Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные темы и понятия раздела. • О системе возрастной психологии






• О системе возрастной психологии

• Актуальные проблемы возрастной психологии

\2 _________________________________ ЧАСТЬ I. Предмет, методы

Б. Г. Ананьев

О СИСТЕМЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ1

Проблема индивидуального развития человека — одна из фун­даментальных проблем естествознания и психологии. В этой проблеме имеется ряд важных психологических аспектов, осо­бенно тесно связанных с вопросами формирования личности. Одним из них является изучение возрастных особенностей, весь­ма существенных для каждого отдельного периода человечес­кой жизни.

<...>

Возрастные особенности взаимосвязываются по различным путям с половыми, типологическими и индивидуальными осо­бенностями, от которых их можно отделить только весьма отно­сительно. Все это затрудняет выделение возрастных особеннос­тей для специального исследования. Исключение составляют лишь самые ранние этапы человеческой жизни, когда возрастные особенности выступают в более чистом виде, а типологические и индивидуальные модификации развития еще слабо выражены.

В первые годы жизни человека возрастные различия изме­ряются месяцами и полугодиями. <...> Обращает на себя вни­мание и тот факт, что в ранние периоды жизни человека сроки наступления того или иного возрастного этапа носят более или менее общий характер, относительно независимый от особен­ностей конституции, типа нервной системы и т. д. <...> Но уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена воз­растных периодов во многом зависит не только от условий вос­питания, но и от сложившихся индивидуальных и типологичес­ких особенностей формирующейся личности. Процессы роста, созревания и развития все более опосредствуются накоплен­ным жизненным опытом и образовавшимися типологически­ми и индивидуальными чертами.

Вопросы психологии. № 5, 1957.

Б. Г. Ананьев. О системе возрастной психологии _________________13

Это положение особенно характерно для всех периодов зре­лости, возрастные различия между которыми как бы «перекры­ваются» типом индивидуального развития, характером практи­ческой деятельности и т. д.

<...>

Несомненно, что одним из главных вопросов теории инди­видуального развития человека является именно вопрос о со­отношении возрастных, типологических и индивидуальных особенностей человека, об изменяющихся и противоречивых взаимосвязях между ними.

<...>

Индивидуальное развитие с возрастом приобретает все бо­лее своеобразно-индивидуализированный характер.

<...>

Исследуя возрастную динамику, особенности отдельных пе­риодов и взаимосвязи между ними, нельзя абстрагироваться от жизненного пути человека, истории его индивидуального развития в разнообразных общественных связях и опосредст-вованиях.

<...>

Общие для всех людей возрастные периоды жизни (от мла­денчества до старости) характеризуются относительно посто­янными признаками соматического и нервно-психического раз­вития.

<...>

За последние полвека психологическая наука добилась боль­ших успехов в разработке проблем психического развития ре­бенка, но этих успехов еще недостаточно для построения тео­рии умственного и нравственного развития детей, для обосно­вания конкретной возрастной педагогики и методик обучения. Однако было бы неправильно игнорировать огромный сдвиг, происшедший в этой области психологии.

<...>

История развития психических деятельностей мозга челове­ка, по Сеченову, и составляет основной предмет психологической

1 4 ЧАСТЬ I. Предмет, методы

науки. <...> Под историей развития психических деятельностей мозга человека Сеченов разумел индивидуальное развитие человека, или онтогенез, особенно цикл прогрессивных пре­вращений от рождения до зрелости.

<...>

Интенсивное развитие психологии раннего детства, дошколь­ного и школьного возрастов определялось не только теоретичес­кими запросами естествознания и психологии, но и растущими практическими требованиями воспитания и обучения, завися­щими от классовой структуры системы воспитания и народно­го образования. Поэтому детская психология, первоначально носившая теоретический характер, все более сливалась в ходе своего развития с педагогической психологией, тесно связанной с нормами воспитания и конкретным содержанием обучения.

<...>

В психологии уделяется явно недостаточно внимания обо­снованию возрастных нормативов оптимальной нагрузки детей в процессе обучения и воспитания, обобщению научных данных о психических особенностях отдельных школьных возрастов. В психологию вошли педагогические классификации периодов обучения и воспитания, фактически подменившие собой клас­сификацию возрастных периодов.

<...>

Сила нашей современной советской психологической науки в том, что в ней покончено с идеалистической теорией абсолют­ной спонтанности психического развития ребенка. Но нельзя за­крывать глаза на слабые стороны состояния нашей детской пси­хологии, в которой все еще не разрабатываются такие коренные вопросы теории развития, как вопрос о природе возрастных осо­бенностей, о соотношении роста, созревания и психического раз­вития в отдельные периоды детства, отрочества и юности, о внут­ренней связи между стадиями формирования человека и т. д.

