Вы получили партию крема (чипсов, лекарств и т.п.), который из-за сложностей с таможней имеет истекающий срок хранения. Вы можете:
А) продать его дистрибьюторам по базовой цене, скрыв этот факт (такая возможность априори есть);
В) возвратить его поставщику, при этом понеся финансовые потери, не смертельные для вашей компании.
Выберите вариант, обоснуйте.
Вы сотрудник консалтинговой компании. У вас есть клиент, который очень слабо разбирается в маркетинге (ваш консалтинг - именно в этой сфере). Ему необходимо организовать рекламную кампанию для вывода нового бренда. Вы предложите ему:
А) дорогое, максимально масштабное исследование, размещение рекламы через вашего партнера;
Б) фокус-группу за незначительное вознаграждение для ее участников и организацию тендера, в который включите и вашего партнера;
В) предложите выбор из двух вариантов: вы учите представителей компании-клиента, и они самостоятельно проводят все вышеуказанные мероприятия или они все-таки делегируют это вам.
Выберите вариант, обоснуйте (только для тех, кто хорошо разбирается в маркетинге и принципах консалтинговой деятельности).
В) проверяющие модели поведения и индивидуально-личностные качества.
Каждый руководитель и менеджер по персоналу заинтересован получить в руки конкретный инструмент, позволяющий определять, подходит ли потенциальный кандидат в компанию. Поэтому мы приведем несколько CASES и варианты их интерпретации, а также соотнесения ответов с вариантами корпоративных культур и стилей менеджмента (см. таблицу 1).
Case
| Варианты ответов и их интерпретация
|
Навыки продаж и понимание бизнес-процессов в этой сфере
|
Решение о покупке/сотрудничестве клиент принимает на основании трех факторов: товар, сервис и личность продавца. На какой из этих факторов вы имеете влияние? Обоснуйте.
| Ответ показывает степень ответственности и понимание целостного процесса продажи. Хороший продавец имеет влияние на все три фактора.
|
Продайте мне...
| Оценка знания техники продаж: сначала надо выявить потребности клиента, а только потом делать презентацию товара.
|
Дайте как можно больше решений для данной ситуации: клиент требует такую скидку, которую вы не можете предоставить.
| Показывает вариативность мышления и знание специфики продаж, а также умение торговаться. Хороший продавец должен дать не менее 3-5 вариантов.
|
Как вы определите при первой встрече, перспективен ли клиент?
| Хороший продавец понимает, что делать однозначные выводы о перспективности клиента нельзя. Необходимо оценивать ситуацию в ее развитии.
|
Как вы будете действовать в ситуации, когда клиент предъявляет претензию по срокам поставок (они реально были нарушены), но вы за эти сроки ответственности не несете?
| Навыки переговоров и конфликтность, а также умение решать сложные ситуации. Плохо, если продавец начинает оправдываться, перекладывая вину на сотрудников других отделов. Правильная линия - выразить сожаление и обозначить для клиента пути и сроки исправления ситуации.
|
Каким образом вы можете получить обратную связь от клиента? Какой путь самый достоверный?
| Умение вести переговоры. Должно быть названо не менее трех способов, самый достоверный - наблюдение за невербальными проявлениями клиента.
|
Сколько визитов в день вы можете делать?
| Умение видеть отличия разных бизнесов. Правильный ответ: «Это зависит от целей визитов и типа продаж».
|
Какие данные вы бы вводили в базу данных клиентов?
| Соответствие представлений о трейд-маркетинге специфике и требованиям вашей компании.
|
Определите целевую группу для вашего товара.
| Навык определения целевой группы.
|
Чего клиент ожидает от вас и вашего товара (можно оговорить определенный товар)?
| Определение умения выявлять потребности клиента.
|
Каким образом вы определите, о чем необходимо говорить в презентации?
| Навыки проведения переговоров и умение выявлять потребности клиента.
|
Что важнее при общении: вербальное или невербальное восприятие?
| Навыки ведения переговоров: значимость зависит от конкретных ситуаций, примеры которых хороший продавец должен уметь привести.
|
Сформулируйте и обоснуйте структуру переговоров.
| Знание техники продаж.
|
Назовите как можно больше способов завершения продажи.
| Знание техники продаж.
|
Что важнее при продаже: говорить или слушать?
| Зависит от этапа продажи - знание техники продаж.
|
Запрос клиента - ответная презентация (ролевая игра).
