий: «фаза», «период», «отрезок» и др. Так, А. Н. Северцов и П. П. Блонский рассматривают периоды как основные составляющие онтогене­за. Мартин и Заллер (1957) в качестве такого понятия исполь­зуют возраст.

<...>

Таким образом, в литературе для обозначения временных отрезков онтогенеза используются самые разные понятия: ста­дия, период, фаза, возраст, этап, ступень, цикл. Помимо этого, в одно и то же понятие разными авторами вкладывается раз­личный смысл, что еще больше увеличивает неоднозначность толкования временных отрезков онтогенетического развития. Мы пытались выделить те понятия, которые встречаются наи­более часто. Ими оказались стадия, период, фаза.

Понятие стадии в Большой Советской Энциклопедии фор­мулируется как «определенная ступень в развитии чего-либо, имеющая свои качественные особенности»1. В различных сло­варях понятие стадии формулируется в качестве применяемо­го лишь в биологии, где оно используется для описания ста­диальности в развитии растений. Исходя из последнего мы полагаем, что понятие стадии при периодизации онтогенеза человека следует применять в том случае, когда речь идет не просто об изменении уровня развития какой-либо отдельной функции, а о разрыве непрерывности как в количественном, так и в качественном плане. Причем эти изменения захваты­вают несколько или даже все уровни организации человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивиду­альности. Опыт 15-летнего коллективного комплексного ис­следования многоуровневой организации человека, включаю­щего интеллектуальное развитие, общую реактивность и ней-

БСЭ, т. 44, с. 493.

U. Д Ганзен и др. К системному описанию онтогенеза человека 85

родинамику, психомоторику и перцептивные процессы, моти­вацию и характер, проведенного под руководством Б. Г. Ана­ньева на возрастном диапазоне от 18 до 35 лет, свидетельству­ете противоречивости и неравномерности развития функций в каждый из периодов взрослости. Накопленные в науке дан­ные свидетельствуют о том, что не все функции имеют скач­кообразный характер изменений, поэтому нарушение непре­рывности может происходить при пересечении с пороговым значением функции, равносильным ее качественному измене­нию. Это видно на примере динамики окислительных процес­сов в лимфоцитах крови, которые, начиная с 20-летнего воз­раста, усиливаются, достигая максимума в 40-49 лет, затем уменьшаются, в 50-59 лет достигают уровня 20-летних, после чего идет прогрессирующее снижение интенсивности окисли­тельных процессов. Жизненная емкость легких такого порого­вого значения достигает тоже в возрасте 50 лет, сила мышц кисти — в возрасте 45-50 лет.

Понятие периода определяется «как очерченный отрезок времени онтогенеза, в пределах которого особенности физио­логических отправлений более или менее однозначны». Это определение не является достаточно четким и охватывает толь­ко один ряд признаков, а именно физиологический, не учиты­вая всей сложной многоуровневой структуры организма. Мы полагаем, что периоды существуют внутри стадий, и переход от одного периода к другому сопровождается в основном количе­ственными изменениями, захватывающими несколько уровней, однако в ряде случаев имеется и качественная динамика харак­теристик.

«Фаза — определенный момент в развитии какого-либо яв­ления, в изменении формы или состояния какого-либо тела; различные состояния какого-либо периодического явления»1, т. е. фазу можно рассматривать как часть периода; именно так она рассматривается рядом авторов. Таким образом, фаза со­провождается только количественной динамикой характерис­тик; изменения охватывают не все уровни, носят локальный характер.

БСЭ.т. 19, с. 493.

ЧАСТЬ III. Периодизация психического развитии

Анализ понятий «стадия», «период», «фаза» свидетельству­ет о наличии количественных и качественных характеристик границ основных этапов онтогенеза. Выделяя количественные особенности, мы учитывали разрыв непрерывности, исчезнове­ние одного и появление нового качества, утрату старых связей и образование новых. Именно такой границей является стадия, которая выделяется по качественным признакам. Периоды делят­ся по качественным и количественным критериям. Фаза же -чисто количественная характеристика.