<...>

Эти вопросы, касающиеся внутренних законов развития ребенка, имеют общепсихологическое значение.<..^Несом­ненная заслуга советской детской психологии заключается не только в раскрытии общественно-педагогической детермина­ции психического развития, но и его рефлекторных основ.

Б. Г. Ананьев. О системе возрастной психологии 1 5

<...>

Для нас имеют важное значение физиологические факты, сви­детельствующие о возрастной эволюции процессов возбуждения и внутреннего торможения, о возрастной динамике индукци­онных отношений между этими процессами. <...> Именно для выяснения этой ведущей роли и неисчерпаемой пластичности коры больших полушарий необходимо выяснение связи между нейродинамическими и общефизиологическимл сдвигами в процессе возрастных изменений индивидуально-психическо­го развития. Но физиология высшей нервной деятельности и психология мало связаны с возрастной физиологией систем и органов, что приводит к трудностям в познании природы со­зревания как необходимого компонента развития детей и под­ростков.

<...>

Одной из специфических особенностей индивидуального развития в этот период жизни человека несомненно является созревание структурно-динамических систем, зависящих от вре­менных связей, формирующихся у человека.

<...>

Для укрепления преемственных связей между этапами вос­питания необходима и психологическая база в виде целостной теории психического развития формирующегося человека, об­нимающей все периоды его формирования — от рождения до зрелости.

<...>

Наиболее слабо разработана в нашей отечественной науке именно эта проблема переходов от одной возрастной стадии развития к другой. Объясняется этот недостаток в значитель­ной степени тем, что дифференциация психологических знаний о возрастных особенностях, имеющая, несомненно, прогрес­сивное значение, не сопровождается в должной мере интегра­цией и синтезом этих знаний.

<...>

Основа такого педагогического проектирования заключена в целостной характеристике не только состояния воспитуемо-го, но и перспектив его ближайшего развития («зоны ближайше­го развития», по Выготскому). Особенно необходима разработка

16 Ч А СТЬ I. Предмет, методы

такой динамической характеристики для подросткового воз­раста и ранней юности.

<...>

Существенными моментами в качественном изменении воз­растного развития являются этапы роста произвольности психи­ческих процессов, как это правильно подчеркнуто Л. С. Выгот­ским. Изменение характера регуляции, возникновение и про­грессирующее развитие саморегуляции связано, по Павлову, с возрастающей ролью второй сигнальной системы. С этим же связано изменение соотношения чувственно-наглядного и логи­ческого отражения действительности. Возрастающее многообра­зие средств логического мышления и опосредствование им рос­та представлений и чувственного опыта вообще составляет корен­ную особенность того «несомненно прогрессирующего» (Сече­нов) типа развития, который характеризует умственное развитие детей и подростков в процессе их обучения и воспитания.

<...>

Юношеский возраст особенно интересен в связи с тем, что его фазы протекают в разных жизненных условиях: первая — еще в условиях подготовки к самостоятельной жизни, вторая — в условиях начала самостоятельной общественно-практичес­кой деятельности и создания нового образа жизни.

<...>

Психология юности должна составить одну из главных про­блем возрастной психологии, важную для построения целост­ной теории индивидуально-психического развития человека.

Проблема формирования человека от рождения до зрелости является одной из главнейших проблем психологии и педагоги­ки. Эта проблема составляет общее содержание конкретной пе­дагогики преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов. Однако между отдельными разделами педагогики нет достаточ­ной связи, так как еще мало учитывается целостность всего про­цесса формирования человека, обусловленность его внутренни­ми связями между отдельными периодами развития подрастаю­щего поколения. Одной из причин раздробленности возрастной педагогики является дробность психологических знаний об от­дельных периодах формирования человека.

<...>

Б. Г. Ананьев. О системе возрастной психологии _________________17^

В интересах как психологии, так и педагогики исследовать пути переходов от процесса формирования личности к зрелости, выявить значение наиболее эффективных средств формирова­ния активности сознания, регулируемого человеком в его са­мостоятельной общественно-практической деятельности.

<...>

В современной науке сложилась генетическая основа теории индивидуального развития, раскрывающая определенные за­кономерности формирования человека в процессе его воспи­тания, образования и обучения.

