Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О песненной утрени






Изложу и утреню недельную, по образцу ко­торой отправляются и утрени ежедневные. Из этого изложения виден будет чин ее.

В то время как бывают заперты царские врата храма, иерей, как посредник и как ли­цо, имеющее образ Ангела, становится пред вратами и благословляет Бога, Единого в Троице, говоря: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», и тотчас же возглаша­ет мирные прошения и «заступи, спаси, поми­луй». Певец сразу же поёт часть надлежащего для пения псалма, по Божественным кни­гам: «и спах» (Пс. 3: 6); «слава Тебе, Боже».

Храм же, пред вратами которого становит­ся иерей, изображает древний рай и Небо, или, лучше сказать, он поистине есть рай и Небо, потому что на престоле, стоящем по­средине в святом алтаре, как в раю, имеет­ся древо жизни – священнодействуемый Христос и всесвятой крест Его. Здесь – свя­щенная трапеза, как Небо, престол, где в своих тайнах и Евангелии восседает Царь славы Христос, а вокруг Него ангельские си­лы, святительские чины, святое миро, свя­тые останки мучеников, сонм апостольских и пророческих душ, часто посылаемых, и предстоящих, и доселе присутствующих в своих святейших писаниях. Также вокруг Христа и престола – сонм Ангелов, действи­тельно приходящих как бы сосвященнодействовать нам, когда они воспевают ту же хва­лебную песнь, какую воспеваем мы, и когда совершается то же служение горе и долу. Здесь – рай и Небо, которые мы заключили и непрестанно заключаем для себя своими преступлениями.

Потом иерей говорит: «Пресвятую, Пречис­тую», и, предав Богу и себя и всех, громоглас­но славословит Бога и говорит: «Яко подобает Тебе всякая слава».

После пения певец читает: «Аз уснух и спах» и «слава Тебе, Боже». И таким образом, начав псалом: «Господи, что ся умножиша» (Пс. 3: 2), продол­жая следующее по стихам, оканчивает его весь, а оба лика попеременно поют: «Слава Тебе, Боже».

Затем читаются кряду три псалма во образ и честь Всесвятой Троицы, именно: «что ся умножиша», и «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю» (Пс. 62: 2), и «Се, ныне благословите Господа» (Пс. 133: 1).

Между этими тремя псалмами на праздни­ки поются и троичны, то есть «слава Тебе, От­че, слава Тебе, Сыне, и слава Тебе, Душе Святый», и подобные, а в дни обыкновенные и в неде­ли, кроме недели Праотцев и Отцев, поются только «слава Тебе, Боже»; потом при «славе» опять «слава Тебе, Боже», при «и ныне» – то же самое и, наконец, добавляемое то же – громогласно.

Иерей – «паки и паки» и «заступи»; певец – «все­ленную» и «аллилуйа». Иерей – «Пресвятую» и воз­глас. А певец тотчас – «непорочнии в путь» и «аллилуйа»; «блажени непорочнии в путь» и следую­щее за тем в стихе и «аллилуйа».

Таким образом, пока совершается вся пер­вая часть, стихи поются попеременно обоими ликами с «аллилуйа». Потом – «слава, и ныне» и добавляемое «аллилуйа».

Иерей вслед за тем возглашает малую ектению, а певец – «вразуми мя, Господи». Иерей – «Пресвятую, Пречистую» и возглас, а певец – «руце Твои сотвористе мя и создасте мя»(Пс. 118: 73) и остальную часть стиха с припевом «вразуми мя, Господи», и оба лика поют прочие стихи с припевом «вра­зуми мя, Господи». «Слава, и ныне» поется с прибав­лением того же – «вразуми мя, Господи».

Потом иерей опять произносит малую ектению, а певец – «вселенную», «аллилуйа». Иерей в это время отверзает одну дверь храма, по­казывая, что воплощением Господа, призревшего на нас с Небес и вочеловечившегося из небесной и живой Двери – Богородицы, от­верзлось нам Небо, а также, что Господь уже прежде Страдания и Воскресения отверз нам Небесное, как и о Крещении Его написано, ибо Он узрел тогда отверзшиеся Небеса, кото­рые для нас прежде были совершенно заклю­чены, и потом, взойдя туда Сам, возвёл и нас.

Итак, стихи поются обоими ликами до: «да внидет достояние мое пред Тя, Господи». А тогда, так как домостроительство уже соверши­лось, Спаситель пострадал, крестная жерт­ва принесена, восстанием Господа все иску­плены и вознесением Его сущие во аде и на земле взошли на Небо, тогда иерей отвер­зает врата и громогласно поёт глаголемую входную с «аллилуйа» и все вступают внутрь храма, как в самое Небо, следуя за иереем, держащим крест и изображающим Господа, Крестом нас спасшего. В кресте утвержде­ны три свечи, знаменующие трисолнечный свет, ибо и через Крест открылось и воссия­ло ведение Святой Троицы и слава Её.

Войдя, иерей тотчас преклоняет главу, бла­годаря Владыку. Если же присутствует и ар­хиерей, то и он преклоняет голову вместе с иереем, и оба читают молитву входа, а архи­ерей запечатлевает, говоря: «Благословен вход святых Твоих, Господи».

Итак, предшествуемый иереем и диаконом, которые изображают Ангелов, архиерей, носящий образ Христа, Который отверз нам двери рая и Неба, один входит в вели­кие врата и, войдя, хвалит и благодарит Его, что Он через Крест отверз нам горняя и, как Царь и Бог, есть единый Вождь. Благодарит Его, что Он, через обращённые к востоку врата – через Свою Матерь Приснодеву – есть единый, так вошедший в мир, и что через Неё обновил нам вход в горняя.

Прочие же входят в боковые двери, и все – позади иерея, ибо, последуя Христу, через Него все мы входим на Небо.

Между тем оба лика, став посредине, поют попеременно окончание псалма, возвещая Воскресение Христово – жизнь и спасение наше, и говорят: «Да будет рука Твоя еже спа­сти мя» (Пс. 118: 173); «Жива будет душа моя и восхвалит Тя»(Пс. 118: 175); «Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего» (Пс. 118: 176).

Потом «слава, и ныне», и в славословие Вос­кресшего и нас воскресившего Господа опять громогласно поётся «аллилуйа», и тотчас начинается согласное пение: «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки»(Дан. 3: 57). Во время сего пения, с крестом в руках, иерей, как Ангел, и архиерей, как Господь, восходят в сопровождении всех в алтарь, как к Престолу Божию. Архиерей вступает на свой престол, изображая вос­хождение и седение на Небеси. Престолом же я называю и стасидию. Крест водружает­ся на амвоне против алтаря, через возжжённые перед ним три светильника свидетель­ствуя всем о смерти и восстании Спасителя и о проповеди Троицы.

Затем согласно и громко поётся вся песнь трёх отроков, с припевом благословите, так как в печи они изображали и славословили Троицу и вочеловечение Слова.

Потом поётся: «Благословим Отца и Сына и Святого Духа, Господа, и ныне и присно».

И наконец, добавляется: «Хвалим, благосло­вим, воспеваем и поклоняемся Господу», потому что все свои блага мы получили от едино­го Бога, Всесвятой Троицы, и через домо­строительство Слова, единого от Троицы, и призваны от великого грехопадения, и восстали, и озарились истинным светом, и вознесены на Небеса. Посему тотчас вос­хваляем Виновницу воплощения Слова, Богоматерь, говоря: «Тебе, необоримую стену и утверждение спасения».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.