Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности творчества зрелых специалистов






1) узок в форме решений

специалисты старого поколения представляют собой особую ценность, поскольку достигают целостного взгляда на проблемму за счет накопленного опыта. Эта целостность обеспечивается всесторонним знанием проблеммы и позволяет им порождать не локальные а комплексные идеи, что дает возможность создавать открытия и изобретения высокого уровня. В процессе многолетнего и углубленного изучения своей области у специалиста вырабатывается специфический вкус в форме решения, который помогает ему находить красивые решения и дает возможность экономить много сил, чтобы отнести все варианты недостойные внимания.

2) нерешительность. У людей склонных к рефлексии больше чем к действию вкус развивает осторожность, излишняя требовательность к самому себе не столько помогает раскрывать свои возможности, сколько их ограничивает (страх за репутацию). Давление различного рода страхов может привести к ограничению полета мыслей. Однако такое положение не фатально, талантливые люди это люди думающие, и они могут отдавать себе отчет в подобных изменениях в своей личности.

3) Концентрация интересов. По мере того, как специалист становится все более знающим, он начинает относится к инфомации излишне избирательно, то есть это означает что он закрывает шлюзы восприятия, причем настолько, что уже ничто новое не может попасть в его мозг. Сужение круга интересов ведет к тому что он заведомо не приемлит некоторые предположения как вероятные, и просто отсекает многие продуктивные ассоциации. То есть глубокая убежденность зрелых профессионалов в своих знаниях перекрывает им возможность дальнейшего профессионального роста.

4) Умение использовать старые идеи. Опыт повышает вероятность столкновения со старой идеей после нескольких лет разлуки, такая встреча похожа на встречу со старым знакомым: сразу видны все изменения, с годами число знакомых идей увеличивается, надо с пониманием относится к тому, что эти идеи жили и развивались, и в новых обстоятельствах могуть быть вполне плодотворны.

5) Снижение способности рисковать. Пока новые идеи еще не обрели формы популярного изложения или обоснования, к ним предъявляются очень высокие требования агрументации, и нужна значительная смелость для их отстаивания, и то и другое противоречит потребности зрелого специалиста в экономии сил. Поэтому он усиливает субъективный контроль ситуации, и если это не обеспечивает снижение внутренней напряженности, то включается психологическая защита по типу рационализации и изыскивается достойное объяснение того, почему этого делать не надо. При этом может происходить даже дискридитация целей, когда она становится не настолько желанной, чтобы рисковать, это частично снимает раздражение, заменяет принятые решения на бездействие

6) эффект «паники закрытых дверей». В процессе выбора творческой задачи и при выборе способа продвижения к ее достижению большое значение имеет отношение к перспективам- чем короче остаток жизни, тем меньше человек интересуется будущим. Экономия сил и времени заставляет сужать круг значимых целей. То есть при прочих равных условиях далекие задачи больше волнуют молодых, при этом паспортных возраст не всегда соответствует психологическому. Наличие у человека долговременной цели продливает плодотворную фазу жизни.

Вывод: открытие молодых специалистов часто весьма радикально, но не всегда плодотворное, они предлагают ускорение темпа развития науки и техники, но для общества чаще всего такое положение вещей недопустимо, поскольку требует разрушения существующих инфраструктур, что не всегда возможно и желательно. Потребитель боится изобретенийс непредсказуемыми поседствиями.

Поэтому если новый эффект может быть получен за счет изобретения не самого высокого уровня результат может оказаться более приемливым, чем внедрение изобретения высокого уровня. Тем не менее открытия зрелых специалистов, даже имеющее меньший маштаб, порой оказываются более ценными и перспективными для внедрения.

 

2) непосредственность интуитивного познания, достижение его без рассуждения, в отличии от опосредованного характера логического мышления. Попытки анализа этапов интуитивного мышления никчему не приводят. Оказывается что вспоминается время, когда еше не было никакого решения. Затем разрыв... и момент когда оно появилось в готовом виде

3) достоверность, как очевидность безоговорочная уверенность в правильности результата. Не подтвержденная никакими умозаключениями.