Но формирование человека от рождения до зрелости не ис­черпывает всего цикла индивидуально-психического разви­тия. Чем психологически характеризуется развитие человека после наступления физической, гражданской и умственной зре­лости? Есть ли какие-либо возрастные периоды в этом огром­ном диапазоне «зрелости» (взрослости), который измеряется 25-30 годами наиболее активной творческой деятельности человека?

Какова возрастная динамика психических процессов и свойств личности на протяжении от 20 до 50 лет? На эти во­просы современной науке еще предстоит дать ответы, хотя об­щая психология и построена на экспериментальном изучении взрослых людей.

В общей психологии стало традицией, когда объектом ис­следования являются взрослые люди, абстрагироваться от воз­раста еще в большей мере, чем от типологических и индивиду­альных особенностей личности. Предполагается, что развитое сознание не имеет каких-либо других природных особеннос­тей, кроме типических особенностей нервной системы. Абст­рагирование от возрастных изменений в этот основной пери­од человеческой жизни не случайно; оно связано с некоторы­ми метафизическими предрассудками о зрелости как своего рода «психической окаменелости» (Клапаред), как о состоя­нии законсервированности ранее сложившихся механизмов и свойств психического склада личности.

£ 8________________________________ ЧАСТЬ I. Предмет, методы

Если предшествующие возрасты рассматриваются с пол­ным основанием как резко отличные друг от друга динамичес­кие стадии развития, то «взрослость» рассматривается как некое сплошное статическое состояние, качественно не изме­няющееся до наступления старости. В этом состоянии якобы нет существенных новообразований развития, а по существу нет и самого развития. В некоторых идеалистических концеп­циях (например, психоанализ) имеют место сложные спекуля­тивные построения по поводу скрытого инфантилизма психи­ки взрослого человека, движущей силой которого якобы оста­ются неизжитые конфликты детства.

Нередко доказывается, что взрослое состояние есть длитель­ная остановка психического развития, отделяющая регресс в старости от прогресса в детстве, отрочестве и юности. Одно из таких «доказательств» представлено в кривой онтогенетичес­кой эволюции памяти у Эббингауза. Он различал три основ­ных периода эволюции памяти: прогресс (с раннего детства до 25 лет), остановка в развитии (от 25 до 50 лет), регресс (от 50 лет до конца жизни). Более широкое толкование такого хода индивидуального развития в различных концепциях буржуаз­ных авторов привело к утверждению, что вследствие ранней остановки развития обучение взрослых не имеет смысла. Воз­можность эффективного обучения взрослых людей отрицалась на основании того, что якобы после наступления зрелости по­степенно снижается пластичность мозга, становится ограни­ченной возможность новообразований ума и поведения, а весь психический склад человека фатально предопределяется пред­шествующим ходом развития.

Подобные «теории» были идеологическим оружием остат­ков разбитых классов в борьбе с культурной революцией в на­шей стране. В 20-х годах они пытались противопоставить эти взгляды общенародному движению за ликвидацию массовой неграмотности и малограмотности, созданию рабфаков при ву­зах и т. д. Никакой научный эксперимент не может равняться по силе и убедительности доказательств с результатами куль­турной революции, которая в кратчайшие сроки подняла на высокий уровень умственное развитие десятков миллионов тру­дящихся, взрослых людей всех возрастных контингентов.

Б. Г. Ананьев. О системе возрастной психологии 19

Не меньшее значение для доказательства изменчивости и вос-питуемости механизмов умственного развития взрослых людей представляет собой массовый опыт переобучения и коренного совершенствования производственного опыта рабочих в условий технического прогресса. В этих условиях происходит смена про­фессий и специальностей, техническое переоснащение труда, требующее быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, совмещения их в разнообразных сочетаниях и т. д., что невозможно без сочетания производственного опыта с непрерыв­ным ростом технических и политехнических знаний.

Огромная часть взрослого населения нашей страны учит­ся, совмещая ученье с трудом, благодаря чему практический опыт соединяется с теорией; в массовых масштабах развивают­ся рационализаторство и изобретательство, т. е. творческая де­ятельность высокого интеллектуального уровня. Можно счи­тать, что этот замечательный советский опыт полностью разоб­лачает антинаучный тезис о застойности психики и отсутствии развития на разных этапах «взрослости». Может возникнуть вопрос, что подобные качественные сдвиги не затрагивают ме­ханизмов нервной деятельности, которые остаются неизменны­ми. Подобное предположение лишено оснований. Нам извест­ны два основных механизма (по Павлову): механизм времен­ных связей и механизм анализаторов. По поводу первого из них можно сказать, что всякий процесс обучения есть процесс образования новых временных связей, а следовательно — но­вых функциональных систем. Массовая практика обучения взрослых является прямым доказательством развития у них этого механизма. Достаточно убедительными в этом отноше­нии являются физиологические и психологические исследова­ния, проводимые на взрослых людях в целях выработки у них новых функциональных систем, составляющих основы навы­ков, умений и сложных логических действий.