Попытаемся выделить и описать границы основных этапов онтогенеза. Для этого построим сетку, отражающую количе­ственные и качественные характеристики основных этапов он­тогенеза — онтогенетическую сетку (рисунок). Предложенная онтогенетическая сетка будет служить пространственной опо­рой для систематизации данных об онтогенезе человека. При

Рис. 3.1. Онтогенетическая сетка

«•—»• границы между стадиями; «—» — периодами; «-----------» — фазами. Ста­дии обозначены римскими цифрами, периоды — арабскими, фазы — строчны­ми буквами.

о А Ганзен и др. К системному описанию онтогенеза человека

составлении сетки мы исходим из положения Б. А. Ананьева о целостности и единстве человека как индивида, субъекта дея­тельности, личности и индивидуальности на всех этапах он­тогенеза. Под сеткой мы понимаем графическое изображение уровневых и временных отношений онтогенеза. Сетка образо­вана совокупностью горизонтальных и вертикальных линий, отражающих особенности онтогенетического развития в соот­ветствии с понятиями «стадия», «период», «фаза».

Для построения сетки уровневых и временных отношений онтогенеза используем семь уровней, описанных в литературе. Каждая из семи горизонтальных параллельных линий соответ­ствует одному из уровней: генетическому, морфологическому, физиологическому, психофизиологическому, психологическо­му, социально-психологическому, социальному. Ось времени, на которой отмечены границы онтогенеза, расположена гори­зонтально.

Вопрос о границах онтогенеза вызывает в литературе дис­куссии. Так, Геккель ограничивал онтогенез только эмбрио­нальным периодом. А. Н. Северцов расширил понятие онто­генеза до возникновения взрослого половозрелого состояния. И наконец, Крыжановский, а также А В. Нагорный, В. Н. Ни­китин, И. Н. Буланкин считают, что с понятием онтогенеза не­обходимо связывать всю совокупность последовательных из­менений организма от оплодотворенной яйцеклетки до старо­сти и смерти. Таким образом, заточку отсчета онтогенеза примем начало внутриутробного развития, т. е. оплодотворение яй­цеклетки.

При определении конечной точки онтогенеза тоже встречают­ся трудности. Длительность жизни представляет собой признак вида. Для млекопитающих, в том числе для человека, макси­мальная длительность жизни составляет 118-120 лет, по дан­ным работы — 100-120 лет. Для удобства представления экс­периментальных данных шкалу времени выберем / = 100 VF, гДе Т — время жизни в годах, / — расстояние от 0 до соответству­ющей точки на шкале.

Попытаемся выделить и охарактеризовать границы основ­ных этапов онтогенеза. Периодизация онтогенеза затрудняется сложностью самого процесса развития, его неравномерностью

ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития

(проявляющейся в разном темпе развития и созревания функ­ции в разные фазы онтогенеза), а также гетерохронностью, раз­новременностью созревания и развития. Б. Г. Ананьев пишет о том, что зрелость человека как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданская), как субъекта познания (умствен­ная) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают. Об этом свидетельствуют и современные данные развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, эндо­кринного статуса и нервной системы, а также примеры про­странственно-различительных функций, функции внимания, памяти, мышления, психомоторных функций, реактивности организма.

Вследствие неравномерности, гетерохронности и различия индивидуальных темпов развития и созревания граница меж­ду стадиями не может быть точечной, а занимает некоторый временной интервал. Причем индивидуальные различия нара­стают в онтогенезе от ранних фаз к более поздним. На это ука­зывает Б. Г. Ананьев: «В ранние периоды жизни сроки наступ­ления того или иного возрастного этапа носят общий характер». В работе закон разнообразия определяется как общий закон ге-ронтогенеза; он заключается во все большей индивидуализа­ции в периоды старения, вследствие чего увеличивается раз­брос показателей; временная протяженность границ увеличи­вается по мере продвижения от начальной точки к конечной.

