Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О тех, которые действуют беспорядочно и смешивают все в своих действиях, и о том, что это очень опасно






Но что я говорю об этом? Такие люди, всё смешивающие в своих действиях, не нахо­дящие никакого различия между святым и не святым, дерзают делать и то, что позво­ляют входить к святому престолу людям, не достойным престола, и без архиерейского благословения повелевают читать в церквиСвященное Писание. И это нечестивейшее дело дошло до такой степени, что беспоря­док вошел в обычай. Многие даже не счита­ют нужным святое благословение и просят его едва не тогда только, когда приступают к принятию рукоположения, да и в эту минуту принимают его едва ли не по одному только обычаю.

Человек! Не считаешь ли ты маловаж­ным то, что выходишь за пределы учения отцов, установленные свыше? Нет, ничего нет маловажного в Церкви великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допускается без значения, ибо она есть Церковь Самого живого Слова. Всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать по собственному произволу совершенно презирать уставы и делать самого себя законоположником, уничтожая их? Разве ты не знаешь, что порядок соблюдается во всём по тому, как написано? Ибо Бог, как гово­рит богоглаголивый Павел, «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14: 33) и порядка. Не знаешь, что в Церкви соблюдается тот порядок, ко­торый установлен на Небе?

Не разрушай же горнего чина, но, напро­тив, поддерживай его и ревнуй о нём, сколь­ко есть сил. Старайся не только сохранить, что принял, но и умножить принятое свя­тыми правилами и украсить это, как дела­ли отцы наши. Подвизайся за святые уста­вы, чтобы, любя благолепие дома Господня и соблюдая святой чин, получить от Бога многоразличную мзду. Принадлежности же алтаря чти преимущественно перед всем, соответственно их степени, как имеющие священную печать, и воздавай им почтение приобщением Святых Таин, и предстоянием, и принятием антидора и святой воды, и поклонением честным иконам и всесвятому кресту.

330. О бесчинно входящих в алтарь неосвящённых лицах и о чине погребения усопших

Входить в алтарь могут только рукополо­женные и избранные на служение вечному Царю. И никому другому не позволяй вхо­дить в алтарь! После них дай место мона­хам, а за ними – мирянам. Людям, заражён­ным тщеславием, не позволяй входить и во святое: входя несмысленно, они вносят сюда свои страсти и выказывают их близ бесстрастного и божественного и не толь­ко не получают освящения, но заслужива­ют осуждения и отвержения. Ибо таковые хотят быть причастниками Божественных Тайн наравне с людьми низкими и немощ­ными, и, по причине своего богатства, председательствовать с пренебрежением к бедным и, по расчетам человеческим, пе­ред всеми величаются мирскими преиму­ществами.

Но не это избрал Бог. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1Кор. 1: 26), – говорит апостол, то есть редки между людьми мужи знаменитые и великие, но не из них Бог избрал Себе служителей, потому что таковы понятия мира, однако не таковы мысли Божии.

Бог сотворил одного человека и из одно­го – всех. И чтобы посрамить тех, кото­рые мыслят только о земном, «избрал Бог», говорит апостол, «немудрое мира, чтобы по­срамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее»(1Кор. 1: 27–28). Избрал Бог ничего не значащих и ничего о себе не думающих, чтобы значащих, т. е. многоду­мающих и высящихся, упразднить смире­нием и истиной. «Да непохвалится никакая плоть пред Богом» (1Кор. 1: 29), да не скажет какой-либо мудрец, или благородный, или силь­ный, или богатый, что он устроил наше спасение. Ибо Смиривший Себя до плоти, и воплотившийся от смиренной, но свя­той Жены, названный плотником и сыном плотника, и осужденный даже на Крест, Сам спас нас и мир через рыбарей, скинотворцев1), мытарей и язычников, уверовав­ших в Него.

Итак, не хвались о плоти, кто бы ты ни был, ибо ты персть и чем больше от земли богатеешь, тем больше приобретаешь тле­ния. Но зная, что ты принадлежишь к ми­рянам, и не имеешь священного сана, и не избрал монашеского, смиряй себя, и будь истинным судией, и, не будучи из сословия иереев и монахов, приходи как мирянин к истинному, непорочному и единому Судии.

Будучи же мирянином, когда молишься, смотри, кто из мирян лучше тебя и кто не­порочнее, ибо не смотрит Бог на лица, смо­три, кто любезнее тебя Богу, тем более что ты можешь судить об этом по чертогам цар­ским. Ибо, если к царю близки друзья его, то тем ближе будут к Богу Его друзья.