Весьма показательны данные о повышении чувствительно­сти разных анализаторов под влиянием трудовой деятельнос­ти, свидетельствующие о развитии анализаторной деятельно­сти мозга, ее высокой пластичности у взрослых людей.

Все это позволяет считать, что взгляд на зрелость как на консервативное состояние, исключающее умственный процесс

20__________________________________ ЧАСТЬ I. Предмет, методы

и развитие новых возможностей индивида, лишен каких-либо научных оснований.

Любопытно отметить, что к такому выводу приходят и неко­торые крупные зарубежные психологи. Так, например, Ф. Барт-летт считает, что проблема индивидуально-психического раз­вития неправомерно ограничивается периодом детства, что наи­более активные формы этого развития имеются в разных стадиях зрелости. К этому заключению его привели многие данные пе­рестройки сенсомоторного и умственного развития взрослых людей в условиях современного, высокоавтоматизированного производства. Срочные переключения и смена способов умст­венной деятельности в этих условиях свидетельствуют о боль­ших потенциях развития взрослых людей, порождаемых самой человеческой деятельностью. Несомненно, что существует внут­ренняя зависимость вновь возникающих в результате деятель­ности возможностей от истории индивидуального развития. Но также несомненно, что в этой предшествующей истории за­ключено только начало характера и специальных способнос­тей, только исходные моменты жизненного опыта и творчест­ва, изменения которых составляют, по выражению П. Жанэ, «психическую эволюцию личности». Этапы этой эволюции совпадают с событиями общественной и личной жизни, с ос­новными эффектами собственной деятельности человека. Эти этапы бесконечно варьируют во времени у разных людей, не поддаваясь точной возрастной унификации. Однако и П. Жанэ считал весьма важным изучение «временной личности», т. е. возрастной динамики.

Если «взрослость» не консервативное состояние, а опреде­ленная, притом основная, форма развития личности (ее «пси­хической эволюции»), то в этом развитии должны быть свои фазы, преемственно зависящие одна от другой. Наука еще не знает периодов этих фазных изменений, протекающих в зна­чительно больших временных границах, нежели периоды дет­ства или старости. Но в обыденной жизни достаточно хорошо различают взрослых людей периода молодости, «среднего воз­раста», пожилых, отличающихся друг от друга не только фи­зическим состоянием и работоспособностью, но также поведе­нием, умственным развитием и характером жизненного опыта.

Б. Г. Ананьев. О системе возрастной психологии 21

Мера пластичности мозговой деятельности не остается одина­ковой во все эти периоды, хотя можно предположить, что ее из­менение протекает неравномерно в разных анализаторах, в первой и второй сигнальных системах, в общей динамической стереотипии корковой деятельности. Переходы от одной ста­дии к другой тесно связаны с типологическими особенностя­ми высшей нервной деятельности, прежде всего с силой и по­движностью нервных процессов. Не меньшее значение имеет общее развитие всего организма, влияющее на тонус жизнедея­тельности в целом. Все это требует систематических сравни­тельно-возрастных исследований, носящих комплексный ха­рактер, с обязательным участием психологической науки.

Без изучения возрастной динамики «взрослости» трудно решать проблемы долголетия, волнующие современное есте­ствознание и медицину. Дело в том, что как источники преж­девременного старения, так и источники долгой жизнестойкос­ти заключены во всем процессе индивидуального развития, особенно в тех этапах зрелости, которые непосредственно пред­шествуют старости.

В нашей стране благодаря социалистическому строю не­уклонно увеличивается средняя продолжительность человечес­кой жизни. На реальную почву ставится борьба за дальнейшее расширение средних границ человеческой жизни, основанная на достижениях науки. Из твердо установленного различия между патологической и физиологической смертью, из дан­ных о механизмах преждевременного «патологического» ста­рения и его предотвращения сделан важный вывод о возмож­ности обеспечить долголетие путем комплексного применения социально-гигиенических, профилактических и терапевтичес­ких средств. Создается система «лечения» старости, которая уже приводит к ощутимым результатом. Физиология и пато­логия шагнули далеко вперед в деле искусства «продления жиз­ни», так называемой макробиотики, носившей сто лет назад, во времена Гуфеланда, характер романтической легенды.