Кроме того, вариативность данных растет по мере подъема от генетического уровня к социальному.

Фазное протекание целостного жизненного цикла челове­ка есть последовательная смена моментов становления, эволю­ции и инволюции (Б. Г. Ананьев). Большинство авторов выде­ляет три основные стадии онтогенеза. У В. В. Бунака — это про­грессивная, стабильная, регрессивная, с границами в 20-21 год и в 40-55 лет. В более дробной классификации И. А. Аршавского можно выделить первый этап постнатального онтогенеза, для­щийся от рождения до 20-21 года, в которой период стационар­ного состояния — от 21 до 60 лет и третий период — после 60 лет. И. И. Шмальгаузен, А. В. Нагорный, В. Н. Никитин, принимая за исходную характеристику рост тела, выделяют три основ­ных периода: I — прогрессивный рост: увеличение длины тела,

g А. Ганзеп и др. К системному описанию онтогенеза человека _______89

повышение роста и объема, нарастающая дифференцировка (до 20 лет); II — стабильный рост: прекращение роста в длину и увеличение массы, завершение дифференцировки (до 60 лет); III — регрессивный рост: постепенная инволюция, длина и мас­са тела постепенно уменьшаются (после 60 лет).

Нами принято деление постнатального онтогенеза на три стадии. Опишем границы между стадиями. Граница между эмб­риональной стадией и I постанатальной начинается с момента перерезки пуповины и характеризуется целым рядом качествен­ных изменений, охватывающих все уровни: ребенок соприкасает­ся впервые с условиями внешней среды, атмосферными влияни­ями, резко меняются условия поступления кислорода и пита­тельных веществ, начинается легочное дыхание; устанавливает­ся постоянное кровообращение, начинается внешняя секреция пищеварительных желез; изменяются морфологические и фи­зико-химические особенности крови; изменяется обмен энер­гии, повышается основной обмен, активность внутриклеточ­ных ферментов.

Граница между I и II стадиями, по мнению большинства авторов, выделяется в 19-21 год. Проследим динамику разви­тия характеристик по уровням (здесь и далее использованы среднестатистические характеристики, описанные в литера­туре для соответствующих возрастных групп). Описываемый возрастной отрезок характеризуется завершением главной фазы биологического развития, завершением роста; константа скоро­сти роста в 19-23 года снижается с 1, 553 до 0, 619, затем рост прекращается. Заканчивается формирование скелета, происхо­дит синостозирование затылочно-основного синхондроза, что является морфологическим признаком зрелости. Масса тела начинает увеличиваться на фоне прекратившегося роста. Ин­тенсивность основного обмена после 20 лет уменьшается на 0, 12 ед. в год (от 1 года до 20 лет уменьшалась на 0, 7 ед. в год), т. е. происходит скачок. Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития. Прирост веса желез внут­ренней секреции, интенсивно увеличивающийся до 20 лет, по­сле 20 значительно уменьшается. Систолическое артериальное Давление достигает уровня взрослой нормы — 118-120 мм рт. ст- Пик всех видов чувствительности, по данным, наблюдается

ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития

также в 20 лет. Вместе с тем пик психофизиологических, пси­хических и интеллектуальных функций отмечен Б. Г. Ананье­вым и его сотрудниками в 19 лет, когда наблюдается фронталь­ное повышение функционального уровня психомоторных ха­рактеристик, внимания, памяти, мышления, пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. К 21 году заверша­ется формирование высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных и самосознания. Д. Б. Бромлей, описывая динамику социальных характеристик, отмечает в этом возрас­те появление собственной семьи, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей, установление круга знакомых, связанных с работой. Таким об­разом, существенные изменения происходят на всех уровнях, и эти изменения носят не только количественный, но и, что самое главное, качественный характер, по многим функциям просле­живается скачкообразный характер изменений.