Итак, согрешая, приходи как согрешаю­щий и не приступай прежде монахов, с пре­небрежением к ним. Я знавал благородней­ших в миру людей, которые, будучи мудры по отношению к божественным вещам, ког­да подходили к антидору и освящённой во­де, уступали место простым монахам.

Не предпочитай себя и клирикам, но оста­вайся в том чине, в котором находишься. Со смирением и сиди, и стой, и приступай ко Господу, ибо «Господь, сказано, гордым проти­вится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4: 6).

Но довольно об этом чине, принятом в святой Церкви в подражание Небу, и о бла­гоговении к божественным вещам.

Итак, когда умерший положен по чину, свя­щенник благословляет Бога, и тогда-то осо­бенно необходимо благословлять Господа, Который привёл человека к концу поприща, принял душу его, а тело отдал земле, и через смерть дал нам внимание память смерт­ную, преложил человека из этой жизни в другую жизнь, вечную, и наказание соделал, поистине, из человеколюбия. И особенно надобно благословлять Его потому, что Он, воплотившись и умерев за нас, восстановил и спас нас, и опять воскресит и спасёт, как Человеколюбец.

Поэтому поющие тотчас присоединяют со­ответствующую песнь: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (Пс. 118: 12).

Потом читаются псалмы непорочны. Они разделяются на три статьи, во образ и сла­ву Троицы. Псалмы эти предызображают Царство Спасителя и жизнь святых, ко­торую должен проводить и всякий благо­честивый. При служении каждой статьи священники совершают молитву и опять начинаются псалмы, между тем как на каж­дый стих говорится «аллилуйа», что значит «Господь грядет» и указывает на Его Второе Пришествие, в которое Он, явившись, вос­кресит всех нас умерших.

Во время служения одной статьи возглаша­ется «упокой раба Твоего», а во время другой – «по­милуй мя, Господи», как бы от лица лежащего, – самая подобающая и полезная молитва.

Молитва же священников совершается та­ким образом. Диакон, взяв кадильницу, по­ложив в неё фимиам и взяв благословение от иерея, становится в изголовье лежащего посреди Церкви и, кадя над останками, мо­лится о них, приносит Богу кадило и гово­рит громко: «Паки и паки миром Господу помо­лимся», научая нас через случившуюся смерть примирению, потому что и мы умрем, и то­му, чтобы мы, примирившись между собой, молились об умершем, и хоть в чём-нибудь помогли бы ему своей молитвой, и чтобы был мир с ним, после того как он примирил­ся с Богом.

Потом молится об упокоении души почив­шего, о прощении ему всех грехов и о том, чтобы Господь вселил душу его в селении праведных. И все единогласно поют спасительнейшую молитву «Господи, помилуй».

Диакон также призывает всех испросить у Христа Его милости почившему, Царство Небесное и оставление грехов.

Священник же ещё прежде этого тайно приносит с благоговением молитву Богу и именует Его «Богом духов», то есть Ангелов, и душ, «и всякия плоти», то есть облеченных плотью людей, назвав Богом, «упразднив­шим смертию смерть», через Крест «поправ­шим диавола» и через смерть «даровавшим жизнь миру». Священник молит Его упоко­ить и душу усопшего в месте покоя, откуда отбеже, то есть удалилась, всякая печаль и воздыхание.

Он молит простить почившему всякий грех, совершённый делом, словом и мыс­лью, потому что никто не без греха, разве Он один, безгрешно вочеловечившийся. Он праведен, и слово Его – истина, потому что Он есть истина и Он сказал: «Я есмь воскресе­ние и жизнь» (Ин. 11: 25). Посему и священник, возглашая это, говорит, обращаясь к Богу: «яко Ты еси вос­кресение», ибо мы надеемся, что и почивший будет жить, и воскреснет, и найдёт упокое­ние в Господе.

Итак, это совершается при чтении трёх статей псалмов непорочных, а после непороч­ных читаются за усопшего тропари, необхо­димейшие для умоления Бога.

Потом – зачало Апостола о надежде вос­кресения; поэтому и верных Апостол на­зывает не умершими, но усопшими, так как они воскреснут.

Потом – «аллилуйа» как знак Пришествия Божия и как проповедь о Пришествии Христа и о нашем воскресении из мёртвых через Него.

И – каждение, в ознаменование благодати Божией, сходящей и на останки усопшего, как верного.

И читается священником Евангелие, кото­рое как бы через Ангела Божия предваряет самое воскресение наше.

Вслед за этим – опять молитва, и после неё – песнь целования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.