Однако сейчас остается еще в тени психологический аспект проблемы долголетия и недостаточно оценивается значение пси­хопрофилактики преждевременного старения, так как психоло­гическая наука не участвует в этом новом научном движении

22 Ч А СТЬI. Предмет, методы

современности. Между тем это участие способствовало бы уяс­нению роли морально-психологических факторов в длительном сохранении жизнестойкости, а особенно — в предупреждении преждевременного старения. Весьма важно выявить скрытые возможности развития, которые и в эти поздние периоды чело­веческой жизни, вероятно, не носят однородного и равномерно­го характера. Путем аналогии с другими периодами индивиду­ального развития можно предположить, что и на этой стадии об­разование и упрочение временных связей зависят от того, на базе каких анализаторов они возникают. Но в разные периоды жизни чувствительность анализаторов развивается в разных направле­ниях, образуя зоны сенситивности в некоторых из них. Необхо­димо сравнительное изучение деятельности всех анализаторов внешней и внутренней среды старческого организма для того, чтобы определить соотношение «прогресса» и «регресса» ощуще­ний разных модальностей, а тем самым и разных форм восприя­тия. Нет основания для утверждения о сплошном обратном раз­витии всех анализаторов лишь поданным об ослабленное™ слу­ха и зрения. Также требует экспериментальной проверки так называемый закон обратного развития старческой памяти, сфор­мулированный Т. Рибо, так как состояние общей и состояние профессиональной, специальной памяти могут быть резко раз­личными. Интересные проблемы в области теории навыков и привычек, с одной стороны, мышления — с другой, равно как и в области модификации характеров, степени продуктивности та­ланта и т. д., встают при изучении психологии старости.

При современном состоянии науки становится возможной объективная периодизация стадий старения и старости. Но в данный момент так называемые геронтологические проблемы нас интересуют не сами по себе, а как часть возрастной психо­логии. В систему возрастной психологии должны войти все вза­имосвязанные периоды человеческой жизни, начиная с раннего детства и кончая старостью. Систематическое сравнительно-воз­растное изучение человека необходимо для разработки теории индивидуально-психического развития человека.

К накопленным ранее данным сравнительного изучения де­тей и взрослых необходимо присоединить данные о сдвигах психического развития в периоды старения и старости, посте-

Е. Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии 23

пенно охватывая разные области индивидуально-психическо­го развития.

<...>

Нет сомнения в том, что коллективными усилиями совет­ских психологов удастся построить систему возрастной психо­логии, необходимую для познания закономерностей индиви­дуально-психического развития.

Е. Ф. Рыбалко

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ1

<...>

Все усиливающийся интерес к онтогенетическим проблемам обусловлен тем, что практически значимыми становятся такие задачи, как научное обоснование профотбора и профессиональ­ной ориентации и переориентации на разных возрастных сту­пенях, включая пожилой возраст, обучение не только детей, но и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной под­готовки в зрелые годы жизни человека. Современное общество в связи с научно-техническим прогрессом заинтересовано в выявлении «психических ресурсов» и повышении уровня твор­ческого потенциала и работоспособности человека на протя­жении всей его сознательной жизни.

Современный характер требований общественной практики, предъявляемых возрастной психологии, обусловливает ее сбли­жение не только с педагогикой, но и с медициной и инженерной психологией, а также с другими смежными отраслями науки, изучающими человека.

Появление новой проблематики на стыке возрастной и ин­женерной психологии и психологии труда обусловлено необ­ходимостью учета возрастного фактора при построении эф-

Рыбалко Е. Ф. Актуальные проблемы возрастной психологии // Вестник ЛГУ, вып. 3, 1979, №17.

24__________________________________ ЧАСТЬ I. Предмет, методы

фективных режимов тренинга операторов и при обучении про­фессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизи­рованного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в условиях космических полетов. Исследований в этом направлении проводится крайне мало. Между тем, к примеру, выполненный нами цикл работ на металлургическом производстве показал важность учета возраст­ного фактора при разработке комплекса мероприятий по сниже­нию травматизма.

Сближение медицинских наук и возрастной психологии происходит на основе возрастающих требований клинической диагностики в целях более точной профилактики, лечения и трудовой экспертизы, с использованием глубоких и всесторон­них знаний о состояниях и возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, вклю­чая гериатрию, способствует углубленной разработке основ­ных проблем возрастной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные возрастные периоды, опре­деление возрастных норм психических функций.

В педагогической деятельности высокая эффективность обу­чения и воспитания достигается благодаря всестороннему зна­нию личности учащихся с учетом их возрастных особенностей. Практическая работа с людьми в различных областях обще­ственной жизни, в сфере обслуживания, управления также тре­бует дифференцированного подхода на основе знаний о возраст­ных и других особенностях личности человека.