Не менее существенные качественные изменения происхо­дят и на границе между II к III стадиями постнатального онто­генеза (от 55 до 65 лет). После 50 лет начинается уменьшение длины и массы тела. С 55 лет, по данным В. В. Гинзбурга, про­исходит почти полное заращение всех швов на черепе, за ис­ключением чешуйчатого, кости черепа истончаются, выпаде­ние зубов приводит к атрофии альвеолярных отростков. Де­тородная функция прекращается, после детородного периода затухает самообновление протоплазмы. С 60 лет начинает сни­жаться вес желез внутренней секреции (околощитовидной, ги­пофиза, надпочечников). Вес половых желез начинает умень­шаться несколько раньше (В. В. Бунак). Происходит снижение уровня основного обмена с 24 до 17-20 ккал/кг. Окислитель­ные процессы в лимфоцитах крови в 59 лет почти достигают уровня 20-29-летних и начинают прогрессивно снижаться, т. е. имеет место пересечение с пороговым значением. После 60 лет снижается уровень РНК в крови, который, начиная с 20 лет, был стабилизированным. Таким образом, на генетическом, мор­фологическом и физиологическом уровнях происходят каче­ственные сдвиги всех процессов жизнеобеспечения.

Рассмотрим динамику на остальных уровнях. После 55 лет резко снижается амплитуда аккомодации, что ведет к умень-

^ д/а/оен и др. К системному описанию онтогенеза человека ______91_

щению остроты зрения; аккомодация в эти годы достигает сво­его низшего уровня, затем стабилизируется. Начиная с 50 лет снижается различительная чувствительность глаза, по данным. Увеличивается нижний порог светоощущения. Происходит по­вышение пороговых величин по всем четырем видам вкусовой чувствительности. Реакция вестибулярного аппарата крайне слабая или вообще отсутствует. Порог вибрационной чувстви­тельности повышается от 17-20 до 35 (амплитуда вибрации при частоте 100 гц). По данным Майлса, начиная с 60 лет про­стое время реакции на звук увеличивается, что Биррен считает наиболее общим и универсальным признаком старения. Сни­жаются зрительно-кинестетические координации. Вербально-логические функции, которые до 50 лет возрастали, к 60 годам снижаются (Овенс, Шоемфельд). Вместе с тем этот возраст яв­ляется годами пика социальных достижений, положения в об­ществе, власти и авторитета. Происходит изменение всей мо­тивации в связи с подготовкой к пенсионному возрасту жиз­ни (Б. Д. Бромлей). Как видим, и на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях проис­ходят качественные изменения.

Перейдем к описанию границ между периодами. В I стадии постнатального развития выделяется пять периодов: от рожде­ния до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 7, от 7 до 13, от 13 до 20 лет. Таким образом, границы между периодами, или кризисы развития (Л. С. Выготский), определяются в 1, 3, 7 и 13 лет. Граница между 1-ми 2-м периодом характеризуется следующими изменениями в развитии: начинают образовываться швы меж­ду костями свода черепа, прорезываются первые коренные зубы; снижается константа скорости роста с 1, 3 до 0, 67; уровень ос­новного обмена достигает максимальных значений, после года начинает плавно снижаться (до 13 лет); организм достигает определенной физиологической зрелости, гормоны, ферменты и антитела в достаточной степени продуцируются организмом; Происходит реализация и закрепление позы стояния, овладе­ние ходьбой, что означает свободное овладение пространством; начинается интенсивное развитие речи, формирование второй сигнальной системы; осуществляется сенсомоторная стадия развития логических структур (Ж. Пиаже); в начале второго

ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития

года жизни ребенок перестает покорно подчиняться взрослому, дети становятся способными действовать под влиянием не толь­ко непосредственных впечатлений, но и представлений; все боль­шую роль начинает играть память, ребенок освобождается от скованности данной конкретной ситуацией и становится субъек­том. Как видим, значимые сдвиги происходят почти на всех уровнях; как организм и как субъект ребенок приобретает от­носительную автономию от взрослого.

