Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Организация и методы психологического исследования






1. Основные принципы и методы психологического исследования. Принципы и этапы психологического исследования. Этические нормы в работе практических психологов. Принципы детерминизма, объективности, личностного подхода. Обработка данных, интерпретация результатов. Общая характеристика этических норм. Этические нормы хранения и представления результатов исследования. Методологические принципы психологического исследования: принцип детерминизма, принцип объективности, генетический принцип, принцип индивидуального подхода, принцип системного подхода, принцип практической направленности психологического исследования. Классификация методов психологического исследования.

2. Метод эксперимента. Сущность метода, основные требования, виды и процедура построения эксперимента, условия, влияющие на его результат. Стратегии экспериментального исследования. Виды эксперимента: лабораторный, естественный, формирующий. Этапы эксперимента. Гипотеза. Виды гипотез в эксперименте. Переменная. Виды переменных в эксперименте. Планирование эксперимента. Структура экспериментального отчета.

3. Метод наблюдения. Общая характеристика метода.. Специфика наблюдения как метода психологического исследования. Приемы и методы, снижающие эффект субъективности при наблюдении. Формы регистрации результатов наблюдения. Единицы наблюдения. Виды наблюдения.

4. Метод беседы (интервью). Сущность метода. Преимущества и недостатки метода. Этапы подготовки и процедуры проведения беседы. Требования к формулировке вопросов. Виды вопросов. Психологические особенности установления первого контакта. Требования, предъявляемые к ведущему беседу. Барьеры общения. Невербальная коммуникация, элементы невербального общения, межличностное пространство. Специфика проведения беседы с детьми. Рефлексивное слушание.

5. Метод анкетирования. Общая характеристика метода. Правила формулирования вопросов, виды вопросов и правила их использования, правила оформления анкеты; структура анкеты. Проведение и анализ результатов пилотажного исследования. Организация и процедура проведения анкетирования.

6. Понятие и классификация тестов. Психометрические критерии научности психодиагностических методик. Этапы психодиагностического обследования. Классификация тестов. Определение тестов. Свойства тестов. Их виды, требования к выбору испытуемых; способы повышения объективности и стандартизации. Понятия тестовой оценки и тестовой нормы. Валидность (виды валидности), надежность (виды надежности), стандартизированность, тестовая норма, дискриминативность тестов. Стандартизированные и нестандартизированные психодиагностические методики. Этапы психодиагностического обследования: этап сбора данных, этап переработки и интерпретации данных, этап принятия решения. Психологический диагноз, объект диагноза, уровни диагноза. Психологический прогноз. Типичные ошибки, допускаемые в ходе психодиагностического обследования

7. Методы статистической обработки результатов психологического исследования. Понятие генеральной совокупности и выборки. Методы первичной описательной статистики (мода, медиана, среднее арифметическое). Дисперсия. Понятие нормального распределения. Методы вторичной обработки данных: корреляционный анализ, метод сравнения, регрессионный анализ, кластерный анализ, факторный анализ.

Вопросы комплексного экзамена

1. Предмет и задачи психологии, её место в системе наук о человеке. Житейская и научная психология.

2. Понятие о психике. Мозг и психические процессы. Психические явления и их виды.

3. Общее представление об ощущении

4. Общее представление о восприятии.

5. Общее представление о памяти.

6. Общее представление о мышлении.

7. Представление и воображение

8. Понятие личности.

9. Понятие деятельности.

10. Понятие о способностях.

11. Понятия «развитие», «рост», «созревание», «возраст». Виды развития. Движущие силы, условия, факторы и закономерности развития.

12. Понятие «Жизненный путь личности». «Акме» - вершина жизненного пути. Понятие кризисов в психическом развитии человека.

13. Основные теории психического развития.

14. История и современное состояние исследований психологии индивидуальности.

15. Предмет и задачи дифференциальной психологии.

16. Основные понятия психологии индивидуальности.

17. Социальные и биологические факторы индивидуального развития.

18. Феномены индивидуального развития.

19. Общая характеристика младенческого возраста.

20. Общая характеристика раннего возраста.

21. Общая характеристика дошкольного возраста

22. Общая характеристика младшего школьного возраста.

23. Общая характеристика подросткового возраста.

24. Общая характеристика юношеского возраста.

25. Общая характеристика зрелых возрастов.

26. Основные принципы и методы психологического исследования.

27. Метод эксперимента.

28. Метод наблюдения.

29. Метод беседы (интервью).

30. Метод анкетирования.

31. Понятие и классификация тестов. Этапы психодиагностического обследования.

32. Методы статистической обработки результатов психологического исследования.

Рекомендуемая литература.

Основная:

1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста Т. П. Авдулова. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. -7-е изд. - СПб.: Питер, 2007

3. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 240 с. (гриф МО)

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2010

5. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студ.вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.: ил. https://www.koob.ru/maklakov_a/obshaya_psihologiya_maklakov (гриф МО)

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменалогия развития, детство, отрочество, юность. М.: Академия, 2002 (гриф УМО).

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: «ТРИВОЛА». 2010.

8. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. Акмеология / под общ. ред. А.А. Деркача. – Москва, 2002 г.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

4. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: 2001.

5. Божович Л.И. Личность и ее фоpмиpование в детском возpасте. М., 1968.

6. Божович Л.И. Избpанные психологические тpуды. М., 1995.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь - справочник по психологической диагностике. Изд-во «Питер», 2006.

8. Волков, Б.С Психология юности и молодости / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект: Трикста, 2006. -256с

9. Вопpосы психологии pебенка дошкольного возpаста.М., 1995.

10. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» // Вопросы психологии № 6 1966 Стр. 62 – 68.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.

12. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М, 2006

13. Егорова М.С., Психология индивидуальных различий. — М.: 1997.

14. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. Издательство МПСИ, МОДЭК, 2004.

15. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. М.: 2003.

16. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004

17. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979.

18. Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология. Киев, 2009.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 1975.

20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 1959.

21. Нижегородца Н.В. «Использование детских рисунков как средства диагностики и коррекции психического развития детей» // Ярославский педагогический вестник, 1996, № 3.

22. Нижегородцева Н.В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.

23. Нижегородцева Н.В. Психология дошкольного возраста: Методические рекомендации. Ярославль, 2013.

24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. - 460 с.

25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А. и Маничева С.А. - СПб., 2000.

26. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А, Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.

27. Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. СПб., 1995.

28. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002.

29. Хухлаева, О. В. Психология подростка [Текст] / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2005.

30. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007

31. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: 2001.

32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

Содержание собеседования

Вопросы

1. Понятие индивидуальности. Основные подходы к определению содержания понятия индивидуальности.

2. Концепция индивидуальности Б.Г. Ананьева. Структура индивидуальности. Понятия «индивидуальность», «личность», «субъект деятельности», «индивид».

3. Факторы индивидуального развития.

4. Основные закономерности индивидуального развития.

5. Феномены индивидуального развития (одаренность, индивидуальные особенности людей с разным доминированием полушарий головного мозга, дети Индиго и др.).

6. Методы исследования индивидуальных различий.

7. Понятия «вариативность» и «норма» в индивидуальном развитии.

8. Статистические методы оценки вариативности и значимости различий индивидуальных свойств.

9. Применение знаний о закономерностях и феноменах индивидуального развития в психолого-педагогической практике.

10. Типологии индивидуального развития

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: 2001.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. СПб., 2001.

4. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: 2001.

5. Егорова М.С., Психология индивидуальных различий. — М.: 1997.

6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. М.: 2003.

7. Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология. Киев, 2009.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.