Взаимодействие возрастной психологии с практикой осу­ществляется непосредственно и через целый комплекс наук о человеке, таких, как медицина, спорт, педагогика и психологи­ческие науки, образованные в результате расширения междис­циплинарных связей. Однако не только контакты с отдельны­ми дисциплинами, но и междисциплинарные связи создают новые возможности для развития проблематики возрастной психологии. Особое значение интеграции наук в системе чело-векознания придавал Б. Г. Ананьев: «Все больше углубляется понимание относительности границ между гигиеной и воспи­танием, оздоровительно-восстановительной практикой и фор­мированием человека, психотерапией и социально-педагоги-

Е. Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии 25

ческими воздействиями. Со сближением оздоровительно-гиги­енической и педагогической практики связано современное по­нимание целостности развития, зависимости его не только от гомогенных (например, физического развития от физического воспитания), но и от гетерогенных связей (например, физичес­кого развития от умственного воспитания)».

Интегральный подход к индивидуальному развитию лич­ности предполагает исследование его внутренних закономер­ностей и основных характеристик, раскрывающих временную и топологическую структуру онтогенеза психики.

Цикл работ, проведенный коллективом, возглавляемым Б. Г. Ананьевым, был посвящен возрастным особенностям пси­хофизиологических функций взрослых. В результате была по­казана необходимость дифференцированного подхода к возраст­ным различиям, поскольку таким образом выявляется внут­ренняя противоречивость и разновременность возрастной из­менчивости, функций. Одной из актуальных задач является расширение знаний в этом направлении путем микровозраст­ного анализа психофизиологических функций в период их рос­та и инволюции. Продолжение исследований в указанном пла­не на школьниках различного возраста позволило показать действие сложных закономерностей возрастной изменчивости некоторых психофизиологических функций на разных уровнях их организации и дать их теоретическое описание.

На основе знания общих закономерностей онтогенетичес­кого развития и системного подхода в возрастной психологии могут решаться прикладные и теоретические задачи. К их чис­лу относится определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, которые используются как в кли­нике в целях установления различного рода отклонений в раз­витии человека, так и при определении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни.

Знание возрастных норм необходимо для оценки отклоняю­щихся форм поведения и в целях прогноза психического разви­тия. Широкий диапазон действия возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает как одна из наиболее интегральных характеристик человека. Оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, важно, однако, учитывать

26 ЧАСТЫ. Предмет, методы

неодинаковую степень связи изменений различных функций с возрастом. Наиболее тесным образом с возрастной изменчивос­тью связаны индивидные характеристики. В наименьшей сте­пени связь с возрастом выражена в становлении личности и субъекта деятельности. Поэтому при общем глобальном под­ходе к возрастным нормам ведущее значение имеет классифи­кация периодов и отдельных фаз жизни, которые характери­зуются сочетанием метрических и топологических свойств и имеют определенные возрастные границы. Кроме того, в зави­симости от содержания направленности социально значимых требований к человеку в разные периоды его онтогенеза на первый план в определении норм психического развития вы­ступают различные критерии, которые определяют специфику комплексной оценки того или иного периода жизни. Так, при поступлении в школу, наряду с другими показателями биоло­гического и социального развития, решающее значение имеет интеллектуальная зрелость. Пенсионный возраст оценивается прежде всего с точки зрения состояния работоспособности че­ловека как субъекта деятельности в структуре его других харак­теристик.

Проблема возрастных норм психического развития имеет целый ряд аспектов. Наряду с разработкой возрастной перио­дизации жизненного цикла как наиболее комплексной и слож­ной важное прикладное значение придается возрастному нор­мированию по отдельным подструктурам и функциям, реально используемым в общественной практике. Становление челове­ка как личности, как субъекта познания, общественного пове­дения и практической деятельности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социаль­ного воздействия на человека, социальную регуляцию его ста­туса и поведения в обществе. Начало формирования субъекта познания датируется семилетним возрастом. В известном смы­сле определена и граница творческой научной активности взрос­лого человека, связанная со сроком предоставления творческо­го отпуска для подготовки докторской диссертации (45 лет). В трудовом законодательстве фиксируются возрастные преде­лы зрелости человека как субъекта трудовой деятельности в общем и профессиональном плане. И наконец, в государствен-

Е. Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии _____2^7

ных законодательствах устанавливаются также возрастные сту­пени созревания человека как личности, как субъекта обществен­ного поведения, приобретающего с определенного возраста гражданские права и обязанности. А с формированием инди­видных качеств человека наряду с другими его характеристи­ками связан возраст вступления в брак и создания семьи. Уста­новление «старта» и «финиша» в развитии человека как субъек­та практической, трудовой деятельности, выделение периодов наивысших достижений в научной и художественной сферах и сроков оптимальной, общей и профессиональной трудоспо­собности имеют существенное значение для более глубокого, дифференцированного подхода к социальному возрастному нормированию.