В описании границы между 2-м и 3-м периодами на первое мес­то выступают изменения, происходящие на психологическим и социально-психологическом уровнях: в 3 года начинается кри­зис противопоставления, а затем подражания, становление са­мосознания, возникновение системы «я», резко возрастает по­требность в общении со сверстниками; не случайно это период, когда большинство детей начинает посещать детские учрежде­ния. Однако происходят изменения и на других уровнях: суще­ственно важными являются становление бега и прыжка, нача­ло уменьшения времени реакций.

Третья граница этой стадии приходится на возраст 7 лет. Какие же сдвиги происходят в этой критической точке? Возни­кают центры окостенения в эпифизах пятных и основных фа­ланг, начинается смена молочных зубов постоянными. Проис­ходят сдвиги в сердечно-сосудистой системе: частота пульса снижается до 75-88 уд/мин. Острота зрения достигает взрослых норм (Е. Ф. Рыбалко), происходит становление константы вос­приятия, формируется физиологическая готовность к новому виду деятельности — учению. У ребенка появляется осознание своего социального «я», появляется новый уровень самосозна­ния, впервые происходит осознаваемое самим ребенком рас­хождение между его объективным общественным положением и внутренней позицией; его перестает удовлетворять прежний образ жизни и он хочет занять позицию школьника, стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни. Возникает устойчивая иерархическая структура мотивов, которая превра­щает ребенка из существа ситуативного в существо, обладаю­щее внутренним единством и организованностью. Формирует­ся действительная дифференцированная самооценка. Ребенок способен осознавать и самого себя, и то положение, которое он

g А. Ганзен и др. К системному описанию онтогенеза человека 93

занимает в жизни. Таким образом, и здесь существенные сдви­ги происходят как на морфологическом и физиологическом, так и на социально-психологическом и социальном уровнях.

13 лет — граница между 4-м и 5-м периодами первой пост-натальной стадии развития. В это время происходит слияние зон окостенения лобковой и седалищной костей, заканчивает­ся смена молочных зубов постоянными. Константа скорости роста начиная с 12 лет увеличивается с 0, 67 до 1, 55 и сохраняет­ся на этом уровне до 19-20 лет, т. е. происходит ростовой скачок. Интенсивность основного обмена начиная с 13 лет увеличива­ется. Происходит формирование вторичных половых признаков. Поле зрения достигает норм зрелого человека, память также до­стигает уровня взрослого (Е. Ф. Рыбалко). Функция внимания характеризуется снижением всех показателей: объема, переклю­чения, избирательности, устойчивости. Складывается система формальных операций и логических структур (Ж. Пиаже). По­ведение ориентировано на взрослые нормы; возникает способ­ность учитывать цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, способность к целеполаганию.

Таким образом, как видно из анализа границ периодов I ста­дии, в каждый из рассмотренных периодов происходит каче­ственное изменение показателей, охватывающее один или не­сколько уровней; причем в отдельные периоды эти изменения больше выражены на психологическом и социальном уровнях, как, например, в 3 и 7 лет; в другие периоды изменения захваты­вают главным образом морфологический, физиологический и психофизиологический уровни, как, например, в 1 год и в 13 лет.

Перейдем к рассмотрению границ II стадии постнатально-го развития. Здесь необходимо отметить очень малую изучен­ность этой стадии человеческой жизни как физиологами, так и психологами. Пионером изучения этого возрастного отрезка жизни в нашей стране был Б. Г. Ананьев. Очевидно, в силу ма­лой изученности в этой стадии выделяется всего лишь два пе-РИода, их граница находится в возрасте 32-35 лет. Какие суще­ственные сдвиги происходят в этом возрасте? Это возраст мак­симальных достижений по показателям физического развития: силы, роста и веса, жизненной емкости легких. На этот же пе-риод приходятся и оптимальные характеристики некоторых

ЧАСТЫ Л. Периодизация психического развития

психофизиологических и психологических показателей: дина­мичность торможения имеет оптимум в 33 года, оптимум устой­чивости — в 34 года, один из пиков интеллектуального уровня приходится на возраст 35 лет, пик невербального интеллекта — в 33 года, после чего начинается снижение его уровня.