Кроме этих 3х основных компонентов важно еще отличить еще 2 существенных обстоятельства:

1) озарения недостаточно для усмотрения истны но совсем недостаточно для того чтобы убедить в этой истине других. Необходимы доказательства

2) для запуска интуитивного процесса необходим большой объем предварительно накопленных знаний. Длительная глубинная работа в конкретной области выступает необходимым интуитивного озарения. Это важно, поскольку выступает мнение что для интуитивного обретения не требуется серьезная предварительная подготовка и длительное накопление знаний (кристал попадая в насыщенный раствор мнгновенно вызывает его кристализацию, но к этому моменту раствор уже насыщенный)

анализ свойств интуиции наводит на мысль что они имеют самое тесное отношение к правополушарным процессам, с другой стороны интуиция не смотря на всю ее внезапность опирается на жизненный опыт, поэтому этот вопрос остается открытым.

Проявления интуиции

инсайт традиционно рассматривается как следствие разрыва мышления: человек обнаруживает результат не вытекающий однозначно из посылок, таким образом человек осознает что произошел некий скачок, ощущение неожиданности прихода какой то важной мысли, именно этот скачок и поражает воображение человека. Субъективное состояние внезапности озарения объясняется тем, что результат получен в правом полушарии с его специфическими подсознательными механизмами и особой логикой. Поэтому разрыв, который ощущает человек — это скачок не только между осознаваемым и неосознаваемым результатом но и способами обработки информации. В период активации правосторонних способов обработки информации, человек может увидить дальний берег, то есть преодолеть значительный разрыв данных и усмотреть результат. Если интуиция позволяет сделать большой скачок, то мышление дает возможность продвигаться малыми шагами с одной ступени на другую, когда шаги очень мелкие, то полученные таким образом результаты обычно не удивляют и иногда вовсе не рассматриваются как творческие, а если процесс и воспринимается как творческий в этом случае результат его субъективно не воспринимается как полученный интуитивно, таким образом скачок даже микроскопических размеров присущ любому творческому процессу поскольку означает организацию новой связи. Когда человек размышляет субъективным сигналом замыкания необходимой связи выступает осознание результата мыслительных опреаций. Другое дело если в процессе наблюдается разрыв, даже если он не велик эффект его приодоления уже можно отнести к творчеству, хотя полученный результат не объясняется интуицией.

Предвестники интуитивного решения

возникновение чего то нового само по себе связанно с эмоциональными изменениями, то есть предчувствие вызревания результата тоже связанно с эмоциональными изменениями.

Есть люди с повышенной чувствительностью к своим внутренним состояниям, они точно различают даже малкие изменения. Могут даже обладать безошибочным предчуствием и безотчетной проницательностью- решение приближается.

Таким образом осознание интуитивных результатов предшествуют либо какие то эмоциональные импульсы, либо особые ощущения, причем как давно поступившая информация продвигается в нужном направление к желаемому результату, возникают положительные эмоции, то есть еще ничего не проступило но уже есть ощущение счастья от сигнала выступающего как предвестник творческой лихорадки. Может проявляеться в форме неожиданного странного и может быть даже чуждого чувства. Секрет удачи для творческого человека в том, что бы в этот момент не стремиться поскорее это нечто выразить словами, в этот момент надо постараться сделать свое чувство наиболее отчетливым.

Указание на то что человек приближается к решению является усиление эмоционального напряжения оно связанно с тем, что человек уже обработал уже множество данных но они еще не организованны тем способом, который позволяет понять их. Дело не в том, что чего то не хвататет, чаще наоборот: то что накопленно, плохо организованно и человек приходит в замешательство не от того что не хватает какой то части информации, а наоборот есть ее избыток и она не структурированна. Если все таки на этом этапе запустить процесс обработки непрырывной обработки материала все лишнее уйдет, а то что осталось займет свои места- структурируется. В этом случае организация достигнет гармонии и вполне возможно возникнет настоящий инсайт. Именно инсайт снимет напряженность, когда решение интуитивно найденно, то обратная связь, которая говорит о том что достигнут желаемый результат, замыкается через эмоциональное ощущение связанное с окончанием творческого процесса.

Таким образом эмоциональное возбуждение не только предворяет но и завершает процесс творчества, тем самым способствует осознанием полученного результата.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.