Стратегия поиска возрастных различий должна учитывать относительный характер возрастного фактора, который выра­жен неодинаковым образом не только в развитии различных подструктур и функций человека, но и на отдельных этапах человеческой жизни. Как отмечал Б. Г. Ананьев, в наибольшей степени его действие проявляется в первые недели и месяцы жизни человека. Специфика возрастного фактора заключается не только в том, что он по-разному проявляется в отдельные периоды жизненного цикла. Его изучение осложняется тем обстоятельством, что он выступает в единстве с индивидуаль­ными особенностями, которые важно учитывать при разработ­ке возрастных нормативов.

Следует отметить, что с возрастом развитие человека все болеет индивидуализируется. С. Л. Рубинштейн писал, что чем ребенок старше и чем процессы сложнее, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия. Усиление индивидуальных разли­чий на протяжении всего жизненного цикла отмечал и Б. Г. Ана­ньев: «Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологических особенностей формирующейся личности. Про­цессы роста, созревания и развития все более опосредуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типоло­гическими и индивидуальными чертами. Это положение осо-

28__________________________________ ЧАСТЬ I. Предмет, методы

бенно характерно для всех периодов зрелости, возрастные раз­личия между которыми как бы «перекрываются» типом инди­видуального развития, характером практической деятельнос­ти и т. п.».

Своеобразие индивидуальности, по его мнению, накладыва­ет определенный отпечаток на переход от зрелости к старению. Преждевременная старость одних, активность, «молодость» других в процессе геронтогенеза — все эти особенности свиде­тельствуют об огромной роли, какую в возрастной динамике играет индивидуальное развитие человека, мера его социальной активности, особенности его характера, личности и профессио­нальной деятельности. Поэтому, изучая возрастную динамику психических функций и особенности отдельных периодов, нель­зя абстрагироваться от жизненного пути человека, от истории его индивидуального развития в разнообразных общественных связях. Возрастное нормирование имеет как социальный, так и дифференциальный смысл, поскольку возрастные эталоны по­зволяют определять как степень выраженности индивидуаль­ных различий, так и их возрастную динамику, степень продви­жения в психическом развитии в конкретном периоде жизни, т. е. производить сопоставление в поперечном и в продольном «разрезах».

Проблема возрастного нормирования включает не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индиви­дуальной вариативности психологических характеристик. Кро­ме того, индивидуальные различия выступают как самостоя­тельная проблема в структуре возрастной психологии. Рас­смотрение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве создает новые возможности для изучения обучаемо­сти, для определения генеза и степени зрелости психологичес­ких функций. Выявление различных путей развития психичес­ких функций и разнообразия темпов их возрастной динамики имеет значение для более точной оценки не только каждого воз­растного «среза», но главным образом самого процесса инди­видуального развития с точки зрения множественности и раз­нообразия проявлений возрастной нормы. В этом случае речь идет о дальнейшей разработке научной основы индивидуаль­но-педагогического подхода к человеку, о психологическом

Е. Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии 29

обосновании широкого набора управленческих задач, воспи­тания и обучения.

Следующий цикл проблем возрастной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, сани­тарно-гигиенических и биотических факторов оказывают вли­яние на построение системы возрастного нормирования. В то же время вопросы акселерации и ретардации остаются мало изу­ченными именно вследствие того, что сами возрастные крите­рии психического развития в их многообразии оказываются недостаточно разработанными.

Для дальнейшего исследования одной из основных проблем возрастной психологии — классификации периодов жизни — первостепенное значение имеет структурно-генетический под­ход к онтогенетическому развитию человека. Благодаря кор­реляционному и факторному анализу на этапе коллективного комплексного исследования психофизиологических функций взрослых, выполненного под руководством Б. Г. Ананьева, удалось выявить функциональные структуры внимания, па­мяти и мышления. Рассматривая корреляционные плеяды, объединяющие разные параметры одной и той же функции и межфункциональные структуры, Б. Г. Ананьев выявил их разно­родность и возрастную изменчивость в период взрослости. Опре­деленные сочетания связей внутрифункциональных струк­тур и межфункциональных образований являются, по мне­нию Б. Г. Ананьева, основанием для построения возрастных синдромов микро- и макропериодов зрелости.