III стадия постнатального развития делится также на два периода; возраст 90 лет является их границей, которая может быть охарактеризована следующим образом: происходит сниже­ние всех видов чувствительности, по данным Грекова, с 90 лет начинается тотальное снижение памяти, нарушение биологи­ческих функций, хронические болезненные состояния.

Периоды онтогенеза делятся дальше на фазы. Причем вы­деление фаз онтогенеза, ведущее к большей дробности перио­дизации, в литературе описывается очень противоречиво.

Фазы выделяются по частным, локальным признакам, отно­сящимся чаще всего к одному какому-либо уровню. Наиболь­шее количество фаз выделяется в первом периоде жизни. Толь­ко лишь на первом году жизни разными авторами выделяется от двух (А. Ф. Тур) до четырех фаз (В. В. Бунак, И. А. Аршав-ский). Рассмотрим некоторые границы между фазами. Выде­ляя фазы первого года жизни, И. А. Аршавский за основу берет характеристики питания и получает следующие фазы: первая — от рождения до 8 дней — вскармливание молозивным молоком; вторая — от 8 дней до 6 месяцев — вскармливание грудным молоком; третья — от 6 до 12 месяцев — сочетание грудного питания с прикормом; четвертая — 10-13 месяцев — выделя­ется как самостоятельная, характеризующаяся реализацией и закреплением позы стояния и ходьбы.

В периодизации юности Д. Б. Бромлей выделяет две фазы: ранняя (11-13-15 лет) и поздняя юность (15-21 год). При этом первая фаза характеризуется в основном психофизиологически­ми, соматическими сдвигами, вторая же — социальными: осво­ение профессиональных ролей, начало самостоятельной трудо­вой и экономической жизни и т. д.

Внутри периодов II стадии также отмечается наличие от­дельных фаз. Внутри 1-го периода этой стадии происходят сдви­ги на морфологическом уровне: появление седых волос, нача­ло облитерации черепных швов — с 27 лет, на социальном уровне

g А. Ганзен и др. К системному описанию онтогенеза человека 95

начиная с 25 лет имеет место консолидация социальных и про­фессиональных ролей, лидерства в различных видах деятельнос­ти, накопление достоянных материальных средств и социальных связей. Очевидно, этот возраст — 25-27 лет — является границей фаз внутри второго периода, что согласуется с данными.

Внутри 2-го периода границей фазы является возраст 40 лет. Сдвиги в этом возрасте происходят на морфологическом уров­не: начинается стирание и выпадение зубов, значительная об­литерация черепных швов; физиологическом: менопауза, сни­жение мышечной силы, жизненной емкости легких, скорости движения; социальном уровнях: установление специальных и социальных ролей, ослабление внутрисемейных связей.

В 1-м периоде III стадии отмечаются две фазы, их границей является возраст 70 лет. Изменения, происходящие в этом воз­расте, относятся прежде всего к социальному и социально-пси­хологическому уровням: полная незанятость в обществе, рас­тущая социальная изоляция, отсутствие каких-либо ролей в обществе, кроме семейных.