| Реальный навык проведения продажи, при этом интервьюер должен играть роль типичного клиента.
|
Ответьте на возражение: «...»
| Реальный навык проведения продажи, при этом интервьюер должен играть роль типичного клиента.
|
Вы представляете фирму - производителя такого-то товара такой-то ценовой группы, такой-то стратегии продвижения. Обоснуйте критерии выбора дистрибьюторов.
| Знание трейд-маркетинга и соответствие представлений кандидата специфике вашей компании.
|
В каких ситуациях неважна маржинальная прибыль, а важен объем продаж?
| Знание стратегического маркетинга (основ).
|
В чем ключевая разница продажи дистрибьютору (посреднику) и конечному потребителю?
| Знание практики маркетинга и продажи.
|
Клиент говорит: «Это дорого». Почему он это говорит? Назовите как можно больше вариантов.
| Креативность, умение видеть различные версии, понимание специфики бизнеса.
|
Выберите из списка формулировки, вредные при переговорах с клиентом, обоснуйте и замените их на позитивные: • мы решим ваши проблемы; • вам придется доставлять самостоятельно; • выгодное решение; •сотрудничество; • мы продаем; • если для вас это дорого, мы можем удешевить; • мы предлагаем вам разные схемы взаимодействия; • что вас не устраивает; • в принципе, это достижимо; • мы можем достичь еще более хороших объемов продаж при работе с полным ассортиментом; • нет, таких условий мы вам предоставить не можем.
| Грамотная речь при переговорах, отсутствие негативизма. (Негативные формулировки подчеркнуты.)
|
Основы маркетинга
|
Емкость рынка по вашей товарной группе (ее можно обозначить) исчерпана. Назовите как можно больше путей, которые могут при этом условии привести к росту объема продаж. Обозначьте схему определения целевой группы потребителей такого-то товара / дистрибьюторов такого-то товара. Обозначьте схему расчета емкости рынка по такому-то товару в таком-то регионе. У нас есть данные (опишите их). Интерпретируйте эти данные. При продвижении линии кремов одного производителя и одного бренда один из кремов давал существенно более низкий объем продаж. Это крем двойного действия, рассчитанный на ту же целевую группу, что и другие, при этом цена и оформление упаковки аналогичны тем, что продаются гораздо лучше. Вы должны, задавая мне любые вопросы по товару и типу дистрибуции, определить, в чем причина. Я буду давать правдивые ответы или говорить, что данная информация не значима для решения этой задачи. Дайте основные идеи PR-статьи для продвижения такого-то товара для такой-то целевой группы. Как вы определите, где имеет смысл размещать такие статьи? Считаете ли вы удачным рекламный слоган «Не тормози - сникерсни!»? Как вы полагаете, почему именно такой слоган используется? Приведите примеры продукции, для которой подобный стиль был бы оптимален. Обоснуйте. Обоснуйте, почему в рекламных роликах чистящих, моющих и подобных средств почти всегда присутствует «советчик», а в рекламе дорогой элитной продукции клиенту, как правило, предлагают убедиться самому. Каким образом вы сможете просчитать эффективность рекламной кампании так, чтобы определить именно этот параметр, а не качество работы продавцов? Назовите как можно больше способов позиционирования высокой цены как преимущества. Приведите примеры искусственного формирования потребностей и обоснуйте схему подобного формирования.
| Оцениваем знания и практические навыки в сфере маркетинга, трейд-маркетинга и PR.
|
Менеджмент, оценка персонала и управление персоналом
|
Определите индивидуально-личностные качества, которые необходимы сотруднику отдела продаж, и выберите инструменты для их определения.
| Навык подбора персонала и расстановка приоритетов.
|
Опишите идеальную команду. А теперь назовите/опишите ваше место в ней.
| Предпочтения человека по команде, знание основ менеджмента.
|
Представьте себе ситуацию: в коллективе, которым вы руководите, есть неформальный лидер, однозначно пытающийся конкурировать с вами за влияние. Ваши действия?
| Умение строить отношения в конфликтной ситуации, умение влиять на людей, агрессивность, склонность к интригам.
|
Сотрудник постоянно уклоняется от ответственности, переспрашивает о том, как выполнять текущую работу, но в итоге все делает весьма исполнительно. Сотрудник работает в компании около полугода. Чем эта ситуация может быть вызвана? Ваши действия?