Следующая серия работ, выполненных с учетом школьно­го периода, подтвердила факт функционального структуриро­вания на этапе интенсивного становления человека. Структур­ный подход к возрастной изменчивости психики в широком диапазоне способствует углубленному изучению ее качествен­ных особенностей на современном уровне научных знаний и проникновению в психологические механизмы самого процес­са развития. Выявление структурной специфики динамичес­кой многоуровневой организации психики имеет существенное

30 ЧАСТЬ I. Предмет, методы

значение для построения периодизации и выделения как от­дельных фаз жизни, так переходных, критических моментов развития. В этом плане представляют особый интерес дальней­шие исследования самых ранних и поздних этапов онтогене­за, где, как можно думать, располагаются «старт» и «финиш» внутренней взаимосвязанности, сложных цепей корреляций между многими нейропсихическими функциями, процессами, состояниями и свойствами личности.

В комплексе задач, направленных на выяснение структур­ных особенностей развития, важное место занимают психофи­зиологические исследования процессов интеграции с учетом целостной работы мозга и специфики функционирования ме­ханизма билатерального регулирования на разных этапах жиз­ни человека. Другое направление состоит в изучении возраст­ной динамики структурирования психофизиологических функ­ций с точки зрения типологии корреляционных взаимосвязей, что крайне существенно для понимания внутренних детерми­нант онтогенеза человека. Еще одно направление исследова­ний связано с практической значимостью феномена функци­ональной интегрированное™, знание которого может быть использовано для задач управления процессом развития. Экс­периментальное изменение отдельных параметров психичес­ких функций приводит к значимым сдвигам именно в тех ха­рактеристиках, которые находятся с этими параметрами в кор­реляционных отношениях. Изучение действенности функцио­нальных связей и их активное практическое использование для направленного воздействия на возрастную динамику бу­дет способствовать процессу ускорений развития не только в парциальном, но главным образом в глобальном смысле. С ис­следованиями процессов структурообразования в онтогенезе связано решение и такой очередной комплексной задачи, как изучение сензитивных периодов, меры сензитивности форми­рующегося человека по отношению к определенным воспита­тельным и обучающим воздействиям.

На основе знания основных характеристик жизненного цик­ла человека, его внутренних закономерностей и механизмов может быть осуществлена разработка синтетической пробле­мы о скрытых возможностях и резервах самого психического

Е. Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии _____3£

развития, которая была выделена Б. Г. Ананьевым в связи с за­дачами социального прогнозирования, поскольку, по его мне­нию, истинные потенциалы развития еще крайне недостаточ­но используются в современном обществе.

В число основных проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, поскольку оно осуществ­ляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельно­сти. Детерминанты и условия человеческого развития вклю­чают социально-экономические, политико-правовые, идео­логические, педагогические, а также биотические и абиоти­ческие факторы. Одна из главных задач состоит в том, чтобы рассмотреть «полифакторные поля» основных компонентов целостной структуры человека, складывающихся в процессе индивидуального развития. При этом с общетеоретических по­зиций важно изучение законов соединения факторов в целост­ности и функционирования их по законам данной диалектико-динамической системы, представление их как переменного системного комплекса.

Построение системы частных задач, направленных на вы­явление специфики отдельных эпох и фаз жизни, определяет­ся конкретизацией общих законов онтогенеза и практически­ми требованиями общества. В плане выявления возможностей индивидуального развития особый интерес представляют са­мые ранние годы жизни человека. Долголетие и увеличение сроков сохранения трудоспособности и творческой активнос­ти в пожилом возрасте является важнейшей проблемой возраст­ной психологии и других смежных наук о человеке. К числу ак­туальных частных проблем относится также изучение особен­ностей подросткового критического возраста и исследование механизмов развития и возрастной изменчивости психики в зрелый период жизни. Другие задачи связаны с выяснением возрастных особенностей, отдельных функций и сторон пси­хической организации человека.

Таким образом, намечается определенная иерархия акту­альных проблем более общего и частного порядка, решение ко­торых подчинено основной цели — дальнейшей разработке тео­рии индивидуального развития и расширению возможностей

32 ЧАСТЫ. Предмет, методы

приложения научных знаний по возрастной психологии к ре­шению задач социальной и производственной практики, по­скольку сейчас научное исследование закономерностей психи^ ческого развития становится необходимым условием дальней­шего совершенствования всех форм воспитания и образования не только подрастающего поколения, но и взрослого человека.

II__________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.