Рассмотрение основных компонентов онтогенеза (стадий, периодов, фаз) в их развитии является необходимым, но недо­статочным для осуществления системного подхода. Для сис­темного подхода необходимым является не только рассмотре­ние явлений в их развитии, но и установление связей между ними. Б. Ф. Ломов пишет: «Было бы ошибкой полагать, что простое рядоположение данных, накапливаемых в разных об­ластях психологической науки, и есть реализация системного подхода. Действительная задача заключается в том, чтобы по­нять закономерные связи между ними». Б. Г. Ананьев говорит о том, что теория связей — это первостепенная задача, которую психология может и должна ставить. Структурность общей природы развития проявляется в сложных противоречивых за­висимостях одних функций от других, их соотносительности и скоррелированности. И. И. Шмальгаузен описал три основных типа связей и взаимозависимостей: геномные, морфогенетичес-кие, эргонтические.

Исследование связей поможет понять, каким образом скла­дывается система и каковы особенности ее организации в тот или иной период функционирования. Вопрос об исследовании

96 ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития

связей остается все еще очень малоизученным. Имеются дан­ные, полученные в лаборатории Б. Г. Ананьевым, а также его учениками Е. Ф. Рыбалко и др., о том, что возрастные особен­ности характеризуются не только динамикой уровневых пока­зателей той или иной функции, но и изменением всей структу­ры интра- и межфункциональных связей, что «исключает воз­можность чисто локального изменения какой-либо отдельной функции (например, вербально-логической или мнемической) под внешним воздействием без тех или иных сопутствующих сдвигов в других функциях» и позволяет построить возрастной синдром. Так, исследуя возрастные периоды от 18 до 35 лет, сотрудники лаборатории дифференциальной психологии и ан­тропологии под руководством Б. Г. Ананьева показали, что для возраста 18-21 год характерной является простая структура межфункциональных связей, имеющая характер «цепочки»; в 22-25 лет связи носят сложный характер и представляют собой сложноветвящуюся констелляцию; в 30-35 лет происходит перестройка всего комплекса связей.

Нами выявлены некоторые количественные соотношения между стадиями, периодами, фазами, которые также указыва­ют на наличие связей между ними. Рассмотрим количественное соотношение между временными отрезками стадий, периодов и фаз. Отметим прежде всего, что длительность стадий, периодов и фаз прогрессивно возрастает. Длительность I постнатальной стадии — 20-21 год, II стадии — 35-45 лет (в среднем 40 лег), последней, III стадии — в среднем 60 лет. Нетрудно видеть, что числа 20, 40, 60 образуют арифметическую прогрессию. Рас­смотрим далее периоды первой стадии, временные границы которых выражаются следующими целыми числами (в годах): 3, 7, 13, 21. Числа этого ряда описываются следующей форму­лой: Тп = п2 — п + 1, где Тп — возрастная граница (в годах), п -натуральное число. Учитывая хорошее совпадение границ пе­риодов I стадии с числами ряда формулы, вычислим по ней следующие члены этого числового ряда и нанесем их на первую вспомогательную линейку рисунка. Для сравнения на второй вспомогательной линейке нанесем числа ряда Фибоначчи. Об­ращает на себя внимание, что большинство чисел этих рядов лежит в зоне границ стадий, периодов, фаз.

g ормксон. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера... 9?

Таким образом, нами предложена одна из форм системного описания онтогенеза в виде онтогенетической сетки, охваты-а10щей все этапы и уровни онтогенеза. Рассмотрены общие принципы деления онтогенеза на стадии, периоды, фазы и ха­рактеристики границ между ними. Мы попытались рассмот­реть данные о количественных закономерностях длин стадий, периодов, фаз.

Полученные результаты могут быть использованы для пла-нирования и организации исследований методом как возраст­ных срезов, так и лонгитюдинальным. При этом лонгитюди-нальный метод как исследование онтогенеза отдельного чело­века имеет наибольшее значение для диагностики развития, определения его потенциалов. Онтогенетическая сетка также может быть использована при изучении биографий и психогра-фий. Объединение представленной нами ранее психографичес­кой сетки (1979) с онтогенетической даст трехмерное описание индивидуальности как в отдельные периоды, так и на протяже­нии всего онтогенеза в целом.

Э. Эриксон






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.