| Стиль управления, умение проанализировать сложную ситуацию, версионность мышления, склонность к обвинению подчиненных или к решению возникшей ситуации. Знание правил мотивации и критики.
|
В крупной мебельной компании сложилась такая ситуация: региональный отдел продаж длительное время находился в офисе, отдельном от других отделов. Отдел большой, профессионально сильный, с очень опытным руководителем. В какой-то момент руководством всей компании было принято решение о слиянии и перемещении всех отделов в общий офис. Возник конфликт. Определите истинные и мнимые позиции сторон и предложите пути решения конфликта.
| Умение решать конфликты, способность к многофакторному анализу, умение влиять на ситуацию, стиль управления, расстановка приоритетов.
|
Что лучше: идеальный исполнитель со средним потенциалом или «звезда» с большими амбициями и меньшей стабильностью? Обоснуйте. А кого бы вы взяли на работу?
| Способность к анализу, соответствие или несоответствие политике компании, в которую приходит кандидат.
|
Расставьте приоритеты значимости данных параметров в ситуации, когда вы берете на работу сотрудника отдела продаж: • ценности и лояльность; • индивидуально-личностные особенности (стрессоустойчивость, доброжелательность, креативность и т.д.); •навыки продаж. Обоснуйте.
| Расстановка приоритетов, соответствие - несоответствие ценностям компании, в которую приходит кандидат.
|
Представьте себе, что к Вам в подчинение приходит человек, работавший ранее на должности такой же, как у вас. Чем может быть вызван такой переход и каковы будут ваши действия?
| Склонность к анализу, версионность, склонность к обвинительной позиции, навыки практического менеджмента.
|
Один ваш подчиненный по ошибке, связанной с недостаточным опытом, упустил крупную сделку. Другой аналогичную сделку заключил, при этом воспользовался предложенным поставщиком вознаграждением себе лично. В первом случае компания упустила существенную выгоду, во втором - получила значительную прибыль. Опишите вашу реакцию и действия в первой и второй ситуации.
| Честность и четкая расстановка приоритетов в отношении недопустимости сомнительных действий сотрудников. Степень жесткости при оценке ошибки, склонность и умение обучать персонал.
|
У сотрудника, ранее дававшего отличные результаты, резко снизилась эффективность работы, при этом формально он выполняет все свои обязанности. Чем может быть вызвана такая ситуация? Ваши действия?
| Стиль и навыки менеджмента, версионность мышления, склонность к обвинительной позиции.
|
У вас в подчинении работает человек, который уже несколько перерос свою позицию. Однако в силу различных объективных причин карьерного роста быть не может, а доход достаточно высокий, также есть комиссионные. Найдите пути дополнительной мотивации такого сотрудника.
| Навыки мотивации, версионность мышления.
|
Опишите ситуации, в которых ярко выраженная установка сотрудника на командную работу и взаимодействие может оказаться вредной.
| Умение видеть нестандартные решения (правильный ответ - если сотрудник один в городе или офисе).
|
Опишите идеального для вас подчиненного.
| Соответствие представлений кандидата реальности компании.
|
В команде работает человек, который постоянно просит своих коллег о помощи и пояснениях. Что хорошего и что плохого в этой ситуации?
| Анализ, версионность, обвинительная позиция.
|
По аналогичной схеме вы можете самостоятельно выстроить cases с учетом специфики других видов работы и вашего бизнеса. Ценности и модели поведения
|
Перед вами стоит важная рабочая задача. Вы считаете, что для ее решения оптимальным является план Х. Ваш руководитель говорит, чтобы вы действовали по плану У. Но вы считаете, что план Х лучше для пользы дела. Ваши действия?
| Управляемость, умение аргументировать свою позицию.
|
Вы знаете, что ваш коллега говорит о вас плохо за глаза и это мешает вашей карьере. Ваши действия?
| Конфликтность, умение решать сложные ситуации.
|
Вы случайно узнаете, что ваш коллега (не руководитель и не подчиненный) систематически совершает нечестные поступки по отношению к компании, в которой вы работаете. Ваши действия?
| Соотнощение лояльности к компании (т.е. «что-то предприму») с общечеловеческими ценностями (все-таки сразу «стучать» не очень порядочно).
|
Вы можете моделировать любые cases, создавая ситуацию противоречия различных интересов и ценностей человека - компании, человека - других людей и т.п.
|